Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 43 (2429) 7 ноября 2003 г.

СИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ
НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ:
ОПЫТ РЕСПУБЛИКИ САХА

Опыт Республики Саха в развитии национальной науки и образования — тема выступлений руководителей крупных республиканских научных подразделений: Якутского научного центра СО РАН и Академии наук республики.

Академик В. Ларионов, председатель Президиума ЯНЦ, остановился на значительных разработках институтов центра. Вклад ученых академических организаций в развитие Республики отмечается Правительством РС, которым принят ряд решений в поддержку науки. Организационные и кадровые вопросы, проблемы капитального строительства и материально-финансового обеспечения решаются на паритетных началах совместно Сибирским отделением и РС. Подписано соглашение о дальнейшем сотрудничестве по развитию академической науки. Однако, необходима законодательная база для регулирования ряда проблем: уровень оплаты труда в академических институтах отстает в 1,5-2 раза в среднем по Республике; необходимы нормативные документы по вопросам собственности и помощи молодым специалистам.

Президент Академии наук РС чл.-корр. РАН В. Филиппов представил научно-образовательный комплекс Якутии.

За последние 10 лет число докторов наук увеличилось в 2,5 раза, кандидатов — в 1,7 раза. Правительством были приняты оригинальные меры по поддержке ученых: установлено единовременное вознаграждение за защиту докторской диссертации, за защиту кандидатской молодым ученым в возрасте до 33 лет, выделяются стипендии аспирантам и т.п.

Три года назад было создано Министерство науки и профессионального образования РС. Совместными усилиями с ЯНЦ, АН РС издано около 300 нормативно-правовых актов, касающихся мер государственной поддержки науки и высшего образования. Принципиальным достижением можно назвать введение отраслевых коэффициентов для определения фонда оплаты труда. Создан фонд поддержки науки, из которого выплачиваются премии за выдающиеся достижения и стипендии особо отличившимся студентам. Принят республиканский закон о науке и научно-технической политике. Недавно подписан указ Президента РС об образовании Совета по науке и технологической политике при Президенте РС, заместители председателя этого консультационного органа — руководители ЯНЦ СО РАН и АН РС.

Академии наук РС и Министерству науки республики совместно с научным центром СО РАН поручено подготовить и внести на рассмотрение Правительства РС проект концепции развития науки и технологий до 2010 г., а также предложения по научно-технологическому сопровождению развития крупнейших бюджетообразующих акционерных компаний и предприятий республики. Реализация концепции позволит повысить качество жизни населения, достичь устойчивого развития региона и неуклонного экономического роста, укрепить образование, фундаментальные и прикладные науки.

В настоящее время рабочей группой по проблемам развития северных территорий при Госсовете РФ готовится проект доклада об основах государственной политики России в районах Крайнего Севера. ЯНЦ СО РАН и АН РС принимают активное участие в разработке проекта. Так, в структуру внесен раздел «Наука и научно-техническое обеспечение развития Севера».

Докладчик подчеркнул необходимость внесения изменений и дополнений в ряд действующих федеральных законов: о государственном пенсионном обеспечении, об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера, о государственных гарантиях компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера.

Большую часть документов по регулированию развития Севера и Сибири составляют нормативные акты исполнительных органов, а не законодательных. Отмечен слабый уровень научного сопровождения при подготовке проектов федеральных законов.

стр. 3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?5+267+1