Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 9 (2395) 7 марта 2003 г.

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКА:
КЛЮЧИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

14-16 февраля 2003 г. в Брюсселе (Бельгия) состоялась Первая конференция Европейской школьной сети по интернет-образованию под девизом "Новые технологии и педагогика: ключи к сотрудничеству", организованная по инициативе стран Евросоюза.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук

Европейская школьная сеть (www.eun.org) создана в 1997-98 гг. До сих пор проводились лишь небольшие встречи и совещания, а также виртуальные мероприятия. Сейчас же впервые была организована реальная встреча, приглашены 380 делегатов из 34 стран: все страны Евросоюза, кроме того, педагоги еще десяти европейских стран, желающих вступить в ЕС, а также представители Израиля, США, Канады, ряда стран Африки. Как выяснилось, из России была приглашена только я (за счет принимающей стороны).

Иллюстрация
Пленарное заседание
Конференция проводилась в престижном отеле "Меркюр Роял Краун" и все расходы по ее проведению взяли на себя Европейская школьная сеть, министерства образования стран ЕС, а также фирмы, производящие компьютерную технику и программное обеспечение. Большинство участников конференции составляли педагоги, использующие в своей работе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и активно участвующие в международных проектах Евросети. Также присутствовали представители министерств образования всех стран ЕС, администраторы разных уровней, преподаватели курсов повышения квалификации учителей, сотрудники различных фирм, пресса.

График работы был довольно плотный. Дискуссии и обсуждения не утихали и в перерывах, продолжаясь до поздней ночи; круглосуточно работал интернетуголок с десятью компьютерами. 14 февраля в семь утра сотрудники Евросети уже встречали участников в гостинице на регистрации, и мне удалось познакомилась с теми людьми, которых давно знаю виртуально по совместной работе в международных проектах. Кстати, а завершился этот первый трудовой день в Брюсселе в три часа ночи...

Торжественное открытие было намечено на два часа дня, когда съехались все участники, а с утра прошли первые заседания в секциях по проблемам Виртуальной школы.

С официальным словом выступил директор Европейской школьной сети Ульф Лундин (Ulf Lundin). Одна из затронутых им тем актуальна для любой страны: это частый разрыв между тем, что сегодняшние дети имеют дома, и школой. Здесь можно говорить о двусторонней проблеме, так как одни имеют компьютеры и Интернет дома, другие только в школе, третьи нигде. При этом в развитых европейских странах практически все школы имеют выход в Интернет, а в семьях большинства учащихся есть комптьютеры. Положение в странах Восточной Европы иное, и основные проблемы здесь сводятся к отсутствию или недостатку финансов.

Затем выступил представитель Генерального секретариата Европейской комиссии Жерар Легри (Gerard Legris), пожелавший всем успешной работы. Председатель МаМаМедиа.ком Идит Харел — единственная гостья из США (Idit Harel, MaMaMedia.com, New York, USA) — сделала презентацию своей компании. Она указала, что сегодня происходит сдвиг от традиционных 3 R's (Reading, Writing, Arithmetic) — чтение, письмо, арифметика, "три кита" в образовании в течении многих веков, к 3 X's (Exploration, Expression, Exchange) — исследование, выражение и обмен информацией, ставшие доступными благодаря бурному развитию ИКТ в последнее десятилетие. В кулуарах потом много говорили о том, что доктор Харел выступала типично по-американски, опираясь на три предпосылки сразу, которые оказываются верны далеко не всегда, а именно: 1)все в мире говорят по-английски; 2) все школы имеют ИКТ и заинтересованы в международном сотрудничестве; 3) все семьи имеют дома компьютеры и доступ к всемирной сети. Однако ее доклад был очень интересен, а презентация впечатляла и чисто визуально, мы увидели, как работает эта кампания, стремясь сблизить процессы, происходящие в кшоле и дома в том, что касается использования новейших технологий с целью улучшить современное образование. Многое делается для облегчения участи детей-инвалидов, больных или травмированных ребят, вынужденных проводить в постели значительное время. Благодаря ИКТ такие дети школьного возраста не чувствуют себя изолированными, участвуют в разнообразной деятельности, включая международную.

Сразу отмечу, что за редкими исключениями, национальная принадлежность участников фигурировала только в общем списке делегатов конференции, которые были розданы каждому из нас, а также на табличках с именами. В программе заседаний назывались имена ведущих секций и выступавших с сообщениями представителей единого образовательного пространства, что и создавало общее настроение сопричастности к процессам, происходящим в Европе и в мире. Все три дня начинались с того, что 380 человек собирались в большом конференц-зале, внимательно слушали запланированные доклады и сообщения, информацию о том, как будут протекать события дня, затем расходились по секциям. Работа велась по нескольким основным направлениям согласно ведущим крупным проектам: Виртуальная школа; Моя Европа; Комениус; Интеграция ИКТ и международных проектов в школьную программу; День Весны, День языков и другие события, отмечаемые Европейской сетью. Рабочий язык конференции — английский, однако периодически в залах раздавался клич: "Кто может быстро перевести с английского на французский? На итальянский? На испанский?" Это означало, что уровень знания английского языка у части делегатов оказывался недостаточным для того, чтобы целиком понимать разговорную речь, и требовалась помощь для продолжения полноценной работы. Сотрудники офиса Евросети, готовившие конференцию с осени, похоже, знали и помнили буквально каждого делегата, помогали людям найти друг друга, организовывали помощь. Ко мне, например, в первый же день подвели Юриса из Эстонии: понятно, что на эстонском языке, кроме него, не говорил никто, а единственным иностранным языком, которым он владел, был русский. Ему помогали общаться делегаты из Болгарии, других стран Прибалтики. В кулуарах можно было слышать смешение всех языков Европы, а ночью мы общались, используя и английский, и все остальные языки, которые хоть немного знал любой из говоривших. Многие из присутствовавших были заочно знакомы благодаря участию в проектах, и все же личное общение пока заменить невозможно. По ходу дела мы находили ответы на наболевших вопросы, сравнивая свой опыт с опытом коллег, формулировали новые проблемы и старались наметить пути их решения.

В первый день состоялось пленарное заседание по крупнейшему проекту "Моя Европа" (myEurope). Как и в последующие дни, участникам проекта раздали "Рабочие листы" с вопросами. К моменту окончания конференции стало ясно, что проблемы и пожелания у всех педагогов одинаковы, независимо от проекта или конкретного виртуального события. На недостаток финансирования жаловались все без исключения, будь то Великобритания, где ИКТ оснащены 100% школ, или Латвия, где о таком пока даже не мечтают. Но не это оказалось главным предметом обсуждения. Основной вопрос сводился к следующему: как интегрировать международные проекты и использование новейших технологий в обычную школьную программу? Выступавший в субботу 15 февраля с первым утренним докладом профессор Кронис Кюнигос (Chronis Kynigos), руководитель проекта "Школа завтрашнего дня", на мой взгляд, очень четко сформулировал встающие перед каждым из нас задачи. Зачем и почему нужно использовать ИКТ в школе? Как вводить новые виды деятельности в обычную программу? Что изменится в жизни учителя, каким образом будет оплачиваться приобретение им второй специальности? Например, если учительпредметник прошел курс обучения и теперь ведет уроки по своему предмету, используя ИКТ, он фактически ведет уроки по двум предметам, обучая детей, скажем, английскому языку и одновременно прививая им новые технические навыки, а также пишет новые учебные планы, но при этом его зарплата остается прежней. Что изменится в жизни ученика, как обучить детей тому, что компьютер и Интернет — не игрушки, а инструмент для приобретения новых знаний, средство общения? В заключение профессор Кюнигос задал вопрос: "Может ли любое новшество в образовании иметь успех без учителя?", на что весь зал дружно ответил :"НЕТ!" В течение трех дней все выступавшие, будь то сотрудник министерства образования, лектор из Оксфорда, читающий курс лекций учителям, директор фирмы, поставляющей оборудование и обеспечивающей обучение пользователей, или же обычный школьный учитель, говорили о необходимости поддерживать педагога в новаторской деятельности.

Как выяснилось в ходе официальных и неофициальных выступлений, независимо от того, из какой страны приехали наиболее активные учителя, совместно работающие через Интернет, каждый из нас зачастую оказывается единственным педагогом в школе или даже в районе, ведущим подобную работу. Вовлечь коллег в международную деятельность, обосновать необходимость участия в проектах весьма сложно, потому что люди хотят знать, попросту говоря, "что они будут с этого иметь". Любой из педагогов, нашедший в себе силы и желание, прекрасно знает, что это дает лично ему и его ученикам, но убедить в этом других бывает достаточно трудно. Дэвид Диксон (David Dickson), завуч одной из лондонских школ, говорил о том, что мечтает изменить британский стереотип "островного" мышления: все в мире говорят по-английски, зачем нам учить иностранные языки? Зачем участвовать в каких-то проектах, открывать "окна в мир"? Получается, что имеющая прекрасные компьютерные классы школа использует их лишь на уроках информатики, в то время как дети дома самостоятельно используют всемирную сеть, но чаще всего не видят в ней источник знаний, возможность улучшить свой образование. Компьютеры и Интернет должны стать нормальным явлением на уроках, учителя-предметники будут учить школьников, как пользоваться новым инструментом. В течение трех дней мы много говорили о том, что современные дети просто не помнят мира без наличия всемирной сети, Интернет сегодня — наиболее бурно развивающееся средство общения и познания. Невозможно оградить детей от того вредного, что в изобилии имеется в сети, но можно учить их осмысленно использовать ИКТ для благих целей. Значит, задача первостепенной важности — обучить педагогов, заинтересовать их в новых видах деятельности, стимулировать их интерес, в том числе материально.

Иллюстрация
Заседание секции

Интересно было слушать выступления педагогов многих стран о том, что является для них существенным препятствием для внедрения ИКТ в школе. Оказывается, во многих демократических странах система образования остается пока весьма неповоротливой, педагоги имеют очень жесткий учебный план, где буквально все, происходящее на уроках, строго расписано по часам. Для того, чтобы ввести, например, Интернет-урок в свой план, нужно писать многочисленные заявления, планы, обоснования, а затем столь же подробные бесконечные отчеты (в случае, если удается получить разрешения от дирекции школы, отдела образования, а если желаешь принять участие в крупном международном проекте или событии, то требуется ждать решения министерства образования). Отчасти это происходит от того, что вся школьная деятельность строго регламентирована и за каждый час, проведенный у школьного компьютера, платит школа, то есть органы образования. Существует и инерция мышления: если сегодняшние программы апробированы и приносят хорошие результаты, зачем их менять? Многие педагоги, верящие в возможности новейших технологий и желающие приобщить к их грамотному использованию своих учеников, в итоге идут по пути наименьшего сопротивления, то есть проводят все подобные мероприятия как внеклассные. Такой путь одновременно оказывается наиболее затратным для учителя, потому что требует массу времени и зачастую притом не оплачивается.

Внимательно слушая коллег из многих стран, я пришла к выводу, что наша система на сегодняшний день оказывается более демократичной. Я рассказывала и на секциях, и в кулуарах о том, как ведется работа в России, у нас в Новосибирске. Во-первых, с 2000 года действует программа "Поколение.ру", в рамках которой сначала сельские школы, а теперь и городские получают компьютеры. Организованы областные Центры информационных технологий, где проходят обучение педагоги и администраторы. Согласна, зачастую в школе или даже в районе и у нас постоянно использует все эти технические возможности один учитель. Однако у нас, в школе N 130, с 1997 года было решено, что координатором международной проектной деятельности и должен быть один учитель (а сколько координаторов надо? По-моему, одного достаточно). Мне предложили заниматься такой работой, любой желающий учитель поначалу школы, а теперь уж не только региона, но и других стран, обращается ко мне, и я помогаю организовать работу. Такой подход представляется разумным. Я объяснила, как обучаю педагогов, привела конкретные примеры того, как при необходимости общаюсь с директором школы (кстати, всегда встречаю понимание и получаю помощь). Конечно, основная наша проблема — недостаток финансирования, низкие зарплаты учителей РФ. Но есть и другая общая проблема: стереотипы. Как и мои коллеги из других стран, я часто слышу вопрос о том, зачем нужен Интернет, зачем тратить время на поиски новой информации в сети, если можно взять учебник, словарь и т.д. Тому, кто не пользуется этим источником информации и общения, трудно понять нас, энтузиастов.

Наши ученики готовят доклады и сообщения на конференциях, пишут сочинения и эссе для проектов, общаются со сверстниками. Взаимный обмен может происходить мгновенно. Неоднократно в течение трех дней я наблюдала одну и ту же картину: у кого-то возникла техническая проблема, например, посылаем картинку, а в другой стране программа оказывается несовместимой. Тут же собирается вместе несколько человек, пробуют различные методы переформатирования, и через пять минут все оказывается в порядке. Любой из нас постоянно с этим сталкивается, и для того, чтобы решить проблему, не нужно реально находиться рядом, все осуществляется виртуально.

Сама я постоянно пишу и говорю о необходимости менять мышление людей, занятых в сфере образования, будь то педагоги, администраторы или ученики. Дискуссии на европейской конференции живо напомнили мне об опыте общения с коллегами и школьниками на недавно прошедшей областной олимпиаде. Учительница английского языка из небольшого областного городка посетовала на то, что у горожан куда больше возможностей, рассказала, что дети (цитирую) "уезжают с областной олимпиады разъяренными", потому что по иностранным языкам в последние годы не получают призовых мест. Так как я читаю лекции учителям в областном Центре информационных технологий, в районе и городе, а также являюсь членом Координационного соета области по Интернет-образованию и районным методистом, я неплохо знаю статистику, а потому сразу спросила коллегу, есть ли в школе компьютеры и выход в Интернет. "Есть, но там постоянно работают учителя информатики, а я сама ничего не умею". Пыталась ли она договориться с учителем информатики о помощи, обучиться, вписать уроки с использованием новейших технологий в свой план, сводить детей в Интернет-класс на урок? Нет. Более того, в школе закуплены неплохие британские учебники с аудио-кассетами, но они, похоже, не работают. На второй день мы общались с коллегой совсем иначе, я рассказала ей о нашей работе, показала и объяснила, что такое проекты, предложила помощь. Поговорила я и с ее учеником 11 класса. Сначала он сказал мне фактически то же самое, что учительница: вот у городских такие возможности! Оказалось, что дома есть компьютер и подключение к Интернету. Как он пользуется этим? Мальчик оживился: "Лазаю по Яндексу, пользуюсь чатом". Я спросила, не приходило ли ему в голову использовать имеющиеся у него дома возможности для подготовки к областной олимпиаде по английскому языку, а именно включить поисковую систему на английском языке, сайт любого учебника, тематические Веб-страницы, наконец, наш обширный сайт НООС (Новосибирская областная образовательная сеть http://websib.ru). Увидела по глазам, что такая мысль ему в голову не приходила, но теперь он задумался. Попытался мне возразить: "Ну вот городские-то сколько слушают британскую речь, а я на заданиях по аудированию засыпался!" Я спросила, есть ли у него записи английских и американских песен, он оживился: "Конечно, сажусь за комп, надеваю наушники — и в чат!" На русском языке. Надеюсь, дальше объяснять не надо. Возможности-то сегодня есть у многих, независимо от того, где живут школьники. А вот пользоваться ими надо учить.

Те же сложности обсуждались на европейской конференции. Технические возможности есть у многих, но пользоваться ими умеет далеко не каждый. Учительница из Германии Кристианна Бодамер-Гаузепол почти дословно повторила слова моей коллеги из г. Куйбышева Новосибирской области, жалуясь на то, что роскошные компьютерные классы в ее школе практически всегда заняты учителями информатики и поэтому она не имеет возможности водить школьников туда на уроки так часто, как хотелось бы. Кроме того, над ней тоже довлеет жесткий учебный план, в котором уроки по английскому языку с использованием ИКТ никак не отражены. Честно сознаюсь, когда мне впервые сообщили из Европейской школьной сети, что меня, единственную из России, приглашают в Брюссель на Первую конференцию по Интернет-образованию и оплачивают все расходы, мне хотелось понять, почему именно меня так выделили. Да, я уже пять лет участвую в различных проектах и мероприятиях Европейской школьной сети; знаю, что Россия не входит число стран - участниц ЕС, видимо, поэтому во время Виртуальной школы в мае месяце, например, не вижу на сайтах практически ни одного участника из РФ. Достаточно давно я пишу статьи на английском языке, часто по просьбе Евросети, показываю свои методические разработки, многие из которых заняли призовые места на различных всероссийских и международных конкурсах. К открытию конференции на сайте (www.eun.org) была опубликована моя статья по проблемам интеграции международных проектов с использованием ИКТ в школьную программу и разработка нового урока по теме "Семья" (на русском языке материалы публикуются в журнале "Учитель года", N 2, 2003).

Представляя меня в первый день конференции участникам секции "Моя Европа", Брижитт Пэрри, сотрудница офиса Европейской школьной сети в Брюсселе, бессменный автор ежемесячных новостей и бесценный помощник по контактам в рамках любого проекта, рассказала о начальном этапе работы Евросети несколько лет назад, когда на просьбы о помощи и призывы к сотрудничеству откликнулись буквально пять-семь педагогов из разных европейских стран, в числе которых была и я. Для сравнения: сегодня в Евросеть включены более 3000 школ, тысячи педагогов и работников образования. Первые активисты и своего рода основатели по-прежнему в строю и помогают новичкам. Брижитт Пэрри бессменно составляет ежемесячные новости, Петру Думитру создает сайты, Алекса Джойс редактирует виртуальный журнал. Я пишу статьи об Интернетпроектах как части школьной программы и наглядно показываю, как преодолеваются трудности. Например, тема "Местная история" так или иначе возникает в любой школе в любой стране, причем не только на уроках иностранного языка, но и на истории, географии, литературе. У нас, в Академгородке, эта тема фактически оказалась междисциплинарной, так как будущие юные физики, математики изучают историю своей науки, работу в научно-исследовательских институтах, биографии знаменитых ученых. Все вместе и складывается в портрет своей области и страны. Требуется небольшая координация со стороны руководителя проекта (в данном случае это я), чтобы детские эссе, выступления, доклады были оформлены, в случае необходимости переведены на иностранный язык и помещены на сайт. Наш сайт создан с помощью Центра информационных технологий, на нем помещены труды школьников разных стран, включая Россию, Иран, США, Великобританию, Турцию: В настоящее время на сайте находятся около 300 работ (http://websib.ru/local/). Подобная работа является не только дополнительным источником мотивации. Школьники имеют возможность прочесть труды своих сверстников, при желании могут отослать отзыв, таким образом происходит и обмен информацией, и межкультурное общение. Присутствовавшая на конференции гостья из Сенегала Салимата Сене, участница первого проекта о связях Европы и Африки, радостно обняла меня при встрече, сообщила, что наш проект "Местная история" очень помогает ей в работе. Созданный нами при поддержке Центра информационных технологий сайт проекта "Здоровье имеет значение" (http://websib.ru/health/) также используется педагогами разных стран.

Многие участники спрашивали меня вот о чем. Когда возникает совместный проект или программа обмена, то предполагается, что все партнеры будут поровну нести расходы, например, на поездки учителей и школьников в гости друг к другу. "Мы пытались создать программу обмена с одной русской школой, но они почему-то ожидали, что мы будем платить и за свою поездку, и за них, так что нам пришлось отказаться, теперь мы обмениваемся со школой из: (далее следует название любой европейской страны, кроме России)". Что тут ответить? Наши вечные материальные трудности для иностранцев не являются основанием, школа любой страны испытывает сложности, но старается их решать. А вот платить за двоих в программе, рассчитанной для партнерства, никто не может. Обидно, но из-за отсутствия финансирования мы не можем полноценно участвовать во многих образовательных программах, а могли бы, нам есть что показать.

Подводя итоги конференции в воскресенье 16 февраля, Ульф Лундин поблагодарил всех собравшихся за работу в выходные дни, что вызвало в зале смех. Работники образования на самом деле трудятся без выходных, независимо от того, имеют ли они занятия в школах пять или шесть дней в неделю. Господин Лундин нашел время в дальнейшем сказать каждому из приглашенных за счет Евросети делегату спасибо за нашу деятельность. Брижитт Пэрри обратилась к нам с призывом доверять учителю, верить в собственные силы, продолжать обмениваться информацией, развивать международное сотрудничество. Сотрудник Евросети Магнус Сэмундсен посоветовал помнить о том, что нынешние школьники живут уже в эпоху "пост-Интернет", потому что иного мира они не помнят, для них Интернет "всегда был".

Передо мной лежит список делегатов с многочисленными пометками, в течение трех дней я отмечала всех, кто просил прислать ссылки на наши сайты, копии статей об интеграции ИКТ в школьную программу. В привезенной папке материалов — рабочие листы с вопросами, на которые нужно ответить и переслать в Евросеть. Как вы понимаете термин "Электронное образование"? Заинтересована ли ваша школа в программе "Школы-побратимы"? Какие вам необходимы технические возможности для общения? И непременная часть любого рабочего листа — список проблем. Конференция помогла нам не просто встретиться и познакомиться. Мы увидели, как работать дальше. Непосредственное общение помогло некоторым делегатам избавиться от предвзятых идей. Ким Нил, учительница из Великобритании, сказала мне: "У меня, конечно, была смутная картинка, возникавшая в голове при слове Россия, но я никогда серьезно не задумывалась о вашей стране как возможном партнере в образовании. И уж вовсе не думала, что встречусь с тобой и что ты не только говоришь по-английски, но у тебя тоже семья, трое детей, как у меня, а потому многие аспекты нашей жизни нам и обсуждать не надо!" Ким отмечена в моем списке как одна из многих людей, заинтересовавшихся нашей деятельностью, нашим опытом. Что ж, моя поездка в чем-то стала первой ласточкой. Я очень рада, что мне довелось представлять Россию на таком крупном международном форуме, что мне было чем поделиться с коллегами.

Сразу по возвращении домой я прочла очередную лекцию по курсу повышения квалификации учителей иностранных языков своего района, показала привезенные материалы, помогла разобраться с рабочими листами, мы обсудили приведенные в них вопросы. Мои усталые сибирские коллеги и при морозе -20 не теряют интереса к жизни, стремятся узнать, что нового происходит в мире. Эта плановая рабочая встреча на родной почве очень много значит для меня, я надеюсь, что итогом работы нынешнего курса станет участие в одном из проектов и мы все увидим, как проводится День весны и Виртуальная школа, не выходя из Интернет-класса у себя, в школе N 130 г. Новосибирска.

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?23+240+1