СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ТЭК СИБИРИ
Доклад академика А.Конторовича на научной сессии Общего собрания
СО РАН 15 декабря 2002 года.
|
|
Работа над Стратегией развития Сибири была сложной проблемой и мы
прошли достаточно большой путь прежде чем получили документ,
одобренный Правительством. И я считаю, что несмотря на то, что мы
не добились в полной мере того, что задумывалось вначале, но
благодаря поддержке Полпреда Президента, Президиума СО РАН,
Президента и губернаторского корпуса, мы получили ценный
стратегический документ, четко сформулированную позицию
правительства, опираясь на которую можно добиться большего.
Поэтому я в докладе постараюсь лишь выделить наиболее
существенные компоненты этого документа, касающиеся
топливно-энергетического комплекса и обратить ваше внимание на
следующее: документ принят, но для того чтобы Стратегия стала
реальностью, необходимы усилия администраций субъектов Федерации
на территории Сибири, академического сообщества (в первую
очередь, Сибирского отделения). И если эти усилия будут
действовать в одном направлении, только тогда мы сможем добиться
поддержки правительства в реализации этой Стратегии.
Что констатирует Стратегия развития Сибири? Она подтверждает и
признает, что основные минеральные ресурсы страны сосредоточены
на территории Сибири.
Огромный ресурсный потенциал Сибири
Одним из основных факторов, определяющих перспективы
экономического развития Сибири и ее место в российской экономике,
является огромный ресурсный потенциал этого региона, в том числе
месторождения полезных ископаемых. Извлекаемые разведанные запасы
нефти в Сибири составляют 77 процентов российских запасов,
природного газа — 85 процентов, угля — 80 процентов, меди — 70
процентов, никеля — 68 процентов, свинца — 85 процентов,
цинка — 77 процентов, молибдена — 82 процента, золота — 41 процент и
металлов платиновой группы — 99 процентов.
Важно и то, что Сибирь признана в своих исторических границах, а
не в границах федеральных округов. В этом важную роль сыграла
поддержка Президента.
Можно проиллюстрировать это двумя схемами — "Основные
месторождения нефти и газа" и "Основные рудные месторождения".
Вся сырьевая база страны сосредоточена на территории Сибири.
"Ложка дегтя"
Должен заметить, что редакторы программы в правительстве не
удержались от того, чтобы бросить ложку дегтя на нашу сырьевую
базу и нашу землю. В том плане высказывание Клебанова, что
цитировал ак. Кулешов — да, сырьевая база у вас есть, но
ситуация ухудшается в том плане, что и транспорт у вас дорогой, и
повышенный расход топливно-энергетических ресурсов, и земля, мол,
у вас холодная — это было единственное негативное место в
принятом документе.
Экономика Сибири в современных условиях по многим видам продукции
оказывается неконкурентоспособной. К числу основных факторов,
сдерживающих экономическое развитие Сибири, относятся следующие:
— Качественное ухудшение сырьевой базы. Наиболее освоенные
крупные нефтегазоносные месторождения Западной Сибири находятся
на поздней стадии разработки, когда происходит падение уровня
добычи нефти и газа. Доля трудноизвлекаемых запасов нефти
составляет 55-60 процентов и продолжает расти. Некоторые
месторождения практически исчерпаны.
— Высокие затраты на транспорт, обусловленные удаленностью
Сибири от густонаселенной и более развитой европейской части
России и промышленно развитых стран Европы и
Азиатско-Тихоокеанского региона, низкой плотностью населения в
самой Сибири и недостаточным уровнем развития транспортной
инфраструктуры.
— Повышенный расход топливно-энергетических ресурсов на
производственные и социальные нужды из-за суровых
природно-климатических условий.
Приоритеты стратегии в части минерально-сырьевого комплекса
Приоритетами при реализации Стратегии являются:
— обеспечение развития сырьевых производств с целью их
стабилизации на российском и внешних рынках природных ресурсов и
притока финансовых средств. Важнейшими стратегическими ресурсами
Сибири являются нефть, газ, частично уголь, цветные и благородные
металлы;
— повышение энергоэффективности экономики Сибири, сокращение
издержек на удовлетворение потребностей общества в энергоресурсах
в первую очередь за счет интенсификации энергосбережения;
— оптимизация системы расселения в районах Крайнего Севера и
приравненных к ним местностях с целью снижения нерациональных
расходов бюджетов всех уровней, предприятий и организаций (вопрос
отнюдь не бесспорный).
Цели Стратегии
Реализация положений Стратегии предусматривает достижение
следующих основных целей: обеспечения устойчивого развития
"сырьевых" регионов; повышения уровня жизни населения сибирских
регионов; обеспечения геополитических и экономических интересов
России.
Очевидно, что вся компонента экспорта на ближайшие десятилетия
будет связана с минерально-сырьевым комплексом Сибири и изменить
это никак не возможно.
Основными целями в области освоения природных ресурсов являются:
— увеличение нефтеотдачи пластов, повышение коэффициента
извлечения газа и газового конденсата, добыча и использование
низконапорного газа (каждое из перечисленных положений — это
огромная научная и научно-техническая проблема, которые должны
быть в центре внимания институтов СО РАН);
— углубление переработки углеводородного сырья и производство
высококачественных топлив и масел, современных полимерных
материалов (то же, что и ранее отмечено);
— высокоэффективное и экологически чистое сжигание топлива при
производстве тепло- и электроэнергии (прямая тематика Института
теплофизики);
— полное извлечение ценных химических компонентов
(этансодержащие, гелийсодержащие газы и др.);
— облагораживание углей, утилизация метана угольных пластов;
— комплексное использование многокомпонентных руд цветных и
редкоземельных металлов.
Формулируя эти цели, правительство в значительной степени
признало целесообразность, правильность и оправданность многих
направлений нашей деятельности, и нам только важно
сосредоточиться на них еще больше и сделать отдачу наиболее
эффективной.
Перспективы развития нефтегазового комплекса
От чего всегда уходили создатели всех основных правительственных
документов? От четких цифр. Нам удалось добиться и зафиксировать
рубежи развития нефтегазового комплекса Сибири.
Принято, что ресурсный потенциал позволяет в перспективе (при
условии осуществления инвестиций в соответствующих объемах)
обеспечить ежегодную добычу нефти с газовым конденсатом на
месторождениях в Западной Сибири в объемах до 255-270 млн тонн
(в том числе в Ханты-Мансийском автономном округе — до 200-220
млн тонн, в Ямало-Ненецком автономном округе — до 40-50 млн
тонн, в Томской области — до 12-15 млн тонн), освоение
месторождений юга Тюменской области, Новосибирской и Омской
областей, а также добычу газа — до 620-670 млрд кубометров (в
том числе в Ямало-Ненецком автономном округе — до 580-635 млрд
кубометров).
В соответствии с прогнозами Сибирь до середины века останется
главной нефтяной базой страны. То же самое и по прогнозу добычи
газа.
Эти положения являются основополагающими для Энергетической
стратегии России, которая сейчас разрабатывается.
Особое внимание должно уделяться формированию новой крупной
нефтегазовой базы для разработки углеводородных ресурсов
Иркутской области и Красноярского края.
Геологические условия позволяют довести добычу нефти и газового
конденсата в Восточной Сибири до 40-50 млн тонн в год, газа —
до 70-80 млрд кубометров в год.
Это первый правительственный документ со времен СССР, где все
зафиксировано четко и однозначно. Следует сказать об одном. Если
аппарат Полномочного представителя Президента, губернаторский
корпус, ученые Сибирского отделения, вузов, отраслевых институтов
не будут добиваться, того, чтобы это было решение единое,
системное, а как и прежде в прошедшие 10 лет каждый губернатор
будет тянуть одеяло на себя, мы никогда эту программу не
реализуем.
Ключевым вопросом для будущего формирования этого нового
нефтегазового комплекса станет развитие трубопроводного
транспорта в регионе.
Развитие энергетического сектора на базе газа
Сложилась странная ситуация. Девяносто процентов газа добывается
в Сибири, а в энергетике Сибири газ практически не используется,
газификация промышленных южных районов Западной Сибири также
близка к нулю.
Стратегия признает в качестве важной задачи газификацию регионов
Сибири, в том числе крупных промышленных центров южной части
Восточной Сибири (к сожалению, в этом направлении реально делается
очень мало и в значительной степени это связано с несогласованной
деятельностью администраций субъектов Федерации).
Необходимо расширение и техническое перевооружение действующих
Сургутской ГРЭС-1 и Тюменской ТЭЦ-1; важное место в структуре
топливоснабжения села и рассредоточенных потребителей имеет
сжиженный газ.
Перспективы развития угольной промышленности Сибири
Сибирскому отделению приходится много бороться за придание
важного внимания развитию угольной промышленности Сибири. На
недавнем совещании в Междуреченске, которое проводил Президент
страны, фигурировал подготовленный Сибирским отделением доклад.
Важно, что в Стратегии нам удалось всеобщими усилиями добиться
признания, что добыча угля в Сибири должна расти.
Потенциальные возможности добычи угля в Сибири составляют до 400
млн тонн в год. Особое внимание должно уделяться диверсификации
производства в энергетическом секторе на основе создания
предприятий, обеспечивающих углубленную переработку местных
ресурсов, развитию основных угольных баз России (Кузбасса и
Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса), оптимизации
добычи и использования угля в Иркутской области.
Направления развития теплового хозяйства
Известно, что тепловое хозяйство имеет для Сибири особое
значение. Ключевые вопросы теплового хозяйства, по мнению
специалистов, в Стратегии обозначены очень четко и нам необходимо
сосредоточить свои усилия для того, чтобы реализовать эти
программные вещи в реальных проектах.
В развитии теплового хозяйства приоритетными направлениями
являются: оснащение источников тепловой энергии и тепловых сетей
средствами измерения, контроля и регулирования; техническое
перевооружение котельных установок; создание мини-ТЭЦ; перевод
мазутных котельных на газ (при наличии возможности) и
экологически чистое сжигание угля; реконструкция и строительство
тепловых сетей с принципиально улучшенными
теплогидроизоляционными свойствами (использование базальтовых
пластиковых материалов).
Развитие систем транспорта
Без развития систем транспорта невозможно освоение нефтяных и
газовых богатств Сибири. Стратегия предусматривает, что для
привлечения потенциальных инвесторов и освоения природных
ресурсов Сибири необходимы: строительство новых и продолжение
имеющихся ответвлений от Транссиба, БАМа, автомагистралей
"Байкал" и "Амур" к месторождениям полезных ископаемых;
разработка генерального плана развития газо- и нефтепроводов с
учетом перспектив формирования балансов внутреннего и внешнего
потребления этих ресурсов; развитие системы транспорта
углеводородов и создание новых маршрутов; развитие западного
сектора Северного морского пути, работающего в режиме продленной
навигации, восстановление и дальнейшее развитие ледокольного и
транспортного флота, совершенствование навигационного и
гидрометеорологического обеспечения на основе глобальных
навигационных спутниковых систем; оптимизация транспортной
системы с использованием внутренних водных путей для обеспечения
сообщения с отдаленными северными районами.
Сооружение магистральных нефте- и газопроводов "Запад-Восток"
экспортного направления будет способствовать развитию
топливно-энергетического комплекса в Восточно-Сибирском регионе и
на Дальнем Востоке, позволит решить важнейшие стратегические
задачи, связанные с выходом на перспективный рынок стран
Азиатско-Тихоокеанского региона.
Первоочередная задача развития инфраструктуры трубопроводного
транспорта нефти — строительство нефтепровода, который соединит
Юрубченко-Тохомскую зону нефтегазонакопления с Транссибирским
магистральным нефтепроводом, сооружение нефтепровода Талаканское
месторождение — Верхнечонское месторождение — Ангарск.
Магистральный нефтепровод от Ангарска может быть продлен в
северо-восточные районы Китая и в морские порты на востоке России
(Ванино, Советская Гавань, Находка).
В перспективе потребуется соединение трубопроводной сетью
газодобывающих центров Эвенкийского автономного округа, Иркутской
области, а также западных районов Республики Саха (Якутия) с
последующей газификацией Республики Бурятия и Читинской области,
а также выходом к портам российского Дальнего Востока и в
северо-восточные районы Китая и, возможно, в Корею.
Задачи геологоразведочных работ
Мы неоднократно говорили о том, насколько серьезна возникшая в
стране после 1994 года диспропорция в добыче и разведке
минеральных ресурсов. По существу уже восьмой год мы "проедаем"
подготовленные в советское время запасы нефти и газа (в лучшем
случае восстанавливая их новыми запасами лишь на 60-70 %).
Стратегия признает крайне важной расширенное воспроизводство
минерально-сырьевой базы. То есть а-ля-гайдаровские тезисы о том,
что нефти и газа нам хватит надолго, и заниматься этим не надо —
правительство перечеркнуло. И признало важность регионального
изучения территории.
Главными задачами геологоразведочных работ являются:
— расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы,
обеспечивающее устойчивое развитие добывающих отраслей
промышленности;
— геолого-геофизическое изучение территорий и акваторий региона
с целью выявления новых перспективных месторождений полезных
ископаемых для формирования минерально-сырьевой базы на средне- и
долгосрочную перспективу.
Основная часть геолого-разведочных работ будет проводиться
компаниями-недропользователями в соответствии с действующими и
уточненными условиями пользования недрами. Одновременно
необходимо обеспечить проведение работ по геологическому изучению
недр. Предполагается, что органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, расположенных в Сибири (при участии
заинтересованных федеральных органов исполнительной власти),
разработают и реализуют региональные программы проведения работ
по геологическому изучению недр в районах приоритетного развития
нефтяной и газовой промышленности на основе федеральной целевой
программы "Экология и природные ресурсы России (2002-2010
годы)".
Пути реализации Стратегии. Разработка федеральных,
межрегиональных и региональных программ
Государственная политика в отношении Сибири должна быть
направлена на совершенствование законодательной деятельности,
повышение эффективности институциональных преобразований,
разработку и реализацию федеральных, межрегиональных и
региональных программ, устанавливающих приоритеты в решении
экономических, социальных и демографических задач.
При разработке и реализации федеральных, межрегиональных и
региональных программ необходимо учитывать приоритетные
направления экономического развития Сибири.
Основные мероприятия по реализации Стратегии будут осуществляться
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
расположенных в Сибири, Сибирским отделением РАН и предприятиями
Сибири.
Координацию действий федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов РФ при реализации
положений Стратегии предполагается осуществлять в процессе
разработки и согласования региональных программ
социально-экономического развития.
Усиление интеграционных процессов между регионами Сибири является
одной из приоритетных задач. Наиболее перспективными
направлениями являются:
— использование имеющихся в распоряжении органов исполнительной
власти субъектов РФ способов координации хозяйственной
деятельности в первую очередь посредством формирования
региональных и межрегиональных программ социально-экономического
развития;
— стимулирование развития прямых долговременных связей крупных
предприятий с производителями и поставщиками оборудования,
комплектующих и запасных частей, расположенными на территории
Сибири, с целью обеспечения социальной и экономической
безопасности региона, сокращения импорта товаров, производство
которых может быть налажено в регионе;
— стимулирование развития договорных отношений администраций
субъектов РФ с предприятиями топливно-энергетического комплекса с
целью стабилизации поставок энергетических ресурсов по
взаимоприемлемым ценам.
Необходимо разработать программу оптимизации деятельности в
районах Крайнего Севера и поддержки его коренных малочисленных
народов.
Таковы основные компоненты Стратегии развития Сибири, документа,
рождавшегося в сложной борьбе и я постарался в своем выступлении
выделить те моменты, которые определяют основные направления в
нашей деятельности в прикладной области по реализации этой
Стратегии.
Я полагаю, что Сибирское отделение должно иметь свою программу
содействия реализации Стратегии экономического развития Сибири.
стр. 3-4
|