Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 28-29 (2364-2365) 19 июля 2002 г.

"КЛАССИЧЕСКАЯ" ТОРГОВЛЯ
ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Иллюстрация

Недавнее появление вывески "Холидей Классик" над дверями продовольственного магазина по улице Терешковой стало долгожданным событием для многих жителей новосибирского Академгородка — новая торговая точка решила для них проблему приобретения недорогих и качественных продуктов.

Несомненно, что магазин в научном городке должен, в первую очередь, обслуживать научных сотрудников, которые не будут чувствовать себя в нем нежеланными гостями из-за того, что их труд недооценен государством. И здесь особую социальную ценность приобретает проводимая компанией "Холидей Классик" политика "ежедневно низких цен".

Иллюстрация

У многих жителей новосибирского Академгородка, чья основная деятельность протекает в стенах научных институтов, понятия "коммерция" и "торговля" вызывают стойкое предубеждение, если не сказать негатив. Впрочем, вполне оправданный последним десятилетием, когда творческий и научный потенциал сотрудников СО РАН в основном был направлен на выживание в условиях рыночной экономики. Кризис начала 90-х годов не только пагубно отразился на развитии наукоемкой отрасли, но и развалил структуру снабжения городка продуктами питания.

На смену УРСу "Сибакадемстроя" — крупному централизованному предприятию, обеспечивавшему бесперебойные поставки продовольственных товаров — пришли многочисленные лотки уличных рынков с товарами сомнительного качества или поражающие запредельными ценами магазины. Следствием глубокого кризиса, охватившего сферу торговли и экономику страны в целом, стало представление о розничных торговых предприятиях как о местах, где случайные в торговле люди, не заинтересованные в серьезных и долгосрочных вложениях, занимаются сомнительным бизнесом.

Иллюстрация

Однако в последнее время российская экономическая система начала постепенно выходить из коматозного состояния, и вместе с ней "пошла на поправку" и розничная торговля. Возвращение в отрасль крупного капитала вызвало процессы консолидации разрозненных продовольственных магазинов в централизованные торговые предприятия. Взяв на себя традиционные функции ОРСов и Торгов, новые структуры начинают решать вопросы массового снабжения населения продуктами питания. Их прибыль формируется не путем баснословной накрутки, а за счет невысоких наценок на большие объемы продаж.

В Академгородке таким предприятием, ломающим стереотипное, сложившееся за кризисное десятилетие негативное восприятие торговой отрасли, стала компания "Холидей Классик" (крупнейшая на сегодняшний день в Новосибирске сеть из 8 супермаркетов и гастрономов самообслуживания). В самую узнаваемую марку в городке входят 3 магазина, и если первый из них (открывшийся в феврале 2000 года) еще вызывал осторожное отношение со стороны первых покупателей, то недавнее появление вывески "Холидей Классик" над дверями продовольственного магазина по ул. Терешковой стало долгожданным событием для многих жителей Верхней зоны: новая торговая точка разрешила для них проблему регулярных поездок за продуктами питания в одноименный супермаркет, расположенный на улице Героев Труда.

Иллюстрация

Популярность и востребованность магазинов "Холидей Классик" в научном центре можно выразить и языком цифр: сеть обслуживает 10-15 тысяч покупателей в день, и на 3 супермаркета компании приходится половина всего реализуемого в Верхней и Нижней зонах Академгородка объема продовольственных товаров. Это 15-20 тонн продуктов питания ежедневно на сумму около 1 млн рублей! Так что опасения двухлетней давности, что подозрительно низкие цены в "Холидей Классик" обернутся очередным "обманом публики" или рекламным трюком (как это зачастую происходило с новоявленными супермаркетами, которые через пару месяцев медленно, но верно поднимали цены), так и не смогли найти своего подтверждения.

О том, что "Холидей Классик" пришел в городок "всерьез и надолго", свидетельствует профессиональный подход и к организации торговли, и к оснащению своих магазинов: из всех торговых предприятий Академгородка только в супермаркетах "Холидей Классик" установлено новейшее итальянское торгово-технологическое оборудование. Только в них используются дорогостоящие холодильные агрегаты с выносом создающих шум компрессоров и нагревающих окружающий воздух испарителей за пределы торгового зала. Приведение одного магазина в нормальное рабочее состояние (ремонт и полное перевооружение) обходится компании в 300-500 тысяч долларов США, еще 50-100 тысяч долларов идет на пополнение товарных запасов.

Размер вложений в магазины порождает главную "проблему" любого крупного бизнеса — он для своей работы и для своей нормальной окупаемости требует стабильных внешних условий. В нестабильной обстановке делать вложения со сроком окупаемости более трех лет — очень большой риск. Для компании важно, чтобы в обществе изменились стереотипы отношения к отрасли, чтобы действия государственных органов строились на более стабильной и долгосрочной основе.

Особенную социальную ценность представляет проводимая компанией политика "ежедневно низких цен". Другими словами, в магазинах сети отсутствует ценовая дискриминация покупателей с невысоким доходом. В отличие от многих супермаркетов города, привлекающих скидками выгодных состоятельных клиентов, делающих большие покупки, в магазинах "Холидей Классик" установлены привлекательные цены для всех покупателей. Уровень цен в супермаркетах "Холидей Классик" ниже, чем на уличных микрорынках любого района города, не говоря уже о ценах в аналогичных магазинах других операторов. Компания "Холидей Классик" не делит покупателей на бедных и богатых. И хотя такая политика ослабляет конкурентные позиции компании, расходы на первоклассное обслуживание "невыгодных", с точки зрения бизнеса, "мелких" покупателей "Холидей Классик" рассматривает как свой вклад в развитие стабильного гражданского общества.

Несомненно, что магазин в научном городке должен, в первую очередь, работать для научных сотрудников, они не должны чувствовать себя в нем нежеланными гостями из-за того, что труд ученых недооценен государством. "Холидей Классик" обслуживает покупателей в Академгородке, в Кольцово и хорошо понимает эту специфику. В основе концепции развития компании лежит не погоня за сиюминутной прибылью, а, выражаясь научным языком, принцип нахождения "точки равновесия" всех заинтересованных участников: покупателей, поставщиков, государственных органов, трудового коллектива (в магазинах компании в Академгородке работает свыше 300 человек) и инвесторов. Непрерывное движение к этой недостижимой "точке равновесия" — гарантия стабильности бизнеса.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?21+212+1