Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 28-29 (2364-2365) 19 июля 2002 г.

ПУТЬ К ТЕХНОПОЛИСУ

4 июля в Малом зале Дома ученых прошло совместное заседание Президиума СО РАН, администрации Новосибирской области и мэрии Новосибирска. В повестке дня вопросы — "О территории научно-технического развития в Новосибирском научном центре и взаимодействии ее субъектов с предприятиями города" и "О стратегии развития Новосибирского государственного университета".

Валерия Макарова
"НВС"

Иллюстрация

Как обычно, заседание открылось торжественным вручением наград. Академику М.Курлене передан серебряный знак им. Обручева, которым его наградил Институт геологии и нефтегазового дела при Томском политехническом университете.

Администрация Новосибирской области наградила почетными грамотами за активное участие и высокий организационный уровень в проведении мероприятий, посвященных Дням славянской письменности, академиков Н.Добрецова, Н.Покровского, члена-корреспондента РАН Е.Ромодановскую, зам.председателя Отделения И.Гейци, директора Дома ученых Г.Лозовую, научного сотрудника Института истории, к.и.н. Н.Куперштох.

* * *

Стратегию развития Новосибирского государственного университета представил ректор НГУ, чл.-корр. РАН Н.Диканский.

Главной задачей НГУ является подготовка кадров высшей квалификации для науки (прежде всего, для СО РАН), образования, народного хозяйства.

Иллюстрация

Выделены стратегические цели: сохранение уникальной системы отбора и воспроизводства кадрового потенциала для развития ведущих научно-педагогических школ; совершенствование модели интеграции фундаментальной науки и высшего образования; формирование механизма привлечения интеллектуального и научного потенциала в регион; улучшение качества жизни преподавателей и сотрудников университета.

Для обеспечения достижения поставленных целей в первую очередь необходимо участие РАН в учредительстве университета и создание совместно с СО РАН предприятий малого высокотехнологичного бизнеса и инновационных компаний. Развитие НГУ предполагает модернизацию учебно-производственной базы, расширение (совместно с институтами ННЦ) магистратуры и аспирантуры за счет привлечения студентов из других вузов, регионов, из-за рубежа, внедрение новых образовательных технологий и т.д.

Увеличение спектра специальностей, развитие системы дополнительного образования требует строительства общежитий, новых учебно-лабораторных корпусов.

Иллюстрация

Доклад ректора вызвал бурную дискуссию. С вопросами, дополнениями, пожеланиями выступили академики В.Шумный, В.Молодин, Ф.Кузнецов, Н.Покровский, А.Конторович, В.Кулешов, О.Васильев и другие.

В принятом постановлении Президиума СО РАН одобрены изложенные ректором НГУ основные направления развития университета на ближайшую перспективу. Решено просить постоянно действующую комиссию Президиума СО РАН по проблемам подготовки и воспроизводства кадров совместно с руководством НГУ доработать стратегию развития НГУ с учетом поступивших в ходе обсуждения замечаний и предложений. В сентябре предполагается ее дальнейшее обсуждение на совместном заседании Совета НГУ и Президиума СО РАН.

Ректору НГУ, чл.-корр. РАН Н.Диканскому и заместителю председателя СО РАН по капитальному строительству В.Мошкину рекомендовано приступить к разработке плана строительства и проектированию общежитий НГУ, в том числе на долевых началах с заинтересованными инвесторами.

* * *

С докладом "О статусе и программе территории научно-технического развития в Новосибирском научном центре СО РАН" выступил глава администрации Советского района Новосибирска А.Гордиенко.

Иллюстрация

В соответствии с решением Общего собрания ННЦ (ноябрь 2001 г.) и распоряжением мэра города создана рабочая группа, которой было поручено разработать стратегию развития научного центра. Этот документ представлен в конце апреля в областную администрацию, мэрию, Президиум СО РАН. Элементом стратегии является проект областного закона об основах функционирования территории научно-технического развития на базе Советского района Новосибирска.

Основные задачи технополиса:

Сохранять и преумножать потенциал науки, среду, в которой он формируется, имея в виду междисциплинарные исследования, развитие материальной базы науки, информационные связи и др.

Формирование инновационной инфраструктуры развития наукоемкого бизнеса и самого бизнеса как механизма использования результатов науки в интересах промышленности и других отраслей хозяйства Новосибирска и Сибири.

Повышение комфортности проживания в районе как важное условие развития науки.

Формирование цивилизованных партнерских отношений на территории между наукой и наукоемким бизнесом, между властью и наукоемким бизнесом и т.д.

Подготовка и формирование кадрового потенциала высшей квалификации за счет кадровой ротации и взаимного обмена кадрами различной категории (рабочие специальности, менеджеры, научные консультанты и др.).

Расширять налоговую базу района для формирования ресурсов развития и поддержания в надлежащем состоянии всех сфер деятельности в районе.

Создание новых рабочих мест, увеличение денежных доходов населения и снижение социальной напряженности в районе, городе и т.д.

Разработана система программных мероприятий по развитию Советского района Новосибирска как технополиса. Она предполагает:

— обеспечение развития научно-исследовательской сферы и ее инфраструктуры;

— развитие инфраструктуры образовательной сферы;

— развитие инфраструктуры наукоемкого бизнеса, производственной, инновационной и предпринимательской сфер;

— поддержку молодых ученых;

— развитие городской инфраструктуры;

— развитие социально-культурной сферы;

— материально-техническое обеспечение развития;

— обеспечение нормативно-правового и информационного обеспечения развития технополиса;

— развитие местного сообщества технополиса;

— разработку системы общественной безопасности;

— развитие прямых связей промышленности Новосибирска и области с институтами ННЦ СО РАН.

* * *

Оценку состояния промышленности Новосибирска, уровня технической оснащенности и перспективы модернизации представил вице-мэр Новосибирска А.Нестеров.

Новосибирск — индустриальный город и промышленность здесь всегда играла ведущую роль. Создание в городе мощного научно-образовательного потенциала во многом определило отраслевую структуру промышленности. В плановом порядке министерствами создавались и динамично развивались наукоемкие производства высококвалифицированного труда — в первую очередь, отрасли оборонной промышленности. В 60—70-х годах темпы прироста продукции машиностроения в Новосибирской области были в 1,5—2 раза выше общесоюзных. Производственный потенциал машиностроения сегодня ограничен не только из-за изношенного парка технологического оборудования, но и из-за его несовершенной структуры. До 70% всего парка — это станки с ручным управлением. Затянувшаяся конверсия мощностей предприятий на фоне массовых хищений в 90-х годах цветных металлов привели к разрушению уникального оборудования и утрате ряда технологий.

За последние 10 лет численность промышленных предприятий увеличилась на 2300, в том числе в машиностроении на 740. Из последних только треть занимается производством продукции, остальные — металлообработкой и ремонтом. Упрощение работ и пользование старым изношенным оборудованием ведет к потере наукоемкой специализации, снижению качества. С другой стороны, рост количества малых предприятий свидетельствует об интенсивном формировании малого производственного бизнеса. Повышение их доли в объеме продукции промышленности подтверждает наличие в этом секторе большого потенциала по наращиванию производства наукоемкой продукции.

Несмотря на неустойчивую работу большинства предприятий промышленного комплекса, формирование налоговой базы последние 10 лет происходило на 40% от работы промышленности. Однако непрерывный рост тарифов энергетики, на транспорте, а в последние 1,5 года реструктуризация долгов в промышленности заметно снизили получаемые доходы предприятий, что привело к росту числа убыточных и снижению темпов технического перевооружения.

Можно делать неутешительный вывод, что основные тенденции в промышленности города за последние 10 лет — спад производства, сокращение численности занятых и отток квалифицированных кадров на вторичный трудовой рынок, разрушение производственного аппарата. (Объем производства сократился в 2,7 раза, доля работников без специального образования составляет 50%.)

В условиях конкуренции возможности новосибирской промышленности ограничены на существующей базе. Поэтому, основная задача — интенсификация внедрения в производство научных разработок для ускорения замены устаревших технологических укладов. Это комплексная задача и на уровне города включает целый ряд направлений работы: определение и поддержка властью приоритетных направлений, опережающее развитие которых обеспечит ускоренный экономический рост; формирование крупных интегрированных научно-производственных структур для реализации целевых программ; развитие инфраструктуры научно-технической инновационной деятельности; отработка механизмов многоканального финансирования и поддержка инновационных проектов; подготовка и переподготовка кадров в области научно-технического предпринимательства.

Развитие прикладного характера научно-технического потенциала города — важное направление политики мэрии. В 2003 году планируется реализация программ: новые технологии машин и механизмов для городского хозяйства; энергосберегающие технологии; развитие машиностроения для агропромышленного комплекса. В настоящее время заканчивается формирование инфраструктуры, обеспечивающей полное завершение инновационного цикла: от научной разработки до инвестиционного проекта и внедрения в производство.

* * *

Главный ученый секретарь СО РАН, чл.-корр. РАН В.Фомин рассказал о программе работ с промышленностью Новосибирска.

Жизненно важной задачей для обеспечения деятельности ННЦ является увеличение налогооблагаемой базы. Можно обсуждать следующие источники увеличения сборов налогов в Советском районе: увеличение внебюджетных заказов институтов СО РАН; реализация крупных инвестиционных проектов институтами совместно с предприятиями; организация институтами выпуска наукоемкой продукции через малые предприятия; передача законченных наукоемких разработок и технологий для организации производства на предприятиях области; вывод из теневой экономики деятельности предприятий наукоемкого бизнеса; эффективная сдача в аренду нежилых неиспользуемых помещений.

Мэрия города создала специальную группу по продвижению разработок науки, внедрению их в серийное производство. Однако, мало законченных работ в институтах ННЦ готовы к запуску в серию. Необходимо провести анализ таких разработок и предложить механизм их реализации, усилить информационный обмен между институтами и предприятиями. Внедрение сдерживает и отсутствие достаточного количества инженеров-конструкторов и высококвалифицированных рабочих.

* * *

В выступлениях руководителей города и области: заместителя главы администрации НСО В.Косоурова и мэра Новосибирска В.Городецкого было отмечено, что этим обсуждением дан старт формированию на территории Советского района инвестиционной зоны. Технополис нужен, чтобы сохранить и развить потенциал науки и дать ускорение наукоемкому бизнесу, который был бы способен использовать результаты науки в интересах экономики. В поддержку создания технополиса высказались и производственники, присутствовавшие на заседании.

* * *

Итог обсуждению вопроса подвел председатель Сибирского отделения РАН академик Н.Добрецов. Он огласил подготовленный проект решения совместного заседания: одобрить стратегию развития ННЦ в Советском районе Новосибирска как территории инновационного развития; считать целесообразным подготовить и вынести на рассмотрение администрации области, мэрии города, областного Совета депутатов проект закона НСО об основах функционирования территории инновационного развития; создать при областной администрации рабочую группу по разработке программы создания в Советском районе территории инновационного развития с последующим вынесением на рассмотрение областного и городского совета депутатов; одобрить основные направления взаимодействия институтов ННЦ с промышленными предприятиями города и области и рекомендовать активизировать эту деятельность путем использования гибких организационных и финансовых механизмов.

Конечно, это рамочное решение. На его основе будут подготовлены развернутые постановления администрации области, мэрии, Президиума СО РАН, где будут указаны конкретные поручения и ответственные лица.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+212+1