Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 26-27 (2412-2413) 11 июля 2003 г.

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ Л.ДРАЧЕВСКОГО
7 июля 2003 г.

В видеопресс-конференции полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе приняли участие более 150 журналистов Сибирского региона. Предлагаем вниманию читателей ее фрагменты.

— Прежде всего, хочу сказать вам, что мы последовательно продолжаем линию по реализации Стратегии экономического развития Сибири, видя в этом единственную возможность быть результативными в соблюдении своих же собственных планов и намерений. В этой связи, как вы помните, Советом Сибирского федерального округа и Межрегиональной ассоциацией "Сибирское соглашение" был создан соответствующий механизм контроля за реализацией основных положений Стратегии. Мы обратились в Правительство с письмом, где попросили еще раз вернуться и подкорректировать некоторые моменты, потому что основной упор, который был сделан на реализацию Стратегии только через федеральные целевые программы, оказался не очень эффективным.

Этот вопрос я еще раз обозначил на заседании Совета безопасности РФ, который проходил 21 июня и был посвящен целиком проблеме угроз и проблеме национальной безопасности Российской Федерации в Сибирском федеральном округе. Проводился он, в том числе, и по нашей инициативе. Мы акцентировали основное внимание на проблемах экономического развития, имея в виду, что они первичны, а все остальные угрозы являются производными от экономического состояния регионов Сибирского федерального округа, с чем согласились все члены Совета безопасности. Обсуждение шло, конечно, и по другим направлениям, но все-таки основное было связано с нашим экономическим развитием. Главный упор был сделан на вопросы развития инновационных технологий, лесокомплекса, топливно-энергетического комплекса, вопросы освоения природных ресурсов наших месторождений.

С тем, чтобы продолжить эту тему и быть последовательными, намечен визит председателя Правительства РФ Михаила Михайловича Касьянова. Во время предстоящего визита М.М. Касьянова, который состоится 24–25 июля в регионы Сибирского федерального округа, планируется рассмотреть вопросы, связанные с развитием сельского хозяйства, вопросы реализации Стратегии экономического развития и, возможно, сделать акцент на инновационные составляющие. Кроме того, в Иркутске планируется провести совещание по проблемам экологии и в первую очередь по проблеме Байкала.

Эдуард Размохнин (Телекомпания "Альтэс", Чита):

— Леонид Вадимович, в течение десяти лет не решается проблема освоения Удоканского месторождения меди. Будет ли в этом году проведен конкурс для недропользователей? Или все-таки будет аукцион?

Леонид Драчевский:

— Этот вопрос был одним из ведущих на заседании Совета безопасности, где мы выражали свое отношение к промедлению с выдачей лицензий, с проведением конкурсов, аукционов и началом разработки месторождения. Много есть причин объективных и субъективных. Я полагаю, что это вопрос будет сдвинут с мертвой точки, и очень надеюсь, что в этом году будет проведен конкурс на разработку Удоканского месторождения. В каком виде это будет, сейчас не могу сказать. Есть сторонники как аукционов, так и конкурсов. Хотя я, например, выступал бы за то, чтобы в открытой конкуренции могли бы встретиться будущие разработчики и собственники месторождения. Они должны заплатить соответствующие реальной цене деньги. Это можно сделать как через аукцион, так и через конкурс.

Телекомпания "Афонтово", Красноярск:

— Леонид Вадимович, как вы относитесь к тому, что последние два года у нас действует принцип централизации налоговых средств в Москве. Из регионов вымываются лучшие налоговые поступления, в результате, например, в Красноярском крае уже в этом году планируется дыра в 1 млрд. рублей. Как вы относитесь к тому, что вроде бы положительная политика приводит к тому, что регионы, ранее доноры, превращаются в дотационные?

Леонид Драчевский:

— Я отношусь к этому очень негативно и говорил об этом на заседании Совета безопасности. Эта проблема общеизвестная. Причем эту проблему иногда можно решить и своими собственными силами. Хочу проинформировать вас, что за минувший год в Сибири с участием Министерства по налогам и сборам мы сумели увеличить нашу долю поступлений в бюджеты всех уровней приблизительно на 1%. На самом деле ситуация действительно непонятная. Мы производим 12,5% ВВП страны и в то же время обеспечиваем только 8% налоговых поступлений — явный дисбаланс. Часть налогов с той продукции, которая была произведена у нас, заплачена где-то в другом месте. В этой связи мы стали внимательнее работать с МНС по контролю за соблюдением законодательства, которое, вообще говоря, предусматривает уплату налогов по месту производства. К сожалению, под тем или иным предлогом очень часто от этого уходят, в том числе и наши, крупные производители. Уходят через корпоративные цены, дочерние предприятия, холдинговые схемы и так далее. Этот вопрос чрезвычайно серьезен для Сибири и является, наряду с рентными отношениями в разработке месторождений, одним из узловых для дальнейшего экономического развития Сибири.

Евгений Иванов (Радио Кузбасса):

— Леонид Вадимович, планируется ли какая-то работа по объединению регионов Сибири в экономическом и культурном плане. Пока мы все-таки разобщены, наше объединение — формальное. Регионы сотрудничают только сами между собой. Окружная власть что-то будет предпринимать? Потому что пока, на мой взгляд, эта работа не масштабна. Может быть, для начала сделать какой-то общий проект, например День Сибири. И осуществлять его по очереди в разных регионах, чтобы мы знали — мы сибиряки, мы вместе, и чтобы мы ближе знакомились с соседями.

Леонид Драчевский:

— Хорошая идея. Я думаю, что через праздники нам, конечно, удастся объединиться гораздо эффективнее. Но я хочу обратить ваше внимание, что через будни этого тоже можно добиться. Через экономические, хозяйственные будни. Мы постоянно работаем вместе на протяжении долгого времени. Более того, еще до того, как были созданы округа, Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение" была самой эффективной и, на мой взгляд, остается самой эффективной из всех межрегиональных ассоциаций, имеющихся в России. Со времени создания округа эта активность еще больше увеличилась, и мы теперь имеем возможность вместе решать межрегиональные проблемы, которые возникают. Возможно, за это время больше сделано в части экономической, хозяйственной консолидации, объединении усилий в сфере международного сотрудничества. Кстати говоря, последний визит монгольского премьер-министра и его встреча с нашим председателем правительства — лишнее подтверждение этому. Оба премьера говорили о том, что 70% всех связей Монголии и России сходятся на Сибири, Сибирском федеральном округе. Абсолютно согласен с Вами, что должна присутствовать и духовная, культурная составляющая. У нас есть, например, театральный фестиваль "Сибирский транзит", который в этом году с успехом прошел в третий раз. Не знаю, имеет ли "Сибирский транзит" аналоги в других регионах. У нас проходит Спартакиада регионов Сибири, другие спортивные соревнования. Что касается идеи общим проектом сделать праздник — тоже хорошее предложение. Давайте, я — за.

Вопрос из Новосибирска:

— Леонид Вадимович, документ под названием "Стратегия экономического развития Сибири" основан главным образом на самодостаточности сибирских регионов, или идет активный поиск инвесторов со стороны, и ваша недавняя поездка в Италию — тому подтверждение?

Леонид Драчевский:

— Как вы помните, в этом документе были обозначены основные болевые точки, намечены пути их преодоления. В Стратегии намечены точки роста, вокруг которых должно быть сосредоточено основное внимание, и благодаря подъему на этих направлениях должна развиваться экономика Сибири. Некоторые косвенные показатели, такие, например, как отрицательная миграция населения, свидетельствуют лишний раз о том, что экономика Сибири нездорова, и надо искать пути ее оздоровления.

Точки роста в Стратегии — это разработка месторождений, природные ресурсы, лесокомплекс, транспорт, инновационные технологии. Развитие по этим направлениям предполагает дополнительное привлечение средств, поскольку на сегодняшний день Сибирь, к сожалению, является единственным федеральным округом с высоким уровнем внутренних инвестиций. Более 60% инвестиций являются внутренними, то есть осуществляются за счет собственных средств. Инвестиций явно не хватает. Поэтому речь идет о том, что для развития Сибири необходимо сместить акценты, в том числе и в федеральной экономической политике. Имеется в виду развитие и инфраструктуры, убыстрение решения вопросов разработки месторождений, которые тоже тормозят развитие региона, имеется в виду создание условий для развития лесокомплекса. На сегодняшний день действуют одинаковые пошлины на круглый лес и на готовые материалы, например — мебель. Естественно, в этом случае все занимаются только экспортом круглого леса. Практически на своих плечах мы уже вырастили деревообрабатывающую промышленность наших соседей. Отмена пошлин на продукты глубокой переработки, идущих на экспорт, и сохранение пошлин на круглый лес — это способ подъема. Необходимо также создавать более благоприятный климат для того, чтобы создавать новые производства, например, по переработке того же дерева. Тогда инвестор будет приходить постольку, поскольку он знает, что его производство будет здесь рентабельным, гораздо менее затратным, чем при наличии высоких экспортных пошлин на готовую продукцию.

Почти во всех регионах Сибири принято свое внутреннее законодательство, которое поддерживает приходящих инвесторов. Таким образом мы намереваемся оживить инвестиционную привлекательность регионов округа и стимулировать привлечение инвестиций, как своих собственных, отечественных, так и иностранных.

Мы сделали первый выпуск инвестиционного паспорта сибирских регионов, готовим сейчас второй, уже более расширенный. Недавно была поездка в Италию по приглашению Итальянского института торговли (ИЧЕ) который является внешнеторговой организацией, работающей в рамках посольств и в рамках МИДа Италии. Поездка была организована по инициативе Посла России в Италии Николая Николаевича Спасского. В Италии мы были с тремя губернаторами — Виктором Александровичем Толоконским (глава администрации Новосибирской области), Виктором Мельхиоровичем Крессом (губернатор Томской области) и Олегом Михайловичем Бударгиным (губернатор Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа). В поездке в Италию также приняли участие более 30 предпринимателей. К этой поездке был проявлен очень большой интерес. В Италии была проведена презентация Сибирского федерального округа, состоялось большое количество деловых переговоров. Крупные компании Италии проявили интерес ко многим проектам в Сибири из разных сфер, от лесопереработки до высоких технологий и авиационной промышленности.

Корреспондент ГТРК Алтай:

— У меня вопрос по поводу приезда в Сибирский федеральный округ премьер-министра. Вы уже говорили о том, что необходимо привлекать инвестиции в округ. Подо что конкретно вы намерены попросить инвестиции, если вы, конечно, намерены это сделать, и насколько это реально, так как известно, что премьер — человек специфический в этом вопросе?

Леонид Драчевский:

— Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что мы все без исключения люди специфические. Что касается того, чего я хочу попросить... Я ничего не собираюсь просить. В рамках реализации Стратегии экономического развития Сибири я уже разговаривал с Михаилом Михайловичем о том, что необходимо уточнить механизмы ее реализации. Здесь и снижение или обнуление экспортных пошлин на продукцию лесопереработки, и проведение эксперимента по созданию специальных экономических зон инновационного развития. В частности, будем вести разговор о программе "Старт", в рамках которой создаются исследовательская и внедренческая зоны, венчурный фонд.

Просьбы касаются только создания механизма, при котором инвестиции пойдут сюда, механизма, при котором рассмотрение наших вопросов, связанных с разработкой месторождений, будет проходить в первоочередном порядке и достаточно оперативном. Механизмов, при которых вся экономика сибирских регионов заработает более эффективно и более динамично.

Текст подготовлен Окружным
информационным центром "Сибирь".

стр. 12

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+255+1