Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 47-48 (2433-2434) 12 декабря 2003 г.

Выступление ак. Н. Добрецова
на Всероссийской транспортной конференции

Иллюстрация

Рассматриваемая Транспортная стратегия РФ имеет отраслевые, региональные, экономические, технические аспекты. Я остановлюсь на трех последних, чтобы обратить внимание на некоторые важные проблемы.

В региональном аспекте, как отметил в докладе С. О. Франк, для Европейской части Стратегия означает модернизацию транспортной инфраструктуры, а для Сибири и Дальнего Востока — формирование опорной транспортной сети, т.е. имеет здесь основополагающее значение. Ощутимое усиление нагрузки на транспортную сеть России, особенно ее восточной части связано, во-первых, с развитием на ее территории трансконтинентальных коридоров «Запад-Восток» и «Север-Юг», и, во-вторых, значительным увеличением объемов добычи нефти и газа в Сибирском и Дальневосточном федеральном округах, а также значительным увеличением поставок угля на запад страны из Кузнецкого и Канско-Ачинского бассейнов.

В экономическом аспекте Транспортная стратегия РФ обоснована в отдельном документе «Транспортно-экономический баланс», подготовленном в ИЭОПП СО РАН и доработанном в ходе разработки Стратегии. В качестве экономического базиса было заложено удвоение ВВП к 2010-2011 г. и еще раз удвоение к 2025 г. Это должно сопровождаться резким наращиванием объемов инвестиций, и к 2025 г. доля инвестиций в использованном ВВП должна достигнуть трети по сравнению с 20 % в 2000 г. Рост инвестиций из разных источников — важнейший вопрос реализации стратегии. Одним из важнейших выводов экономического обоснования — удвоение ВВП невозможно без сокращения энергоемкости ВВП (в т.у.т на млн руб.) более чем на 50 %, иначе будем возить почти один уголь и транспортная сеть захлебнется.

Энергосбережение наиболее важно в ТЭК (в том числе переход на ПГУ и газово-плазменные технологии на ТЭЦ), не менее важно снижение энергоемкости и ресурсоемкости самой транспортной системы, что будет достигаться в том числе за счет роста эффективности перевозок и увеличения доли менее грузоемких и более дорогих продуктов перерабатывающих отраслей. Поэтому важна увязка с Энергетической стратегией, о чем было уже сказано. Топливно-сырьевая ориентация экономики должна преодолеваться. Так, например, за период 2011-2025 годы добыча природных ресурсов увеличится всего на 20 %, тогда как объемы производства в машиностроении, переработки углеводородного, лесного сырья должны вырасти в 2-2,5 раза. Тогда экономика будет все в большей степени приобретать инновационный характер. В результате, по оценке ИЭОПП транспортоемкость ВВП к 2025 году должна сократиться на 25 % в измерении руб./руб. и на 35 % в измерении ткм/руб. затрат.

Но в любом случае возникнут наиболее напряженные участки и узлы транспортной сети, в первую очередь участок Транссиба от Екатеринбурга до Читы. Это требует первоочередной реконструкции этого участка Транссиба, а также скорейшей достройки и ввода СевСиба (от Усть-Илимска через Сургут до Урала).

Технические аспекты Стратегии означают, прежде всего, техническое перевооружение всех частей транспортной системы, переход на новый технологический уровень, обеспечивающий снижение энергоемкости, повышение безопасности и комфортности, экологизацию транспорта. В качестве примера создана современная автоматизированная система управления Муйским тоннелем. В ее создании принял активное участие Конструкторско-технологический институт вычислительной технологии СО РАН.

Но есть одна общая проблема, важная для всех подотраслей транспорта РФ: необходимость разработки технологий и техники в северном исполнении. Россия — северная страна и большая часть ее транспортной системы требует учета этого фактора. В противном случае работа отрасли будет становиться все менее эффективной из-за досрочного выхода из строя разных частей транспортной инфраструктуры, увеличения числа отказов (на морозе) техники и т.д.

Как видим, экономические, региональные и технические проблемы тесно переплетаются. Многие острые вопросы стратегии сглажены или даже не обозначены. Одна из важнейших задач стратегии — найти баланс в решении этих проблем, найти баланс противоречивых интересов, как сказал Е. М. Примаков. В итоге — найти новые возможности развития транспортной системы Российской Федерации.

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?16+271+1