ХОРОШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОЛЖНО БЫТЬ МНОГО
20 ноября в Томске, по инициативе ректора ТПУ Ю. Похолкова,
прошло выездное заседание Президиума СО РАН. Обсуждался опыт
взаимодействия институтов Отделения и университетов Новосибирска
и Томска.
Виктор Нилов, «НВС»
В сотрудничестве с Академией наук
Заседание проходило в Институте сильноточной электроники. Интерес
был проявлен большой, и намеченный зал на шестьдесят человек не
смог вместить всех желающих — пришлось перейти в актовый. В
Томске собрались председатели президиумов всех научных центров
Сибирского отделения. Выступили председатель СО РАН Н. Добрецов,
заместитель губернатора Томской области В. Зинченко, председатель
Совета ректоров вузов Томска Г. Рогов.
В продолжение этих выступлений председатель президиума Томского
научного центра С. Коровин рассказал об опыте взаимодействия
академического центра с университетами Томска. Это сотрудничество
осуществляется благодаря базовым для центра университетским
кафедрам, филиалам кафедр в академических институтах и другим
совместным структурам, конференциям, семинарам, школам молодых
ученых, обмену аспирантами и докторантами. С обстоятельными
докладами выступили ректоры: Н. Диканский («Первый академический
университет в Сибири»), Г. Майер («Реализация проекта
„Академический университет“ Томским госуниверситетом и
институтами СО РАН„), Ю. Похолков (“Проект Минобразования о
развитии в России сети академических инновационных
университетов„) и А. Кобзев (“Опыт и перспективы
научно-образовательного сотрудничества ТУСУРа с институтами
СО РАН»). Профессор В. Сырямкин рассказал о создании Отдела проблем
информатизации ТНЦ и совместной работе Отдела и томских вузов на
основе интеграции кибернетических школ Томска.
|
|
Обсуждение докладов вышло интересным, было поставлено немало
проблемных вопросов. Академик Н. Добрецов был вынужден несколько
раз напоминать о соблюдении регламента и вести заседание в
демократичном, но при всем том достаточно жестком стиле.
Речь шла, прежде всего, об опыте работы университетов в новых
условиях интеграции в мировое научно-образовательное
пространство. Все три томских университета сохраняют и развивают
имеющиеся у них основы (нынче они часто называют их
академическими) подготовки специалистов в области фундаментальных
наук. Причем это издавна делается с помощью
научно-исследовательской работы студентов. Естественно, в этом
плане происходит определенное сближение в методах и принципах
образования. Как очевидно, ТГУ делает упор на воспитание
творчески мыслящих специалистов. ТПУ и ТУСУР, выпуская
специалистов в области техники, технологии и менеджмента, уделяют
большое внимание инженерной, практической подготовке, в том числе
формированию у студентов прочных предпринимательских навыков,
крайне необходимых в рыночных условиях.
Отвечая на вызовы внешней среды
Особенностью ТУСУРа является учебно-научно-инновационный комплекс
вокруг вуза, включающий в себя несколько наукоемких фирм с
привлечением частного капитала. Ставится задача создать полторы
сотни новых предприятий наукоемкого бизнеса в ближайшее время.
Студенческий бизнес-инкубатор готовит специалистов, способных к
созданию своего собственного дела. Все три университета, отвечая
на вызовы времени и решая тем самым задачу государственного
значения («Будущее России — в развитии высоких технологий»),
активно занимаются инновационной деятельностью и поисками новых
источников финансирования. Инновационная компонента также
способствует определенному сближению в содержании подготовки
специалистов.
|
|
Ведущие инженерные вузы страны совершают переход от отраслевого
принципа подготовки к университетскому. Усиливается роль
экономической, гуманитарной, и особенно фундаментальной
подготовки. И в то же время университеты остаются разными. Каков
современный Томский госуниверситет — классический,
академический, исследовательский — можно в какой-то степени
представить по интервью ректора Г. Майера в предыдущем номере
«НВС».
Чтобы читатель получил некоторое представление о концепции
трансформации ТПУ в академический инновационный университет,
обозначим основные принципы этой трансформации:
— Развитие инновационного образования с применением
междисциплинарных, проблемно- и проектно-ориентированных
технологий обучения;
— Опережающая подготовка элитных специалистов на основе
интеграции академического образования и научных исследований;
— Сохранение академических традиций, стимулирование развития
фундаментальных исследований и инновационной деятельности;
— Формирование инновационной корпоративной культуры университета
и внутренней конкурентной среды;
— Совершенствование структуры и управления университета;
— Диверсификация источников финансирования университета;
— Развитие инфраструктуры взаимодействия с внешней средой.
Убеждая в необходимости университетской перестройки, профессор
Похолков пошел на обострение вопроса, сказав, что мы обманываем
сами себя, по привычке считая отечественное образование лучшим в
мире. Почему же тогда в очереди в наши вузы не стоят десятки
тысяч абитуриентов, готовых заплатить за высшее образование
десятки тысяч долларов? Чтобы такое случилось, нужно готовить
элитных специалистов. Платежеспособных и хорошо подготовленных
абитуриентов можно привлечь, лишь преобразовав политехнический
университет в академический инновационный. Как считает ректор
Похолков, в стандарт высшего образования обязательно должны
входить умение выпускников «продавать» себя и воспитание у них
навыков работы в команде. Выпускников у политехников меньше, чем
предложений о рабочих местах. Но вуз должен готовить специалистов
так, чтобы по окончании университета они были способны открыть
собственное дело.
Традиции плюс новации
Как было отмечено на заседании, предложенные проекты
университетов — это развитие исторически сложившихся типов вузов
(теперь университетов): классический (ТГУ), политех и близкий к
политеху ТУСУР. И хорошо, что они разные. И правильно, что во
всех развивается инновационная компонента. Все рассмотренные
модели имеют право на существование. Стандартизация университетов
погубит их. Дело не в названиях! Вместе с тем было отмечено, что
далеко не во всем прививаемый корпоративный дух соответствует
традиционному академическому.
Ректор НГУ Н. Диканский сказал в своем выступлении, что его
университет фактически (но не юридически) работает внутри СО РАН.
Новосибирский университет создавали гениальные отцы-основатели по
типу московского физтеха с добавлением олимпиад и физматшколы. И
почти все новшества, что предлагаются время от времени в новых
проектах университетов, в Новосибирском предвосхищены.
Новосибирский университет ни в коем случае нельзя «загонять» в
рамки стандартов.
Судя по выступлениям на заседании и по проекту постановления
Президиума СО РАН, томская модель (она названа одной из лучших в
Сибири) взаимодействия академических институтов и университетов
по подготовке научно-педагогических кадров и проведению
совместных научных исследований на базе межведомственных структур
(кафедр, лабораторий, отделов) и учебно-научно-инновационных
комплексов получила одобрение. Реализация томского опыта позволит
повысить роль Академии наук в деятельности высшей школы.
Предложено провести расширенное выездное заседание в Иркутске по
вопросу обмена опытом сотрудничества СО РАН и высшей школы с
приглашением ректоров сибирских вузов. Выступавшие неоднократно
говорили о проблемах финансирования, налоговой политике,
нормативно-правовой базе. Говорилось на заседании и о том, что в
ходе реформы высшей школы Сибирь может оказаться без
университетов, включенных Министерством в число ведущих, и,
соответственно, без надлежащего финансирования. Как стало
известно, в эти же дни губернатор Томской области В. Кресс имел
по этому поводу телефонную беседу с министром образования
В. Филипповым и поставил затем перед подчиненными задачу добиться,
чтобы максимально возможное число томских университетов осталось
на федеральном финансировании. Было приятно, что в начале
заседания академик Н. Добрецов поздравил профессора Г. Майера с
55-летием, которое пришлось на 20 ноября. После более чем
пятичасовой работы участники заседания отправились в Дом культуры
ТПУ (он открывается после ремонта), а 21 ноября посетили томские
вузы.
Фото Владимира Новикова.
стр. 3
|