ТОМСК: ЧЕМ СЛАВЕН, НА ТО И НАДЕЖДА
История и действительность все настоятельнее увязывают томские
перспективы с наукой и высшей школой.
Виктор Нилов, собкор "НВС"
Томские журналисты и политики любят к месту и не к месту называть
свой город "Сибирскими Афинами". В то же время кто-нибудь из
новоявленных депутатов нет-нет да и заявит вдруг, что вузы и
академию надо бы "поужать". Сейчас, правда, подобные
"реформаторы" приумолкли. Возможно, потому, что, как заявил
недавно губернатор Виктор Кресс, "союз науки и бизнеса имеет все
шансы вывести Томскую область в число самых динамично
развивающихся регионов России". В подтверждение этому не мешает
сделать экскурс в историю "Сибирских Афин".
Томск стал первым университетским городом к востоку от Волги. В
1900 году к университету добавился еще и технологический
институт, а спустя десяток лет высшие женские курсы.
В 1912 году профессор Томского университета И. Малиновский свою
работу "Томск просветительный центр" заключил словами: "Все
это вместе взятое дает Томску право на почетное наименование
"Сибирские Афины". В число "всего этого вместе взятого" профессор
включил не только вузы, а имевшийся в наличии образовательный
комплекс. К тому времени в Томске было 104 учебных заведения: три
высших, одиннадцать средних и девяносто начальных.
Конечно, без высшей школы не стать бы Томску никакими "Афинами",
но и ее одной недостаточно. Большое значение имели книжное и
библиотечное дела и ученые общества. Первое из них
естествоиспытателей и врачей открылось при университете
практически вместе с началом его работы. Затем последовали другие
открытия, и, что существенно, имелась масса иных обществ и
проявлений общественной жизни.
В 1906 году при Томском университете открылся бактериологический
институт, будущий ТомНИИВС. У студентов здесь проходили
практические занятия по химии и бактериологии. На трех отделениях
велись научные исследования, лечение от бешенства,
изготавливались разнообразные вакцины и сыворотки. По сути, это
был первый научно-исследовательский институт в Сибири.
Вузовские преподаватели во многом стали определять как
общественную жизнь, так и развитие томской экономики. И
университет, и технологический институт вошли в число главных
градообразующих факторов. До Первой мировой войны Томск
развивался бурными темпами. В промежутке 18971912 годов его
население увеличилось в два раза до ста тысяч человек, и он
выходил на первое место в Сибири по числу жителей, а по объему
бюджета находился в первой десятке крупных городов империи.
Несмотря на коллизии Гражданской войны, высшая школа оставалась в
Томске определенным уголком стабильности. Учебные занятия надолго
не прекращались, научная работа не затихала.
Время между Гражданской и Великой Отечественной войнами
труднейшее в истории Томска. Бывшая столица огромной губернии
превратилась в райцентр. Город не растерял своего былого значения
окончательно благодаря тому, что исполнял роль "кузницы кадров" и
помогал осуществлению Урало-Кузбасского проекта.
В 2030-е годы высшая школа страны пережила довольно болезненную
перестройку. Город не попал в число центров индустриализации, что
весьма плачевно отразилось на его развитии. Томскую ситуацию
начала тридцатых без обиняков обрисовал писатель Илья Эренбург:
"Томск должен умереть, но у него есть университет".
К началу войны вузовская жизнь в какой-то степени
стабилизировалась. С середины тридцатых в Томске работало более
пяти вузов, в том числе вышедшие из госуниверситета медицинский и
педагогический институты. На базе Томского технологического был
создан целый ряд новых сибирских вузов. Отметим, что в Томском
госуниверситете уже в тридцатые годы были заложены основы системы
подготовки студентов и научной деятельности при опоре на
собственные НИИ: биологический, математики и механики и особенно
на Сибирский физико-технический институт. Вскоре подобную систему
стал активно развивать в индустриальном институте (бывшем
технологическом, ныне политехническом университете) его ректор
А.Воробьев.
В военные годы сибирская "кузница кадров" обзавелась оборонкой и
стала промышленно-вузовским городом и областным центром. Вузы
активно участвовали в послевоенной конверсии промышленности и ее
дальнейшем развитии, не забывая, естественно, о фундаментальных
исследованиях. Возникли научно-студенческие общества, сложилась
целая система НИРС научно-исследовательской работы студентов.
Высокий научно-вузовский потенциал позволял оперативно отвечать
на запросы народного хозяйства и выполнять важные государственные
задачи. В качестве примеров можно назвать возникновение в
политехническом и госуниверситете новых факультетов для
подготовки специалистов для атомной и радиоэлектронной
промышленности. На базе радиотехнического факультета
политехнического в шестидесятых возник новый вуз нынешний
ТУСУР. Будучи до создания Сибирского отделения Академии наук
главным научным и учебным центром Сибири, Томск активно развивал
свою высшую школу. Хотя она имела федеральное подчинение, большое
значение для нее имели взаимоотношения с местной властью.
Е.Лигачев хорошо понимал роль научно-вузовского комплекса, и в
середине семидесятых родился томский Академгородок. Большинство
институтов Томского научного центра СО РАН, а также центра СО
РАМН имеют корни в томских вузах. Между академическими центрами и
высшей школой сразу установилось тесное и взаимовыгодное
сотрудничество.
Все шесть томских вузов довольно успешно преодолели перипетии
90-х годов и стали университетами. В них обучается порядка ста
тысяч студентов. Условия рынка диктуют высшей школе новые задачи,
а для их решения выдвигаются разнообразные планы и предложения.
Часть из них предполагает усиление сотрудничества с Российской
академией наук. Надежды на успех вселяет то, что в намеченной
перспективе научно-образовательный комплекс Томска должен стать
определяющим в экономике области.
стр. 6-7
|