Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 4 (2390) 1 февраля 2003 г.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ:
ЧЕРЕЗ КООПЕРАЦИЮ К ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Первый региональный форум "Сибирская индустрия информационных систем", прошедший 22-24 октября 2002 года в Доме ученых новосибирского Академгородка, постепенно стал новейшей историей. Три незабываемых дня, забившись в угол на печи, корреспондент "НВС" с уважительным испугом следил за повадками бойцов софтового фронта. Теперь, по прошествии некоторого времени, когда эмоции слегка улеглись, впечатления отстоялись, а смутные ощущения приняли форму связных мыслей, настала пора обобщения исторического опыта.

Юрий Плотников
"НВС"

Вместо предисловия

Иллюстрация

В далекие уже университетские семидесятые автору этих строк довелось учиться у несравненного знатока дореволюционной сибирской кооперации В.К.Алексеевой. Кое-что запомнил. Кооперация особенно процветала в маслоделии. Трудолюбивые сибирские буренки старательно нагуливали на уникальном барабинском разнотравье молоко невероятной жирности — чистые сливки, — умные и предприимчивые люди-кооператоры осуществляли его централизованную закупку у мелких крестьянских хозяйств, строили маслобойки и производили чудо-маслице, которое в огромных количествах уходило на экспорт... под датской торговой маркой. К чему столь отдаленные ассоциации? По многим признакам та давняя история удивительным образом напоминает сегодняшнюю ситуацию в мире информационных систем. Только масло в головах.

Индустрия или ремесло?

Казалось бы, форум в названии которого гордо красуется слово "индустрия" — не место для споров, присутствует ли таковая в наличии. Это как бы "символ веры", который надо воспринимать не разумом, а сердцем. Но что поделать, если гложет его червяк сомнения? По определению, индустрия — это крупное машинное производство. Поэтому в качестве главного доказательства ее существования приводят объемы. При этом сразу начинаются сюрпризы: точных цифр назвать никто не может. Говорят, например, что в 2001 году в России объем предоставленных ИТ-отраслью услуг составил 200 млн долларов, а в 2002 ожидалось порядка 600 млн. Какая часть общероссийского производства приходится на долю Сибири, остается величиной неизвестной. Называют 15-20%, но в зависимости от личных пристрастий характеризуют их как завышенные или, наоборот, заниженные. Еще говорят, что в 2001 году Россия поставила за рубеж программных продуктов на 70 млн американских денег. Достаточно ли таких размеров, чтобы считаться индустрией? Для сравнения рискну привести данные Российского союза производителей одежды: не самая процветающая отечественная легкая промышленность продает за рубеж своей продукции на 500 млн долларов (естественно, не сама по себе, а под раскрученными иностранными марками). Скептики вообще осмеливаются утверждать, что подобного рода цифры достаточно лукавы и, по некоторым оценкам, процентов на 90 формируются за счет НДСных схем. Но если швейникам приблизительность можно простить, то от рыцарей информационных систем хотелось бы более конкретной информации. Так что, по-видимому, обольщаться объемами пока не стоит.

Зато вполне очевидно другое, и новосибирский форум подтвердил это лишний раз — почти все наши разработчики выступают в легкой и наилегчайшей весовой категориях. Как правило, это очень небольшие коллективы, каждый из которых имеет свою "изюминку", эксплуатируемую по полному циклу — от замысла до готового продукта. Это мелкотоварное ремесленное производство в своем классическом виде, облеченное в соответствующие структурные формы. Видимо, не случайно лидер "СибАкадемСофта" И.Голосов так любит средневековый термин "гильдия". Другая организационная ипостась сибирского софта — разработчики, состоящие в штате предприятий или учреждений и пишущие программы не на продажу, а для внутреннего употребления. К ним примыкают научные коллективы, имеющие замечательные наработки, но не умеющие довести их до "коробочного" вида. Это уже полностью нетоварное, натуральное хозяйство. Относительно крупные производители товарного продукта пока погоды не делают. Поэтому именовать сложившуюся на данный момент совокупность натурального и мелкотоварного укладов "индустрией", по-видимому, рановато. И вряд ли стоит упрекать центральные ведомства в том, что они злокозненно не желают нашей индустрии замечать — в министерствах тоже люди с глазами сидят. Надо думать над тем, как превратить сегодняшнюю лабораторно-артельную чересполосицу в индустрию.

О кооперации

Между тем, изобретать велосипедов отнюдь не нужно — магистральный путь перехода от ремесла к индустрии лежит через мануфактурную стадию, основанную на разделении труда. В нашем случае оптимальным вариантом будет кооперация. Сибирские маслоделы начала ХХ века смогли создать промежуточное звено между стихией мелкотоварного крестьянского хозяйства и нуждами мирового рынка, решив триединую задачу: аккумулирования сырьевых ресурсов региона, выхода на принципиально новый, недостижимый для отдельного подворья уровень производительности труда и, наконец, выработки параметров качества — не рецептов, для каждой хозяйки собственных, а единых, признанных на мировом рынке стандартов.

Теперь сравним. Стремительный рост производства софта в Индии, о котором сегодня много говорят, начался только после объединения независимых производителей. Причем произошло это не по призыву сверху, как раньше бывало у нас — построились по разнарядке и двинули дружными рядами мимо празднично украшенных трибун! Индийские товарищи сумели объединиться на основе четко сформулированных общих интересов и, главное, стандартов качества, по которым были готовы работать. Отчего пока не получается у нас? Вроде бы, общие умонастроения развернуты в том же направлении. Типическое публичное высказывание: "Задача — заказчика удовлетворить. Как в супермаркете — пришел и все там купил. Я не буду лезть глубоко в смежную тематику, если я этим не занимаюсь — я, пожалуй, поделюсь". Но в итоге получается, как в финале старой миниатюры Карцева и Ильченко "Давайте работать вместе", — когда каждый бубнит в сторону: "Да не позвоню я тебе! — А не сильно и надо!". Чтобы оценка не казалась чрезмерно эмоциональной, позволю себе сослаться на недвусмысленное мнение депутата Государственной Думы чл.-корр. РАН А.Кокошина: "У нас процесс консолидации затянулся, многие компании предпочитают действовать в одиночку, и очень трудно формулируются единые позиции всего нашего сообщества производителей софта". В этом, видимо, и заключается основная причина пробуксовки: есть неясно осознаваемые общие интересы, но нет четко поставленной общей цели. Нет проекта, масштабного и комплексного, о котором каждый из потенциальных исполнителей мог бы сказать: "Сами не справимся — надо объединяться!". Создание некоего органа, который бы такие цели отслеживал — важнейшая предпосылка будущего объединения.

Лучшие в мире мышеловки...

Одной из целей, заявленных организаторами форума, была презентация коллективов, работающих в ИТ-отрасли. Поэтому временами доклады принимали откровенно рекламный характер, неотразимо напоминая показ на сцене Дома моделей: вот какие замечательные штучки мы умеем делать — давайте нам, пожалуйста, заказы! К сожалению, представительное дефиле в который раз обнажило хроническую болезнь академической среды — привычное игнорирование запросов рынка. Есть старое правило: "Легче сделать то, что сможешь продать, чем продать то, что умеешь делать!". У нас все с точностью до наоборот. Вот и появляются проекты, неординарные по замыслу, изящные в исполнении, но, к сожалению, абсолютно бесполезные практически.

Картинки с натуры. Демонстрируется проект управления электролизером. Ядовитый голос из зала: "А что от вашей программы изменится в электролизере?". Если ничего не изменится, если не улучшится качество продукции и не вырастет ее количество, планируемая компьютеризация обернется лишь ростом себестоимости. Кто на это пойдет? Геоинформационная система, позволяющая скрупулезно отслеживать уровень обводнения реки, представляется на примере затопления поймы Оби в приплотинном участке Новосибирской ГЭС. Докладчик недоумевает: "В МЧС посмотрели, похвалили, но на этом интерес иссяк!". Да просто катастрофический сценарий (чем, собственно говоря, по роду своих занятий и интересуется МЧС) возможен только в случае ядерного удара боеприпасом хиросимского калибра, а раз так, то и прогнозировать надо сначала воздействие светового излучения, ударной волны и пр., и уже в последнюю очередь затопление местности как дополнительный поражающий фактор. Стараемся продать серьезному ведомству компьютерную игрушку? Кстати, программа, описывающая не фантастическую страшилку, а реальный режим обводнения, уже существует и успешно работает на НГЭС, удовлетворяя всем потребностям повседневной практики (хотя, может быть, и не столь ярко наряжена). Стоит ли удивляться, что у потенциальных клиентов глаза не горят? Вот если бы кто исхитрился вместо давно зарегулированной матушки Оби спрогнозировать непредсказуемое поведение свирепой сибирской реки с ласковым именем Лена, реакция МЧС была бы, наверное, совсем иной. Готов был перечислять долго, набросал примеров на целый блокнотный лист, но бросил это неблагодарное дело, когда вице-губернатор Новосибирской области, д.ф.-м.н. Г.Сапожников огласил свою статистику неудачных проектов. Почти каждый третий провал (28%) — результат отсутствия практической значимости. "Лучшие в мире мышеловки, которые никому не нужны," — грустно иронизирует Геннадий Алексеевич. Причина подобных промахов очевидна — полное отсутствие маркетинговых исследований. Первоочередное поле деятельности для будущих кооперативных органов.

Пейзаж после битвы

Насколько вообще перспективен российский ИТ-рынок? Увы, особого оптимизма его состояние не внушает. "В стране отсутствует внутренний спрос на высококвалифицированный труд", — нелицеприятно констатирует заместитель председателя СО РАН чл.-корр. Г.Кулипанов. Можно продолжить: в стране практически полностью разрушены высокотехнологичные отрасли промышленности, которые, собственно, и являются потребителями ИТ-продуктов. "Я шью обувь в цехах, которые раньше работали на космос!" — с горечью говорит яркий представитель патриотически ориентированного отечественного капитала М.Титов, генеральный директор обувной компании "Вестфалика". На заводе "Экран", где когда-то делали цветные кинескопы для телевизоров, теперь льют разноцветные бутылки под пиво. Это явно не те технологические процессы, которые нуждаются в информационных системах. В прошлом году осуществил один творческий проект — методично прошел из конца в конец по знаменитой улице Станционной, где рядком стоят наши промышленные гиганты, былая краса и гордость новосибирской промышленности. Совсем другие проблемы занимают умы руководителей: как завести станки, с которых за годы реформ срезали все токоведущие части (если оборудование еще не продано предыдущими владельцами), где найти к этим станкам токарей и фрезеровщиков, как, в конце концов, починить протекающую кровлю... Почти все балансируют на жердочке над налоговой ямой. Денег хронически не хватает на самые насущные нужды. Очень не скоро эти люди смогут изыскать средства на информационные технологии. Очень немногие отрасли могут сегодня себе это позволить. Не случайно на форуме не было ни одного главного инженера крупного новосибирского предприятия, а вокруг делегации "Норильского никеля" все дни работы кружился плотный хоровод заинтересованных лиц — только что вприсядку не ходили. Поэтому лучом света в темном царстве блеснул прогноз чл.-корр. С.Васильева из Иркутска: взрывообразный рост спроса на ИТ-продукты в ближайшие годы будет такой, что наши производители не смогут с ним справиться, с последующей его стабилизацией на некоем среднем уровне, как в Чехии. Очень хотелось бы, чтобы так все и получилось. Не знаю, как в Чехии — не был. Возможно, что и иркутская промышленность стоит на краю стремительного взлета. Но пейзаж новосибирской индустрии, написанный по личному журналистскому опыту — "Поле битвы Игоря Святославича с половцами".

Нет пророка в своем отечестве

Если оптимистический прогноз внутреннего развития все же не оправдается, как в нашей стране обычно и бывает, то за счет чего, в таком случае, можно вывести ИТ-отрасль на индустриальные объемы? Любой ценой надо прорываться на внешние рынки, где, увы, незваных пришельцев особо не жалуют.

Справедливо считается, что нашим преимуществом в конкурентной борьбе должно стать производство наукоемкого софта. Замечательный пример подобной разработки с присущим ему блеском продемонстрировал академик А.Алексеев. Созданная в ИВМиМГ СО РАН программа сейсморазведки нефтяных месторождений базируется на принципиально новой теоретической основе. Программы, покупаемые сегодня нефтяными компаниями, используют старую, еще 60-х годов, модель украинского геофизика Тимошина, в которой акустические волны распространяются в Земле как в воде. В свое время такой степени приближения было достаточно. Сегодня требуется гораздо большая точность. Программный пакет сибирских геофизиков сделан для упругой Земли, не жидкой, а такой , какая она есть на самом деле. В результате стало возможным нащупать контуры нефтяного слоя мощностью 15 метров на глубине 4,5 км! Индия может сделать нечто подобное?

Как раз такие плоды синтеза высокой науки и информационных технологий нужно активно продвигать на рынке. Но для этого надо знать, где они востребованы. И вновь в который раз встает проблема отсутствия маркетинговых исследований. Как следствие, не российские ИТ-компании выходят на мировой рынок с новейшими технологиями, а мировой рынок приходит к нам со своими продуктами, порой весьма устаревшими. Диалог Новосибирск-Москва в режиме телеконференции: "Нельзя ли провести параллель между старыми автомобилями и старыми технологиями — ввести таможенные пошлины на них?" — под аплодисменты в зале интересуется академик А. Алексеев. "Очень опасная аналогия!" — отвечает депутат А. Кокошин. По его мнению, многие сектора информационных технологий значительно конкурентоспособнее отечественного автомобилестроения. Но наши крупные компании, алюминиевые, сырьевые и прочие, пользуются западным программным продуктом во многом потому, что конкуренты обеспечивают лучшие условия поставки и эффективный постпродажный сервис. Естественно, они лучше раскручены, их представители ведут себя активно и даже агрессивно, в то время как наши в решающий момент не могут даже представить толкового бизнес-плана. Что же, взгляд из Государственной Думы во многом совпадает с тем, что говорилось на Форуме. Есть из чего извлечь урок будущему объединению.

Среди разнообразных причин неудачи инновационных проектов, проанализированных в упомянутом ранее исследовании Г.Сапожникова, на втором месте стоит проблема "Мы тоже" — дублирование, повторение кем-то уже сделанного. Действительно, если предстоит выбор между продукцией IBM и аналогичным произведением урюпинской артели, покупатель всегда повернется в сторону знаменитой, раскрученной марки. Между прочим, сибирские кооператоры предреволюционной поры это прекрасно понимали. Если на мировом рынке нарасхват идет датское масло, то и продавать надо датское, неважно, где оно сделано — в Барабе или на Алтае.

В Нижнем Новгороде, никогда ранее не замеченном в склонности к информационным технологиям, буквально на глазах растет новый мощный центр. Секрета нет — всем известная корпорация "Intel" пришла в Арзамас-16, где под крылышком среднего машиностроения собралось изрядное количество лучших выпускников московских вузов, и начала с ними работать. Естественно, под маркой "Intel". Говорят, представители компании были и в Новосибирске, но что-то не срослось. Вполне может статься, что в скором времени Нижний оставит нас далеко позади, пока мы рассуждаем о чести флага и национальных амбициях. Прежде чем сделать что-то лучше всех, надо научиться делать не хуже чем!

Вместо заключения

"Вроде, в принципе все неплохо, но, как говорят французы, "дьявол в деталях" — надо смотреть, что это будет на практике," — так чл.- корр. А.Кокошин суммировал свои впечатления о СИИС-2002. Пока "деталей" набирается многовато. Затянувшаяся история с принятием итогового меморандума сомнений не рассеивает. Или правы клеветники России, и мы хронически не способны к самоорганизации? Не верю! Пример старой сибирской кооперации вдохновляет. Возможно, еще доведется увидеть собственными глазами, как возросший на просторах Сибири гигант ИТ-индустрии затмит "мелкомягкого" монстра, и уползет тот, тихонько поскуливая, в свою заокеанскую нору. И придется тогда с чувством выполненного долга вымарать напитанные желчью строки и начертать на из месте новые, чистейшей розовой водой. Dum spiro spero!

стр. 4

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+234+1