Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 32-33 (2418-2419) 29 августа 2003 г.

СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО

Более 40 лет в составе аппарата Президиума СО РАН работает Отдел внешних сношений. Когда-то он начинался с одного сотрудника, который занимался организацией международных научных связей «встающего на ноги» Сибирского отделения. Сейчас в отделе трудятся 8 специалистов, практически все работают здесь свыше 20 лет. В этом году ОВС возглавил Сергей ЗАКОВРЯШИН. С ним беседует наш корреспондент Валерия МАКАРОВА.

Иллюстрация

— Сергей Прокопьевич, как вы оценили полученное хозяйство? Каковы основные функции отдела?

— Начальником ОВС СО РАН я стал в январе 2003 года. До этого проработал почти 10 лет руководителем отдела внешнеэкономической деятельности Института ядерной физики.

Хочу сказать, что с первого дня было легко работать — все мои коллеги высококлассные специалисты. Основные функции отдела требуют именно наличия грамотных опытных людей. Представлю направления деятельности ОВС: оформление документов для выезда сотрудников СО РАН за рубеж, оказание помощи в получении виз, прием иностранных ученых, анализ и подготовка рекомендаций по сотрудничеству с зарубежными странами. Ведется важная работа по взаимодействию с городскими и областными администрациями там, где расположены научные центры Отделения, по вопросам международного сотрудничества. Пришло понимание, что Сибирь — перспективный партнер, а СО РАН может быть партнером системным, обеспечивающим связь с основными научными организациями, вузами и промышленностью.

— Что меняется в работе Отдела внешних сношений? Стоит ли кадровый вопрос?

— Конечно, специалистов не хватает. Меняется структура международных связей, курс сотрудничества четко направлен на Юго-Восточную Азию. Кроме того, важным элементом является экономическая составляющая: институты ищут партнеров с целью зарабатывания денег для поддержания собственных национальных программ. Коммерциализация результатов научных исследований требует грамотной организации контактов. Здесь особое место занимает выставочная деятельность, как рекламно-пропагандистская. Встречи на выставках вовлекают в сферу сотрудничества новых партнеров. Год от года увеличивается объем информации, связанной с международными связями. Требуется не только грамотно вести переписку на иностранных языках, но и верно юридически оформлять договора, уставы и т.п. Необходимо иметь соответствующую квалификацию, владеть ситуацией. Руководство отделения настаивает (и разумно!) на систематической подготовке полной объективной информации аналитического плана, чтобы можно было ориентировать институты на определенные регионы, фирмы, где можно эффективно сотрудничать в плане, в том числе, и зарабатывания денег.

— Как складываются международные отношения у Сибирского отделения?

— В настоящее время СО РАН привлекательно прежде всего для Китая, Кореи. Эти страны бурно развиваются и в рамках национальных государственных программ подчеркнуто научное сотрудничество с Россией. В КНР провели специальный пленум компартии, где особо отметили необходимость привлечения российского интеллектуального потенциала для превращения Китая в страну высоких технологий. В Северной Корее разработан план развития науки до 2025 года, в котором контактам с российскими учеными уделяется важное место. В этом году состоялись визиты в Сибирь глав министерств Южной Кореи, занятых контролем и организацией научной деятельности. Подписаны соглашения о сотрудничестве.

Крепнут научно-технические связи с Монголией — они были заложены еще в советское время, а сейчас идет новый виток.

Вообще, российско-азиатское сотрудничество — тема, по существу, необъятная. Она строится многие годы, переживая взлеты и падения. Сегодня развитие контактов идет по восходящей: обсуждаются возможности активизации связей в самых разных сферах, пути преодоления тех сложностей, которые случаются во взаимоотношениях соседей.

Надо отметить, что в 2000 г. была учреждена Ассоциация академий наук Азии, нынешним президентом которой избран академик Н.Добрецов. В рамках ААНА действуют несколько совместных проектов, ряд программ находится в подготовительной стадии. Наиболее продвинута на данный момент программа "Чистая вода", инициированная Корейской и Российской академиями наук.

В советское время в СО АН были созданы уникальные технологические комплексы, которые сделали сибирские институты привлекательными для европейских стран. К примеру, ускорители Института ядерной физики, аэродинамические трубы Института теоретической и прикладной механики и т.д.

Следствием наличия мощных биохимических и математических школ оказывается то, что многие сотрудники институтов преподают в ведущих европейских и американских научно-образовательных центрах.

— "Утечка мозгов" тоже относится к международному сотрудничеству?

— "Утечка мозгов" — это важная, осознаваемая проблема. Ее решить принципиально невозможно. Из стран Западной Европы утечка в США очень большая. Это процесс необратимый и достаточно стабильный. Причины отъездов из СО РАН — низкая зарплата; отсутствие жилья; невозможность молодым ученым реализовать свой творческий потенциал, поскольку многие институты не имеют финансовых возможностей, чтобы проводить научные исследования в должном объеме.

Зарубежные страны тоже стимулируют "утечку мозгов" из России. К примеру, Германия приняла специальную программу, по которой 10000 научных сотрудников из стран СНГ могут быть приняты в гражданство в упрощенном варианте оформления документов.

Трудно отследить количество уезжающих: вначале, как правило, человек уезжает ненадолго, числится в институте, потом он продлевает контракт...

Однако есть возможность регулировать процесс. Во многих институтах аспирантам выделяют специальные доплаты, ведется программа кредитования жилья для молодых, оплачивается наем жилья. Сейчас в Сибирском отделении рассматривается вопрос о приобретении дома для молодых специалистов, расположенного недалеко от Академгородка, в Бердске, и оказании помощи в создании молодежного кондоминиума.

Кстати, сотрудничество с азиатскими странами не ведет к "утечке мозгов", оно более прагматично. Это страны с другим менталитетом, где нашим специалистам психологически сложно жить. Я не слышал, чтобы кто-то остался или хотел остаться на ПМЖ в Китае или Корее. Хотя, азиатские страны стимулируют экспорт интеллектуального потенциала из России. Например, КНР предлагает льготные условия проживания.

— Можете ли назвать примеры успешного сотрудничества СО РАН с зарубежными странами?

— Успешное сотрудничество состоит в следующем: половина финансовых средств Отделения — это средства, заработанные институтами. Из них заметная часть — деньги, поступающие из-за рубежа.

Развиваются связи с Японией, однако не столь быстро, как бы хотелось. По мнению японских промышленников сотрудничеству мешают недостатки таможенного регулирования и налогового законодательства в России, неразвитость и ненадежность российской банковской системы, политическая нестабильность между нашими странами из-за отсутствия мирного договора Японии и России.

Сотрудничество сибирских ученых с Китаем включает создание научно-технических центров в Харбине, Шеньяне, договор о сотрудничестве Академии наук КНР и СО РАН, в котором в качестве приоритетов названы космос и космические технологии, экология, новые материалы, информационные и биотехнологии, лазерные и электронно-лучевые технологии. В рамках этих приоритетов создаются совместные лаборатории.

Недавно мы анализировали состояние контрактов с Китаем. У институтов Новосибирского и Томского научных центров на 2002 год было заключено контрактов на 7 миллионов долларов.

— Какие вы видите перспективы работы отдела?

— Мы должны квалифицированно выполнять свои функции, а они все усложняются. Во-первых, по новым правилам приглашения иностранным специалистам могут оформляться только президиумами региональных отделений.

Кроме того, трудно обойтись без финансовой и юридической помощи ОВС в связи с усложнением процедуры получения виз в ряд европейских стран, не входящих в Шенгенское соглашение, и США. Важна и значительна роль отдела по информационному обеспечению руководства в плане анализа эффективности сотрудничества.

Сейчас начинаем оказывать помощь институтам в правильной организации внешнеэкономической деятельности это не вмешательство в их интересы, а именно помощь. ОВС может взять на себя таможенные вопросы.

— То есть, институты без ОВС не справятся?

— За прошлый год в СО РАН побывали более 2000 иностранцев. Оформлением приглашений занимались 2 сотрудника Отдела. В противном случае пришлось бы в каждом институте иметь специального человека для этих целей.

Проблема получения въездных виз в страны Евросоюза упрощается и, в ряде случаев, это делается бесплатно. Кроме того, внешнеэкономическая деятельность — это финансы, валютный контроль со стороны государства. Здесь неточности и ошибки в заполнении документов приведут к большим потерям.

Несмотря на то, что институты становятся все более самостоятельными, роль ОВС не ослабевает. В будущем оформление приглашений и виз не будет важной составляющей в нашей работе. Организация международных связей станет основной функцией Отдела.

стр. 10

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?20+259+1