Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

О газете
Редакция
и контакты

Подписка на «НВС»
Прайс-лист
на объявления и рекламу

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2017

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости
 
в оглавлениеN 24-25 (2360-2361) 21 июня 2002 г.

НГУ — СО РАН:
БУДУЩЕЕ РЕШАЕТСЯ СЕГОДНЯ

На одном из недавних заседаний Президиума СО РАН обсуждался вопрос о стратегии развития Новосибирского госуниверситета. Обсуждение шло часа два, и еще не все желающие успели высказаться... НГУ всегда воспринимался как часть СО РАН, одно без другого существовать просто не сможет, но, видимо, настало время "оформить отношения официально". Выступления членов Президиума мы даем в сокращении, сохраняя форму прямой речи.

Н.Диканский, ректор НГУ, член-корреспондент РАН

...Образование стало частью большого рынка, и наше так называемое бесплатное образование реально в значительной степени стало платным. В настоящий момент в стране 620 государственных вузов, из них половина Минобразования, половина принадлежит различным ведомствам и 3200 частных вузов. В большинстве государственных вузов платный набор в 6 раз больше, чем бюджетный. Разве можно их считать государственными?

В Новосибирском государственном университете бюджетный набор не меняется, наверное, лет 15 — 960 чел., и в этом году будет такой же. Но у нас тоже появились "платники". Благодаря этому есть средства, с помощью которых мы делаем, например, ремонт. Но не только это дает нам возможность развиваться.

За последние годы, начиная с 1998, у нас вырос бюджет, вырос объем НИР (хоздоговора, ФЦП "Интеграция"), увеличились поступления за платное образование. Были компенсированы долги за коммунальные услуги. По сути дела, все деньги, которые мы зарабатываем, мы пускаем на развитие университета, на капремонты, на оплату преподавателей. То есть, мы фактически делаем то, что должно было делать государство. Мы делаем инвестиции фактически в бюджет государства, а с нас еще берут налоги за это...

Теперь — проблемная часть. Низкая зарплата. Хотя она практически не отличается от зарплаты в Сибирском отделении, но ее недостаточно для того, чтобы удерживать молодых специалистов и преподавателей. Нехватка учебных площадей. Это очень большая проблема нашего университета. У нас 37 тыс. кв.м, студенты занимаются в две смены. Изношенность лабораторного оборудования. Отсутствие жилья для молодых преподавателей и аспирантов.

Очень болезненная проблема — исполнительская дисциплина. Это связано с тем, что большинство сотрудников — совместители, многие штатные преподаватели являются совместителями в квадрате, потому что преподают во многих вузах. Основной доход у людей находится на стороне, поэтому ими управлять очень сложно.

Перенаселенность общежития. Капитальный ремонт у нас начал финансироваться только в последнее время. Для ремонта жилого фонда нам дали 300 тысяч, в то время как мы инвестируем на ремонт аудиторий, корпусов около 5 млн в год. Строительство учебно-лабораторного корпуса, которое мы ведем, очень тяжелое. Но мы сдали первую очередь, 300 тыс. кв.м, и с удивлением обнаружили, что у нас от этого вырос фонд заработной платы. Оказывается, министерство нас финансирует по квадратным метрам.

Отсутствие студенческого самоуправления. Криминализация студгородка. Это проблема общая и очень серьезная. Пришлось ввести пропускную систему в университете, в результате у нас сократилось количество нарушений. И я хочу ввести круглосуточную пропускную систему в общежитиях, хотя это стоит очень больших денег и студентам это не нравится. Но тем не менее, это нужно сделать. Это вынужденная акция.

Сейчас наступила какая-то стабилизация, и поэтому пришло время говорить о стратегии развития. Если внимательно посмотреть возрастные функции распределения в институтах, то видно, что есть "ямы": 30-45-летние уехали за границу, ушли в бизнес. "Коренными" сейчас являются люди 50-60 лет. Это поколение, на плечах которого держится и наука, и образование. Через 4-5 лет они начнут уходить, и тогда некому будет ни учить, ни развивать науку. Если говорить о стратегии развития России как высокотехнологичного государства, то нужно этот вопрос решать немедленно.

Как и во все времена, главной нашей задачей является подготовка высококвалифицированных кадров для науки и образования, а также для народного хозяйства. По разным факультетам по-разному, но, тем не менее, около 30% молодых специалистов мы обеспечиваем Сибирскому отделению.

Важным моментом для нас является переход в Сибирское отделение Академии наук. Де-факто НГУ давно является единой с СО РАН организацией, и вообще система НГУ-СО РАН, я считаю, самая совершенная из тех, которые существуют сейчас в России. Этот вопрос, мне кажется, требует немедленных действий. В стране имеется 300 ведомственных вузов — даже налоговая служба уже имеет свой университет и финансирует его. Конечно, мы потеряем миллионов 20-30, которые даются Министерством образования. Но надеюсь, что Академия наук, осознавая, что без университета она не жилец, сделает вклад в свое будущее. Какие-то средства на развитие университета поможет привлечь Попечительский совет.

Очень важный вопрос — взаимодействие с бизнесом. Сибирское отделение не в состоянии сейчас потребить всех наших выпускников, поэтому значительная доля их идет в реальный бизнес. Мы взаимодействуем с софтовыми компаниями, пытаемся наладить нормальные деловые взаимоотношения. Но пока здесь есть проблемы. Я надеюсь, что руководство этих компаний наконец-то поймет, что мы действуем исходя из экономических интересов университета. Мы подписали договора с компаниями "Алроса", "Юкос", с Ханты-Мансийском и т.д. Они нуждаются в наших специалистах.

Сейчас вокруг университета крутится много рекрутских компаний. В том числе и студенты занимаются рекрутированием. Троечник, продает отличников в Голландию — по 50 долларов... Сейчас, например, висит огромное объявление компании "Шлюмберже". Но заключить с нами договор она отказывается.

Хозяйственные проблемы. У нас нет своей территории. Землеотвод есть, но он только вокруг фундаментов. Я надеюсь, что Сибирское отделение понимает, что у университета должна быть территория для перспективного развития.

Капитальное строительство, капитальный ремонт. Университету более 40 лет, все здания требуют капитального ремонта. За последние годы отремонтировано большинство аудиторий, в том числе поточных. Капитальный ремонт общежитий — это самое тяжелое, что мы должны будем сделать в ближайшее время. Очень важная задача — построить аспирантское общежитие.

Таким образом, в качестве первоочередных задач мы рассматриваем решение вопроса с учредительством СО РАН, привлечение ресурсов; совершенствование структуры образовательного процесса; развитие материальной базы.

С помощью Сибирского отделения у нас появилось в последнее время достаточно хорошее оборудование. Все наши преподаватели — сотрудники Сибирского отделения, поэтому фактически университет является тем местом, где можно делать центр коллективного пользования.

Сейчас на слуху словосочетание "университетский комплекс" — университет, колледж, школа. У нас такой комплекс существует уже более 40 лет. НГУ, ФМШ, Колледж информатики. Это 1100-1200 школьников, свыше 6000 студентов, 300 аспирантов. Для того, чтобы дополнить спектр профессионального образования, нам нужны техникумы: химико-технологический и политехнический. Институтам физического профиля нужны вакуумщики, электронщики, техники и так далее.

Остановлюсь еще на одном моменте — создании в Академгородке малых наукоемких предприятий, бизнес-инкубаторов, которые должны находиться рядом со студенческим общежитием, чтобы студенты, аспиранты, преподаватели, научные сотрудники могли собираться вместе — здесь и появляются новые решения. Новосибирский научный центр, по сути дела, является бизнес-инкубатором.

Внутри наших институтов существует много небольших компаний. Нужно провести некую ревизию, чтобы понять, как они работают. Тем, которые питаются от бюджета, может быть дать самостоятельность. Конечно, для этого потребуется венчурный капитал, то есть, нужно создать банки, которые будут инвестировать это дело.

...Когда я был в США, посмотрел технопарк Кембриджского университета. Он мне очень понравился. Кстати, в Кембридже нам предлагали создать совместный технопарк, используя для этого капитал известного банка "Барклай". Нам нужно внимательно изучить эту возможность и, может быть, действительно поработать вместе с ними.

В последнее время встал вопрос расширения площадей, создания городской площадки, поскольку по разным причинам мобильность студентов, абитуриентов сильно понизилась.

Н.Диканский продемонстрировал собравшимся генплан Академгородка 1958 г. и предложил план застройки городка науки — новыми университетскими корпусами и общежитиями с бизнес-инкубатором, конгресс-центром, банками — возможно, все это когда-нибудь и воплотится в жизнь...

После выступления ректора НГУ началось обсуждение.

Чл.-корр. А.Асеев, директор Института физики полупроводников:

— Николай Сергеевич, я знаю, что старые английские университеты очень хорошо зарабатывают, обучая студентов со всего мира. Такого рода идеи прорабатывались в НГУ?

Чл.-корр. Н.Диканский:

— У нас иностранных студентов, наверное, около полусотни. В основном из Южной Кореи. Если появятся еще студенты, желающие действительно учиться, мы готовы принять их. Цена у нас существенно выше, чем в городских вузах, для иностранцев — 3500 долларов. Хотя на самом деле, ресурс по аудиториям и по общежитиям у нас исчерпан, и если мы будем увеличивать набор в одном месте, то в другом придется сокращать.

Б.Елепов, д.т.н., директор ГПНТБ:

— Число коммерческих вузов в ближайшее время будет больше, чем государственных. По тем специальностям, по которым НГУ сегодня готовит, больших денег не заработаешь. Видимо, надо подумать о номенклатуре специальностей на какой-то переходный период для зарабатывания денег. Это первый вопрос.

Второй вопрос касается выпуска учебников. В свое время была создана специальная секция учебников, во главе с членом-корреспондентом В.Пухначевым. Но, к сожалению, за последние три года не удалось совместно издать ни одного учебника, хотя Сибирское отделение готово на пятидесятипроцентное финансирование.

И еще одно замечание, по поводу городской площадки. Да, действительно, она крайне необходима. Я думаю, администрация области могла бы выделить одно из зданий проектных институтов, переходящих на их баланс.

Чл.-корр. М.Кузьмин, председатель Президиума Иркутского научного центра:

— Сибирское отделение, это не только Новосибирск. В других научных центрах тоже есть университеты, в институтах — совместные с вузами кафедры, научно-образовательные центры. И я думаю, надо в целом говорить о развитии высшего образования для Сибирского отделения. Второй вопрос касается целесообразности обучения студентов старших курсов из вузов других городов в НГУ. Хорошо, если бы Новосибирский университет сделал комплексную программу подготовки специалистов для СО РАН. Тем более, если мы говорим о том, что НГУ будет переходить в Сибирское отделение.

Акад. В.Пармон, директор Института катализа:

— Новосибирский университет — это особое достояние Сибирского отделения, и будущее СО РАН почти целиком зависит от кадров, которые поставляет НГУ. Это единственный в Российской Федерации живой университет, который готовит специалистов именно для Академии наук. В последние три года в университете идут, с моей точки зрения, положительные изменения. У него есть перспектива и планы по дальнейшему развитию. А теперь о проблемах.

...Проблему нехватки студентов по химическим специальностям я поднял несколько лет тому назад. Не хватает также биологов, геологов, физиков. Ощущая нехватку кадров, мы пошли на привлечение их со стороны. У нас еще нет официальной внешней магистратуры, но, тем не менее, университетские курсы кафедры абсорбции и катализа сейчас слушают восемь студентов, приехавших из Казани. То есть, де-факто магистратура уже начала работать. Поскольку ребята приезжают хорошие и хотят работать в науке, надеюсь, что часть из них останется в Академгородке.

Кроме того, мы сейчас ведем работу, чтобы "влить" в университет Менделеевский химический колледж, который находится в Новосибирске, чтобы готовить на его базе не только средний технический персонал, но и бакалавров.

Следующая проблема — это острая нехватка кадров с хорошей инженерной подготовкой. Химики сейчас занимаются проработкой вопроса по созданию магистратуры химико-инженерной направленности. Я не исключаю, что это будет специализация внутри факультета. Возможно, что физикам то же самое можно делать.

Вместе с Британским советом в НГУ прорабатывается вопрос об открытии магистратуры для менеджеров-экономистов по наукоемким технологиям: четыре года бакалавриата по основной специальности и магистратура — на экономфаке.

Акад. В.Шумный, директор ИЦиГ:

— Я хотел бы обратить внимание на две проблемы. В целом по университету есть настораживающая тенденция — сужение географии абитуриентов. Больше половины — это Академгородок. Не хочу сказать, что мы принимает слабых абитуриентов. Нет, это сильные ребята с хорошей школьной подготовкой. Но мы упускаем фактически всю Сибирь, поскольку сюда стало дорого ездить, и преподавание в школах, наверное, стало хуже. Нужно что-то предпринимать...

И второе. Факультетомания. Я считаю, что открывать много факультетов не нужно, у нас нет научных школ, например, ни журналистики, ни юриспруденции... Нужно идти по другому пути, мне кажется. Журналистика должна быть вторым образованием. Специалист-химик или физик в течение двух лет получает второе образование по специальности "научная журналистика". То же самое, наверное, нужно делать и по другим экзотическим для нас специальностям.

Акад. Р.Сагдеев, директор Томографического центра:

— Подготовить современного специалиста в области естественных наук, не имея современных приборов, лабораторных практикумов невозможно. Эта проблема стоит не только перед НГУ, но и перед другими вузами. Как ее решать? В Москве, на федеральном уровне была создана инициативная группа (я в нее входил), которая подготовила программу поддержки вузов и даже проект решения правительства. Но пока дальше дело не движется. Что касается местного уровня, мне кажется, что в свете дальнейшей координации НГУ и Сибирского отделения, на Президиуме может быть принято решение о выделении Приборной комиссии средств специально для оборудования лабораторных практикумов. Это первое предложение. Второе касается подготовки технических кадров. У нас много самых современных, сложных приборов. Инженерные кадры уходят или на высокую зарплату, или по возрасту, а смены им нет. И скоро технический сервис некому будет осуществлять. Я поддерживаю предложение о включении политехникума в структуру университета.

Акад. О.Васильев, советник РАН:

— НГУ сложился 40 лет назад. Структура специальностей, пропорция между ними, система подготовки кадров, численность преподавательского состава в большой степени остаются предопределенными тогдашней структурой. Совершенно очевидно, если мы говорим о стратегии развития университета, мы должны разобраться в ситуации более полно. И думаю, говорить надо о подготовке кадров в масштабе Сибирского отделения, имея в виду также использование института целевой аспирантуры.

За прошедшие годы возник целый ряд новых научных направлений, и не всегда университет откликался на эти изменения. Как пример, я назвал бы науки об окружающей среде. Университет должен работать на то, чтобы воспроизводить убыль научных кадров в Академгородке, обеспечивая небольшие резервы. Надо также учитывать общие потребности Сибири. Гидрометслужба, крупные компании, ведомства нуждаются в экологах-прикладниках, в специалистах по окружающей среде.

Д.ф.-м.н. Г.Сапожников, начальник Управления науки, высшего, среднего профессионального образования и технологий Новосибирской областной администрации, вице-губернатор:

— Я бы хотел поддержать предложение академика В.Пармона относительно подготовки специалистов в области технологического или инновационного менеджмента в магистратуре. Кроме того, нам совместно с университетом удалось добиться участия в президентской программе подготовки специалистов по программе "Менеджмент инновационного бизнеса".

Есть еще одна проблема, которая коснется НГУ — Новосибирск включен в эксперимент по единому государственному экзамену. Пока НГУ удается отстоять свое право на индивидуальные экзамены, но министерство все время пытается поставить его в один ряд с другими вузами.

Сейчас мы пытаемся сформировать несколько крупных проектов, которые бы объединили вузы Новосибирска. В программе "Информатизация образования", надеюсь, именно НГУ займет одну из лидирующих позиций.

И еще одна информация. На базе ГПТУ-55 создано негосударственное технологическое училище. Его возглавил бывший научный сотрудник, инженер, имеющий два образования, в том числе педагогическое. Он поставил задачу работать в тесном контакте с институтами, готовить техников и технологов. И мне бы очень хотелось обратиться к директорам с просьбой поддержать эту инициативу.

Акад. Ю.Ершов, директор Института дискретной математики и информатики Минобразования РФ:

— Идея перевода НГУ в Сибирское отделение очень продуктивная, но она требует быстрого и энергетичного решения. Что касается ситуации с набором в НГУ, она не так плоха, потому что у университета есть палочка-выручалочка — физматшкола. Она гарантирует, что НГУ не будет университетом городского масштаба. Хорошая идея начинать перевод НГУ в структуру Сибирского отделения с физматшколы. Более того, нужно создавать филиалы физматшколы, по крайней мере, в научных центрах Сибирского отделения, с тем, чтобы их выпускники были ориентированы на Новосибирский университет, и этим будет решаться серьезная проблема, связанная с набором.

Теперь реплика по поводу инженерного образования: я считаю, что увлекаться созданием натурального хозяйства, на самом деле, может быть не стоит. У нас есть технический университет, где ряд кафедр является кафедрами наших институтов. И надо проанализировать: стоит ли все эти проблемы решать здесь, может быть надо их обсуждать с руководством НГТУ.

Акад. А.Конторович, директор Института геологии нефти и газа:

— За последние годы университет существенно улучшил свою работу. В этом, конечно, большая заслуга ректора и его помощников. Руководство университета проявляло достаточно большую настойчивость, привлекая институты Сибирского отделения к более активной помощи университету. Но сейчас надо говорить о проблемах. Я считаю, что должна быть усилена компьютерная, технологическая, информационная подготовка студентов. В этом отношении работа, мне кажется, ведется недостаточная. В Томском политехническом университете, например, хорошо поставлено это дело за счет активной работы с современным бизнесом, надо и нам использовать положительный опыт других вузов.

Кроме того, может быть, следовало бы попытаться открыть филиалы НГУ в странах СНГ, а также заключать соглашения с другими университетами, чтобы выпускникам одновременно выдавать дипломы двух вузов.

Мы много раз говорили о том, чтобы брать студентов других вузов в магистратуру НГУ. Но я опасаюсь, что в условиях конкуренции может произойти обратное: наших хорошо подготовленных студентов будут забирать и уже забирают другие вузы. Например, в Томском политехническом университете им платят хорошие деньги, для них построено специальное общежитие с квартирами, как в малосемейке. Может быть, нам следует со студентами, которые учатся на бесплатной основе, заключать контракт, чтобы обязать их отрабатывать те деньги, которые в них вложило государство. В противном случае богатые компании, в том числе и зарубежные, будут "скупать" у нас всех лучших специалистов.

Я коснусь еще одного больного вопроса: почему нам надо готовить так много математиков, если в науку и образование идут 15-20 человек в год, а остальные уходят в компании? Пусть хотя бы половина из них обучается на платной основе, а компании, которые хотят получить наших специалистов, оплачивают их образование. Такое соотношение, мне кажется, вводить совершенно необходимо. Надо реанимировать работу той комиссии, которую возглавлял В.Молодин, и продумать этот вопрос до конца. Известное перераспределение — не только за счет этого факультета, а и внутри других факультетов — мне кажется, надо было бы произвести.

Академик А.Деревянко, директор Института археологии и этнографии:

— Сегодня очень трудно говорить о стратегии развития НГУ по двум причинам. Первая, у Министерства образования совершенно нет никакой стратегии и не только в вопросах материального обеспечения, финансирования, но вообще в системе подготовки кадров. Скажем, в Новосибирске в 18 вузах ведется подготовка правоведов, а школы юридической нет — всего два доктора-юриста. Хотя это не исключает, опять-таки, организацию хорошего юридического факультета в нашем университете. Как мы можем говорить о стратегии, когда самое главное, зарплаты приличной нет у преподавателя? Учебных площадей нет. Мест в общежитии не хватает... Хотя в это же время Алтайский университет строится, Омский университет строится — им помогают городские администрации.

...Мы много говорили, обсуждая вопрос стратегии развития университета, но мне представляется, что мы и тактику даже не обсудили.

В.Бобков, начальник Управления кадров СО РАН

— Общее количество выпускников вузов в Сибирском отделении с 1996 года увеличилось с 370 до 600, выпускники НГУ составляют 1/3. При отсутствии мест в общежитиях и других проблемах общее количество приема мы наращиваем за счет приема в аспирантуру. Я думаю, что в сложившейся ситуации надо готовить специалистов по тем направлениям, которые нужны Сибирскому отделению. И последнее. По подготовке рабочих со среднеспециальным образованием — у нас есть договоренность с подшефным ГПТУ-54 и ГПТУ в Бердске.

Академик Н.Добрецов, председатель СО РАН:

— Я думаю, что все со мной согласятся, если мы назовем переход университета в состав Сибирского отделения, в состав Академии наук важнейшей стратегической задачей и Сибирского отделения, и университета. Если этого не будет, мы ничего не решим. Если НГУ войдет в состав Сибирского отделения мы решим, прежде всего, вопросы финансирования и строительства общежитий. Почему? Простой расчет. Сегодня университет получает из всех источников 200 млн руб. Если мы будем биться за бюджет университета также, как бьемся за свой, то финансирование будет увеличено в 2,5 раза. Из наших целевых программ мы вполне можем выделить на развитие университета, поскольку это наше кровное дело, 15-20%. Вот мы уже удвоили бюджет. А если привлечем бизнесменов и город для решения общих задач, в том числе, для развития инфраструктуры, его вполне можно утроить. И вот тогда говорить о перспективах НГУ будет реально. А без этого все нереально.

Второе — общежития. Пока мы не будем "пробивать" эти объекты сами, Министерство образования никогда не вставит строительство общежития для НГУ в свои планы. У них под боком московских вузов хватает, и наши задачи они всегда будут отодвигать на второй план.

Это два штриха. Я не говорю про все остальные проблемы, но два момента — строительство общежитий и финансирование, без вхождения университета в состав Сибирского отделения в ближайшие 10 лет не решить.

Теперь проект решения и небольшие комментарии.

1. Принять к сведению доклад ректора НГУ, члена-корреспондента Диканского о стратегии развития НГУ и одобрить основные положения стратегии. Поручить комиссии по главе с ак. В.Молодиным и ректорату доработать стратегию, с учетом состоявшегося обсуждения, и утвердить ее совместным решением Президиума и ректората НГУ.

— Вот тогда и появится документ, который мы обязаны уже дальше отслеживать.

2. Считать главной стратегической задачей НГУ подготовку кадров высшей квалификации для сфер науки и образования, прежде всего для Сибирского отделения РАН и высшей школы Сибирского региона.

Первоочередной задачей является развитие материально-технической базы, для чего необходимо решение финансово-экономических и социальных проблем НГУ совместно с СО РАН, областной администрацией и мэрией г. Новосибирска.

— Я бы акцентировал внимание на этом. Не просто высококвалифицированных кадров, а именно высшей квалификации, высшего международного уровня, прежде всего, для СО РАН и самого НГУ, для чего первоочередной задачей считать развитие материально-технической базы НГУ и решение финансово-экономических и социальных проблем совместно с СО РАН, областью и городом.

Тут возникал вопрос, может быть его даже записать надо: как же быть с подготовкой кадров в других научных центрах. Принять несколько университетов в состав Сибирского отделения мы просто не сможем в обозримом будущем. Но поддерживать другие центры мы обязаны. И мне кажется, что две формы уже предложено. Это открытие филиалов физматшколы и приглашение в НГУ магистрантов, а главным образом, аспирантов из других вузов на базе тех кафедр, которые являются совместными в центрах. Я думаю, что это около 30% — аспиранты, приглашенные в НГУ для приобретения необходимого опыта на базе институтов Сибирского отделения. А потом они вернутся домой. Для того, чтобы это осуществить, нам, конечно, нужно строить общежития. И не одно на сто мест. Я думаю, аспирантуру на базе НГУ надо увеличить в три, в четыре, в пять раз... А для этого надо построить не одно, а два-три общежития на 1000 мест. Да, эта задача может показаться наполеоновской. Но мы же ставим стратегические вопросы! Это должна быть целевой установкой. Если будет такая установка, значит, будем ее решать. И, повторяю, это должна быть совместная с Сибирским отделением работа. Это одна из важнейших задач для науки, бизнеса, а также для города и области.

3. Руководству СО РАН совместно с руководством НГУ:

3.1. Продолжить работу в Минобразовании РФ и Президиуме РАН по решению вопросов учредительства НГУ, считая переход университета в Сибирское отделение РАН важнейшим стратегическим фактором для развития НГУ и СО РАН.

— Я должен сказать, что руководство Академии наук тоже считает это важнейшей задачей Академии наук. Об этом заявил в своем докладе Ю.Осипов.

3.2. Утвердить в установленном порядке выделение земель для перспективного развития территории НГУ и план ее застройки, определив приоритеты в строительстве новых объектов.

— Я считаю, что это только начало разговора. Более того, сегодня еще половина присутствующих в зале не успела выступить. Нет возможности. Поэтому считаем это началом разговора...

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+27+1