Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 30-31 (2366-2367) 2 августа 2002 г.

ВСЛЕД ЗА ПУШКИНЫМ
ТОМСК ПОКИНУЛ ЛЕВ ТОЛСТОЙ

Виктор Нилов,
"НВС".

Иллюстрация
Лев Толстой работы Л.Усова
Речь не о произведении Михаила Аникушина, этому пушкинскому бюсту по-прежнему поклоняются молодожены, он уже почти три года стоит по соседству с томским загсом. Л.Толстого памятником томичи увековечить пока что не удосужились, но это не значит, что его в Томске вообще "не стояло". Речь скорее о приятном, чем о грустном. В музей-усадьбу "Ясная Поляна" отправился скульптурный портрет Льва Николаевича работы томского мастера Леонтия Усова в сопровождении автора. Его скульптура "Пушкин. Черная Речка" обосновалась в Болдине, в бывшем барском доме, еще в год 200-летия поэта. "Лев Толстой" из Томска пополнит яснополянскую коллекцию по преимуществу прижизненных скульптурных портретов писателя. Весьма доволен пополнением нынешний директор "Ясной Поляны" праправнук писателя Владимир Толстой. Владимир Ильич считает Леонтия Усова "очень интересным, глубоким скульптором".

Иллюстрация
Рисованый портрет — автопортрет самого Леонтия
Леонтий изваял Толстого из березовой свили пять лет назад, перечитав во время длительного турне "Войну и мир" и проникнувшись духом великого романа. Каково Леонтию Андреевичу теперь, когда вслед за Болдином его работа поселится там, где витают духи великих? Фотографический снимок не передает всей мощи и философской глубины художественного образа, потому примите на веру, что из тех, кто видел самобытные работы томского скульптора, почти все в восторге. На каких бы выставках знакомство ни состоялось: в Томске ли, Москве, Питере, Париже, Берлине, Вене... Михаил Горбачев частенько задумывается в своем кабинете над усовским "Началом" и тем, что получилось: бросил маленький шарик с некоторой высоты, скатившись по желобу тот стал большим, а когда выкатился за пределы реальности, достиг ой-ой-ой каких размеров... Владимир Путин в свободное время размышляет над "Евразией" работы Усова, а Примаков — над "Выбором"...

Однако писать статью о творчестве Усова не входило в наши планы и потому упомянем еще об одном предмете гордости томичей. Дело в том, что, вообще говоря, Пушкин и Толстой покидают Томск не впервые. Они уже проделывали это в конце Великой Отечественной: всю военную годину рукописное наследие Пушкина, Толстого, Горького, Есенина (рукописи певца крестьянской Руси привезли в Томск нелегально) и ряд музейных экспонатов в обстановке глубочайшей секретности хранили работники Научной библиотеки Томского госуниверситета в двух комнатах первого этажа своего библиотечного здания. Добавим, что еще один портрет — опечаленного открывшейся ему действительностью Алексея Максимовича пока что обретается в мастерской скульптора в Томске.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?26+214+1