Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 42-43 (2378-2379) 1 ноября 2002 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о конкурсе в СО РАН интеграционных проектов
фундаментальных исследований

Общие положения

1. Основная цель конкурса — поддержка кратко- и среднесрочных проектов научных исследований, посвященных решению комплексных фундаментальных проблем, имеющих научный задел и требующих для их разработки участия специалистов разных областей знания.

2. Для проведения конкурса сформирована конкурсная комиссия в составе председателей объединенных советов СО РАН по направлениям наук; руководство конкурсной комиссией возложено на академика В.М.Титова, обязанности ученого секретаря — на начальника УОНИ к.г.-м.н. В.Д.Ермикова (ПСО N 341 от 09.12.99).

3. Конкурс проводится за счет централизованных бюджетных средств, планируемых Президиумом Отделения на очередной год в установленном порядке. Объем финансирования конкурса на 2003 год определен в 100 млн. рублей. Количество выделяемых грантов определяется конкурсной комиссией, исходя из поданных заявок и результатов конкурса. С учетом реальной ситуации, размер одного гранта не может быть менее 500 тыс. рублей и не может превышать 2,5 млн. рублей (за исключением особых случаев, обоснованных комиссией).

4. Научная направленность проектов не ограничивается. К участию в конкурсе допускаются инициативные научные проекты, которые могут быть выполнены в течение одного года, двух или трех лет, посвященные решению конкретной фундаментальной проблемы, требующей для ее разработки участия специалистов разных областей знаний.

Среди них могут различаться комплексные проекты, реализуемые в рамках одного направления науки и междисциплинарные — для решения которых необходимо привлечение специалистов разных направлений наук.

По специальным решениям Президиума Отделения до 20% средств, выделяемых по конкурсу, могут быть направлены на реализацию заказных проектов, имеющих целью развитие нестандартных методологических и инструментальных разработок, создающих новые возможности для фундаментальных исследований в разных направлениях наук.

5. На конкурсе предпочтение отдается междисциплинарным интеграционным проектам:

— посвященным решению проблем в принципиально новых областях знаний и (или) находящихся в русле мировых научных приоритетов;

— выполняемым на базе нескольких институтов Сибирского отделения РАН, а также с привлечением специалистов высшей школы, других региональных отделений РАН, отраслевых академий, ученых академий наук стран СНГ, с которыми СО РАН связано договорными отношениями сотрудничества и которые готовы участвовать в этой работе за счет собственного финансирования;

— имеющим научный задел, и поддерживаемым также средствами из "базового" финансирования институтов или отечественных и зарубежных грантов;

— молодежных научных коллективов.

6. Условием предоставления финансовой поддержки является обязательство ученых сделать результаты исследований общедоступными, опубликовав их в ведущих изданиях.

7. Заявки на участие в конкурсе могут представляться членами Российской академии наук, дирекцией или учеными (научно-техническими) советами одного или нескольких институтов, с обязательным указанием научного координатора (координаторов — не более 3-х), ученого секретаря проекта и перечня предполагаемых организаций-исполнителей.

Не допускается участие ученых в качестве координаторов более чем в 2-х заявках на конкурс.

8. При представлении заявок на исследования с использованием дорогостоящего оборудования или объектов инфраструктуры (сложных приборов коллективного пользования, научно-исследовательских судов и т.п.) авторы должны приложить к заявке письменное согласие руководителей, ответственных за это оборудование или объекты инфраструктуры.

9. Все поступившие на конкурс заявки рассматриваются конкурсной комиссией. Предварительно проводится независимая экспертиза.

10. Перечень отобранных комиссией для финансирования проектов утверждается Президиумом Отделения.

Правила подачи заявок

11. Конкурс интеграционных проектов проводится с 1 ноября по 31 декабря 2002 года. Срок представления заявок до 25 ноября 2002 года.

Заявки направляются на бумажных носителях в 2-х экземплярах и в электронном виде (в формате Word-RTF) на имя председателя конкурсной комиссии академика В.М.Титова (630090, Новосибирск, просп. Академика М.А.Лаврентьева, 15, Институт гидродинамики им. М.А.Лаврентьева) или ученому секретарю конкурсной комиссии к.г.-м.н. В.Д.Ермикову (630090, Новосибирск, просп. Академика М.А.Лаврентьева, 17, Президиума СО РАН).

12. Текст заявки не должен превышать объем 10 машинописных страниц через 1,5 интервала и должен включать в себя:

(1) Обоснование необходимости проведения исследований:

— сложившиеся тенденции и современный уровень решения проблемы в стране и за рубежом;

— оценка уровня проделанной работы в этом направлении в СО РАН;

— цели и предполагаемые результаты предлагаемых исследований;

— имеющаяся материально-техническая база, ее соответствие поставленным задачам;

— качественный и количественный состав предполагаемых исполнителей.

(2) Ф.И.О. научного координатора проекта, краткую справку о его научной деятельности (curriculum vitae) с приложением перечня важнейших работ, опубликованных за последние 5 лет.

(3) Основные блоки (этапы) проекта, сроки их реализации.

(4) Предполагаемых ответственных исполнителей блоков (этапов) проекта с приложением писем руководства институтов или других организаций о согласии на их участие в реализации данного проекта.

(5) Объемы финансирования на год и на реализацию всего проекта с кратким обоснованием и примерной сметой затрат и с отдельным указанием средств, выделяемых из "базового" финансирования институтов или других источников (прилагается справка, подписанная директором и главным бухгалтером каждого института), и размеров требуемой добавки централизованного финансирования по конкурсу.

(6) Форму (вид) промежуточной отчетности и по завершению всего проекта.

(7) Адресные данные (телефоны, телефаксы, электронная почта) научного координатора, ученого секретаря и ответственных исполнителей блоков проекта, банковские реквизиты институтов или других организаций по месту работы координатора и ответственных исполнителей.

Порядок подведения итогов конкурса

13. По окончании приема заявок конкурсная комиссия определяет формальное соответствие поданных документов условиям конкурса и определяет состав работ, допущенных к участию в конкурсе. Решение комиссии оформляется протоколом, в котором указывается перечень заявок, допущенных к участию в конкурсе, и обосновываются причины отказа для исключенных заявок.

14. После решения комиссии о составе заявок, участвующих в конкурсе, комиссия через бюро объединенных ученых советов СО РАН по направлениям наук организует научную экспертизу заявок. При этом каждая заявка направляется на рассмотрение не менее чем двум независимым экспертам — специалистам из разных областей наук. Эксперты рассматривают содержание заявки по существу проблем и представляют заключение по установленной форме (приложение).

15. Решение по рекомендациям интеграционных междисциплинарных проектов к финансированию, количеству и размерам грантов принимается конкурсной комиссией с учетом мнения экспертов открытым голосованием квалифицированным большинством голосов при присутствии на заседании комиссии не менее 2/3 ее состава.

Кроме того, комиссия дает рекомендации объединенным ученым советам по направлениям наук по перечню работ на конкурс комплексных интеграционных проектов в рамках соответствующих направлений наук, а также рекомендации Президиуму Отделения по перечню и размерам финансирования возможных заказных интеграционных проектов. Протокол заседания комиссии представляется в Президиум Отделения не позднее 1 января 2003 года.

16. Конкурс комплексных интеграционных проектов проводится Бюро объединенных ученых советов СО РАН по направлениям наук в сроки и порядке, определенном настоящим Положением, в пределах установленных ОУС лимитов финансирования.

17. Президиум Отделения в соответствии с п. 10 настоящего Положения на очередном заседании принимает решение о начале финансирования интеграционных программ (проектов) с 1 февраля 2003 года на сроки их реализации (не более 3-х лет).

Одновременно принимается решение о перечне и размерах финансирования интеграционных проектов, выполняемых по заказу Президиума СО РАН (см. п. 4 настоящего Положения).

Порядок финансирования проектов

18. Финансирование интеграционных проектов, принятых по конкурсу к исполнению в соответствии с постановлением Президиума СО РАН осуществляется в объемах, предусмотренных этим постановлением, ежеквартально, по мере поступления средств из федерального бюджета, начиная с I квартала 2003 года и заканчивается не позднее IV квартале 2005 года.

19. Распределение средств по исполнителям-институтам СО РАН осуществляется по предложению утвержденных научных координаторов соответствующих проектов. Научный координатор проекта не позднее 15 ноября предшествующего года (в первый год — до 15 января) представляет в Планово-финансовое управление СО РАН, в рамках установленных на год объемов финансирования, поквартальный план распределения средств на очередной этап исследований, проработанный на весь год по институтам-исполнителям и статьям экономической классификации.

В случае, если по интеграционному проекту утверждены несколько научных координаторов, заявка на финансирование представляется совместно, либо одним из координаторов с факсимильным подтверждением своего согласия с произведенным распределением средств других.

Планово-финансовые службы по месту работы научных координаторов программ (проектов) оказывают им необходимую методическую помощь при составлении заявок.

20. Первоначальный список институтов-исполнителей проектов, утвержденный постановлением Президиума СО РАН, является заявочным (ориентировочным). По мере выполнения проекта научный координатор вправе корректировать список институтов-исполнителей, исходя из научной целесообразности, без дополнительного согласования с Президиумом СО РАН.

21. Финансирование работ по интеграционным проектам организациями-исполнителями, не входящими в систему СО РАН, осуществляется самостоятельно; прямое выделение на эти работы бюджетных средств СО РАН невозможно. В случае особой необходимости научный координатор проекта или руководитель раздела, по согласованию с научным координатором, вправе привлекать соисполнителей по трудовым соглашениям (контрактам), заключаемым руководством института по месту работы научного координатора (руководителя раздела).

22. Изменение обозначенных в заявке организаций-исполнителей и финансовых статей экономической классификации в течение года может осуществляться по представлению научными координаторами предложений в Планово-финансовое управление СО РАН не позднее месяца до начала очередного квартала.

23. Учитывая приоритетность интеграционных исследований и их финансирование из централизованных средств Отделения, руководству институтов-исполнителей не рекомендуется производить отчисления от выделяемых сумм на общеинститутские нужды.

Порядок подведения итогов исследований

24. Подведение итогов работ по всем интеграционным проектам проводится один раз в год.

25. До 1 декабря очередного года руководители разделов проекта представляют научному координатору краткое изложение основных результатов работ (при выполнении этапов) или полный отчет (по завершению проекта) в реферативной форме. Изложение результатов работ в аннотационной форме не принимается. К отчету прилагаются оттиски опубликованных работ или копии работ, принятых к печати в рецензируемых журналах. Не допускается представление оттисков статей, опубликованных до начала выполнения интеграционного проекта или в первый год его реализации. Копия данного отчета в те же сроки представляется в дирекцию института по месту работы руководителя раздела.

26. Научные координаторы проектов готовят сводный отчет и представляют его в Президиум Отделения не позднее 1 января очередного года. Предварительно координаторы проектов организуют обсуждение итогов исследований на специальных семинарах, для проведения которых в смету на очередной год заявляются соответствующие средства.

В случае комплексных интеграционных проектов обсуждение результатов работ возможно на раздельных или совместных заседаниях ученых советов институтов-исполнителей.

Протоколы таких семинаров по проекту, или заседаний ученого (-ных) совета (-тов) прикладываются к сводному отчету.

27. Промежуточные и окончательные отчеты по проектам должны сопровождаться иллюстрациями, наглядно дополняющими основные достижения коллектива.

Объем сводного промежуточного отчета, представляемого в Президиум СО РАН, не должен превышать 10 страниц машинописного текста в 1,5 интервала, за исключением иллюстраций.

Объем итогового отчета по проекту не ограничивается. В качестве итогового отчета может быть представлена изданная, принятая или подготовленная к печати монография.

28. К промежуточному или окончательному отчету на дискетах прилагается его электронная версия, выполненная по тексту в формате Word. Рисунки должны быть представлены в одном из графических форматов: JPG (предпочтительно), TIF или PCX.

29. Промежуточные отчеты по комплексным интеграционным проектам направляются на рассмотрение объединенных ученых советов по направлениям наук, которые не позднее 1 февраля дают заключение о целесообразности продолжения работ. Окончательные отчеты в обязательном порядке предварительно направляются на рецензирование сторонним специалистам (не работающим в институтах-исполнителях проекта).

30. Промежуточные результаты работ по междисциплинарным интеграционным проектам рассматриваются на заседаниях конкурсной комиссии Президиума Отделения (ак. В.М. Титов), которая до 1 февраля очередного года дает рекомендации по целесообразности их дальнейшей реализации. В случае необходимости, комиссия рекомендует итоги работ по междисциплинарным проектам к заслушиванию на заседаниях Президиума Отделения. Промежуточные результаты работ по комплексным и междисциплинарным интеграционным проектам по решению Президиума Отделения могут быть опубликованы в специальных сборниках.

31. В случае, если ОУС или конкурсная комиссия Президиума СО РАН по каким-то причинам дает рекомендации по досрочному прекращению работ, это решение в обязательном порядке утверждается на заседании Президиума Отделения, на котором научный координатор проекта имеет право изложить свою точку зрения.

В случае досрочного прекращения работ по интеграционному проекту по инициативе научного координатора или различным объективным или субъективным причинам, научный координатор и институты-исполнители представляют итоговый отчет на момент прекращения работ по форме и в соответствии с данным Порядком, после чего Президиум Отделения принимает решение о прекращении финансирования и исследований по проекту или о замене научного координатора проекта.

32. В случае досрочного прекращения работ по интеграционному проекту, средства, запланированные на их проведение по решению конкурсной комиссии перераспределяются среди действующих проектов.

33. По интеграционным проектам, длительность исследований по которым была определена менее чем на 3 года, представляется итоговый отчет в установленные сроки. Решение о продлении проекта на 3 года может быть принято только после обязательного рецензирования и дополнительного обоснования необходимости новых исследований на заседании Президиума Отделения.

34. Окончательные отчеты по междисциплинарным интеграционным проектам в обязательном порядке направляются конкурсной комиссией Президиума Отделения на рецензирование (с оплатой рецензентов из централизованного фонда), а итоги работ по истечении 3-х лет рассматриваются на научных сессиях Президиума Отделения.

35. При получении результатов, представляющих особый научный интерес, конкурсная комиссия по отдельным проектам может рекомендовать Президиуму Отделения провести их рассмотрение до окончательного завершения работ.

36. К сводным промежуточным и окончательным отчетам прилагаются сводные ежегодные или окончательные справки о реальном расходовании финансовых средств на реализацию всего проекта, расшифрованные по источникам, исполнителям и статьям экономической классификации. Сводные справки подписываются научными координаторами проектов. В части дополнительных (к конкурсным) средств, израсходованных на реализацию проектов из других источников (см. п. 10 настоящего Положения) прилагаются справки институтов-исполнителей, подписанные их руководителями и главными бухгалтерами.

37. Научные итоги работ по интеграционным проектам СО РАН учитываются Президиумом Отделения при проведении очередных конкурсов в Отделении.

Главный ученый секретарь Отделения
чл.-к. РАН В.М.Фомин

стр. 3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?3+224+1