СОХРАНИТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ!
15 ноября в новосибирском Академгородке прошло рабочее совещание
"Как сохранить интеллектуальный потенциал России". В его работе
приняли участие и выступили с докладами: министр образования
России В.Филиппов и его заместитель Ю.Шленов, глава администрации
Новосибирской области В.Толоконский, заместитель полномочного
представителя Президента в СФО В.Овчинников, руководители
сибирских отделений академий наук Н.Добрецов, В.Труфакин,
П.Гончаров, ряд директоров академических институтов и ректоров
вузов Сибири.
В.Михайлова, "НВС"
Кому на Руси жить? Под таким углом прозвучало выступление ректора
НГУ, чл.-корр. РАН Н.Диканского. Самые лучшие, талантливые
выпускники НГУ, молодые научные сотрудники и студенты уезжают из России.
Судя по анкетным опросам, 75 процентов фэмэшат, и 42 процента
студентов НГУ рассматривают университет как трамплин для выезда
за границу. Молодежь осознала, что интеллект имеет рыночную
стоимость, и его нужно подороже продать.
Основу в российской науке сейчас составляют сотрудники в возрасте
60-ти лет (в США 39), на грани выживания многие научные школы,
нарушена преемственность.
Ежегодно 20-30% выпускников НГУ распределяются в СО РАН. Но
после защиты диссертации в институтах остаются единицы. Остальные
уходят работать в высокооплачиваемые структуры, уезжают за
границу. 200 тысяч научных сотрудников уже покинули Россию.
Россия теряет свой генофонд. А все спокойны, как будто ничего
особенного не происходит.
Причины, по которым ученые уезжают из России, известны.
Невостребованность высококлассных специалистов, результатов их
труда, нищенские заработная плата и пенсия, отсутствие
перспектив, недоступность качественного медобслуживания низкий
уровень всего того, что называется качеством жизни. По оценкам
международных экспертов, Россия занимает здесь 60-е место, рядом
с Гондурасом.
Как отражается низкое качество жизни на здоровье подрастающего
поколения показал ак. В.Труфакин на итогах только что
закончившейся детской диспансеризации: 50% школьников имеют
серьезные, иногда патологические нарушения сердечно-сосудистой
системы, органов дыхания, психические заболевания. Больные
дети больная нация. Добавьте к этому низкую рождаемость, и
совершенно понятно, что у нас каждый человек достояние
государства, которое не должно экономить на здоровье людей, на
медицине. А что мы видим в реальности? Убогие больницы, допотопное
оборудование, пожилой медперсонал.
50% выпускников медицинских вузов не идут работать в больницы.
50% выпускников педагогических вузов не идут работать в школу.
70% выпускников сельскохозяйственных вузов остаются в городе.
Среди выступающих на совещании были не только представители
академической науки, речь шла и о проблемах вузовской науки, и о
необходимости реанимации отраслевой науки. Сибирское отделение
делает все от него зависящее, чтобы молодые сотрудники
закреплялись в науке или хотя бы, отработав три-четыре года во
время аспирантуры, успели получить научный результат. Но для
кардинального решения проблемы сохранения интеллектуального
потенциала России необходимо волевое государственное
вмешательство увеличение финансирования, принятие законов и
приведение законодательной базы в соответствие с экономическими
реалиями. Придание академгородкам статуса наукоградов, развитие
малых наукоемких предприятий, увеличение базового финансирования
фундаментальной науки, интеграционных с образованием проектов,
повышение статуса молодого специалиста, формирование госзаказа на
выпускников, все это предлагалось в процессе обсуждения.
Доклад ак. Н.Добрецова был посвящен формированию научных школ в
Академии наук как инструменту сохранения интеллекта России.
Научные школы академиков М.Лаврентьева, И.Векуа, В.Воеводского,
Г.Будкера, В.Соболева и других выдающихся ученых, созданные более
40 лет назад, продолжают развиваться благодаря их ученикам. Без
хорошей школы невозможно овладеть тайнами исследовательского
мастерства. А научные школы должны постоянно пополняться
талантливыми учениками. Созданный в Академгородке Новосибирский
госуниверситет с честью выполнял эти функции. Воспитание
специалистов, готовых к мультидисциплинарности и интеграции,
требует тесного взаимодействия Сибирского отделения и НГУ. И это
является обоснованием введения как минимум двойного
учредительства НГУ со стороны Минобразования и Академии наук.
Но министр В.Филиппов идею двойного учредительства не поддержал,
объяснив, что этого не позволяет сделать существующее
законодательство, кроме того, не хотелось бы создавать прецедент.
Дальнейшее сближение и помощь НГУ со стороны Сибирского отделения
министр посоветовал регламентировать при помощи соглашения.
Кроме того, он сказал, что в декабре планируется очередной съезд
ректоров университета, на который будет вынесено обсуждение
положения о ведущих вузах страны. Из 600 государственных вузов
надо будет выбрать 40 лучших, которые готовят элитные кадры, и
им-то как раз будет обеспечено особое государственное
финансирование.
Еще одним шагом по модернизации образования будет введение
госзаказа на подготовку специалистов в государственных вузах по
региональному принципу. Готовится закон о целевом приеме в вузы,
разрабатывается положение о возвратных субсидиях. Его суть
заключается в том, что выпускник вуза должен будет отработать
пять лет по направлению или возвратить деньги, потраченные на его
обучение.
Министр В.Филиппов объяснил, наконец, зачем нужно вводить
12-летнее школьное образование. Во-первых, министерство завалено
письмами школьных учителей, которые жалуются на перегрузку детей.
Есть и другая причина Европа строит единый рынок
образовательных услуг. Уже 33 страны подписали Болоньское
соглашение, а для того, чтобы стать членом этого соглашения,
нужно иметь единые стандарты: 12-13-летнюю общеобразовательную
школу, 3-4-летний бакалавриат, 1-2-годичную магистратуру. В
странах-членах этого соглашения признаются дипломы об образовании
всех его участников, активизируется обмен преподавателями и
студентами, кроме того, осуществляется единая кредитная система
зачетных единиц, что дает, особенно в системе дистанционного
образования, возможность неплохих заработков.
В конце декабря, по сообщению ак. Н.Добрецова, Совет по науке и
высоким технологиям при Президенте России будет рассматривать
вопрос "О государственной политике в области поддержки и развития
наукоградов". Рабочая комиссия по подготовке вопроса предлагает
создание федеральной целевой программы по развитию наукоградов на
примере двух модельных территорий Зеленоград (Московская обл.)
и Новосибирск-Томск. Рамки проекта "Новосибирск-Томск" пока
четко не очерчены, но работа ведется. Министр экономики РФ Г.Греф
поддержал идею создания на базе академгородков свободных
экономических зон. Предстоит подготовить соответствующие
изменения в существующее законодательство.
Наукограды лишь часть системы. Инновационный процесс надо
развивать в масштабе государства, не забывая, что важнейшей
составляющей этого процесса является фундаментальная наука.
стр. 1
|