Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 21 (2407) 6 июня 2003 г.

О МЕРАХ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
ПО ПОДДЕРЖКЕ И РАЗВИТИЮ НАУКОГРАДОВ
КАК ЭЛЕМЕНТОВ НАЦИОНАЛЬНОЙ
ИННОВАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
Предложения Сибирского федерального округа

В начале мая во время встречи с главой Правительства Михаилом Касьяновым, полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Леонид Драчевский представил проект программы "Старт" — пилотный проект по отработке национальной инновационной политики. Этот проект, как заявил Леонид Драчевский, "не был рожден за столом или в каких-то служебных кабинетах. Это проект, который был рожден самой жизнью и той практикой, которая уже существует во многих научных центрах, не только в сибирских. Мы просто постарались вместе со специалистами обобщить все эти данные и представить их в виде предложения о проведении эксперимента". Предлагаем читателям "НВС" данный документ.

На сегодняшний день Академия наук, как юридически, так и функционально находится вне экономического пространства. НИИ не имеют юридического права заниматься коммерциализацией своих разработок. Законодательно основная часть бюджета должна расходоваться на "научные исследования", абстрактный термин, который фактически ограничивает производство опытных серий приборов, оборудования и новых материалов. В соответствии с существующими законами, интеллектуальная собственность не может быть использована с целью получения прибыли. Все финансовые операции, в которых участвует легальная российская наука, регламентировано проводятся через казначейство — контролирующий орган, не являющийся банковской структурой, что фактически отстраняет наши НИИ и КБ от реальной экономики. Таким образом, открытия и изобретения не могут быть доведены до внедрения ни юридически, ни технологически. Нет пояса внедрения, нет совместного участия науки и менеджеров по инновационной деятельности в коммерциализации технологий, в связи с чем возникают суррогатные схемы трансформации технологий в незаконченные полупродукты, которые утекают за бесценок за рубеж.

Однако, на территории Новосибирского Академгородка фактически действует юридически не оформленный инновационный бизнес-инкубатор, который работает в области высоких технологий. Экономическая эффективность его невысока, так как для разработки и реализации технологической продукции приходится преодолевать значительные бюрократические проблемы. В то же время, он обладает высокоразвитой технологической инфраструктурой, по многим параметрам превосходящей зарубежные технопарки и свободные экономические зоны.

Например, в Новосибирском научном центре в 27 исследовательских институтах по всем основным направлениям науки работают 13 800 сотрудников. Общая площадь зданий и сооружений этих НИИ, с высококлассным исследовательским и технологическим оборудованием, составляет 644 187 кв. м, не включая административные и вспомогательные здания администрации центра, что составляет около 50 кв. м на одного сотрудника. Это гораздо больше, чем стандарты европейских технопарков.

Кроме того, продукция и технологии Новосибирского научного центра имеют мировую известность и не требуют расходов на рекламу и продвижение на международный технологический рынок, что отличает этот центр от широко рекламируемых китайских свободных технологических зон, в бюджеты которых закладывается соответствующая статья расходов.

Для быстрого прорыва России на международный рынок высоких технологий предлагается проект "Старт" — создание особой экономической зоны на территории Новосибирского Академгородка. Данный проект объединяет оптимальные схемы из широко обсуждаемых сегодня многовариантных подходов, учитывает мировой опыт решения подобных проблем, и реализуется на действующей технологической и научной инфраструктуре. В рамках проекта создаются три структуры:

— Особая экономическая зона "Исследовательский центр" с специальным статусом функционирования академических НИИ, позволяющим свободно участвовать в коммерциализации науки.

— Особая экономическая зона "Технико-внедренческий центр", с специальным статусом функционирования малых и средних технологических компаний, позволяющим эффективно трансформировать научные технологии в законченные продукты.

— Сибирский венчурный фонд — как инструмент инвестиционного финансирования высокотехнологических проектов.

Функции управления и контроля за деятельностью особых зон осуществляет администрация, которая объединяет современных менеджеров и наиболее авторитетных ученых.

В настоящее время каждая из 640 исследовательских лабораторий Новосибирского научного центра имеют в среднем по 5 — 10 разработок, доведенных до демонстрационных образцов или до стадии "мгновенного" внедрения, емкость рынка по этой продукции оценивается в размере 40 — 50 млрд. долларов в год. Для коммерческой реализации этих находящихся на уровне международных стандартов разработок, необходимо создание малых или средних технологических предприятий. В случае запуска проекта в течение 2–3 лет ожидается открытие до 500 малых и средних компаний с планируемым объемом производства 3 — 4 млрд. долларов в год.

Реализация предлагаемого проекта не требует больших капиталовложений и, по мнению экспертов, в короткие сроки приведет к технологическим и коммерческим прорывам в следующих областях: информационные технологии, биотехнологии, нанотехнологии и новые материалы.

Пилотный проект по отработке
национальной инновационной политики
ПРОГРАММА "СТАРТ"
В СИБИРСКОМ ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

Проект. Создание особых экономических зон (ОЭЗ) для отработки национальной инновационной системы на территории Новосибирского Академгородка. В рамках проекта создаются: особая экономическая зона "Исследовательский центр", особая экономическая зона "Технико-внедренческий центр", Сибирский венчурный фонд.

Схема проекта. ОЭЗ, как территории с высоким научным потенциалом, приобретают права и льготы наукоградов, не являясь при этом муниципальными образованиями. После принятия закона "О свободных и специальных экономических зонах", ОЭЗ присваивается соответствующий статус. Для финансирования технологических проектов в ОЭЗ создается Сибирский венчурный фонд. После принятия закона о венчурном инвестировании, венчурный фонд проходит перерегистрацию.

Управление особыми экономическими зонами возлагается на администрацию, объединяющую менеджеров и ученых. При администрации создаются фонды поддержки науки и инноваций, общественные советы фондов. Фонды формируются за счет доли прироста налоговых поступлений от развития наукоемкого бизнеса. В задачи администрации входит рациональное распределение средств на развитие исследовательских и внедренческих работ, отработка механизмов передачи разработчикам прав на интеллектуальную собственность с целью коммерциализации и развития новых производств, реструктуризация или реорганизация НИИ, решение вопросов о присвоении (лишении) статуса резидента ОЭЗ, социально-инфраструктурное развитие, управление земельными ресурсами, строительством, организация системы подготовки специалистов по инновационной деятельности.

Размеры фондов поддержки и объемы финансирования зависят от результативности деятельности всех субъектов ОЭЗ. Резиденты, работающие неэффективно или нелегально, могут быть лишены своего статуса или реорганизованы по решению администрации. Таким образом, устанавливается государственный и общественный контроль, климат моральной и экономической ответственности.

Статус резидента получают предприятия, разрабатывающие технологии либо производящие высокотехнологическую продукцию.

В ОЭЗ вводятся ограничения на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с производством подакцизных товаров, вооружения и военной техники.

В ОЭЗ действует особый административный, налоговый и таможенный режим:

— администрация содействует упрощению процедуры регистрации предприятий, может компенсировать резидентам часть арендных расходов, содействовать упрощению процедур въезда иностранных партнеров; — упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций, снижение либо отмена экспортно-импортных пошлин и других таможенных платежей, связанных с импортом для производства экспериментальной продукции; — снижение ставки налога на прибыль в течение трех налоговых периодов.

Предприятия-нерезиденты, закупающие высокотехнологичную продукцию в ОЭЗ, получают право на налоговые льготы. Инвестиции и вклады в уставные капиталы резидентов освобождаются от налога на прибыль.

Особая экономическая зона
"Исследовательский центр"

Цель — доведение научных технологий до экспериментальных и пилотных образцов. Два типа резидентов — НИИ и малые и средние технологические предприятия, производящие экспериментальную продукцию.

Для резидентов устанавливается особый режим функционирования:

(а). Изменяется положение о том, что академические институты должны расходовать не менее 70% от общего объема финансирования на научные исследования (Закон РФ "О науке и научно-технической политике РФ", Положение об аккредитации академических институтов). Существующий порядок ограничивает производство малых серий приборов, оборудования, новых материалов и тем самым инновационные возможности институтов.

(б). Академическим НИИ разрешается в рамках внебюджетных средств проводить финансовые операции через коммерческие банки и легально участвовать в создании малых и средних предприятий в ОЭЗ.

(в). Академические НИИ получают право использовать открытую интеллектуальную собственность, оборудование, приборы и материалы, здания и сооружения на территории ОЭЗ с целью получения прибыли.

Основной бизнес Исследовательского центра:

— Разработка и производство технологий и технологической продукции, которая в настоящее время не может быть внедрена в России, продажа лицензий и патентов на эти технологии. Развитие соответствующей индустрии в России через создание совместных предприятий.

— Разработка и производство технологий и конечной технологической продукции для Технико-внедренческого центра и российских предприятий.

Особая экономическая зона
"Технико-внедренческий центр"

Цель — создание "инкубатора" малых и средних высокотехнологических предприятий, доведение научных технологий до опытно-промышленных и промышленных партий. Резиденты — малые и средние технологические предприятия, производящие промышленную и опытно-промышленную продукцию.

Направления деятельности: организация системы трансферта технологий в промышленность, организация системы финансирования малых и средних высокотехнологичных предприятий, привлечение частного капитала в ОЭЗ.

Для резидентов устанавливается особый режим функционирования:

(а). Упрощенная система получения разрешений и согласований, необходимых для эффективной деятельности резидентов.

(б). Отмена лицензирования.

(в). Упрощение процедуры регистрации экспортно-импортных операций и освобождение от уплаты таможенных пошлин на ввозимые и экспортируемые товары.

(г). Ограничение числа проверок различными органами контроля.

Основной бизнес Технико-внедренческого центра:

— Разработка и производство высокотехнологической продукции для "мгновенного" внедрения. Импортозамещение оценивается в миллиарды долларов США.

— Доведение технологий до опытных и промышленных партий продуктов.

Сибирский венчурный фонд

Цель — создание системы финансирования высокотехнологических проектов, управление вновь создаваемыми предприятиями, контроль за эффективностью использования выделяемых средств, "экономическое выталкивание" законченной продукции из ОЭЗ.

При венчурном фонде создается специализированная биржа по покупке и продаже акций малых и средних технологических компаний. Тем самым создается новый рынок ценных бумаг и механизм рейтинговой оценки эффективности внедренческой деятельности.

Стартовый капитал венчурного фонда создается на паритетных началах (на возвратной основе) за счет средств федерального бюджета и бюджета субъектов Российской Федерации, долевом участии СО РАН и крупных корпораций.

Необходимые нормативно-правовые изменения

ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации"
— в части предоставления определенных льгот наукоградов территориальным образованиям с высоким научно-техническим потенциалом с присвоением им статуса "ОЭЗ по отработке национальной инновационной политики"; — в части формирования фондов поддержки инновационной деятельности при администрациях наукоградов и особых экономических зон.

ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Положение об аккредитации академических институтов
— в части наделения администраций наукоградов и ОЭЗ полномочиями для самостоятельного определения приоритетных направлений исследований; — в части самостоятельного решения об использовании внебюджетных средств, интеллектуальной собственности и пр.

ФЗ "О бюджетной классификации в Российской Федерации"
— в части выделения специального подраздела "финансирование инновационной деятельности".

Таможенное законодательство РФ
— в части предоставления таможенных льгот резидентам наукоградов и ОЭЗ — упрощенный порядок осуществления внешне-торговых операций, снижение экспортно-импортных пошлин и других таможенных платежей.

Налоговый кодекс РФ
— в части определения механизмов формирования фондов поддержки и льготного налогообложения для резидентов ОЭЗ.

ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления"
— в части отражения особенностей функционирования наукоградов и ОЭЗ.

(Материал прочитан на сайте
Окружного информационного
центра "Сибирь",
Сибирский федеральный округ —
http://www.sfo.nsk.su)

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?8+251+1