Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 24-25 (2410-2411) 27 июня 2003 г.

АКАДЕМИЧЕСКИЙ ИННОВАЦИОННЫЙ

Осенью этого года в Томском политехническом университете состоится совместное заседание ТПУ и Президиума Сибирского отделения Российской академии наук, на котором предполагается рассмотреть первые результаты проекта трансформации вуза в академический инновационный университет.

П.Еленина

Иллюстрация
Профессор Юрий Похолков, ректор Томского политехнического университета

Университет серьезно готовится к этому событию. В марте в вузе состоялась университетская научно-практическая конференция "Инновационный университет и инновационное образование". Тексты докладов, заявленных на конференции, заранее были напечатаны и розданы по подразделениям. Топ-менеджерам университета хотелось, чтобы вузовский народ был готов к обсуждению шага, который может весомо изменить жизнь большого коллектива, — обсуждению перехода к инновационному университету.

Тема оказалась столь актуальной, что обсудить ее пришли представители нескольких томских вузов, НИИ, институтов СО РАН. Состоялось бурное обсуждение проблем, которые волнуют всю мировую академическую общественность. Университеты разных стран обеспокоены сокращением государственного финансирования и тем, что в то же время потребители требуют увеличения научных исследований, технологических разработок и образовательных услуг. В такой ситуации вузы должны быть во всеоружии и готовыми к переменам. В этом, по мнению руководства ТПУ, поможет сочетание традиционных университетских ценностей и инновационных идей, трансформация в академический инновационный университет.

Трансформации связывают в основном с идеями предпринимательского университета (вуз как бизнес-организация), который активно ищет в своем бизнесе инновации, стараясь занять перспективные позиции в настоящем и будущем. Трансформации возможны только тогда, когда руководители и весь коллектив понимают необходимость изменений и объединяют усилия, чтобы реализовать инновационные идеи. Над концепцией перехода к академическому инновационному университету сейчас работает ряд российских и зарубежных вузов.

Основные принципы трансформации, обсуждавшиеся на конференции в Томском политехническом университете, это:

— развитие инновационного образования с применением междисциплинарных, проблемно- и проектно-ориентированных технологий обучения;

— опережающая подготовка элитных специалистов на основе интеграции академического образования и научных исследований в наиболее перспективных областях знаний;

— сохранение академической базы университета, стимулирование развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности;

— формирование инновационной корпоративной культуры университета и внутренней конкурентной среды;

— совершенствование структуры и управления университетом на основе сочетания административного и проектного менеджмента;

— диверсификация источников финансирования университета и активный фандрайзинг (поиск и привлечение денежных средств);

— развитие инфраструктуры взаимодействия университета с внешней средой.

Развитие инновационного образования предполагает целенаправленное формирование определенных знаний, умений и методологической культуры. Кроме этого понадобится комплексно готовить специалистов в области техники и технологии к инновационной деятельности за счет соответствующего содержания и методов обучения: с использованием мировых информационных ресурсов и баз знаний, с ориентацией на лучшие отечественные и зарубежные аналоги бенчмаркинга образовательных программ, предпринимательских идей в содержании курсов, проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических инженерных задач и так далее.

Подготовка элитных специалистов должна включать конкурсный отбор наиболее способных студентов, усиление роли фундаментального образования, максимальную интеграцию вуза и институтов РАН в учебном процессе, мотивацию всех участников процесса — студентов, преподавателей, работодателей. Для этого необходимым условием является сохранение академической базы университета, стимулирование развития фундаментальных исследований и инновационной деятельности. Это возможно при объединении научно-технической базы и финансовых ресурсов университета и институтов РАН с целью выполнения совместных проектов, устойчивом взаимодействии по проведению совместных интеграционных фундаментальных научных исследований, разработки комплексных программ подготовки элитных специалистов как для Российской академии наук, так и для различных отраслей промышленности, привлечение эффективных менеджеров к управлению подразделениями вуза и создание эффективной системы их подготовки и переподготовки.

По сути, как прозвучало в докладе ректора ТПУ Юрия Похолкова, надо создать новую организационную структуру и систему управления вузом как академическим инновационным университетом, предполагающим более активное вовлечение представителей общественности, внешней среды в процессы стратегического планирования и оценки деятельности университета. Это можно представить как структуру из двух контуров университетского менеджмента: внешнего, стратегического, возглавляемого президентом, и внутреннего, тактического, возглавляемого ректором. Конечно, при выполнении глобальных планов такой большой организации, как Томский политехнический университет, не обойтись без Миссии. Сейчас в вузе идет общая и очень активная работа по формулированию Миссии, которая должна отражать мнение большинства сотрудников и руководителей, готовых ее реализовать. В течение нескольких недель топ-менеджеры встречались с сотрудниками всех подразделений вуза, чтобы донести до них свое видение Миссии и исследования корпоративной культуры вуза и выслушать предложения сотрудников по дальнейшему развитию ТПУ.

Так как идею инновационного образования коллектив на конференции поддержал, то началась детальная разработка структуры ТПУ как академического инновационного университета. Думается, что проект, предложенный Томским политехническим университетом, вызовет интерес и родит немало новых и интересных предложений, которые послужат развитию российского высшего образования. Идеи университета находят активную поддержку в ТНЦ СО РАН и Президиуме РАН.

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+254+1