ПУТЬ К ТЕХНОПОЛИСУ
4 июля в Малом зале Дома ученых прошло совместное заседание
Президиума СО РАН, администрации Новосибирской области и мэрии
Новосибирска. В повестке дня вопросы "О территории
научно-технического развития в Новосибирском научном центре и
взаимодействии ее субъектов с предприятиями города" и "О
стратегии развития Новосибирского государственного университета".
Валерия Макарова "НВС"
Как обычно, заседание открылось торжественным вручением наград.
Академику М.Курлене передан серебряный знак им. Обручева, которым
его наградил Институт геологии и нефтегазового дела при Томском
политехническом университете.
Администрация Новосибирской области наградила почетными грамотами
за активное участие и высокий организационный уровень в
проведении мероприятий, посвященных Дням славянской письменности,
академиков Н.Добрецова, Н.Покровского, члена-корреспондента РАН
Е.Ромодановскую, зам.председателя Отделения И.Гейци, директора
Дома ученых Г.Лозовую, научного сотрудника Института истории,
к.и.н. Н.Куперштох.
* * *
Стратегию развития Новосибирского государственного университета
представил ректор НГУ, чл.-корр. РАН Н.Диканский.
Главной задачей НГУ является подготовка кадров высшей
квалификации для науки (прежде всего, для СО РАН), образования,
народного хозяйства.
Выделены стратегические цели: сохранение уникальной системы
отбора и воспроизводства кадрового потенциала для развития
ведущих научно-педагогических школ; совершенствование модели
интеграции фундаментальной науки и высшего образования;
формирование механизма привлечения интеллектуального и научного
потенциала в регион; улучшение качества жизни преподавателей и
сотрудников университета.
Для обеспечения достижения поставленных целей в первую очередь
необходимо участие РАН в учредительстве университета и создание
совместно с СО РАН предприятий малого высокотехнологичного
бизнеса и инновационных компаний. Развитие НГУ предполагает
модернизацию учебно-производственной базы, расширение (совместно
с институтами ННЦ) магистратуры и аспирантуры за счет привлечения
студентов из других вузов, регионов, из-за рубежа, внедрение
новых образовательных технологий и т.д.
Увеличение спектра специальностей, развитие системы
дополнительного образования требует строительства общежитий,
новых учебно-лабораторных корпусов.
Доклад ректора вызвал бурную дискуссию. С вопросами,
дополнениями, пожеланиями выступили академики В.Шумный,
В.Молодин, Ф.Кузнецов, Н.Покровский, А.Конторович, В.Кулешов,
О.Васильев и другие.
В принятом постановлении Президиума СО РАН одобрены изложенные
ректором НГУ основные направления развития университета на
ближайшую перспективу. Решено просить постоянно действующую
комиссию Президиума СО РАН по проблемам подготовки и
воспроизводства кадров совместно с руководством НГУ доработать
стратегию развития НГУ с учетом поступивших в ходе обсуждения
замечаний и предложений. В сентябре предполагается ее дальнейшее
обсуждение на совместном заседании Совета НГУ и Президиума СО
РАН.
Ректору НГУ, чл.-корр. РАН Н.Диканскому и заместителю
председателя СО РАН по капитальному строительству В.Мошкину
рекомендовано приступить к разработке плана строительства и
проектированию общежитий НГУ, в том числе на долевых началах с
заинтересованными инвесторами.
* * *
С докладом "О статусе и программе территории научно-технического
развития в Новосибирском научном центре СО РАН" выступил глава
администрации Советского района Новосибирска А.Гордиенко.
В соответствии с решением Общего собрания ННЦ (ноябрь 2001 г.) и
распоряжением мэра города создана рабочая группа, которой было
поручено разработать стратегию развития научного центра. Этот
документ представлен в конце апреля в областную администрацию,
мэрию, Президиум СО РАН. Элементом стратегии является проект
областного закона об основах функционирования территории
научно-технического развития на базе Советского района
Новосибирска.
Основные задачи технополиса:
Сохранять и преумножать потенциал науки, среду, в которой он
формируется, имея в виду междисциплинарные исследования, развитие
материальной базы науки, информационные связи и др.
Формирование инновационной инфраструктуры развития наукоемкого
бизнеса и самого бизнеса как механизма использования результатов
науки в интересах промышленности и других отраслей хозяйства
Новосибирска и Сибири.
Повышение комфортности проживания в районе как важное условие
развития науки.
Формирование цивилизованных партнерских отношений на территории
между наукой и наукоемким бизнесом, между властью и наукоемким
бизнесом и т.д.
Подготовка и формирование кадрового потенциала высшей
квалификации за счет кадровой ротации и взаимного обмена кадрами
различной категории (рабочие специальности, менеджеры, научные
консультанты и др.).
Расширять налоговую базу района для формирования ресурсов
развития и поддержания в надлежащем состоянии всех сфер
деятельности в районе.
Создание новых рабочих мест, увеличение денежных доходов
населения и снижение социальной напряженности в районе, городе и
т.д.
Разработана система программных мероприятий по развитию
Советского района Новосибирска как технополиса. Она предполагает:
обеспечение развития научно-исследовательской сферы и ее
инфраструктуры;
развитие инфраструктуры образовательной сферы;
развитие инфраструктуры наукоемкого бизнеса, производственной,
инновационной и предпринимательской сфер;
поддержку молодых ученых;
развитие городской инфраструктуры;
развитие социально-культурной сферы;
материально-техническое обеспечение развития;
обеспечение нормативно-правового и информационного обеспечения
развития технополиса;
развитие местного сообщества технополиса;
разработку системы общественной безопасности;
развитие прямых связей промышленности Новосибирска и области с
институтами ННЦ СО РАН.
* * *
Оценку состояния промышленности Новосибирска, уровня технической
оснащенности и перспективы модернизации представил вице-мэр
Новосибирска А.Нестеров.
Новосибирск индустриальный город и промышленность здесь всегда
играла ведущую роль. Создание в городе мощного
научно-образовательного потенциала во многом определило
отраслевую структуру промышленности. В плановом порядке
министерствами создавались и динамично развивались наукоемкие
производства высококвалифицированного труда в первую очередь,
отрасли оборонной промышленности. В 6070-х годах темпы прироста
продукции машиностроения в Новосибирской области были в 1,52
раза выше общесоюзных. Производственный потенциал машиностроения
сегодня ограничен не только из-за изношенного парка
технологического оборудования, но и из-за его несовершенной
структуры. До 70% всего парка это станки с ручным управлением.
Затянувшаяся конверсия мощностей предприятий на фоне массовых
хищений в 90-х годах цветных металлов привели к разрушению
уникального оборудования и утрате ряда технологий.
За последние 10 лет численность промышленных предприятий
увеличилась на 2300, в том числе в машиностроении на 740. Из
последних только треть занимается производством продукции,
остальные металлообработкой и ремонтом. Упрощение работ и
пользование старым изношенным оборудованием ведет к потере
наукоемкой специализации, снижению качества. С другой стороны,
рост количества малых предприятий свидетельствует об интенсивном
формировании малого производственного бизнеса. Повышение их доли
в объеме продукции промышленности подтверждает наличие в этом
секторе большого потенциала по наращиванию производства
наукоемкой продукции.
Несмотря на неустойчивую работу большинства предприятий
промышленного комплекса, формирование налоговой базы последние 10
лет происходило на 40% от работы промышленности. Однако
непрерывный рост тарифов энергетики, на транспорте, а в последние
1,5 года реструктуризация долгов в промышленности заметно снизили
получаемые доходы предприятий, что привело к росту числа
убыточных и снижению темпов технического перевооружения.
Можно делать неутешительный вывод, что основные тенденции в
промышленности города за последние 10 лет спад производства,
сокращение численности занятых и отток квалифицированных кадров
на вторичный трудовой рынок, разрушение производственного
аппарата. (Объем производства сократился в 2,7 раза, доля
работников без специального образования составляет 50%.)
В условиях конкуренции возможности новосибирской промышленности
ограничены на существующей базе. Поэтому, основная задача
интенсификация внедрения в производство научных разработок для
ускорения замены устаревших технологических укладов. Это
комплексная задача и на уровне города включает целый ряд
направлений работы: определение и поддержка властью приоритетных
направлений, опережающее развитие которых обеспечит ускоренный
экономический рост; формирование крупных интегрированных
научно-производственных структур для реализации целевых программ;
развитие инфраструктуры научно-технической инновационной
деятельности; отработка механизмов многоканального финансирования
и поддержка инновационных проектов; подготовка и переподготовка
кадров в области научно-технического предпринимательства.
Развитие прикладного характера научно-технического потенциала
города важное направление политики мэрии. В 2003 году
планируется реализация программ: новые технологии машин и
механизмов для городского хозяйства; энергосберегающие
технологии; развитие машиностроения для агропромышленного
комплекса. В настоящее время заканчивается формирование
инфраструктуры, обеспечивающей полное завершение инновационного
цикла: от научной разработки до инвестиционного проекта и
внедрения в производство.
* * *
Главный ученый секретарь СО РАН, чл.-корр. РАН В.Фомин рассказал
о программе работ с промышленностью Новосибирска.
Жизненно важной задачей для обеспечения деятельности ННЦ является
увеличение налогооблагаемой базы. Можно обсуждать следующие
источники увеличения сборов налогов в Советском районе:
увеличение внебюджетных заказов институтов СО РАН; реализация
крупных инвестиционных проектов институтами совместно с
предприятиями; организация институтами выпуска наукоемкой
продукции через малые предприятия; передача законченных
наукоемких разработок и технологий для организации производства
на предприятиях области; вывод из теневой экономики деятельности
предприятий наукоемкого бизнеса; эффективная сдача в аренду
нежилых неиспользуемых помещений.
Мэрия города создала специальную группу по продвижению разработок
науки, внедрению их в серийное производство. Однако, мало
законченных работ в институтах ННЦ готовы к запуску в серию.
Необходимо провести анализ таких разработок и предложить механизм
их реализации, усилить информационный обмен между институтами и
предприятиями. Внедрение сдерживает и отсутствие достаточного
количества инженеров-конструкторов и высококвалифицированных
рабочих.
* * *
В выступлениях руководителей города и области: заместителя главы
администрации НСО В.Косоурова и мэра Новосибирска В.Городецкого
было отмечено, что этим обсуждением дан старт формированию на
территории Советского района инвестиционной зоны. Технополис
нужен, чтобы сохранить и развить потенциал науки и дать ускорение
наукоемкому бизнесу, который был бы способен использовать
результаты науки в интересах экономики. В поддержку создания
технополиса высказались и производственники, присутствовавшие на
заседании.
* * *
Итог обсуждению вопроса подвел председатель Сибирского отделения
РАН академик Н.Добрецов. Он огласил подготовленный проект решения
совместного заседания: одобрить стратегию развития ННЦ в
Советском районе Новосибирска как территории инновационного
развития; считать целесообразным подготовить и вынести на
рассмотрение администрации области, мэрии города, областного
Совета депутатов проект закона НСО об основах функционирования
территории инновационного развития; создать при областной
администрации рабочую группу по разработке программы создания в
Советском районе территории инновационного развития с последующим
вынесением на рассмотрение областного и городского совета
депутатов; одобрить основные направления взаимодействия
институтов ННЦ с промышленными предприятиями города и области и
рекомендовать активизировать эту деятельность путем использования
гибких организационных и финансовых механизмов.
Конечно, это рамочное решение. На его основе будут подготовлены
развернутые постановления администрации области, мэрии,
Президиума СО РАН, где будут указаны конкретные поручения и
ответственные лица.
стр.
|