Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 13 (2399) 4 апреля 2003 г.

НАУКА И РЕГИОН: АКТИВИЗИРОВАТЬ
ИННОВАЦИОННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Администрация Иркутской области немало делает для поддержки и развития научного потенциала региона. Принят закон "О научной деятельности и научно-технической политике в Иркутской области", создан Координационный научный совет при администрации области, утверждены приоритетные направления научных исследований, согласованных с основными задачами программы социально-экономического развития области.

Валерий Ченских,
начальник департамента науки и высшей школы
администрации Иркутской области

В области разработан и введен в действие механизм формирования регионального государственного заказа на научные исследования и системы конкурсного выполнения наиболее эффективных и социально-значимых исследований в интересах области. Значительно увеличены бюджетные средства, направляемые на поддержку научных разработок. Подписаны соглашения администрации области с Минпромнауки, Минобразования РФ, Российским фондом фундаментальных исследований по участию ученых области в реализации федеральных целевых программ. Ежегодно в Иркутске проводится выставка "Наука, образование, новые технологии", приуроченная ко Дню российской науки, и вручаются премии губернатора Иркутской области по науке и технике.

Все эти меры позволили укрепить взаимопонимание и взаимодействие органов государственной власти области с наукой, привлечь ученых к совместной работе по решению многих социально-экономических проблем области.

Вместе с тем, экономическая ситуация и технический уровень производства требуют новых, более кардинальных решений. За последние 20 лет в экономически развитых и сравнительно социально благополучных странах при продуманной государственной политике и поддержке созданы и продолжают совершенствоваться системы, стимулирующие науку, потребителей и инвесторов на скорейшее освоение производства наукоемкой продукции, внедрение передовых высокоэффективных технологий.

К сожалению, в России, при возрастающей технологической отсталости, при колоссальной изношенности основных фондов, в условиях, когда ресурсы экстенсивного развития практически исчерпаны, такая система, направленная на использование интенсивных факторов роста, только начинает формироваться. В прошлом году одобрены и утверждены Президентом Российской Федерации "Основы политики России в области науки и технологий до 2010 г. и на дальнейшую перспективу". Этим наиважнейшим из принятых за последние годы документом развитие науки и технологий провозглашено высшим приоритетом государства, определен переход страны на инновационный путь развития.

Таким образом, намечен единственно возможный путь для сохранения места России в ряду экономически развитых стран. Вместе с тем, можно констатировать, что за прошедший год в реализации "Основ политики..." мы продвинулись очень незначительно. Самый главный сдерживающий фактор решения многих проблем — отсутствие Федерального Закона "О государственной инновационной политике Российской Федерации". В нем должны быть определены, как это сделано в других странах, конкретные меры государственной поддержки разработчиков новой наукоемкой продукции и передовых технологий, пользователей результатов этих разработок, а также инвесторов, вкладывающих средства в создание такой продукции и технологий.

В департаменте науки и высшей школы администрации Иркутской области создается отдел развития инновационной деятельности.

Подготовка закона "Об инновационной деятельности в Иркутской области" включена в план законопроектных работ на 2003 г., его разработка ведется совместно с юридическими службами. Этим законом должны быть определены субъекты инновационной деятельности, закреплены возможные формы ее осуществления, прописаны взаимоотношения органов власти с участниками инновационной деятельности, определены меры государственной региональной поддержки и стимулирования этой деятельности.

Важнейшая составляющая перехода на новый уровень — формирование инновационной инфраструктуры в области. Целенаправленно работать над этим мы начали с 2001 г., когда совместными усилиями администрации области и руководства Иркутского государственного технического университета был создан первый в области технопарк. В 2002 г. при взаимодействии администрации области, ректората ИрГТУ и руководства ОАО "ИАПО" учрежден как самостоятельное юридическое лицо "Инновационно-технологический центр", который занимается решением проблем комплексной автоматизации производства. Результаты его деятельности распространятся во все отрасли экономики, где будет потребность в CAD/CAM/CAE-технологиях.

В нынешнем году мы планируем создать региональный центр содействия развитию инновационной деятельности, который будет оказывать консалтинговые, маркетинговые услуги, помогать в учреждении малых инновационных предприятий, содействовать подготовке инновационных проектов и предложений, сопровождать их, проводить экспертизы новых технологических решений, обеспечивать эффективное использование интеллектуальной собственности и т. д.

Еще одно важное направление активизации инновационной деятельности — организация подготовки и переподготовки в вузах области специалистов по инновационному (технологическому) менеджменту и маркетингу. Совместно с рядом вузов области готовим соответствующие документы для отправки в Министерство образования.

Безусловно, одним из основных направлений деятельности администрации области остается поддержка инновационных структур, развития малого инновационного предпринимательства в научно-технической и промышленной сферах, организации фондов и компаний по финансированию и страхованию технологических рисков.

В настоящее время вместе с Президиумом ИрНЦ СО РАН и промышленными организациями работаем над созданием в структуре центра научно-технологического парка.

Ну и, конечно же, лейтмотивом и целью всей деятельности в сфере инноваций остается разработка и реализация наиболее важных и эффективных проектов. В бюджете области 2003 г. впервые заложены средства в объеме двух млн руб. на поддержку инновационной инфраструктуры и пяти млн руб. на льготное конкурсное финансирование приоритетных инновационных проектов на возвратной основе. Понятно, что бюджетные средства крайне органичены. Поэтому актуальной задачей становится активное привлечение частного капитала товаропроизводителей, предпринимателей и финансовых структур для завершения научных исследований, организации производства конкурентоспособной продукции и освоения наукоемких технологий.

Мы прекрасно понимаем, что реализовать задуманное возможно только при наличии взаимного интереса разработчиков и пользователей такого товара или услуг, через укрепление взаимодействия науки и высшей школы с промышленными структурами. В 2002 г. по нашему предложению наиболее крупные научные организации и вузы были приняты в состав самой авторитетной общественной организации — Некоммерческое партнерство товаропроизводителей и предпринимателей Иркутской области. В рамках партнерства создана научно-промышленная секция для совместного решения вопросов по разработке и внедрению инноваций, подготовке и переподготовке кадров.

стр. 1

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+243+1