Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 21 (2407) 6 июня 2003 г.

ДОСТОЙНОЕ ПОПОЛНЕНИЕ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Российская академия наук и, в частности, ее Сибирское отделение заметно пополнили свои ряды на очередном Общем собрании РАН в мае 2003 года. Сразу после завершения собрания, где были выбраны новые академики и члены-корреспонденты РАН, наш корр. Людмила ЮДИНА провела экспресс-интервью с некоторыми из новых членов РАН, а в отдельных случаях (когда не представилась возможность встретиться с "героями дня" непосредственно) побеседовала с руководителями институтов, сотрудниками которых являются новоизбранные члены Академии. Суть задаваемых вопросов сводилась к следующему: область научных интересов, значимые работы, научные результаты, позволившие одержать победу на выборах в условиях сильной конкуренции.

Иллюстрация

Академик Геннадий Кулипанов, заместитель директора Института ядерной физики:

— За каждым, кого выбирают в члены Академии, обязательно должно стоять какое-то дело, независимо от того, теоретик он или экспериментатор. И коллеги, безусловно, должны знать о достижениях, оценивать результаты.

Для меня такое дело, безусловно, работа по созданию и использованию источников синхротронного излучения. То, что мы начали у себя в Новосибирске в 70-х годах организовывать Центр синхротронного излучения, создавать для Москвы специальные генераторы СИ. Эту сторону моей деятельности хорошо знают коллеги. Конечно, есть и другие дела, но эти — самые главные.


Иллюстрация

О члене-корреспонденте Викторе Овчаренко говорит директор Международного томографического центра академик Р.Сагдеев:

— Прежде всего, я очень рад за успехи Сибирского отделения — мы не потеряли ни одной вакансии. И особенно горд тем, что Виктор Иванович Овчаренко, первый из моих учеников, стал членом Российской академии наук. Он это заслужил, он увлеченный, глубокий ученый. В этот праздничный день В.Овчаренко находится на своем рабочем месте, в Новосибирске, занимается привычным делом.

Область исследований ученого — химия молекулярных магнетиков, супрамолекулярная химия. Он одинаково хорошо владеет всеми разделами химии — органической, неорганической, физической.


Иллюстрация

Академик Валентин Монахов, заведующий лабораторией Института гидродинамики:

— Вы, наверное, заметили, что среди избранных академиков я единственный невысокий начальник, всего-то завлаб. Хотя вот уже почти сорок лет заведую кафедрой в университете. Столько же работаю в Сибирском отделении РАН.

Мои научные интересы — математическое моделирование для задач механики и физики. Создаю модели и доказываю для них теоремы, то есть работаю и как математик, и как механик. Только что вышла моя книга, целиком математическая работа, "Краевые задачи и псевдодифференциальные операторы на римановых поверхностях". У меня не так уж и много печатных работ — всего одиннадцать монографий, две изданы за рубежом, но я горжусь ими.

Среди моих учеников — 18 докторов наук, один член-корреспондент и больше сорока кандидатов наук. В настоящее время у меня пять аспирантов.


Иллюстрация

Член-корреспондент Борис Базаров, директор Института монголоведения, буддологии и тибетологии:

— Наверное, в том, что я стал членом Академии, главная заслуга — коллектива института, людей с которыми я много работал и которые немало сделали для продвижения востоковедных исследований. Сейчас мы заняты изучением проблем Центральной Азии, закономерностей развития истории и культуры народов Евразии, социального и межкультурного взаимодействия России и Центральной Азии, перспектив сотрудничества.

Все это станет главной темой наших дальнейших исследований.

Взаимоотношения России и Азии будут определяющими для мирового сообщества. И наш институт готов внести своей вклад в их изучение.


Иллюстрация

Член-корреспондент РАН Арнольд Тулохонов, директор Байкальского института природопользования:

— В ряду важнейших проблем Сибирского отделения со времен Михаила Алексеевича Лаврентьева были проблемы Байкала. Сейчас я, как директор академического института, несу вместе с коллективом ответственность за научное обеспечение государственных задач по сохранению участка мирового наследия. Проблемы Байкала проходят красной нитью через все наши работы. Наверное, этим высоким званием наградили не столько меня, сколько Байкал.

Среди интеграционных проектов есть проект, связанный с дельтой реки Селенги. В работе над ним объединяют усилия несколько коллективов — институты Сибирского отделения, международные институты, вузы. Наш коллектив выполняет в проекте большой блок исследований.

Мы создали на берегу Байкала эколого-образовательный стационар "Истомино", на его базе ведутся фундаментальные и прикладные исследования, обучение студентов и школьников, организуются мероприятия республиканского масштаба. Естественно желание многих наших коллег побывать в "Истомино". Он для меня в настоящее время — главное!

Пользуясь случаем, хотел бы от души поздравить всех новых членов РАН.


Иллюстрация

О члене-корреспонденте Михаиле Предтеченском рассказывает директор Института теплофизики член-корреспондент С.Алексеенко:

— Михаил Рудольфович проходил по общеакадемической вакансии молодых и, что самое интересное, отобрал место у москвичей. Причем, прошел с первого раза, и с большим преимуществом.

Сфера его интересов довольно широкая: сверхпроводящие пленки, плазмотроны нового типа на расплавленных электродах, переработка опасных отходов. Занимается он и инновационной деятельностью. Человек достойный.


Иллюстрация

Академик Сергей Коровин, директор Института сильноточной электроники:

— Когда после окончания НГУ я пришел в институт (в то время это был отдел другого института), наука, которой мы сегодня занимаемся — сильноточная электроника, релятивистская высокочастотная электроника — только начиналась. Были проведены первые эксперименты. Многие результаты, которые получены в институте, во многом пионерские. Это оценивают не только в России, но и за рубежом. По ряду направлений ИСЭ, безусловно, находится в лидерах.

Сейчас мы располагаем ускорителями электронов, которых не существовало раньше, и пытаемся использовать их не только для научных исследований, но и для решения практических задач. Например, для поверхностной стерилизации; возможно использование таких ускорителей для модификации поверхностей твердого тела с целью придания им новых свойств.

Сейчас выполняется очень интересная работа по воздействию мощного импульсного СВЧ-излучения на биологические объекты. Прежде этим никто не занимался. Получены просто удивительные результаты! В чем суть проблемы? Мы живем в мире электромагнитного излучения — оно постоянно вокруг нас (телефоны, телевидение, радио). Любопытно узнать, что же может произойти под влиянием такого излучения со здоровьем человека. Сейчас работаем с простейшими объектами. Эффекты есть.


Иллюстрация

О члене-корреспонденте Александре Бондаре рассказывает академик Г.Кулипанов, заместитель директора Института ядерной физики:

— Александр Евгеньевич — яркий представитель физиков-экспериментаторов, которые занимаются физикой элементарных частиц и работают на самом острие науки.

В науке часто трудно провести границу между фундаментальными и прикладными исследованиями. Но, несомненно, физика элементарных частиц — область фундаментальная. Абсолютно! В институте А.Бондарь работает со студенческих лет, и сразу был заметен, сделал много интересного на накопителе ВЭПП-4, потом активно работал на накопителе ВЭПП-2М.

Особенно ярко Саша проявил себя в последние 5–6 лет, когда была образована коллаборация с японцами на детекторе Belle. Эксперименты в области физики элементарных частиц становятся все более дорогими, ИЯФ предполагал строить Б-фабрику, но были как раз 90-е годы, финансово мы не могли ее осилить и тогда стали сотрудничать с японцами. При активном участии А.Бондаря был сделан калориметр на кристаллах йодистого цезия. Стоимость работы — около 20 млн долларов. В ней участвовали несколько организаций, в том числе Институт неорганической химии, который вырастил для нас кристаллы германата висмута.

В последние три года, после того как сделали детектор, были проведены первые эксперименты, их ждал весь научный мир. А полученные результаты представлял затем на многих конференциях Саша Бондарь.

(Характерная деталь — А.Бондарь выдвигался на вакансию, будучи еще кандидатом наук. А докторскую диссертацию защитил незадолго до Общего собрания РАН, где и был избран членом-корреспондентом.)


Иллюстрация

Академик Михаил Кузьмин, директор Института геохимии:

— В свое время великий ученый Резерфорд сказал, что исследователь должен каждые 5–10 лет менять направление своих работ. Следуя его совету, я это и делал — занимался гранитами, тектоникой литосферных плит, изучением дна океана, офеолитами — это океаническая кора далекого геологического прошлого. Но каждый раз удается сочетать те знания, что получены раньше, с теми, что накапливались в ходе новых исследований.

Сейчас делаем очень интересную работу — исследуем взаимодействие экзогенных и эндогенных факторов — интересно посмотреть, как климат влияет на все стороны жизни на Земле, на геологию, извержение вулканов и прочее.

В то же время, глубинные процессы влияют на климат. Продолжаю интересоваться глобальной, глубинной геодинамикой. Недавно вышла очередная моя статья по этой проблематике. Работы хватает!


Иллюстрация

О члене-корреспонденте Николае Колчанове рассказал директор Института цитологии и генетики академик В.Шумный:

— Николай Александрович избран по специальности "генетика". На секции проголосовали "за" почти единогласно. У него первый результат, больше голосов никто не набрал.

Н.Колчанов — крупный специалист в области биоинформатики. Его работы широко известны. Биоинформатика — та наука, которая объединяет фактически всю биологию: банки данных, информационные системы. В генетике без биоинформатики вообще нельзя работать, потому что огромный массив данных нужно представить в осмысленных формах. Ведь тот же геном человека — набор огромных текстов.

Николай Александрович сделал несколько баз данных, систем, позволяющих работать с генетическими текстами: выяснять экспрессию генов, регуляцию генных систем.

И что самое важное, Н.Колчанов разработал теорию так называемых генных сетей — осуществил подбор всего блока генов, которые влияют на формирование сложного признака. Признак формируется под влиянием многих генов. Их нужно выявить, выстроить в систему и определить взаимозависимость — где главные гены, где вспомогательные. И представить в системе.

Потому и разрабатывается сейчас теория генных сетей, которая позволяет более осмысленно подойти к изучению физиологических признаков в становлении и развитии. К формированию комплексов, которые работают на какие-то признаки.

Вот за эту серию работ он и отмечен.


Прокомментировать состоявшиеся в Академии выборы, оценить итоги собрания мы попросили председателя СО РАН академика Николая Добрецова:

— Сибирское отделение получило хорошее пополнение. Мы заняли все наши вакансии, и даже прихватили три московских по членам-корреспондентам. Это вызвало, правда, замечания руководства Академии, но я считаю, что у нас просто много сильных специалистов, и как раз по тем направлениям, где вакансий у нас не было.

Особо хотел бы подчеркнуть, что из шести академиков четверо — из региональных центров и только двое — из Новосибирска. Зато по членкорам противоположная тенденция, они почти все из Новосибирска, только двое из регионов (и оба — из Бурятии). На предыдущих выборах было более пропорциональное распределение по научным центрам. В будущем на эту сторону надо обратить особое внимание, и постараться как-то выровнять ситуацию.

Существенно и то, что пополнение в основном молодое. По академикам это не так заметно, средний возраст — 62 года, но у нас и там есть молодой академик С.Коровин, которому не исполнилось 50 лет. В Сибирском отделении это сейчас самый молодой академик. По членкорам средний возраст 52 года, но есть и сорокалетние. Им еще работать и работать.

Выборы — это, безусловно, главное на прошедшем собрании. Но в ходе Общего собрания поднималось много важных проблем.

Характерная его особенность, отмечаемая многими — наука стала меньше говорить о планах и проектах, а больше — о конкретных технологических разработках. Яркий тому пример — доклад академика Г.Месяца, который показывал реальные примеры, выполненные работы. Часть из них тиражируется, часть — опытные образцы. В основном разработки из регионов: из Сибирского отделения, Уральского, из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга, Черноголовки. И это отражает реальную картину — именно в регионах сегодня более активно ведутся работы, особенно в области создания конкретных установок, технологий, приборов.

В выступлении президента РАН академика Ю.Осипова затрагивались вопросы, связанные с необходимостью реформировать Академию наук. Особого акцента сделано не было (чтобы не раскачивать лодку). Но академическая комиссия по реорганизации структуры, по сокращению числа бюджетополучателей, проведению осенью конкурса проектов в институтах работает. В течение июня должны быть представлены все предложения. Так что сразу после завершения Общего собрания нам предстоит работать, засучив рукава, приниматься за очень важный этап деятельности. Чтобы, с одной стороны, не спрятаться в кусты, не сделать вид, что, дескать, обойдемся без реформирования. С другой — не наломать дров, не сделать лишних, особенно резких движений.

Комиссия РАН, в частности, согласилась с предложениями Сибирского отделения, что реорганизацию институтов, сокращение юридических лиц надо проводить в два этапа: минимальное необходимо провести этом году, а остальное, подготовив все более тщательно и изучив законодательные изменения, во вторую очередь, в течение следующего года.

Все надо делать обстоятельно, не спеша, обдумывая каждый шаг и в то же время не топтаться на месте. Академия наук в целом, бесспорно, эффективная система, но могла быть, конечно, и лучше.

Одна из серьезнейших проблем — балласт. Балласт в институтах, или невозможность поддерживать весь фронт исследований, который вели во времена Советского Союза. Проблема очень сложная, как и проблема взаимоотношений собственно фундаментальных исследований и исследований, ориентированных на результат, прикладных исследований. Здесь любой перекос может привести к тяжелым последствиям.

Но я надеюсь, что научное сообщество путем разумных многократных обсуждений и проработки вопросов найдет оптимальное решение.

Фото В.Новикова и из архива "НВС".

стр. 4-5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?3+251+1