Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 38 (2374) 4 октября 2002 г.

СИБИРЬ И ДАЛЬНИЙ ВОСТОК
В МАКРОЭКОНОМИКЕ РОССИИ

И.Клебанов, министр промышленности, науки и технологий РФ

В своем докладе я бы хотел затронуть вопросы макроэкономической ситуации в России, федеральной социально-экономической политики в Сибири и на Дальнем Востоке и основные аспекты сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

I. Макроэкономическая ситуация в России

Главная особенность прошедшего года состоит в том, что удалось сохранить экономический рост в условиях принципиальной смены факторов роста. Если в 2000 году, по нашим расчетам, прямой вклад внешних факторов в рост российской экономики составил 37%, то в текущем году, по оценкам, он снизился до 12,5%.

В структуре факторов роста в течение 2001 года происходили следующие сдвиги в сторону факторов внутреннего спроса. Если в I полугодии на долю чистого экспорта в валовом внутреннем продукте приходилось 16,5%, то во II полугодии — 10,5%, доля конечного потребления домашних хозяйств оставалась примерно стабильной с небольшим ростом — 49 и 50,5% соответственно, а доля валового накопления основного капитала возросла с 16% в I полугодии до 22,5% — во втором.

В январе-июле 2002 г. темп роста ВВП, по предварительной оценке Минэкономразвития России, составил 104,0% к соответствующему периоду прошлого года.

В январе-июле объем промышленного производства увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 3,9%, а по итогам года, по оценке Минэкономразвития России, составит 4,4%.

Восстанавливается рост объемов инвестиций. В январе-июле рост, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, составил 2,6%, а за год он должен составить 4,5%.

Темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения превышают прошлогодние значения. По предварительным данным, за 7 месяцев 2002 г. реальные располагаемые денежные доходы населения возросли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 7,8%, при этом в январе-июле 2002 г. темпы инфляции замедлились. За этот период инфляция на потребительском рынке составила 9,8%, против 13,2% за соответствующий период 2001 г., и, как ожидается, в целом за 2002 год темпы инфляции не превысят 14%.

Сохраняется финансовая стабильность, в соответствии с принятым графиком обслуживается государственный долг. Устойчивой и предсказуемой остается ситуация на валютном рынке, наблюдается существенное улучшение в сфере занятости.

Состояние российской экономики позволяет ожидать по итогам года положительные темпы роста по большинству макроэкономических показателей, хотя они будут ниже, чем в 2001 и, особенно, рекордном 2000 году.

Сохранению стабильной ситуации в экономике содействовали сдержанная бюджетная и денежно-кредитная политика Правительства и Банка России и продолжение активных мер Правительства, подготавливаемых и принимаемых в экономической сфере.

Это касается, прежде всего: во-первых, решения земельного вопроса; во-вторых, существенной модификации налоговой системы; в-третьих, принципиального решения вопроса о вступлении в ВТО.

Здесь необходимо отметить, что вступление России в ВТО на приемлемых условиях является важнейшим приоритетом Правительства. Членство в этой организации обеспечит максимально благоприятные условия для деятельности конкурентоспособных российских производителей на внешних рынках. В то же время Россия сможет эффективно защищать внутренние рынки от недобросовестной иностранной конкуренции и участвовать в формировании правил международной торговли, исходя из интересов страны.

— в-четвертых, международного признания рыночного статуса России. Все эти меры способствуют увеличению инвестиционной привлекательности России.

— Реформы социальной сферы направлены на построение максимально эффективной системы удовлетворения общественных нужд при оптимизации государственных расходов на их предоставление. Основные направления реформ — здравоохранение, образование и наука, пенсионная система, система социальной поддержки населения.

— С целью дебюрократизации экономики приняты или готовятся меры по упрощению процедуры регистрации предприятий по принципу одного окна, сокращению лицензируемых видов деятельности, ограничению количества проверок на предприятиях, проводимых административными органами.

— В рамках реформирования банковского сектора предполагается осуществить переход на нормы международной финансовой отчетности, принять меры к укрупнению банков и повышению устойчивости банковской системы.

— Важнейшими приоритетами Правительства Российской Федерации остается реформирование естественных монополий и преобразования в области жилищно-коммунального хозяйства.

— Реформа государственного управления. Ее механизмы еще находятся в стадии обсуждения и разработки...

II. Федеральная экономическая политика
в отношении Сибири и Дальнего Востока

Основной причиной сложившейся в Сибири и на Дальнем Востоке ситуации является низкая конкурентоспособность продукции регионов. Она обусловлена следующими факторами: высокими энерготарифами; высокими транспортными издержками; низким температурным режимом отопительного сезона и дискомфортными условиями проживания.

1. Топливно-энергетический комплекс

Проблема высоких энерготарифов является на Дальнем Востоке наиболее важной. В настоящее время федеральный центр компенсирует тарифы на электроэнергию в энергосистеме Дальнего Востока. Кроме того, введение в эксплуатацию энергетических комплексов позволит снизить тарифы на электроэнергию почти в два раза.

Для повышения эффективности энергообеспечения Сибири необходимо:

— в области гидроэлектроэнергетики — завершение строительства Богучанской ГЭС проектной мощностью 3 млн. кВт, реконструкция Братской ГЭС, начало строительства каскада гидроузлов на Нижней Ангаре;

— расширение и техническое перевооружение действующих тепловых электростанций;

— развитие энергосбережения изолированных потребителей, наибольшее количество которых расположено в северных районах Сибири.

2. Транспортный комплекс

Не менее остро стоит в Сибири и на Дальнем Востоке и транспортная проблема.

Важнейшими в транспортном комплексе Дальнего Востока являются, с одной стороны, максимально эффективное использование географического положения региона в системе международных транспортных перевозок, и, с другой стороны, развитие местной транспортной инфраструктуры как важнейшей составляющей инвестиционного потенциала.

В рамках решения первой задачи из федерального бюджета осуществляется финансирование реконструкции основных аэропортов региона (Якутск, Южно-Сахалинск, Хабаровск, Владивосток, Благовещенск). Осуществление этих мер имеет важнейшее значение для включения Российского Дальнего Востока в систему кросс-полярных маршрутов авиаперевозок.

Серьезной проблемой на дальнем Востоке является неразвитость сети автомобильных дорог. Важнейшей федеральной задачей в этой области является обеспечение сквозного автомобильного проезда по маршруту Санкт-Петербург — Владивосток за счет ликвидации разрывов на участке автодороги Чита — Хабаровск.

В Сибири транспорт играет важную роль в обеспечении как перевозок внутри региона, включая обслуживание удаленных и труднодоступных районов, так и межрегиональных и транзитных международных перевозок по Транссибирской магистрали (транспортный коридор "Транссиб"). Северные районы в значительной мере зависят от функционирования Северного морского пути.

Определяющее значение для развития Сибири имеет проходящий через наиболее освоенные и населенные районы транспортный коридор "Транссиб", связывающий страны Западной Европы со странами Юго-Восточной Азии с выходами на Казахстан, Монголию, Китай, а в перспективе — на Корейский полуостров и в Японию.

В перспективе транзитные функции может взять на себя Северный транспортный коридор, который свяжет северо-восток Европейской части страны с Дальним Востоком. Основой коридора станет Северо-Российская Евразийская магистраль в составе БАМ — Севсиб — Баренцкомур (Баренцево море — Республика Коми — Урал).

Арктический коридор проходит по Северному Ледовитому океану вдоль побережья России. Основу его образует Северный морской путь (СМП). Коридор в первую очередь предназначен для обслуживания российских регионов, в т.ч. обеспечения северного завоза.

3. Меры по решению проблем Сибири и Дальнего Востока

Природные ресурсы Сибири и Дальнего Востока — ресурсная база России. Важнейшим приоритетом является совершенствование законодательной базы по их эффективному использованию. Правительством подготовлен и в ближайшее время будет внесен в Думу пакет законов.

Для решения существующих проблем ключевое значение имеют также федеральные целевые программы, целью реализации которых на территории этих макрорегионов является создание экономических условий для устойчивого развития Сибири и Дальнего Востока, формирование благоприятного инвестиционного климата для развития приоритетных отраслей, достижения необходимых социальных нормативов, соответствующих специфике регионов и стимулирования программ и проектов международного и приграничного сотрудничества.

Правительством Российской Федерации утверждена Стратегия экономического развития Сибири, где определены общие положения социально-экономического развития макрорегиона. Реализация положений Стратегии предусматривается правительственной программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу в рамках существующих федеральных целевых программ, а также региональных и межрегиональных программ социально-экономического развития.

В утвержденной Правительством Российской Федерации новой редакции федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2010 года" обеспечена концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития территории; объемы средств, выделяемых из федерального бюджета, приведены в соответствие с его реальными возможностями; в систему программных мероприятий включены необходимые законодательно-институциональные преобразования, направленные на повышение конкурентоспособности региона, как на внутрироссийском, так и на международных рынках.

Определены приоритетные направления вложения средств федерального бюджета на реализацию программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2010 года".

...В 2002 году инвестиционные затраты федерального бюджета по объектам программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года" составили порядка 1,75 млрд. рублей. Приоритетом являются объекты топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока и Забайкалья — 64% от общего объема средств, транспортного комплекса — 18%. Значительные средства выделяются на государственную поддержку социальной сферы — 9,22% и ЖКХ — 8,06%. Эти параметры выдерживаются в проекте федерального бюджета на 2003 год.

По состоянию на 1 сентября профинансировано около 60% от общего объема выделяемых в 2002 г. средств.

III. Взаимодействие России со стороны
Азиатско-Тихоокеанского региона

АТР стал наиболее динамично развивающимся мировым полюсом экономического роста, важным международным финансовым центром. На долю стран региона, составляющих 40% населения земного шара в настоящее время приходится около 60% мирового ВВП, 47% объема внешней торговли, около 46% прямых иностранных инвестиций.

В одобренной в ноябре 2000 г. Президентом Российской Федерации В.В. Путиным Концепции участия России в форуме "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) ставится задача "выделить азиатско-тихоокеанское направление в качестве одного из приоритетных в общей композиции российской внешней политики".

Российская Федерация на протяжении многих лет участвует в деятельности таких структур, как Тихоокеанский экономический Совет (ТЭС), Совет Тихоокеанского экономического сотрудничества (СТЭС). Достаточно динамично разворачивается экономический диалог "Россия — АСЕАН", расширяется взаимодействие соответствующих российских ведомств с Азиатским банком развития, активизируются контакты с рядом других консультативных структур. В 1998 г. Россия стала членом АТЭС, а в начале сентября 2002 года во Владивостоке прошла 3-я инвестиционная ярмарка Форума АТЭС.

Но пока доля России в совокупном товарообороте стран АТР продолжает оставаться незначительной (около 2,5% в 2000 г.). Во внешней торговле большинства стран АТР доля России не превышает 1%. Самые высокие показатели достигнуты в торговых отношениях с Китаем (3,8%) и Вьетнамом (немногим более 3%).

Результаты развития инвестиционного взаимодействия России со странами АТР за последние годы можно в целом охарактеризовать как благоприятные. В период с 1998 по 2000 г. общий объем накопленных в Российской Федерации инвестиций из тихоокеанских стран увеличился с 6,4 до 8,0 млрд. долл., доля региона в суммарных накопленных зарубежных капиталовложениях в РФ возросла с 18,0% до 24,9%.

Правительство Российской Федерации выделяет следующие приоритеты сотрудничества со странами АТР:

1. Сотрудничество в области морских биоресурсов. В этой сфере Российская Федерация имеет соглашения с 11 государствами АТР. Тем не менее, существующая ситуация нас не устраивает. Мы считаем необходимым развитие этой традиционной области в сторону глубокой переработки рыбы и морепродуктов на российских предприятиях, а также развитие обмена информацией и новыми технологиями.

2. Принципиальное значение для развития сотрудничества с АТР имеет совместная добыча, переработка и транспортировка нефти и газа из России в АТР, сооружение линии электропередач из Иркутской области в Китай, создание энергомоста Россия — Япония.

3. Сотрудничество в области транспорта. Основной целью данного сотрудничества является создание конкурентоспособного и эффективного транспортного коридора Европа — Азия, что предполагает взаимоувязку технологии и интересов морского, железнодорожного и автомобильного транспорта. Одной из важнейших задач является решение проблемы загрузки железных дорог, в первую очередь Транссиба и БАМа. При этом создание этого коридора может стать осложнено реализуемым Евросоюзом проектом "ТРАСЕКА", на реализации которого сосредоточены усилия многих стран Европы и Центральной Азии. Однако на настоящий момент транспортировка грузов из Азии в Европу через территорию России является более выгодной.

4. Развитие межрегионального приграничного сотрудничества. В первую очередь это сотрудничество с КНР, приграничный внешнеторговый оборот с которой увеличился в 2001 году на 9,8% и составил 3,45 млрд. долларов США. В то же время общий объем внешнеторгового оборота между нашими странами составил 10,67 млрд. долларов США, увеличившись на 33,3%. Необходимо закрепить имеющиеся на этом направлении позитивные тенденции. Среди наиболее ярких примеров сотрудничества с КНР можно отметить реализацию таких проектов, как освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения с предполагающимися поставками газа в Китай и страны АТР в объеме 25-30 млрд. кубометров ежегодно, развитие кооперационных связей Ляопинской компании "Экран" с предприятиями Комсомольска-на-Амуре (сборка цветных телевизоров) и др.

В завершение доклада хотелось бы выразить надежду, что итогом работы столь представительного мероприятия станет объективная оценка существующих проблем и разработка обоснованных рекомендаций, которые позволят более эффективно и рационально использовать имеющийся экономический, социальный и научно-технический потенциал регионов Сибири, Дальнего Востока для динамичного развития Российской Федерации и ее регионов.

стр. 6-7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?5+220+1