Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 19 (2405) 23 мая 2003 г.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К БЕЗОПАСНОСТИ

Круглый стол на тему "О реализации решений Совета безопасности РФ в области научно-технологической безопасности" был проведен 15 мая в зале заседаний Президиума СО РАН. Мероприятие готовилось руководством Сибирского федерального округа, администрацией Новосибирской области и Сибирским отделением РАН.

В.Макарова,
"НВС"

Иллюстрация

За столом собрались: заместитель секретаря Совета безопасности РФ В.Потапов, первый заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ М.Кирпичников, вице-президент РАН академик Н.Платэ, начальник департамента по науке Совета безопасности РФ И.Беляев, заместители главы администрации области Г.Сапожников и В.Косоуров, заместитель полпреда Президента РФ по СФО И.Простяков, председатель СО РАМН академик В.Труфакин, председатель СО РАСХН академик П.Гончаров, заместитель председателя СО РАН чл.-к. РАН Г.Кулипанов, главный ученый секретарь СО РАН, директор ИТПМ чл.-к. РАН В.Фомин, директор Института катализа СО РАН академик В.Пармон, директор Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии "Вектор" Минздрава России академик Л.Сандахчиев, ректор НГУ чл.-к. РАН Н.Диканский.

Иллюстрация
Участники "круглого стола" знакомятся с экспозицией разработок СО РАН в Выставочном центре.

С прошлого года представители Совета безопасности начали проводить практику выездных совещаний: работали в Приморском, Дальневосточном, Уральском федеральных округах, теперь настал черед Сибирского ФО. Основное отличие таких мероприятий в том, что общение идет не только с представителями оборонного комплекса, а, в первую очередь, с учеными. Понятно, что развитие страны напрямую связано с развитием отечественной науки. 20 марта 2002 г. впервые наука официально объявлена важнейшим приоритетом государства. Это зафиксировано в документах, принятых на совместном заседании Совета безопасности РФ, президиума Госсовета РФ и Совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям. К этим решениям обращались все выступающие, тем более, что специалисты Сибирского отделения принимали самое активное участие в подготовке этих документов.

Во вступительном слове заместителя секретаря Совета безопасности РФ В.Потапова было отмечено, что "несмотря на очевидные позитивные сдвиги, состояние отечественного научно-технического комплекса достаточно сложное. Вот только некоторые из проблем. Остается неотрегулированным механизм включения научно-технического резерва. Сокращается опытно-конструкторская база науки, наблюдается разукрупнение научно-исследовательских институтов и конструкторских организаций, что ведет к ослаблению инновационного контура экономики. Налицо общее старение российских исследователей (средний возраст около 56 лет), в связи с чем возможно угасание ряда научных школ. Сохраняется чрезмерная раздробленность расходов бюджета на научную деятельность.

Модернизация науки — непростой и многогранный путь. Медленно решается проблема создания национальной инновационной системы и соответствующей территориальной инфраструктуры. Надеюсь на ваше самое активное участие в разработке основ инновационной политики на период до 2010 года. Это очередной концептуальный документ, рассмотрение которого планируется в конце июля на заседании научного совета при Совбезе".

Регламент "круглого стола" предполагает передачу микрофона следующему участнику. Заместитель министра промышленности, науки и технологий РФ академик М.Кирпичников начал свое выступление с оценки основ политики России в области развития науки и технологий — документа, принятого на совместном заседании трех советов: "Значение этого события трудно переоценить — провозглашен переход на инновационный путь развития экономики страны и в соответствии с этим — развитие науки становится важнейшим приоритетом государства. В Основах сформирован список критических технологий и приоритетных научных направлений. Обозначены и болевые точки: снижение престижа науки, громоздкая рыхлая структура, ветшание материальной базы.

Сегодня Россия еще часто вынуждена догонять, создавать импортозамещающие технологии. Инновации, возможно, придут через сырьевой сектор: развитие технологий переработки, энерго- и материалосберегающие разработки. Национальная инновационная система требует наибольших усилий: развитие малого и среднего предпринимательства, создание законодательной базы (в том числе, по вопросам регулирования интеллектуальной собственности), определение научных преимуществ, создание и поиск новых рынков.

Большая работа ведется по реструктуризации науки. Закончена инвентаризация. В России на сегодняшний день около 4000 организаций, которые занимаются наукой, из них 1300 — научно-исследовательские учреждения, среди которых 850 — академические (в этом составе 300 относятся к Академии сельскохозяйственных наук, причем множество мелких опытных станций); 2700 — организации предпринимательского сектора, половина из которых — государственные. Инвентаризация определила основные объекты, их материальную базу, кадровый состав, результаты работы за последние годы.

Это первый шаг к государственному регулированию в области науки. Должны быть выстроены коридоры от фундаментальной науки через прикладную к производству, сюда возможно приложение фондов технологического развития и малого предпринимательства, фундаментальных исследований. Необходим более строгий подход к финансовому управлению, государственным заказам и к государственной контрактной системе. Работа должна быть построена на особенностях научно-технической продукции: рисковый характер, монополизм исполнителей, необходимость реализации и т.д. Сейчас готовится концепция госзаказа на научную продукцию. Главная цель всех реформ — создать эффективный государственный сектор".

О путях освоения выпуска наукоемкой продукции говорил заместитель председателя Сибирского отделения чл.-к. РАН Г.Кулипанов: "Цели государственной инновационной политики: сохранение и развитие фундаментальных исследований; содействие коммерциализации технологий, развитию инновационной инфраструктуры наукоградов; развитие научно-образовательной сферы наукоградов и академгородков. Несмотря на устойчивую тенденцию увеличения бюджетного финансирования на науку, оно явно недостаточно. Предлагается несколько вариантов увеличения внебюджетного финансирования: активное участие академических институтов в крупных международных проектах; разработка и поставка уникального высокотехнологичного оборудования для российских и зарубежных предприятий; доведение наукоемких разработок до серийного производства; выпуск наукоемкой продукции на малых специализированных предприятиях, организованных совместно с частным инвестором.

Основная часть средств, полученных в результате внебюджетного финансирования, направляется на проведение фундаментальных исследований. Опыт показывает, что налоги, выплачиваемые институтом, часто превышают базовое бюджетное финансирование. Можно утверждать, что превышение внебюджетного финансирования над бюджетным не является отрицательным моментом при оценке деятельности института. Кроме того, нужно подчеркнуть, что институты разные, и оценивать их надо по существу, а не по формальным критериям.

Для развития рынка высоких технологий крайне полезно на государственном уровне уменьшить риски институтов и предприятий по доведению наукоемких технологий до серийного уровня. Не секрет, что сегодня существует большой разрыв между высоким научно-техническим потенциалом и уровнем успешно реализованных инновационных проектов. Пути изменения сложившейся ситуации: развитие территорий с высоким научно-техническим потенциалом; создание особых экономических зон технико-внедренческого и производственно-технологического уровня; развитие системы венчурных и других фондов поддержки инновационной деятельности".

Исходя из названных подходов в ведении научно-технической политики, строится управленческая и исследовательская работа, вырабатываются законодательные механизмы. Возможности ускорения инновационного процесса на примере Новосибирской области продемонстрировал в своем докладе заместитель главы администрации, руководитель управления науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий Г.Сапожников. Областным советом утверждены приоритетные для НСО направления научной деятельности: жизненный цикл, качество жизни и здоровье населения области; научно-технологическое обеспечение агропромышленного комплекса; новые материалы, технологии, приборы, машинное оборудование и медицинская техника.

Создан областной научный совет, возглавляемый губернатором, и экспертный совет. Они позволяют четко формировать приоритеты, механизмы и мероприятия по реализации инновационной деятельности в нашей области.

Принят ряд областных законов: о научной деятельности и научно-технической политике, о государственной поддержке инновационной деятельности на территории НСО, о налоговых льготах инвесторам и т.д. На их реализацию в бюджет области этого года заложено более полумиллиарда рублей.

Выделяются крупные проекты, закладывающие "сценарность" развития области: "Силовая электроника Сибири", "Биотехнологии", "ГИС-технологии" и другие. Открыто новое образовательное учреждение — Сибирский институт интеллектуальной собственности. Начато накопление базы данных инновационных проектов Сибирского регионального центра трансфера технологий (www.rttn-siberia.org).

Обладминистрация всемерно пытается оказать поддержку молодым ученым. Решен вопрос с беспроцентными кредитами на жилищное строительство, проводится конкурс грантов и конкурс на получение именных стипендий.

Сохранение кадрового потенциала в науке — тема выступления ректора НГУ, чл.-к. РАН Н.Диканского. Значительные резервы скрыты в интеграции академической, вузовской и прикладной науки. Необходимо выделить ряд элитных вузов и достойно их финансировать. Возможно обучение по контрактной системе, когда выпускник после окончания учебы отрабатывает оплаченные курсы. Необходимо выработать стратегию сохранения молодых специалистов, создавать стимулы для работы в своей стране.

Академик Л.Сандахчиев, генеральный директор Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии "Вектор" Минздрава России остановился на важном вопросе — обязательное государственное финансирование работ в интересах национальной безопасности. Необходимо четко выделить сферу биобезопасности по патогенным заболеваниям, а также навести порядок с разработкой и поставкой препаратов. В Центре "Вектор" ведутся исследования в области вирусологии, микробиологии, молекулярной биологии, эпидемиологии, биотехнологии и экологии. Сегодня бюджетные перечисления составляют 13%. Л.Сандахчиев предлагает развить систему электронных бирж, что убережет от коррупции в системе госзаказов.

Следующая важная позиция национальной безопасности — это моторные топлива. Задача более углубленной переработки нефти вошла в ряд приоритетных задач правительства. На прошедшем недавно первом в России конкурсе важнейших инновационных проектов государственного значения, организованном Минпромнауки РФ, один из девяти грантов получил Институт катализа СО РАН. О значении проекта для ТЭК Сибири рассказал директор ИК академик В.Пармон. В результате реализации должны быть разработаны катализаторы нового поколения для производства моторных топлив, промышленное освоение которых повысит эффективность существующих процессов крекинга и риформинга, в том числе за счет вовлечение в производство бензина сжиженных нефтезаводских газов. Таким образом, условия проекта и предлагаемая заявка предусматривают создание научно-технической базы, обеспечивающей рост производства средне- и высокооктановых бензинов в объеме, составляющем до 12% общего ежегодного прироста.

В заключение совещания выступил вице-президент РАН академик Н.Платэ. Он назвал поездки Совбеза по федеральным округам — удачным подходом к анализу сегодняшней ситуации, к решению проблем регионов. "В стране нет концепции химической и биологической безопасности, отсутствует системный подход и в части хранения и уничтожения химического оружия. Здесь роль Совбеза и его научного отдела представляется очень важной. Нужна комплексная система в создании инфраструктуры безопасности. Кое-что делается: два года назад в Академии наук был открыт Институт проблем комплексной безопасности. В 2002 году при РАН создан общественный совет по комплексным проблемам безопасности, основное направление работы которого — безопасность в понимании высокотехнологичного антитеррора, т.е. компьютерного, химического, биологического, электромагнитного, климатологического, сельскохозяйственного и пр. Уже были проведены несколько рабочих совещаний.

Однако для осуществления безопасности прежде всего нужны кадры, то есть специалисты широкого профиля, знающие не только суть проблемы, но и конкретные пути ее разрешения. Их возможно готовить в рамках военных институтов. Кроме того, необходимы курсы обучения основам безопасности для администрации предприятий.

Первоочередные задачи на данном этапе: выработать концепцию химической и биологической безопасности и довести ее до реального воплощения — создания государственной системы защиты. В каждой области вместе с администрацией открыть губернские советы безопасности, курсы подготовки кадров".

Материалы "круглого стола" решено передать в Совбез для анализа, а все предложения систематизировать в форме протокольного решения.

Фото В.Новикова.

стр. 2

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+249+1