«ПРОГРАММИРОВАНИЕ — ВТОРАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
— это широко известное изречение в наши дни приписывается
народному творчеству. На самом деле так называлось выступление
академика Андрея Петровича Ершова на 3-й Всемирной конференции
ИФИП (Международной федерации по обработке информации) и ЮНЕСКО
по применению ЭВМ в обучении, которая в июле 1981 г. прошла в
Лозанне (Швейцария).
В преддверии дня рождения выдающегося ученого (19 апреля Андрею
Петровичу Ершову исполнилось бы 73 года) на сайте Института
систем информатики СО РАН
http://ershov.iis.nsk.su помещен текст
этой широко известной работы с иллюстрациями художника Михаила
Златковского. Выступление А. Ершова в свое время получило широкий
резонанс, его текст неоднократно издавался на разных языках, но
ни разу не был опубликован вместе с иллюстрациями.
Виртуальная публикация на сайте института представляется тем
более уместной, что, как и многие другие работы Андрея Петровича,
эта статья сохранила свою актуальность и поныне. Академик А. Ершов
рассматривал программирование как «выражение органической
способности человека». И если еще не все человечество погрузилось
в написание программ, то «оно живет в мире программ и само
постоянно программирует», а «продуктивность информационных
моделей внешнего мира придает новый смысл библейскому изречению
«Вначале было слово». Двадцать с лишним лет, прошедших со дня
написания работы, со всей очевидностью подтвердили справедливость
ее основных тезисов.
В архиве академика Ершова сохранились и письма, и иллюстрации, и
многие другие материалы, что и дало возможность проследить
историю создания этой знаменитой статьи.
27 октября 1980 А.П. Ершов получил письмо за подписью Президента
ИФИП Пьера Бобилье с приглашением выступить с заглавным докладом,
открывающим пленарное заседание 3-й Всемирной конференции ИФИП и
ЮНЕСКО по применению ЭВМ в обучении: «Ваши взгляды на роль ЭВМ в
обучении будут с признательностью восприняты аудиторией в более
чем 1000 человек, которые приедут из 70 стран мира, как развитых,
так и развивающихся».
Сейчас трудно восстановить, как родилась у А.Ершова идея столь
афористично назвать свою речь, но он настаивал именно на этом
названии, хотя Б. Леврат, председатель Программного комитета
конференции, предлагал другое, гораздо более традиционное:
«Основополагающая роль компьютеров в образовании». Из переписки
Андрея Петровича видно, что он был единственным представителем
СССР на форуме. Это вызвало недоумение организаторов, поскольку
не приехали докладчики, чьи работы были приняты и стояли в
программе. Отметим в скобках, что, к сожалению, подобная ситуация
была достаточно типична для того времени. Работы советских ученых
принимались на различные конференции, но авторы не приезжали как
из-за финансовых обстоятельств, так и по политическим мотивам.
Тем более ответственной представлялась Андрею Петровичу его
миссия на этой конференции.
Во время подготовки к выступлению Ершов проводит некоторые
изыскания и приходит к выводу, что иллюстративное оформление
можно доверить художникам с опытом работы, например, в таком
научно-популярном издании, как «Химия и жизнь». Он посылает свой
текст главному художнику журнала В. Любарову, который посредничал
Ершову в поисках иллюстратора. В сопроводительном письме Ершов
так обрисовал проблему: «Аудитория будет довольно пестрая и не
очень известная. Академическая элита, характерная для конференций
по естественным наукам, будет в явном меньшинстве. Большая часть
аудитории будет внушаемой, и доклад поэтому подготовлен в стиле
наступательной проповеди. … Доклад должен быть заведомо
респектабельный, без балаганства, но достаточно острый. Однако
очень хотелось бы, чтобы риторика текста была бы скомпенсирована
живостью иллюстративного материала, …не говоря уже о двух-трех
порциях юмора для разрядки аудитории».
|
|
Машина будущего — это не только и не столько гигантский электронный мозг, … а, прежде всего, крошечный срез кристалла кремния в миниатюрной рамке, опутанной паутиной тончайших проводов… |
Микропроцессор, сопряженный с промышленным изделием — потребительским товаром или средством производства, — придает ему совершенно новые качества и сильно влияет на характер взаимодействия человека с изделием |
Работа над иллюстрациями была поручена художественному редактору
журнала «Химия и жизнь» М. Златковскому. Он подготовил 32 цветных
графических листа, которые в острой, ироничной, подчас
парадоксальной форме иллюстрировали основные тезисы докладчика.
Несомненно, стиль «умной графики», как впоследствии художник
назвал свою манеру работы, существенно дополнял выступление
академика Ершова и способствовал ее широкой международной
известности.
|
|
Каждый человек, придерживающийся режима, с гордостью почувствует себя программистом, если вспомнит свои заполненные до предела утренние процедуры, начиная от звонка будильника и кончая началом работы |
Итак, мы хотим учить детей законам программирования. Еще не зная их, мы понимаем, что они неизбежно будут выражены в сумме некоторых достаточно специфических приемов. Нам еще предстоит разбираться, в какой мере они посильны детям, но общие наблюдения таковы, что интеллектуальный и операционный потенциал детей далеко не исчерпан |
В настоящее время М. Златковский, заслуженный художник России,
работает главным художником ежедневной газеты «Новые Известия».
Он вице-президент Европейского союза карикатуристов (FECO),
Президент Союза карикатуристов России, лауреат множества
международных премий. М. Златковский — обладатель высшей
профессиональной премии Союза журналистов России «Золотое перо» и
звания «Лучший художник в средствах массовой информации России».
Он выразил свою готовность еще раз поучаствовать в совместной
работе, теперь уже виртуально.
Н. Черемных, И. Крайнева
Институт систем информатики им. А. П. Ершова СО РАН
стр. 6
|