Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 50 (2386) 27 декабря 2002 г.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТЭК СИБИРИ

Доклад академика А.Конторовича на научной сессии Общего собрания СО РАН 15 декабря 2002 года.

Иллюстрация

Работа над Стратегией развития Сибири была сложной проблемой и мы прошли достаточно большой путь прежде чем получили документ, одобренный Правительством. И я считаю, что несмотря на то, что мы не добились в полной мере того, что задумывалось вначале, но благодаря поддержке Полпреда Президента, Президиума СО РАН, Президента и губернаторского корпуса, мы получили ценный стратегический документ, четко сформулированную позицию правительства, опираясь на которую можно добиться большего. Поэтому я в докладе постараюсь лишь выделить наиболее существенные компоненты этого документа, касающиеся топливно-энергетического комплекса и обратить ваше внимание на следующее: документ принят, но для того чтобы Стратегия стала реальностью, необходимы усилия администраций субъектов Федерации на территории Сибири, академического сообщества (в первую очередь, Сибирского отделения). И если эти усилия будут действовать в одном направлении, только тогда мы сможем добиться поддержки правительства в реализации этой Стратегии.

Что констатирует Стратегия развития Сибири? Она подтверждает и признает, что основные минеральные ресурсы страны сосредоточены на территории Сибири.

Огромный ресурсный потенциал Сибири

Одним из основных факторов, определяющих перспективы экономического развития Сибири и ее место в российской экономике, является огромный ресурсный потенциал этого региона, в том числе месторождения полезных ископаемых. Извлекаемые разведанные запасы нефти в Сибири составляют 77 процентов российских запасов, природного газа — 85 процентов, угля — 80 процентов, меди — 70 процентов, никеля — 68 процентов, свинца — 85 процентов, цинка — 77 процентов, молибдена — 82 процента, золота — 41 процент и металлов платиновой группы — 99 процентов.

Важно и то, что Сибирь признана в своих исторических границах, а не в границах федеральных округов. В этом важную роль сыграла поддержка Президента.

Можно проиллюстрировать это двумя схемами — "Основные месторождения нефти и газа" и "Основные рудные месторождения". Вся сырьевая база страны сосредоточена на территории Сибири.

"Ложка дегтя"

Должен заметить, что редакторы программы в правительстве не удержались от того, чтобы бросить ложку дегтя на нашу сырьевую базу и нашу землю. В том плане высказывание Клебанова, что цитировал ак. Кулешов — да, сырьевая база у вас есть, но ситуация ухудшается в том плане, что и транспорт у вас дорогой, и повышенный расход топливно-энергетических ресурсов, и земля, мол, у вас холодная — это было единственное негативное место в принятом документе.

Экономика Сибири в современных условиях по многим видам продукции оказывается неконкурентоспособной. К числу основных факторов, сдерживающих экономическое развитие Сибири, относятся следующие:

— Качественное ухудшение сырьевой базы. Наиболее освоенные крупные нефтегазоносные месторождения Западной Сибири находятся на поздней стадии разработки, когда происходит падение уровня добычи нефти и газа. Доля трудноизвлекаемых запасов нефти составляет 55-60 процентов и продолжает расти. Некоторые месторождения практически исчерпаны.

— Высокие затраты на транспорт, обусловленные удаленностью Сибири от густонаселенной и более развитой европейской части России и промышленно развитых стран Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, низкой плотностью населения в самой Сибири и недостаточным уровнем развития транспортной инфраструктуры.

— Повышенный расход топливно-энергетических ресурсов на производственные и социальные нужды из-за суровых природно-климатических условий.

Приоритеты стратегии в части минерально-сырьевого комплекса

Приоритетами при реализации Стратегии являются:

— обеспечение развития сырьевых производств с целью их стабилизации на российском и внешних рынках природных ресурсов и притока финансовых средств. Важнейшими стратегическими ресурсами Сибири являются нефть, газ, частично уголь, цветные и благородные металлы;

— повышение энергоэффективности экономики Сибири, сокращение издержек на удовлетворение потребностей общества в энергоресурсах в первую очередь за счет интенсификации энергосбережения;

— оптимизация системы расселения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с целью снижения нерациональных расходов бюджетов всех уровней, предприятий и организаций (вопрос отнюдь не бесспорный).

Цели Стратегии

Реализация положений Стратегии предусматривает достижение следующих основных целей: обеспечения устойчивого развития "сырьевых" регионов; повышения уровня жизни населения сибирских регионов; обеспечения геополитических и экономических интересов России.

Очевидно, что вся компонента экспорта на ближайшие десятилетия будет связана с минерально-сырьевым комплексом Сибири и изменить это никак не возможно.

Основными целями в области освоения природных ресурсов являются:

— увеличение нефтеотдачи пластов, повышение коэффициента извлечения газа и газового конденсата, добыча и использование низконапорного газа (каждое из перечисленных положений — это огромная научная и научно-техническая проблема, которые должны быть в центре внимания институтов СО РАН);

— углубление переработки углеводородного сырья и производство высококачественных топлив и масел, современных полимерных материалов (то же, что и ранее отмечено);

— высокоэффективное и экологически чистое сжигание топлива при производстве тепло- и электроэнергии (прямая тематика Института теплофизики);

— полное извлечение ценных химических компонентов (этансодержащие, гелийсодержащие газы и др.);

— облагораживание углей, утилизация метана угольных пластов;

— комплексное использование многокомпонентных руд цветных и редкоземельных металлов.

Формулируя эти цели, правительство в значительной степени признало целесообразность, правильность и оправданность многих направлений нашей деятельности, и нам только важно сосредоточиться на них еще больше и сделать отдачу наиболее эффективной.

Перспективы развития нефтегазового комплекса

От чего всегда уходили создатели всех основных правительственных документов? От четких цифр. Нам удалось добиться и зафиксировать рубежи развития нефтегазового комплекса Сибири.

Принято, что ресурсный потенциал позволяет в перспективе (при условии осуществления инвестиций в соответствующих объемах) обеспечить ежегодную добычу нефти с газовым конденсатом на месторождениях в Западной Сибири в объемах до 255-270 млн тонн (в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе — до 200-220 млн тонн, в Ямало-Ненецком автономном округе — до 40-50 млн тонн, в Томской области — до 12-15 млн тонн), освоение месторождений юга Тюменской области, Новосибирской и Омской областей, а также добычу газа — до 620-670 млрд кубометров (в том числе в Ямало-Ненецком автономном округе — до 580-635 млрд кубометров).

В соответствии с прогнозами Сибирь до середины века останется главной нефтяной базой страны. То же самое и по прогнозу добычи газа.

Эти положения являются основополагающими для Энергетической стратегии России, которая сейчас разрабатывается.

Особое внимание должно уделяться формированию новой крупной нефтегазовой базы для разработки углеводородных ресурсов Иркутской области и Красноярского края.

Геологические условия позволяют довести добычу нефти и газового конденсата в Восточной Сибири до 40-50 млн тонн в год, газа — до 70-80 млрд кубометров в год.

Это первый правительственный документ со времен СССР, где все зафиксировано четко и однозначно. Следует сказать об одном. Если аппарат Полномочного представителя Президента, губернаторский корпус, ученые Сибирского отделения, вузов, отраслевых институтов не будут добиваться, того, чтобы это было решение единое, системное, а как и прежде в прошедшие 10 лет каждый губернатор будет тянуть одеяло на себя, мы никогда эту программу не реализуем.

Ключевым вопросом для будущего формирования этого нового нефтегазового комплекса станет развитие трубопроводного транспорта в регионе.

Развитие энергетического сектора на базе газа

Сложилась странная ситуация. Девяносто процентов газа добывается в Сибири, а в энергетике Сибири газ практически не используется, газификация промышленных южных районов Западной Сибири также близка к нулю.

Стратегия признает в качестве важной задачи газификацию регионов Сибири, в том числе крупных промышленных центров южной части Восточной Сибири (к сожалению, в этом направлении реально делается очень мало и в значительной степени это связано с несогласованной деятельностью администраций субъектов Федерации).

Необходимо расширение и техническое перевооружение действующих Сургутской ГРЭС-1 и Тюменской ТЭЦ-1; важное место в структуре топливоснабжения села и рассредоточенных потребителей имеет сжиженный газ.

Перспективы развития угольной промышленности Сибири

Сибирскому отделению приходится много бороться за придание важного внимания развитию угольной промышленности Сибири. На недавнем совещании в Междуреченске, которое проводил Президент страны, фигурировал подготовленный Сибирским отделением доклад. Важно, что в Стратегии нам удалось всеобщими усилиями добиться признания, что добыча угля в Сибири должна расти.

Потенциальные возможности добычи угля в Сибири составляют до 400 млн тонн в год. Особое внимание должно уделяться диверсификации производства в энергетическом секторе на основе создания предприятий, обеспечивающих углубленную переработку местных ресурсов, развитию основных угольных баз России (Кузбасса и Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса), оптимизации добычи и использования угля в Иркутской области.

Направления развития теплового хозяйства

Известно, что тепловое хозяйство имеет для Сибири особое значение. Ключевые вопросы теплового хозяйства, по мнению специалистов, в Стратегии обозначены очень четко и нам необходимо сосредоточить свои усилия для того, чтобы реализовать эти программные вещи в реальных проектах.

В развитии теплового хозяйства приоритетными направлениями являются: оснащение источников тепловой энергии и тепловых сетей средствами измерения, контроля и регулирования; техническое перевооружение котельных установок; создание мини-ТЭЦ; перевод мазутных котельных на газ (при наличии возможности) и экологически чистое сжигание угля; реконструкция и строительство тепловых сетей с принципиально улучшенными теплогидроизоляционными свойствами (использование базальтовых пластиковых материалов).

Развитие систем транспорта

Без развития систем транспорта невозможно освоение нефтяных и газовых богатств Сибири. Стратегия предусматривает, что для привлечения потенциальных инвесторов и освоения природных ресурсов Сибири необходимы: строительство новых и продолжение имеющихся ответвлений от Транссиба, БАМа, автомагистралей "Байкал" и "Амур" к месторождениям полезных ископаемых; разработка генерального плана развития газо- и нефтепроводов с учетом перспектив формирования балансов внутреннего и внешнего потребления этих ресурсов; развитие системы транспорта углеводородов и создание новых маршрутов; развитие западного сектора Северного морского пути, работающего в режиме продленной навигации, восстановление и дальнейшее развитие ледокольного и транспортного флота, совершенствование навигационного и гидрометеорологического обеспечения на основе глобальных навигационных спутниковых систем; оптимизация транспортной системы с использованием внутренних водных путей для обеспечения сообщения с отдаленными северными районами.

Сооружение магистральных нефте- и газопроводов "Запад-Восток" экспортного направления будет способствовать развитию топливно-энергетического комплекса в Восточно-Сибирском регионе и на Дальнем Востоке, позволит решить важнейшие стратегические задачи, связанные с выходом на перспективный рынок стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Первоочередная задача развития инфраструктуры трубопроводного транспорта нефти — строительство нефтепровода, который соединит Юрубченко-Тохомскую зону нефтегазонакопления с Транссибирским магистральным нефтепроводом, сооружение нефтепровода Талаканское месторождение — Верхнечонское месторождение — Ангарск. Магистральный нефтепровод от Ангарска может быть продлен в северо-восточные районы Китая и в морские порты на востоке России (Ванино, Советская Гавань, Находка).

В перспективе потребуется соединение трубопроводной сетью газодобывающих центров Эвенкийского автономного округа, Иркутской области, а также западных районов Республики Саха (Якутия) с последующей газификацией Республики Бурятия и Читинской области, а также выходом к портам российского Дальнего Востока и в северо-восточные районы Китая и, возможно, в Корею.

Задачи геологоразведочных работ

Мы неоднократно говорили о том, насколько серьезна возникшая в стране после 1994 года диспропорция в добыче и разведке минеральных ресурсов. По существу уже восьмой год мы "проедаем" подготовленные в советское время запасы нефти и газа (в лучшем случае восстанавливая их новыми запасами лишь на 60-70 %). Стратегия признает крайне важной расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы. То есть а-ля-гайдаровские тезисы о том, что нефти и газа нам хватит надолго, и заниматься этим не надо — правительство перечеркнуло. И признало важность регионального изучения территории.

Главными задачами геологоразведочных работ являются:

— расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы, обеспечивающее устойчивое развитие добывающих отраслей промышленности;

— геолого-геофизическое изучение территорий и акваторий региона с целью выявления новых перспективных месторождений полезных ископаемых для формирования минерально-сырьевой базы на средне- и долгосрочную перспективу.

Основная часть геолого-разведочных работ будет проводиться компаниями-недропользователями в соответствии с действующими и уточненными условиями пользования недрами. Одновременно необходимо обеспечить проведение работ по геологическому изучению недр. Предполагается, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибири (при участии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти), разработают и реализуют региональные программы проведения работ по геологическому изучению недр в районах приоритетного развития нефтяной и газовой промышленности на основе федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)".

Пути реализации Стратегии. Разработка федеральных,
межрегиональных и региональных программ

Государственная политика в отношении Сибири должна быть направлена на совершенствование законодательной деятельности, повышение эффективности институциональных преобразований, разработку и реализацию федеральных, межрегиональных и региональных программ, устанавливающих приоритеты в решении экономических, социальных и демографических задач.

При разработке и реализации федеральных, межрегиональных и региональных программ необходимо учитывать приоритетные направления экономического развития Сибири.

Основные мероприятия по реализации Стратегии будут осуществляться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, расположенных в Сибири, Сибирским отделением РАН и предприятиями Сибири.

Координацию действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ при реализации положений Стратегии предполагается осуществлять в процессе разработки и согласования региональных программ социально-экономического развития.

Усиление интеграционных процессов между регионами Сибири является одной из приоритетных задач. Наиболее перспективными направлениями являются:

— использование имеющихся в распоряжении органов исполнительной власти субъектов РФ способов координации хозяйственной деятельности в первую очередь посредством формирования региональных и межрегиональных программ социально-экономического развития;

— стимулирование развития прямых долговременных связей крупных предприятий с производителями и поставщиками оборудования, комплектующих и запасных частей, расположенными на территории Сибири, с целью обеспечения социальной и экономической безопасности региона, сокращения импорта товаров, производство которых может быть налажено в регионе;

— стимулирование развития договорных отношений администраций субъектов РФ с предприятиями топливно-энергетического комплекса с целью стабилизации поставок энергетических ресурсов по взаимоприемлемым ценам.

Необходимо разработать программу оптимизации деятельности в районах Крайнего Севера и поддержки его коренных малочисленных народов.

Таковы основные компоненты Стратегии развития Сибири, документа, рождавшегося в сложной борьбе и я постарался в своем выступлении выделить те моменты, которые определяют основные направления в нашей деятельности в прикладной области по реализации этой Стратегии.

Я полагаю, что Сибирское отделение должно иметь свою программу содействия реализации Стратегии экономического развития Сибири.

стр. 3-4

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+230+1