МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНГРЕСС В НОВОСИБИРСКЕ
21-25 ноября 2003 г. в Новосибирске прошел Международный конгресс
«Образование и наука в ХХI веке: проблемы интеграции и правового
регулирования».
В работе конгресса приняло участие более 450 человек из восьми
стран мира. Его основными организаторами выступили Институт
философии и права ОИИФФ СО РАН, Новосибирский государственный
педагогический университет и ряд других учреждений. Однако все
нити управления, связанные с подготовкой и проведением этого
грандиозного научно-организационного мероприятия, были
сосредоточены в руках ведущего научного сотрудника
ИФПР ОИИФФ СО РАН доктора философских наук Н. Наливайко.
Вот что рассказала Нина Васильевна нашему корреспонденту.
В качестве организаторов в программе указаны 14 организаций и
учреждений, а сопредседателями организационного и программного
комитетов 8 должностных лиц. Если участие первых было
ограничено частными задачами, то вторые оказывали помощь в
решении многих вопросов, связанных с подготовкой и проведением
конгресса. Непосредственно со мной постоянно трудились кандидат
физико-математических наук Б. Майер, Н. Макарова, О. Михалина и
В. Ломбарт.
Прошедший конгресс является третьим по счету. Первый состоялся в
сентябре 1995 года. В его работе приняли участие 740 учёных,
преподавателей, организаторов образования и науки, представителей
органов государственного управления, общественных и религиозных
организаций, деловых кругов из 21 страны мира. Россию представили
8 республик, 14 краёв и областей, 34 города.
На втором конгрессе, состоявшемся в ноябре 1999 года, в связи с
известными финансово-экономическими событиями участников было
вдвое меньше. Приехали они из 17 городов России и 15 зарубежных
стран. Однако по значимости он не уступил первому. Огромное
количество его потенциальных участников прислало свои материалы
электронной почтой, и они вошли в изданные нами пять томов
сборников докладов и научных сообщений. Именно тогда мы пришли к
качественно новому решению организации исследований по
проблемам философии образования. Эта идея вынашивалась и
обсуждалась на ряде региональных семинаров и конференций.
В результате Ученым советом Института философии и права было
принято решение о создании научно-исследовательской группы по
философии образования.
Следует указать на факт перехода от публикации тематических
сборников к изданию журнала «Философия образования». В настоящее
время из печати вышло уже девять его номеров. Он включен в
перечень ВАКа России как журнал, публикации в котором учитываются
при защите докторских диссертаций. Журнал «Философия
образования», в котором публикуются статьи по наиболее
злободневным темам современного образования, известен не только в
России, но и далеко за ее пределами. Его издание является
наиболее заметным и качественно новым шагом в нашей деятельности.
В первых девяти его номерах опубликованы статьи более 350
авторов, представляющих почти половину всех субъектов Российской
Федерации, Белоруссию, Казахстан, Кыргызстан, США и Украину.
Деятельность любой профессиональной группы только тогда считается
плодотворной, когда она востребована обществом. Когда речь идет о
философской науке, то ее действенность проявляется в разработке
таких мировоззренческих положений, в которых на современном
эмпирическом материале достаточно убедительно объясняются
наиболее общие вопросы бытия. Сам факт обмена опытом специалистов
в области образования благотворно сказывается на их
профессиональной деятельности. Однако это латентные, трудно
диагностируемые последствия нашей работы. Наиболее заметными ее
результатами являются теоретические разработки и рекомендации,
адресованные органам государственного управления образованием.
В частности, нами были разработаны предложения, способствующие
интеграции образования и науки, обеспечивающие эффективность
образовательной политики, повышающие качество содержания
конкретных учебных дисциплин и т.д.
стр. 2
|