Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 17-18 (2453-2454) 14 мая 2004 г.

ГЕНЕРАЛ СВАРОЧНОЙ НАУКИ

Почетный доктор СО РАН — профессор Петер Зайффарт. Родился 7 сентября 1938 г., окончил Йенский университет, профессор Ростокского университета. В начале 90-х годов создал Центр по обучению сварщиков Германии, который вырос в базовый центр Международного института сварки образовательного и научно-исследовательского процесса в области сварочной науки и техники. В настоящее время П. Зайффарт возглавляет центр аттестации и переподготовки специалистов-сварщиков Германии.

В. Макарова,
«НВС»

Уже второй раз на Общем собрании Сибирского отделения торжественно вручают дипломы «Почетного доктора СО РАН» крупным зарубежным ученым, активно сотрудничающим с институтами Отделения. Традиционно вновь избранные выступают с научными докладами перед участниками собрания, а также в коллективах институтов Новосибирского научного центра, с которыми их связывает совместная работа.

Иллюстрация

Профессор Петер Зайффарт рекомендован к присвоению звания «Почетный доктор Сибирского отделения РАН» ученым советом Объединенного института физико-технических проблем Севера и выдвинут ОУС по механике и энергетике СО РАН. Участникам общего собрания его представил директор Института теоретической и прикладной механики чл.-корр. РАН В. Фомин. П. Зайффарт — ведущий специалист Европы в области сварочной науки и техники.

Занимается исследованием термодеформационных циклов сварки, прочностью сварных соединений различных видов стали. Работы П. Зайффарта широко известны в Германии, США, Японии, Китае, скандинавских странах. Профессор много лет подряд читает на русском языке цикл лекций в университетах Санкт-Петербурга и Киева, где его называют по-русски Петром Ивановичем. Много времени, внимания и сил П. Зайффарт отдает совместным работам с Институтом электросварки им. Патона НАН Украины и ИФТПС СО РАН. В новосибирских институтах он побывал впервые.

— Как складывается сотрудничество с Сибирским отделением РАН?

— Совместные работы с Институтом физико-технических проблем Севера идут уже более 10 лет. Еще в начале 90-х мы познакомились с академиком Ларионовым. Он был замечательный человек, увлеченный, энергичный, полный идей… Я глубоко скорблю, что он ушел из жизни так рано.

В. Ларионов работал в области сварки при низких температурах. Важнейшей проблемой, от решения которой зависит успех создания машин и конструкций для Севера, является разработка рациональных технологий сварки как основного метода изготовления неразъемных соединений. Мы вели совместные испытания, которые позволили выявить физическую природу аномальности сварочной дуги при сварке в условиях низких температур, кинетику сварочных деформаций и напряжений и другое.

Была проведена международная конференция в Якутске. На нашей базе уже много лет работают специалисты и аспиранты из ИФТПС.

О работах новосибирских институтов в области сварки я, конечно, знал. Это авторитетные организации: Институт теоретической и прикладной механики, Гидродинамики. Но побывать в лабораториях удалось впервые. Мне понравилось, что по многим проектам работают специалисты разных областей: с одной стороны, каждый ведет свою часть, с другой — знания взаимодополняют и результат улучшается.

Я вижу большие возможности сотрудничества, есть взаимный интерес. Знаете, как получается: родилась идея, а из нее еще десяток новых! Работы хватит.

— Как развивается вообще сварочная наука? Какие исследования ведутся в вашем Центре?

— Возможности сварки все повышаются благодаря новым методам, автоматизации работ. Растет значимость гибридных способов — когда используются различные виды сварки. И за этим — будущее, ибо сочетанием разных способов сварки можно соединять металлы и сплавы, которые раньше соединить было невозможно.

Лазерные технологии находят все более широкое применение. Важно, что лазер дает всегда дополнительные преимущества: в медицине лазерный луч не только режет, но и «закрывает» сосуды, в швейном деле — оплавляет концы нитей при раскрое, в машиностроении — соединяет детали и дает сплошной шов, уменьшающий вес изделия и сохраняющий от коррозии. Есть способы, при которых применяют разные лазеры: один работает больше на поверхностной сварке, а другой — на глубине. Видится, что возможности лазера неисчерпаемы, и здесь еще открытое поле для исследований.

Замечательные результаты дает лазерная сварка, особенно гибридные методы, к примеру, лазер вместе с дугой.

Когда мы только начинали применять лазерные технологии в сварке, появился заказ судостроительной промышленности. Дело в том, что там необходимо соединять длинные плоские секции, которые при сварке деформируются. Лазерная сварка дает хорошую поверхность, но встает еще проблема: зазор между соединяемыми панелями должен быть четко не более полмиллиметра по всей длине, что задать невозможно. Решение этой задачи пришло с использованием гибридного метода сварки.

Впервые в мире мы построили на судоверфи в Ростоке лазер твердого типа. Лазеры на верфях вообще можно по пальцам сосчитать: по одному — в Дании, Англии, США, три сварочных и несколько режущих работают в Германии. Все эти установки действуют на базе лазера типа СО2. Новый лазер дает лучшие технологические возможности, кроме того, оборудовать им верфь будет значительно дешевле, чем построить целую поточную линию из лазеров СО2.

Есть еще один успешный проект, в котором наш Центр принимает активное участие. До сих пор считалось, что с изделием надо идти к лазеру. Это ограничивает возможности работ, объем и размеры деталей, есть сложности с транспортировкой и так далее. Два года назад была создана программа «Док-лазер» для создания мобильной лазерной установки. В работе участвуют 10 институтов из Германии, Дании, Словакии, Австрии, Франции. В результате созданный агрегат может работать в судостроении, строительстве, самолетостроении, машиностроении и т.д. По заказу правительства Франции была разработана система для сварки труб на борту кораблей для прокладки трубопровода по дну Северного моря. Теперь мы получили предложение Газпрома по сварке лазером трубопроводов в Сибири.

Интересных задач в сварочной науке много. Они будут решаться благодаря новым технологиям, новым, более мощным и компактным аппаратам, активирующим материалам.

— Вашу лекцию «Использование лазеров в кораблестроении» можно назвать популярной, всем было интересно. Да еще вы выступали на русском языке!

— Русский язык я учил в школе и в университете, считал, что прилично владею. В 70-х годах приехал на стажировку в Ленинград, там первое время никто мой русский не понимал и упорно говорили со мной на английском, который я едва знал. Вот тогда и выучил, освоил и заговорил!

Потом, конечно, лекции в Петербурге, Киеве, Якутске всегда читаю только по-русски. Это дает контакт, понимание. В этом задача докладчика. Наиважнейшей считаю работу с молодежью. Это основа нашего будущего. Здесь предстоит рассмотреть много вопросов, ряд из которых решается на основе развития международного сотрудничества.

* * *

В ИТПМ П. Зайффарт выступил на общеинститутском семинаре с докладом: «Применение мощных технологических лазеров для сварки в судостроении и морской технике». Доклад вызвал оживленную дискуссию, в результате которой был выявлен взаимный интерес к проблеме и сформулированы предложения к сотрудничеству.

Зам. директора ИТПМ д.ф.-м.н. А. Маслов рассказал гостю об институте, его основных направлениях, фундаментальных исследованиях, технологических разработках, подготовке высококвалифицированных научных кадров.

Затем была проведена экскурсия с показом аэродинамической базы Института и разработок, связанных с лазерной резкой и сваркой.

Фото В. Новикова.

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+290+1