Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 42-43 (2378-2379) 1 ноября 2002 г.

ВРЕМЯ СОХРАНЯТЬ ИСТОРИЮ...

Алтай — колыбель многих древних народов Центральной Азии. Исследования сибирскими учеными целого ряда уникальных археологических комплексов Алтая получили всемирную известность. Однако следует только сожалеть, что все эти уникальные свидетельства старины глубокой продолжают разрушаться и кроме появления газетных публикаций, направленных против новосибирских археологов, в Республике Алтай фактически ничего не делается для сохранения исторических памятников.

В.Кубарев
доктор исторических наук, главный научный сотрудник
Института археологии и этнографии СО РАН

С принятием закона "Об охране и использовании памятников истории и культуры..." перед археологами встала задача систематизировать все данные по древним памятникам России для их регистрации, паспортизации и постановки на государственный учет. В частности, паспортизацией различных памятников Республики Алтай длительное время занимался Алтайский государственный университет. К этой работе были привлечены и новосибирские археологи. Автором этих строк были переданы археологической лаборатории АГУ сведения более чем о 200 древних памятниках высокогорного Кош-Агачского района Республики Алтай. Результаты этих исследований опубликованы в специальных сборниках, изданных в Барнауле и Горно-Алтайске. Но, к сожалению, в те годы, в отделах культуры алтайских райисполкомов практически не имелось никаких данных о памятниках древности, расположенных на их территории. О существовании таковых они узнавали только тогда, когда уникальные памятники были уже полностью разрушены.
Иллюстрация
Древнетюркская руническая надпись, недавно открытая на Алтае. VII-VIII вв.

Были случаи, когда местонахождения древних наскальных рисунков полностью разрушались взрывами при строительстве дорог. Так было под деревней Боочи и на боме Бичикту-Кая Онгудайского района. В последние годы сильно пострадали петроглифы долины Катуни (близ пос. Куюс и Ороктой), взорвана, при расширении Чуйского тракта, часть уникального комплекса древнейших рисунков Калбак-Таш. Продолжают разрушаться петроглифы у пос. Иня, где камни с рисунками раскалывают и дробят, используя щебень для строительных целей. Постепенно уничтожаются и редкие погребения эпохи бронзы, расположенные в самом центре села Каракол. Под угрозой полного разрушения археологические памятники обширной Курайской степи и степи Самаха у слияния рек Коксу и Аргут.

К разрушителям культурных ценностей, наряду с хозяйственниками, традиционно относят и всех без исключения археологов. Судя по статье журналиста С.Алдыкова "Тени забытых предков", опубликованной недавно в трех номерах газеты "Звезда Алтая" (NN 149, 150, 151), в настоящее время главными расхитителями считаются новосибирские археологи — "вооруженные знаниями, образованные варвары".

Возможно, в какой-то мере в формировании такого мнения виноваты и сами археологи. Приезжая за тысячу километров для проведения полевых работ, мы редко находим время прочитать лекцию местным жителям, отмахиваемся от назойливых экскурсий.

Иллюстрация
Каменное изваяние древнего тюрка, найденное на р.Катунь, летом 2002 г.

К сожалению, на наших глазах исчезает другой редчайший вид исторических памятников Алтая — каменные изваяния. Нам буквально посчастливилось успеть обработать и частично сохранить небольшую серию монументов различных эпох, но, многие из них известны только по редким рисункам и фотографиям. Простояв тысячи лет, они гибнут в наше время под колесами и гусеницами мощных тракторов при попустительстве местных органов власти и явном равнодушии музейных сотрудников. В лучшем случае их выворачивают и искореженные сгребают в большие каменные кучи на край поля. В таких условиях были найдены нами и вывезены в Горно-Алтайский областной музей и музей народов Сибири в Академгородке, изваяния из окрестностей сел Джазатер, Бельтыр, Кош-Агач, Мухор-Тархата, Курай и многие другие.

И только обладая больным воображением можно написать, что "горно-алтайские стелы и каменные бабы всплывают потом где-то в Турции, Нью-Йорке и так далее", как об этом безапелляционно заявляет Адлыков. Более того, он даже указал пути, по которым каменные монументы вывозятся из Республики Алтай. "Конечно, через российскую таможню никак не провезешь древние раритеты", рассуждает Адлыков, а вот "через прозрачную границу везут в Казахстан, далее в Киргизию, а там уже на все четыре стороны. И стоят они немалых денег". Разве в Казахстане и Киргизии нет своих каменных "баб"? Зачем кому-то тащить тяжеленных алтайских "баб" через труднопроходимые горы Южно-Чуйского хребта и несколько границ сопредельных республик, чтобы потом переправить их еще и в Нью-Йорк?

По подсчетам журналиста Алдыкова, в Республике ранее было более 300 каменных "баб". Интересно откуда он почерпнул эти сведения? Нетрудно догадаться! Да все у того же "предприимчивого археолога Кубарева", который уже более 30 лет собирает сведения о каменных изваяниях Алтая и Монголии. Любой человек, интересующийся древними памятниками, может прочитать о них в книге "Древнетюркские изваяния Алтая", выпущенной издательством "Наука" более 15 лет назад. Кроме того, небольшая научно-популярная книга "Каменные изваяния Алтая" (издательство "Ак Чечек", 1997 г.) была специально написана мною для широкого круга алтайских читателей. Ее читают люди даже в труднодоступных алтайских селах Инегень, Джазатер, Балыктыюль и Кокоря.

Заниматься любой наукой, а тем более археологией всегда было невыгодно, но Адлыков почему-то считает археологию легким и прибыльным делом, а "богатенькие иностранцы", как называет иностранных археологов алтайский журналист, приезжающие поглазеть на мумии и обязательно побывать в зоне покоя на Укоке, оплачивают значительную часть экспедиционных расходов и даже финансируют зарубежные издания алтайских древностей. Сегодня, надо признать, их помощь необходима, ввиду известных всем экономических трудностей.

В так называемой "зоне покоя" на плато Укок, как полагает Адлыков, всегда было мало людей, "...кроме джазаторских чабанов и пограничников никто не тревожил покой древних курганов". Такое заключение в принципе неверно. С древности здесь пролегал самый удобный и короткий путь из Казахстана и Алтая в пределы Монголии и Китая. Все известные путешественники и знаменитые ученые начинали свои странствия по Центральной Азии именно с плато Укок. В советский период здесь была проложена даже трасса "Скотоимпорта", по которой гнали скот из Монголии в г. Семипалатинск. Летом, почти каждый день по ней шли стада сарлыков и десятки автомашин. Она прекратила свое существование по экономическим причинам, а не по экологическим факторам.

В то время никто не протестовал и не призывал закрыть этот экономически выгодный путь, но вот появились "новосибирские археологи" и были сделаны сенсационные открытия. И тут началось... Но следует разобраться была ли в самом деле научная сенсация? На Алтае и ранее находили мумии еще лучшей сохранности. Да и в соседнем Синьцзяне, в каждом провинциальном музее хранятся и экспонируются десятки мумий людей, разного возраста и разных эпох. Конечно, в данном случае претензии к новосибирским археологам были, несомненно, обоснованы, так как все находки были вывезены в институт археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук. Но разве непонятно, что если бы они сразу были переданы областному музею, к примеру, мумия прямо в глыбе льда (новаторское предложение Адлыкова), то они были бы безвозвратно утрачены.

А.Деревянко, В.Молодин, академики РАН: "Пазырыкская культура скифского времени, памятники которой расположены на территории Горного Алтая, — одна из ярких страниц человеческой истории. Открытие и исследование курганов пазырыкской культуры с мерзлотой на плоскогорье Укок явилось качественно новым этапом в изучении не только данной культуры, но и вообще скифской проблематики. В них сохранились великолепные уникальные предметы пластического и декоративно-прикладного искусства из дерева, войлока, ткани и кожи, возраст которых составляет 2,5 тыс. Лет. В двух курганах на Укоке были открыты и исследованы мумифицированные захоронения женщины и мужчины.

Феномен мерзлоты в пазырыкских курганах Укока пока не разгадан учеными. Напомним, что после 1996 г., когда Правительством Республики Алтай был введен мораторий на археологические исследования в регионе, археологи ИАЭт СО РАН уже не имели возможности работать на Укоке. В условиях же начавшегося на планете глобального потепления, мы стоим перед реальной опасностью безвозвратно потерять эти уникальные памятники. Если этого не хотят понять отдельные круги алтайской интеллигенции, то в высшей мере странно слышать заключения о работе на Укоке, якобы проводимой "в поисках сенсации или сиюминутной выгоды". Не ради сенсации, а ради получения принципиально новых фундаментальных знаний над материалами, полученными на археологических памятниках плоскогорья, работали ученые самых разных направлений. Многие исследования выполнены при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда гуманитарных исследований, Швейцарского государственного фонда... Большую помощь в проведении работ на Укоке оказал Президиум Сибирского Отделения РАН.

Все кто принимал участие в раскопках...не теряют уверенности в том, что работы по изучению археологических памятников на плоскогорье Укок еще будут продолжены, ибо очевидно, что только своевременные полевые исследования, проведенные с учетом последних достижений методики, спасут для науки бесценные сокровища человеческой культуры".

Что касается наскальных рисунков уникального памятника Калбак-Таш, кстати, на котором "археолог Кубарев" работал более пяти полевых сезонов, то выявленные Алдыковым следы скалывания плит с рисунками нами не обнаружены. Так что факт вывоза плит с петроглифами не подтвердился, хотя действительно многие рисунки пострадали от современных надписей и неумелого копирования их на какие-то, неизвестные нам, материалы. В России калбакташские шедевры древнего искусства пока не изданы (нет необходимых финансовых средств на публикацию рукописи археолога Кубарева), но во Франции в 1996 году все-таки состоялась полная публикация памятника. Книга передана автором в дар областной библиотеке г. Горно-Алтайска и семье краеведов из с. Иня, во главе с Г.Потаниной, которые, не дожидаясь каких-либо охранных мер со стороны местной администрации, как могут, сохраняют и сберегают рисунки в Калбак-Таше.

О новосибирских археологах знает уже весь Алтай, местные газеты пестрят сообщениями о новых хищениях культурных ценностей... Однако, справедливости ради, надо сказать, что Алдыков приводит действительно точный и объективный факт передачи новосибирскими археологами областному музею в 2001 году большой коллекции исторических раритетов из исследованных памятников Алтая. Список возвращенных древностей составил 1700 предметов!

"Новосибирские волонтеры от науки", как выразился один наш горно-алтайский коллега, ведут себя на Алтае как полные хозяева, но это не так. Привести факты? Пожалуйста! Прошедшим летом археолог Е.Богданов три раза ездил в Горно-Алтайск, чтобы получить разрешение и лицензию (500 р. за 1 шт.) Агентства по культурно-историческому наследию (АКИН) на проведение археологических работ на территории республики. А ведь от Новосибирска до столицы Алтая туда и обратно наберется тысяча километров. Каждый археолог вынужден оплачивать лицензию из своего кармана... Кроме того, есть еще одно ведомство — "Госкомприроды Республики Алтай", в котором все исследователи, в том числе и археологи, должны получить и оплатить разрешение для работы в заповедных местах алтайских гор.

Но оказывается, все эти лицензии и разрешения не имеют под собой никакой юридической основы и противозаконны, потому что 29 июня 2002 года вступил в действие новый Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". В статье 45, пункт 8 сказано, что "работы по выявлению и изучению объектов археологического наследия проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, разрешения (открытого листа) на право проведения работ определенного вида на объекте археологического наследия" (см. "Российскую газету" от 29 июня 2002 г). Таким образом, научная деятельность "новосибирских археологов" регламентирована действующим законодательством и не требует специального разрешения Агентства по культурно-историческому наследию Республики Алтай, так как согласно статье 4 Закона все археологические памятники, расположенные на территории РФ признаны объектами федерального значения. Следовательно, разрешение на их изучение и использование согласно Закону выдается федеральными органами, то есть в данном случае, Отделом полевых исследований Института археологии Российской академии наук.

Поездка на Алтай прошедшим летом Н.Полосьмак — автора открытий на плато Укок, вызвала в республике панику и настоящий ажиотаж. Вслед за ней в труднодоступное высокогорье ринулись разного ранга чиновники... Но прежде чем гоняться за "чужими" археологами из Новосибирска, наматывая тысячи километров и сжигая казенный бензин, надо бы господам чиновникам поинтересоваться, откуда в сибирских антикварных лавках появляются алтайские древности. Грабительство древних могил — известный факт, но пока ни один грабитель не выявлен и не наказан хотя бы административным штрафом.

Чем пользоваться непроверенными слухами и легендами о набегах на Алтай археологов журналисту С.Алдыкову следовало бы встретиться с учеными из Академгородка и выслушать обратную сторону, как это делается во всем цивилизованном мире, не искажать реальные факты в угоду своей популярности среди соотечественников. На журналистах лежит большая ответственность, они формируют общественное мнение: народ принимает на веру все, что написано в главной газете Алтая. И перед журналистами, и перед археологами стоит одна задача — сохранение культурно-исторического наследия Алтая не только для алтайцев, но и для всего мирового сообщества. А для этого требуется сотрудничество и взаимопонимание, а не разжигание страстей в и без того сложной обстановке.

Считаю, что и сейчас актуальны слова известного сибирского ученого А.Окладникова: "Археологи должны осознавать свою ответственность перед будущими поколениями. Это значит, что, необходимо, во-первых, по мере сил осуществлять охранные мероприятия, в том числе вести неустанную просветительскую работу среди населения... И делать это таким образом, чтобы в случае разрушения либо гибели памятников, о них по возможности оставалось наиболее полное представление, чтобы они не исчезли бесследно". А может быть, я ошибаюсь, и время сберегать и охранять культурно-историческое наследие Алтая еще не пришло?

Фото автора

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?24+224+1