Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 50 (2386) 27 декабря 2002 г.

О ПУТЯХ СОЗДАНИЯ ТЕРРИТОРИИ ИННОВАЦИОННОГО
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В СОВЕТСКОМ РАЙОНЕ г.НОВОСИБИРСКА

На состоявшемся в конце ноября Общем собрании Новосибирского научного центра обсуждались вопросы создания территории инновационного научно-технического развития в Советском районе г.Новосибирска. С докладами выступили глава администрации Советского района Новосибирска А.Гордиенко, заместитель председателя СО РАН член-корреспондент РАН Г.Кулипанов, главный ученый секретарь Отделения член-корреспондент РАН В.Фомин (тезисы их выступлений "НВС" публиковала в 46-м номере газеты). Предлагаем нашим читателям выступление заместителя главы администрации Новосибирской области Г.Сапожникова.

Иллюстрация

На состоявшемся в марте с.г. заседании Совета безопасности РФ, Президиуме Госсовета и совета при Президенте по науке и высоким технологиям обсуждены ключевые вопросы государственной политики развития науки и технологий до 2010 года и, в частности, уделено особое внимание территориям с высоким научно-техническим, инновационным и образовательным потенциалом. На этом заседании глава администрации Новосибирской области В.Толоконский предложил Новосибирский научный центр в качестве пилотного для отработки механизмов реализации и новых нормативных документов государственной политики в сфере науки и высоких технологий.

Рассматривая проект формирования технополиса как пилотный, мы убеждены, что превращение наукоградов и академгородков РФ в реальные центры научно-инновационной и образовательной деятельности должно в целом создать опорную часть национальной инновационной системы. Де-факто новосибирский Академгородок является технополисом.

К сожалению, работа над программой развития технополиса еще не завершена. Так же как нет окончательного варианта концепции, которая бы четко определила наши планы. Но мы достаточно глубоко продвинулись в осознании и реализации ряда направлений государственной политики в научно-технической и инновационной сфере. А любая политика — это точная формулировка цели, постановка задач и выработка законодательных и управленческих механизмов их достижения.

Предыдущие докладчики обозначили ряд направлений этой деятельности. Я хотел бы внести ряд дополнений и обобщений, которые, надеюсь, позволят принять эффективные решения.

Основными целями создания технополиса являются: концентрация научно-производственного и образовательного комплекса Новосибирского научного центра на решение приоритетных задач социально-экономического развития Новосибирской области, повышение качества жизни населения, развитие фундаментальной науки, образования и культуры.

Выделю девять основных задач и кратко часть из них прокомментирую.

1. Создание организационных и экономических механизмов востребованности инноваций отечественным производством (создание внутреннего рынка на квалифицированный труд), динамичного развития фундаментальной науки и прикладных исследований, адаптации научно-технического и образовательного комплекса к рыночной экономике.

Задача выходит за рамки регионального уровня. Мы понимаем, что имеющийся опыт инновационной деятельности в регионе, не подкрепленный серьезными решениями на федеральном уровне (налоговые, инвестиционные и таможенные льготы, государственный заказ на наукоемкую продукцию, в том числе оборонную продукцию, усиление конкурентных позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и мировом рынке и т.п.), не позволит быстро перейти к качественно новой стадии социально-экономического развития, основанной на научных знаниях и высокоэффективных инновационных системах. Тем не менее, для поступательного развития инновационной деятельности важно и на региональном уровне принимать адекватные решения.

В плане создания организационных механизмов — имеется неплохая кооперация Президиума СО РАН с областной администрацией, депутатским корпусом, мэрий и администрацией Советского района. Созданы областной научный совет и областной экспертный совет, в состав которых входят ведущие ученые, достигшие ощутимых успехов в инновационной деятельности.

Развита идея СО РАН о формировании интеграционных программ по фундаментальным исследованиям и накоплен опыт формирования и реализации комплексных интеграционных проектов, объединяющих деятельность ученых и специалистов академических институтов, вузов, малых, средних и крупных предприятий (силовая электроника Сибири; геоинформационные системы для АПК, ГО и ЧС; создание и производство белково-витаминно-минеральных добавок; информатизация научно-образовательного комплекса и др.). Членам областного научного совета представлен перечень мероприятий по организационным и экономическим вопросам, реализация которых позволит решить ряд ключевых вопросов развития Академгородка.

При этом ориентируемся на следующие основные преимущественные позиции Академгородка: имеющийся мощный научный и инновационный потенциал; земельный инвестиционный ресурс; образовательный ресурс — элитное образование и образовательные услуги; всемирно известное имя (брэнд) Академгородка.

Среди мероприятий выделю: разработку программы развития технополиса; подготовку предложений по землепользованию на территории Советского района; формирование областного и городского заказа на создание и производство наукоемкой продукции на предприятиях Новосибирской области; более активная работа по формированию банка данных технологий (спрос-предложение); разработку нормативных актов, регламентирующих взаимодействие малых предприятий в научно-технической сфере с дирекциями институтов и Президиумом СО РАН; развитие системы подготовки элитных кадров для науки, образования, инновационной деятельности и социальной сферы; решение вопросов по увеличению пропускной способности канализационной системы Бердск/Академгородок/Новосибирск; подготовка конкретных предложений по строительству жилья, офисов, производственных помещений, конгресс- и бизнес-центра.

Принятие данного Плана мероприятий с учетом ваших замечаний и предложений позволит целенаправленно проводить работу по Технополису. Здесь важно определить цену вопроса, активно работать с инвесторами, особенно в части строительства инфраструктуры, привлекать средства из федерального бюджета. Так, например, сегодня имеется возможность присвоения статуса федерального центра науки и высоких технологий по приоритетным направлениям, создания инновационно-промышленных комплексов (соответствующие приказы Минпромнауки имеются). В настоящее время принято решение о создании межрегионального центра в Новосибирске на базе СО РАН по проведению идентификационной экспертизы товаров и технологий, поставляемых на экспорт и подлежащих экспортному контролю.

2. Совершенствование нормативно-правовой базы научно-технической и инновационной деятельности.

Приняты Законы Новосибирской области "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области", "О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области", "О мерах государственной поддержки товаропроизводителей в Новосибирской области" (принят в сентябре 2002 г.). Сфера последнего закона распространяется на товаропроизводителей, осуществляющих свою деятельность в материального производстве, в науке и научном обслуживании. Товаропроизводителям в Новосибирской области предоставляются льготы по налогу на прибыль организаций, налогу на имущество предприятий и земельному налогу в части, зачисляемой в областной бюджет.

В настоящее время предложен проект Закона Новосибирской области "О внесении изменений и дополнений в Закон "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области".

В Закон Новосибирской области "О научной деятельности и научно-технической политике Новосибирской области" предлагается ввести следующие три основные дополнения: вводится статус технополиса и его субъекта; устанавливаются условия для присвоения статуса; определены меры государственной поддержки.

В частности вводится финансовый стимул — на реализацию программы социально-экономического развития технополиса в областном бюджете Новосибирской области предлагается предусмотреть средства в размере не менее прироста налогов, отчисляемых с территории технополиса в областной и городской бюджеты субъектами технополиса в текущем году по сравнению с предыдущим.

3. Рациональное сочетание государственного регулирования и рыночных механизмов в научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Это важнейшая задача. Мы многому научились, но находимся еще в начале пути. Упомянутые выше законы Новосибирской области демонстрируют решение, в том числе и данной задачи. Это и представление государственных гарантий по кредитам, погашение части кредитной ставки из средств областного бюджета, работа с ценными бумагами и др. Так, в бюджете 2003 г. по этому направлению заложено более 300 млн. руб.

4. Развитие инфраструктуры и информационного обеспечения научно-технической и инновационной деятельности.

Нам предстоит серьезная работа с потенциальными инвесторами по обновлению и развитию инфраструктуры Академгородка.

Глава администрации области неоднократно, в том числе и в этом зале, отмечал необходимость строить за счет инвесторов бизнес-центр и конгресс-центр, производственные помещения для наукоемкого бизнеса. Этим вопросом предстоит системно и серьезно заниматься.

Что касается инфраструктуры инновационной деятельности, то в Новосибирске накоплен положительный опыт. В первую очередь, это деятельность технопарка "Новосибирск", реализующего идею технопарка распределенного типа. Среди инновационных центров технопарка отмечается успешная работа "Инновационного центра Кольцово", фактически выполняющего по масштабам работу регионального центра (содействие коммерциализации разработок и технологий; тренинги по менеджменту, управлению инновационными проектами, венчурному инвестированию; ведение каталога по трансферу технологий и др.)

Имеется достаточно четкое представление о развитии технологических центров, в том числе при институтах и при НГУ. Они должны оказывать инновационные услуги (оценку идеи, потребности рынка, патентные исследования, контакты с потенциальными инвесторами, разработку бизнес-планов, образовательные программы) и осуществлять инкубацию технологических идей и компаний. У НГУ, например, имеется опыт сотрудничества с технологическим центром "Хермиа" (Тампере, Финляндия).

В настоящее время создается региональный центр трансфера технологий.

Формируется региональная сетевая база данных (ns1.isk-siberia.org) инновационных проектов в рамках Российской сети трансфера технологий. Создаваемая база данных соответствует стандартам и форматам, принятым на территории Евросоюза.

5. Разработка комплексного подхода к развитию научно-промышленных и аграрных зон, включая формирование регионально-отраслевых программ развертывания высокотехнологичного наукоемкого производства на предприятиях области.

Мы приступили к проработке мероприятий по созданию инновационно-промышленных комплексов. В этом направлении вполне реальна кооперация с Минпромнауки, у которого имеется нормативно-организационный опыт. Сегодня созданы так называемые "вертикальные структуры" (КБ имени Сухого — Новосибирский авиационный завод им. Чкалова, производственное объединение "ТВЭЛ" — НЗХК). Мы могли бы, например, создать "горизонтальную структуру" с Новосибирским авиационным заводом при активном участии Института теоретической и прикладной механики, Института гидродинамики, Института теплофизики, Института автоматики и электрометрии, СибНИИ авиации и др. Здесь необходима активная позиция департамента экономического развития и промышленности администрации Новосибирской области и департамента промышленности, науки и технологий мэрии г. Новосибирска.

Два года назад по инициативе губернатора В.Толоконского областная администрация создала сеть базовых (сильных) хозяйств в районах Новосибирской области, в том числе, и для отработки новых технологий. В настоящее время удается реализовать именно в этих хозяйствах ряд инновационных проектов. Этот опыт необходимо активно развивать.

Опыт формирования крупных программ совместно с товаропроизводителем (типа "Силовая электроника") показывает перспективность и эффективность этого направления. Среди 20 программ, выделю, например, направление лечебной деятельности, связанное с использованием трансплантации стволовых кроветворных клеток (с целью создания полноценных тканей для замещения дефектов практически любых органов человека. Мы можем создать клеточные банки, используемые в качестве источников клеток и потенциальных доноров клеток (плацента, кровь).

6. Совершенствование системы по подготовке и закреплению научных и инженерных кадров, менеджеров инновационного бизнеса, включая меры прямого и косвенного стимулирования.

В рамках Президентской Программы подготовки управленческих кадров начато обучение молодых специалистов по направлениям "менеджер инновационного бизнеса" и "управление персоналом". В ряде вузов (НГУ, НГТУ, СГУПС, НГАЭиУ, СГГА и др.), академических институтах (Институт катализа, КТИ вычислительной техники и др.) и инновационных центрах проводятся подготовка кадров, тренинги и семинары по инновационной деятельности.

В частности, с целью развития образовательных услуг в области инновационного бизнеса планируется создание в НГУ учебно-консультационного центра или инновационного центра, где преподаватель или студент может получить консультацию в области инновационной деятельности. Этот центр будет оказывать образовательные и консультационные услуги также для специалистов НИИ, предприятий и фирм.

Администрацией области и Президиумом СО РАН принято решение о государственной поддержке строительства и приобретения жилья в кредит для талантливых молодых ученых (75% расходов на погашение годовой процентной ставки рефинансирования берут на себя администрация области и Президиум СО РАН).

7. Совершенствование системы управления интеллектуальной собственностью — особым видом нематериальных активов.

В соответствии с совместным соглашением администрации области и Роспатента ежегодно администрацией выделяется Государственной публичной научно-технической библиотеке СО РАН 250 тыс. руб. для льготной подписки литературы по интеллектуальной собственности, включая "Изобретения стран мира", регулярно проводятся семинары по интеллектуальной собственности, на базе ГПНТБ СО РАН организована работа представителя Роспатента (Федеральный институт промышленной собственности). В октябре 2002 г. в Новосибирске создан Сибирский институт интеллектуальной собственности (дополнительное образование), преподавательский коллектив которого составляют ведущие специалисты города в области интеллектуальной собственности и защиты авторского права. Нередко результат ученого связывают с конкретным материальным объектом (прибор, субстанция лекарственных средств и др.), но необходимо обратить внимание на эффективное освоение объектов интеллектуальной собственности, превращенных в нематериальные активы, что является важным именно в нынешнее время, когда отечественный производитель не всегда готов освоить результаты ученых. Правильный выбор стратегии и тактики использования интеллектуальной собственности позволяет оказывать существенное влияние на социально-экономические процессы в масштабах региона, да и страны в целом. Интеллектуальная собственность — мощный многофункциональный инструмент решения широкого круга проблем в условиях рыночной экономики.

Объекты интеллектуальной собственности, созданные в институтах и вовлеченные в рыночный оборот в виде нематериальных активов, с одной стороны, способны радикально повысить капитализацию этих предприятий, а с другой стороны, могут приносить значительные прямые доходы от продажи исключительных прав и иных способов вовлечения их в хозяйственный оборот.

Нам предстоит более системно проводить работы по аудиту (инвентаризации) результатов интеллектуальной деятельности, полученных с использованием средств бюджета института, оформлять на них исключительные права, вовлекать их в экономический оборот.

Следует признать, что объемы зарубежного патентования очень малы по сравнению с потенциальными возможностями институтов СО РАН. Объем экспорта продукции и технологий может быть значительно расширен в случае увеличения финансовой поддержки патентования за границей. Предлагается создать Фонд поддержки зарубежного патентования в Сибирском федеральном округе.

8. Развитие социальной сферы, обеспечивающей благоприятные условия жизнедеятельности населения технополиса.

Решению этой задачи фактически посвящен доклад главы администрации Совесткого района Новосибирска А.Гордиенко.

9. Развитие межрегионального и международного научно-технического сотрудничества.

Из-за ограниченности времени не буду комментировать эту задачу. У СО РАН имеется богатейший опыт международного и межрегионального сотрудничества. Мало того, не редко благодаря устойчивым системным межрегиональным связям в области науки, мы оперативно решаем вопросы и в других сферах деятельности. Но хотел бы обратить внимание на одно важное обстоятельство. Это создание современной инфраструктуры (и не только в Академгородке) и сферы услуг, благоприятных для инвесторов и партнеров как в области науки, образования, культуры, так и в сфере инновационной деятельности.

В завершение хотел бы отметить, что если мы сами себе не поможем, то едва ли удастся осуществить технологический прорыв по основным направлениям промышленного производства. Наличие уникальных научных результатов Новосибирских ученых, приобретенный в последние годы опыт по трансферу разработок и технологий в рыночных условиях, а главное — у нас работают талантливые люди, все это вселяет уверенность, что удастся реализовать стратегические социальные задачи и сделать экономику конкурентоспособной.

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+230+1