Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 23 (2409) 20 июня 2003 г.

Типовое положение перехода институтов СО РАН
на программно-целевые методы планирования НИР

Общие положения

Основными формами планирования НИР являются программы и проекты фундаментальных и прикладных исследований, создаваемые в рамках утвержденных приоритетных направлений.

Приоритетное направление — направление фундаментальных исследований институтов СО РАН, формулируемое объединенными учеными советами СО РАН по соответствующему направлению наук.

Приоритетные направления могут быть двух типов:

а) фундаментальные исследования, приоритеты которых формирует само научное сообщество с учетом "Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ", утвержденных Президентом РФ В.В.Путиным 30 марта 2002 г. (N Пр-577), и "Перечня приоритетных направлений фундаментальных исследований", утвержденного Президиумом РАН 13 января 1998 г. (N 7);

б) ориентированные фундаментальные и прикладные исследования, соответствующие национальным приоритетам и мировым тенденциям, исходя из "Перечня критических технологий" (N Пр-578).

Приоритетные направления исследований должны отражать:

— специфику исследовательской деятельности Сибирского отделения РАН;

— особенности научных школ Отделения;

— ориентированы на научные результаты мирового уровня.

По решению ОУС может быть сформировано до 5–6 приоритетных направлений каждого типа.

Программа научных исследований — комплекс целенаправленных исследований в рамках приоритетного направления, обеспечивающий достижение определенного результата в установленные сроки (как правило, 3–6 лет) с получением новых научных знаний о природе и обществе.

Перечень программ формируется объединенными учеными советами СО РАН по направлениям наук, исходя из:

— имеющихся научных заделов;

— возможностей коллективов в определенный срок получить конкретные научные результаты мирового уровня.

Одновременно с формированием перечня программ, предлагается создать координационный совет по каждой из них, либо единый экспертный совет в рамках ОУС по всем программам. По решению ОУС может быть сформирован координационный (экспертный) совет по приоритетному направлению в целом (общий для всех программ в его рамках).

При формировании перечня программ по приоритетному направлению следует избегать узкорегиональных приоритетов, а также дублирования исследований, исходя из информации о работах в этом направлении в РАН и в стране в целом, акцентируя внимание в формулировании задач и целей программ на преимуществах и особенностях сибирских научных школ. Содержание программ окончательно формируется на основе проектов-победителей конкурса, проводимого в сентябре–октябре 2003 года.

Программы и составляющие их проекты должны иметь:

— обоснованность — нацеленность на ускорение прогресса в решении запланированных задач;

— описание поддающихся экспертной оценке ожидаемых результатов;

— сопоставимость с аналогичными программами или показателями, принятыми в мировой практике;

— механизмы контроля за достижением целей в ходе реализации программы.

Приоритетные направления и предварительный перечень программ утверждаются Президиумом СО РАН по согласованию с РАН до 5 июля 2003г. Они обновляются каждые 3–6 лет с учетом приоритетных направлений фундаментальных исследований, принимаемых РАН, а также решений Совета по науке и новым технологиям при Президенте РФ, Госсовета, Правительства РФ.

Научный проект — согласованный по срокам (как правило — 3 года), исполнителям и финансам план достижения определенной цели в рамках соответствующей программы фундаментальных или ориентированных (прикладных) исследований.

Инициаторами проектов могут выступать лаборатории, другие структурные подразделения институтов, временные творческие коллективы, образованные по согласованию с руководством института. Окончательный список проектов от институтов, представляемый в ОУС по направлениям наук (экспертную комиссию), формирует дирекция и ученый совет института с учетом имеющихся объемов "базового" финансирования и возможного поступления дополнительных средств (на оборудование и другие цели).

Заявка на проект должна содержать:

1. Обоснование необходимости проведения исследований:

— сложившиеся тенденции и современный уровень решения проблемы в стране и за рубежом;

— сравнительная оценка уровня проделанной работы в этом направлении в институте, в СО РАН и РАН;

— цели и предполагаемые результаты исследований;

— имеющаяся материально-техническая база, ее соответствие поставленным задачам;

— качественный и количественный состав предполагаемых исполнителей, с акцентом на молодые и среднего возраста кадры.

2. Фамилию, имя, отчество руководителя проекта, краткую справку о его научной деятельности (curriculum vitae) с приложением перечня важнейших работ, опубликованных за последние 5 лет.

3. Основные блоки (этапы) проекта и сроки их реализации.

4. Предполагаемых ответственных исполнителей блоков (этапов) проекта.

5. Объемы финансирования на год и на реализацию всего проекта с кратким обоснованием и примерной сметой затрат. Отдельно указываются средства, получение которых предполагается из других источников (в том числе по другим конкурсам СО РАН) и средства, необходимые на закупку оборудования и (или) другие виды затрат сверх "базового" бюджетного финансирования.

6. Форму ежегодной и окончательной отчетности.

Порядок проведения конкурса

Конкурс проектов по программам фундаментальных и ориентированных фундаментальных (прикладных) исследований проводится в два этапа. Первый этап конкурса проектов в рамках определенных программ проводят ученые советы институтов в соответствии с данным положением и принятыми в институтах дополнениями по конкурсу, учитывающие специфику каждого института.

Второй этап конкурса проводится объединенными учеными советами по направлениям наук в соответствии с принятым ими порядком (через экспертные или координационные советы). В рамках второго этапа конкурса проводится экспертиза представленных проектов на предмет соответствия целям намеченных программ, их научной значимости, адекватности заявки имеющимся кадровым и финансовым возможностям исполнителей, отсутствия дублирования.

Соответствующие решения ОУС доводится до сведения дирекции и ученого совета института. В случае, если проект не был принят, ученый совет и руководство института поручают научному руководителю доработать заявку или представить другой проект, а при повторном отказе перераспределяет эти средства среди принятых проектов института.

По результатам очередного конкурса ученым советом может проводиться внеочередная аттестация сотрудников и корректировка структуры института, вплоть до существенного укрупнения или ликвидации части структурных подразделений.

Координационные (экспертные) советы и ОУС могут дать предложения о подготовке дополнительных проектов по приоритетным для СО РАН и (или) ОУС направлениям, соответствующим тематике программ.

Конкурсному распределению по программам на переходный период — 2004 год подлежат, в виде эксперимента, 50% "базового" финансирования, а в дальнейшем, начиная со следующего конкурса, все "базовые" средства, выделяемые институтам по статье "Наука", исходя из размеров финансирования текущего года. Суммы по проектам будут пропорционально увеличиваться после утверждения бюджета СО РАН на следующий год. К ним будут добавляться средства, распределяемые по другим конкурсам, проводимым Президиумом СО РАН и ОУС. В переходный период из конкурсного распределения исключается финансирование, направляемое институтами на содержание инфраструктуры (здания, сооружения, АУП и МОП), а также на инициативные исследования, в частности, молодежные проекты институтов. Направления использования 50% (не конкурсных) средств определяют ученый совет и дирекция института.

При составлении сметы института по результатам конкурса проектов следует учитывать, что часть "базового" финансирования институтов Отделения была определена как доля институтов для выполнения интеграционных проектов СО РАН и проектов по программам Президиума и специализированных отделений РАН. Поэтому эти суммы следует считать уже распределенными по конкурсу и не рассматривать при составлении сметы расходов для внутриинститутских проектов.

Принятые по конкурсу проекты включаются в годовые планы научно-исследовательских работ институтов, представляемые в Президиум СО РАН и специализированные отделения РАН, осуществляющие научно-методическое руководство данным учреждением. Часть проектов по усмотрению бюро специализированных отделений может быть направлена на дополнительную экспертизу, проводимую бюро отделений. В случае расхождения оценок и (или) обнаружения дублирующих проектов совместным решением бюро Отделения и Президиума СО РАН назначается согласительная комиссия, решение которой является окончательной.

Дирекция института, после утверждения проектов в установленном порядке представляет в Планово-финансовое управление СО РАН сводную заявку на год по статьям бюджетной классификации. Финансирование реализации проектов осуществляется дирекцией института при поступлении средств. Изменение статей бюджетной классификации допускается в первом полугодии финансового года, но не позднее, чем за 1,5 месяца до оформления ПФУ СО РАН очередных платежных поручений.

Порядок подведения итогов исследований

Промежуточные итоги работ по проекту подводятся один раз в год, окончательный отчет — в соответствии со сроками проекта.

В установленные сроки ответственные исполнители разделов проекта представляют научному руководителю краткое изложение результатов работ в реферативной форме, или итоговый отчет по завершению проекта. К отчету прилагаются оттиски опубликованных работ, экземпляры монографий или копии работ, принятых в печать в рецензируемые журналы, а для ориентированных (прикладных) исследований — копии патентов, лицензионных или других документов, подтверждающих значимость прикладных результатов.

Научный руководитель представляет сводный отчет по проекту ученому совету института. После одобрения результатов ученым советом, отчеты по проектам представляются в координационные советы программ (в экспертный совет ОУС), а сводный отчет института представляется в Президиум Отделения в установленном порядке.

Бюро ОУС ежегодно на основании экспертизы отчетов дают рекомендации по продолжению (развитию) проектов или досрочному прекращению работ. Последнее решение специально рассматривается на заседании ОУС, на котором руководитель проекта имеет право изложить свою точку зрения.

В случае досрочного прекращения работ средства по данному проекту поступают в распоряжение дирекции соответствующего института для усиления продолжающихся проектов, либо открытия новых, которые утверждаются в установленном порядке.

Конкурс по проектам в рамках программ фундаментальных (прикладных) исследований по приоритетным направлениям наук проводится не чаще, чем один раз в три года, с учетом периодичности утверждения списка приоритетов и критических технологий Президиумом РАН, Президентом РФ и (или) Правительством РФ.

Заключительные замечания

Направления использования всего имеющегося в распоряжении институтов финансирования (50% "конкурсных" и 50% прочих "базовых" средств; средств, полученных по другим конкурсам РАН и СО РАН; средств, поступающих по грантам, хоздоговорам и другим видам предпринимательской деятельности) определяют ученый совет и дирекция института с учетом утвержденных приоритетов.

Главный ученый секретарь Сибирского отделения РАН
чл.-к. РАН В.М.Фомин

стр. 3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+253+1