Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 45 (2381) 22 ноября 2002 г.

СОХРАНИТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ
ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ!

Иллюстрация

15 ноября в новосибирском Академгородке прошло рабочее совещание "Как сохранить интеллектуальный потенциал России". В его работе приняли участие и выступили с докладами: министр образования России В.Филиппов и его заместитель Ю.Шленов, глава администрации Новосибирской области В.Толоконский, заместитель полномочного представителя Президента в СФО В.Овчинников, руководители сибирских отделений академий наук Н.Добрецов, В.Труфакин, П.Гончаров, ряд директоров академических институтов и ректоров вузов Сибири.

В.Михайлова,
"НВС"

Кому на Руси жить? Под таким углом прозвучало выступление ректора НГУ, чл.-корр. РАН Н.Диканского. Самые лучшие, талантливые выпускники НГУ, молодые научные сотрудники и студенты уезжают из России. Судя по анкетным опросам, 75 процентов фэмэшат, и 42 процента студентов НГУ рассматривают университет как трамплин для выезда за границу. Молодежь осознала, что интеллект имеет рыночную стоимость, и его нужно подороже продать.

Основу в российской науке сейчас составляют сотрудники в возрасте 60-ти лет (в США — 39), на грани выживания многие научные школы, нарушена преемственность.

Ежегодно 20-30% выпускников НГУ распределяются в СО РАН. Но после защиты диссертации в институтах остаются единицы. Остальные уходят работать в высокооплачиваемые структуры, уезжают за границу. 200 тысяч научных сотрудников уже покинули Россию. Россия теряет свой генофонд. А все спокойны, как будто ничего особенного не происходит.

Причины, по которым ученые уезжают из России, известны. Невостребованность высококлассных специалистов, результатов их труда, нищенские заработная плата и пенсия, отсутствие перспектив, недоступность качественного медобслуживания — низкий уровень всего того, что называется качеством жизни. По оценкам международных экспертов, Россия занимает здесь 60-е место, рядом с Гондурасом.

Как отражается низкое качество жизни на здоровье подрастающего поколения показал ак. В.Труфакин на итогах только что закончившейся детской диспансеризации: 50% школьников имеют серьезные, иногда патологические нарушения сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, психические заболевания. Больные дети — больная нация. Добавьте к этому низкую рождаемость, и совершенно понятно, что у нас каждый человек — достояние государства, которое не должно экономить на здоровье людей, на медицине. А что мы видим в реальности? Убогие больницы, допотопное оборудование, пожилой медперсонал.

50% выпускников медицинских вузов не идут работать в больницы. 50% выпускников педагогических вузов не идут работать в школу. 70% выпускников сельскохозяйственных вузов остаются в городе.

Среди выступающих на совещании были не только представители академической науки, речь шла и о проблемах вузовской науки, и о необходимости реанимации отраслевой науки. Сибирское отделение делает все от него зависящее, чтобы молодые сотрудники закреплялись в науке или хотя бы, отработав три-четыре года во время аспирантуры, успели получить научный результат. Но для кардинального решения проблемы сохранения интеллектуального потенциала России необходимо волевое государственное вмешательство — увеличение финансирования, принятие законов и приведение законодательной базы в соответствие с экономическими реалиями. Придание академгородкам статуса наукоградов, развитие малых наукоемких предприятий, увеличение базового финансирования фундаментальной науки, интеграционных с образованием проектов, повышение статуса молодого специалиста, формирование госзаказа на выпускников, все это предлагалось в процессе обсуждения.

Доклад ак. Н.Добрецова был посвящен формированию научных школ в Академии наук как инструменту сохранения интеллекта России.

Научные школы академиков М.Лаврентьева, И.Векуа, В.Воеводского, Г.Будкера, В.Соболева и других выдающихся ученых, созданные более 40 лет назад, продолжают развиваться благодаря их ученикам. Без хорошей школы невозможно овладеть тайнами исследовательского мастерства. А научные школы должны постоянно пополняться талантливыми учениками. Созданный в Академгородке Новосибирский госуниверситет с честью выполнял эти функции. Воспитание специалистов, готовых к мультидисциплинарности и интеграции, требует тесного взаимодействия Сибирского отделения и НГУ. И это является обоснованием введения как минимум двойного учредительства НГУ со стороны Минобразования и Академии наук.

Но министр В.Филиппов идею двойного учредительства не поддержал, объяснив, что этого не позволяет сделать существующее законодательство, кроме того, не хотелось бы создавать прецедент. Дальнейшее сближение и помощь НГУ со стороны Сибирского отделения министр посоветовал регламентировать при помощи соглашения.

Кроме того, он сказал, что в декабре планируется очередной съезд ректоров университета, на который будет вынесено обсуждение положения о ведущих вузах страны. Из 600 государственных вузов надо будет выбрать 40 лучших, которые готовят элитные кадры, и им-то как раз будет обеспечено особое государственное финансирование.

Еще одним шагом по модернизации образования будет введение госзаказа на подготовку специалистов в государственных вузах по региональному принципу. Готовится закон о целевом приеме в вузы, разрабатывается положение о возвратных субсидиях. Его суть заключается в том, что выпускник вуза должен будет отработать пять лет по направлению или возвратить деньги, потраченные на его обучение.

Министр В.Филиппов объяснил, наконец, зачем нужно вводить 12-летнее школьное образование. Во-первых, министерство завалено письмами школьных учителей, которые жалуются на перегрузку детей. Есть и другая причина — Европа строит единый рынок образовательных услуг. Уже 33 страны подписали Болоньское соглашение, а для того, чтобы стать членом этого соглашения, нужно иметь единые стандарты: 12-13-летнюю общеобразовательную школу, 3-4-летний бакалавриат, 1-2-годичную магистратуру. В странах-членах этого соглашения признаются дипломы об образовании всех его участников, активизируется обмен преподавателями и студентами, кроме того, осуществляется единая кредитная система зачетных единиц, что дает, особенно в системе дистанционного образования, возможность неплохих заработков.

В конце декабря, по сообщению ак. Н.Добрецова, Совет по науке и высоким технологиям при Президенте России будет рассматривать вопрос "О государственной политике в области поддержки и развития наукоградов". Рабочая комиссия по подготовке вопроса предлагает создание федеральной целевой программы по развитию наукоградов на примере двух модельных территорий — Зеленоград (Московская обл.) и Новосибирск-Томск. Рамки проекта "Новосибирск-Томск" пока четко не очерчены, но работа ведется. Министр экономики РФ Г.Греф поддержал идею создания на базе академгородков свободных экономических зон. Предстоит подготовить соответствующие изменения в существующее законодательство.

Наукограды — лишь часть системы. Инновационный процесс надо развивать в масштабе государства, не забывая, что важнейшей составляющей этого процесса является фундаментальная наука.

стр. 1

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?2+226+1