Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 19 (2455) 21 мая 2004 г.

НАУКА В ИНТЕРЕСАХ РАЗВИТИЯ:
ОБРАЗОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЯ
КАК ДВИЖУЩАЯ СИЛА ЭКОНОМИЧЕСКИХ
И СОЦИАЛЬНЫХ ИННОВАЦИЙ

В Сибирское отделение РАН руководителем Московского представительства DFG (Немецкое научно-исследоваетльское общество) доктором Дорис Шенк представлен на ознакомление аналитический материал, касающийся основных направлений развития системы науки, образования и инновационной деятельности в Германии. Материал содержит рекомендации и отражает точку зрения ведущих исследовательских и финансирующих науку немецких организаций, среди которых: Немецкое научно-исследовательское общество, Общество Фраунгофера, Ассоциация Лейбница, Ассоциация университетов Германии, Ассоциация национальных исследовательских центров имени Гельмгольца, Общество Макса Планка, Германский научный совет.

В условиях глобальной конкуренции способность общества к экономическим и социальным инновациям определяет уровень свободы и благосостояния граждан. Поэтому способность Германии к инновациям и ее конкурентоспособность являются важными политическими целями. Германия продолжает занимать достойное место на международном уровне. Однако во времена динамических изменений необходимо действовать без промедления, если мы хотим большего, нежели избежать отставания от конкурентов на мировом рынке. Научные организации, представленные в Альянсе, активно приветствуют новые подходы в области государственной инновационной политики. Они хотят принять участие в проведении необходимых реформ, которые призваны обеспечить, ускорить и увеличить эффективность инновационных процессов.

Инновационная политика должна быть основана на понимании того, что инновация возникает в процессе взаимосвязанной деятельности в области образования, исследований и частном секторе, которая включает в себя формирование концептуального представления, изучение научных принципов, прикладные исследования и разработку рыночного продукта. Поддержка инновационной деятельности не должна ограничиваться краткосрочной разработкой продукта, она должна охватывать обучение и проведение исследований как основу и движущую силу инновационного процесса. Необходима соответствующая образовательная основа и максимально высокий уровень исследований, взаимодействие с частным сектором и научный климат, благоприятствующий внедрению научных результатов. В этих условиях возникает пространство для деятельности, имеющей отношение к ориентированной на будущее научной политике.

1. Отличительные особенности
системы государственного финансирования науки

Наука, финансируемая государством, имеет следующие особенности:

— Большое количество университетов и связанных с ними исследовательских институтов, не входящих в систему высшего образования (далее: исследовательские институты), которые выполняют различные дополняющие друг друга функции.

— Разделение труда между организациями, финансирующими науку, и исследовательскими организациями, причем организации обоих типов предоставляют образовательные услуги и поддерживают научные исследования независимо друг от друга.

— Наличие политической структуры федерального уровня с политически обоснованным разделением труда между федеральным правительством и местными властями. В подобной научной системе, характеризующейся разделением труда, реформы должны быть в первую очередь направлены на оптимальную организацию подразделений и совершенствование сотрудничества между ними. Университеты являются фундаментом и центром образования и науки. Они представляют собой жизненно важный центр научной системы в сфере исследований и подготовки молодых ученых. Таким образом, развитие инновационного процесса возможно только при условии высокого уровня научной эффективности университетов. Качество и международная конкурентоспособность университетских исследований определяют качество академической подготовки для работы за пределами научной сферы. Вследствие своего особого положения и сложной в структурном отношении финансовой ситуации, в которой в настоящее время находятся университеты, они срочно нуждаются в специальной поддержке. Помимо целевого укрепления университетского образования и науки и поддержки высоко результативных исследовательских организаций, повышение эффективности также возможно путем совершенствования следующих рамочных условий:

— Повышение качества благодаря конкуренции и сотрудничеству: Высочайшим стандартам качества будут отвечать только исследования, проводимые в условиях конкуренции на национальном и международном уровнях, ведущей к установлению эталонов и стандартов. Следует и в дальнейшем поощрять конкуренцию внутри и между организациями на всех уровнях научного спектра. Фундаментальные и особенно прикладные исследования сконцентрированы в Германии в университетах, и, в значительной мере, в исследовательских организациях. Более тесное сотрудничество между университетами и исследовательскими организациями, благодаря которому достоинства различных организаций дополняют друг друга, является логичным и необходимым в интересах объединения знаний и ресурсов.

— Автономия и изменения правовых рамочных условий: В отличие от разработок, исследования станут исходным пунктом инновационного процесса только в том случае, если выработка концепции и проведение исследований будут свободны от прямого влияния со стороны государства. Следует положить конец тенденции сопровождать выделение общих бюджетов постановкой содержательных целей, не принимая при этом в расчет научную миссию различных организаций. Конкурентоспособная инновационная политика требует рамочных условий, конкурентоспособных на международном уровне. Все усилия по прекращению регулирования, направленные на предоставление научным организациям большей автономии и придание гибкости в распределении и управлении фондами, до сих пор оказывались неадекватными по нескольким параметрам и неэффективными. Изменения юридических рамочных условий, предложенные отдельными научными организациями, необходимо осуществлять более настойчиво и целеустремленно. Вопрос о том, не приводят ли правовые нормы к появлению препятствий на пути инноваций, следует также рассматривать при оценке законов и юридических норм в других областях.

— Финансирование. Развитие исследований происходит циклически, каждый цикл длится несколько лет. Финансирование должно оставаться постоянным, независимо от краткосрочных колебаний бюджета и уровня заинтересованности федеральных или местных органов власти.

Совместное финансирование университетов и науки делает возможным проведение стратегически ориентированной, адекватной и устойчивой инновационной политики в долгосрочной перспективе. Оно предоставляет партнерам в рамках федеральной системы возможность планировать развитие исследований с помощью интенсивного сотрудничества и конкуренции.

Система совместного финансирования федеральными и местными властями доказала свою состоятельность. Однако она должна быть открыта для реформ, направленных на повышение качества. Наличие конкурентоспособных элементов следует в большей мере рассматривать в качестве критерия при распределении фондов, Федеральная комиссия по планированию в области образования и поддержке исследований должна упростить процедуру принятия решений (в первую очередь в том, что касается принципа единогласия). Закон о поддержке высшего образования следует усовершенствовать путем усиления акцента на качество исследований и преподавания, и сделать более эффективным. Научные организации считают, что финансирование университетской инфраструктуры и исследований должно стать темой специальной дискуссии в Федеральном комитете. Они подчеркивают, что целью подобной дискуссии должны стать не просто «прозрачность и адекватность» распределения конституциональных прав между федеральными и местными органами, но надлежащее рассмотрение потребностей науки и университетов, которые требуют совместной деятельности органов власти на федеральном и местном уровнях. Дальнейшее разделение политической ответственности будет препятствовать усилиям университетов и научных организаций, направленным на развитие координации и сотрудничества.

Усиление акцента на соревнование между различными научными организациями относится также к организациям, занимающимся стратегическими исследованиями при федеральных и местных органах власти. Они обладают значительным потенциалом, который может быть использован в интересах развития научной системы. Федеральное правительство расходует приблизительно 1,2 млн евро на финансирование своих 50 организаций. Этот потенциал может быть активизирован, ориентирован на стандарты качества соответствующих научных сообществ и более тесно связан с другими научными учреждениями.

2. Повышение конкурентоспособности посредством
выделения приоритетных областей и формирования профиля

Научные организации, представленные в Альянсе, объявляют о поддержке конкуренции в области научной и университетской политики. По сравнению с системами других стран, немецкая система университетов имеет широкий спектр действия. Чтобы достичь высокого и конкурентоспособного уровня исследований необходимо более точно определить приоритетное направление и профиль, как в отношении тематики исследований, так и инфраструктуры. Общее и целевое финансирование передовых исследований не исключают друг друга. Ключ к необходимому повышению эффективности и качества научной и университетской политики лежит в научной конкуренции за право получения дополнительного и целевого финансирования. У Германии нет иного выбора — она должна предоставить широкую поддержку университетам и повысить их эффективность. Одной из важнейших определяющих целей нашей политики должно стать создание необходимых для этого рамочных условий.

Достижение указанной цели возможно путем использования двух инструментов. Во-первых, это материальное стимулирование за счет дополнительного финансирования исследований, которое ни в коем случае не должно привести к дальнейшему снижению уровня существующих учреждений. Такое дополнительное финансирование должно выделяться после строгой научной экспертизы. Другим инструментом является предоставление большей свободы организациям в области принятия решений и функционирования.

Предлагается создать новый инструмент для поощрения выдающихся исследований, который дополнит существующую структурную компетенцию (полномочия) местных властей, а также участие федеральных органов в поддержке инфраструктуры университетов и финансировании проектов. Дополнительные ассигнования могут производиться за счет средств от третьих сторон (ДФГ, финансирование от ЕС и частного сектора), получаемых университетами. Таким образом, перспективные университеты могут также достичь успеха в отдельных научных областях путем выделения приоритетных направлений и добиться прорыва в научном соревновании.

Соревнование, направленное на достижение выдающихся научных результатов, возможно только в контексте конкретной работы в различных научных дисциплинах и должно охватывать все научные организации, а не только университеты и их отделения. Ориентация регионов на выделение и поддержку приоритетных областей является не только направлением действий, которые следует предпринять, но и их целью. В качестве образца для дальнейшего структурного развития научной системы исследовательские организации предлагают федеральному правительству, местным властям и частному сектору создание кластеров в области науки и инноваций — центров передовых исследований международного значения.

Средства, выделяемые федеральным правительством, местными властями и частным сектором, могут быть напрямую использованы целевым образом для решения следующих задач:

— Финансирование конкурентоспособных исследовательских проектов. Доля фундаментальных исследований, финансируемых третьими сторонами, например ДФГ, должна значительно возрасти за счет значительного увеличения бюджета ДФГ. Бюджет Совместных научных центров, научных подразделений и исследовательских центров должен быть увеличен в целях интенсификации совместных исследований, проводимых университетами, а также университетами и исследовательскими институтами.

— Поддержка «Научных и инновационных кластеров/центров передовых исследований». Дополнительное финансирование может быть заявлено как часть новой программы для университетов, неуниверситетских исследовательских организаций и организаций частного сектора по созданию региональных центров передовых исследований на конкурсной основе. Программа направлена на укрепление связей между университетами и сотрудничества между финансируемой государством наукой и частным сектором. Общее управление в процессе выработки концепции и ее реализации будет вытекать из соответствующих практических связей.

— В качестве «инновационных альянсов» центры должны быть в состоянии, с точки зрения финансирования и инфраструктуры, выполнять научную миссию, сформулированную организациями-членами, путем объединения специалистов и талантливых молодых ученых, работающих в науке и частном секторе. Операционные издержки, связанные с созданием сетей и сотрудничеством, в настоящее время в большой степени являются частью финансирования индивидуальных (совместных) проектов на национальном и европейском уровне. Принятие решения зависит от министерств и органов государственной власти. Реализацией и менеджментом новой программы, напротив, должна руководить наука, а в тех случаях, когда задачи касаются прикладных исследований и разработок, совместно с коммерческим сектором.

— Следует определить, являются ли существующие юридические институциональные рамочные условия достаточными для создания подобных «научных и инновационных кластеров/центров передовых исследований» и будет ли полезно учреждение новых, получивших юридическое определение организаций. Однако для этого потребуется коренное изменение порядка выделения ассигнований.

— Вследствие грядущего массового выхода на пенсию потребуется увеличение финансовой поддержки, выделяемой кадровым службам университетов. В отношении кадровых вопросов университеты должны иметь возможность выйти на уровень отечественных и зарубежных исследовательских организаций, которые имеют более современное оборудование, систему менеджмента с большей персональной ответственностью, а также предлагают лучшую оплату труда в других странах. Тот же принцип применяется при назначении ключевых исполнителей в частном секторе.

— Следует принять меры по совершенствованию институциональной инфраструктуры. Для поддержки инфраструктуры к средствам, выделяемым университетам и исследовательским учреждениям через различные механизмы финансирования (например, средства от ЕС), следует прибавить не менее 25% за счет дополнительного финансирования.

3. Привлечение и поддержка молодых ученых

Высокое качество профессиональной и академической подготовки является важной предпосылкой эффективности инновационной системы. Университеты и исследовательские организации успешно сотрудничают в подготовке ученых, преподавателей и инженеров высокого уровня с одной стороны, и дальнейшим обучении лидеров в области передовых технологий и менеджмента, с другой стороны. Однако имеется неиспользованный потенциал, который можно задействовать для подготовки специалистов и повышения квалификации менеджеров и будущих предпринимателей.

Следует интенсифицировать усилия по привлечению молодежи Германии и других стран с целью обучения в Германии, в первую очередь в области естественных и инженерных наук. Необходима реструктуризация системы подготовки специалистов и аспирантов в сторону дальнейшей дифференциации. Выделение приоритетных областей и формирование профиля также будут способствовать поддержке молодых ученых. Научно-исследовательские организации рассматривают предоставление научной независимости, создание свободной от жесткой иерархичности научной среды и предоставление долгосрочных контрактов талантливым молодым ученым в качестве своей обязанности. Они объявляют о поддержке, направленной на концентрацию усилий в соответствии со следующими основными положениями:

— Работа со школьниками в целях пропаганды науки и технологий, например, посещение школьных лабораторий или чтение специальных лекций.

— Участие в мероприятиях, посвященных «году Эйнштейна» (2005 г.), совместной инициативе «Наука через диалог» и прочих видах деятельности.

— Более строгое следование международным стандартам при создании образовательных программ и придание им «прозрачности».

— Большое количество проблем связано в Германии с переходом от школы к университету (недостаток информации по выбору профилирующей дисциплины, использование неадекватных критериев при приеме в университет, сравнимость уровней качества и т.д.). Существующая система поступления в университеты не всегда обеспечивает оптимальное соответствие подготовки абитуриентов требованиям, которые предъявляет курс обучения. Данная система позволяет университетам использовать правила приема студентов в университеты для формирования профиля только в очень незначительной степени. Германский научный совет и Ассоциация университетов и учреждений высшего образования выработали рекомендации по совершенствованию существующей системы, которые должны строго выполняться.

— Получив дополнительное финансирование, научные организации будут использовать его для усиления поддержки структурированной системы подготовки аспирантов и докторантов. Переход от обучения в научных коллективах к аспирантуре (ДФГ, местное финансирование, фонды), основанной на объединении специалистов, отобранных по уровню подготовки и обеспеченных соответствующим оборудованием, в тематические группы, так же важен, как аналогичные подходы, которые применяются исследовательскими институтами, например, Международными научными школами Общества Макса Планка, которые работают в сотрудничестве с университетами.

— Для прекращения утечки мозгов, которая имеет место на протяжении нескольких лет, молодым ученым следует предложить более привлекательные перспективы трудоустройства. С этой целью научные организации будут и далее повышать число независимых коллективов молодых ученых насколько это возможно, и таким образом создавать условия для долгосрочного найма и карьерного роста.

— Финансирующие инструменты для молодых ученых должны в большей степени стимулировать мобильность. Интеграции (в первую очередь молодых профессоров) можно способствовать путем выделения 20&mnsp;000 евро в год, которые могут быть свободно использованы для исследований.

— Научные организации предлагают новую инициативу «Молодые ученые в ключевых областях технологии». Инициатива направлена на создание независимых коллективов молодых ученых (на определенный срок) в тех дисциплинах, где ощущается нехватка молодых сотрудников (например, информационные технологии, медицина и т.д.). Необходимо установление тесного контакта между университетами и частным сектором, чтобы тематические профили специализации также соответствовали потребностям частного сектора.

4. Необходимость в дальнейшем совершенствовании
правовых юридических рамочных условий,
касающихся государственной службы и оплаты труда

Научные организации ожидают значительных улучшений, в первую очередь, в области поддержки молодых ученых, а также изменений нормативов, касающихся государственной службы и оплаты труда. Они обращаются к законодательным органам для юридического оформления дальнейших реформ, помимо тех усовершенствований, которые уже достигнуты путем реформы закона о государственной службе. Научные организации:

— Выступают за соглашение о тарифной сетке, которое должно расширить возможности для оплаты (скореллированной с эффективностью) для тех, кто не входит в круг ведущих ученых.

— Объявляют о своей приверженности политике гибкого подхода, в частности, в области финансирования третьими сторонами. Необходимо предусмотреть возможность разрыва контракта в случае прекращения финансирования третьей стороной, что (в случае возобновления финансирования третьей стороной) должно значительно улучшить возможности для долгосрочного найма высококвалифицированных исследователей.

— Призывают к упрощению законодательства о заработной плате, которое становится все более сложным и трудным для понимания.

— Объявляют о поддержке создания нормативов заработной платы, в частности, в отношении групп заработной платы, которые должны соответствовать конкретным условиям, выполняемым обязанностям и меньше зависеть от национальных должностных инструкций и стандартов профессиональной компетентности.

— Поддерживают дальнейшее упрощение процесса оформления въезда иностранных ученых в Германию вместе с семьями (гостевой визит). Срочно необходимо принять закон об иммиграции, благоприятствующий въезду ученых.

5. Последовательная интернационализация

Инновационный потенциал Германии может быть реализован только путем интенсификации усилий по интернационализации. Международные коллективы научной подготовки ДФГ и Международные научные школы Общества Макса Планка, работающие в сотрудничестве с университетами, демонстрируют правильный подход к решению данной проблемы. Формирование европейских коллективов молодых ученых, содействие международному сотрудничеству и поддержка немецких ученых и финансирующих организаций за пределами страны, являются областями, заслуживающими особого внимания. В качестве конкретного примера можно привести формирование университетами различных европейских стран совместных отделов, которые будут финансироваться на конкурсной основе. Формированию Европейского научного совета, придерживающегося идеи научной конкуренции в области фундаментальных исследований, работающего без juste retour (обратной связи) и имеющего значительное количество собственных финансовых средств, также следует оказывать долгосрочную поддержку. Инициативам исследовательских организаций по развитию собственных институциональной научной деятельности за рубежом (например, учреждение в других странах институтов с двусторонним финансированием) должна оказываться некоторая поддержка в течение испытательного срока, поскольку такие инициативы могут быть выгодны также и Германии.

6. Сотрудничество между наукой и частным сектором

Тесная взаимосвязь между наукой и частным сектором имеет важное значение для инновационного процесса. Наука и частный сектор должны укрепить свои связи в интересах повышения эффективности. Идеальное научное партнерство должно быть основано на взаимном понимании того, что, с одной стороны, частный сектор все в большей мере зависит от интенсивного сотрудничества с некоммерческой наукой и что для разработки новых продуктов необходимо взаимодействие фундаментальной и прикладной науки. Однако, с другой стороны, следует иметь в виду, что вопросы, которые ставит частный сектор, стимулируют процесс научных открытий, за счет инвестиций от частного сектора и промышленности увеличивается объем финансирования, и возможности науки растут вследствие двусторонней мобильности между секторами. В конечном счете, сотрудничество науки и частного сектора должно служить общей цели ускорения инновационных процессов в науке и обществе. Научные организации будут налаживать контакты с частным сектором в целях:

— Улучшения бухгалтерского баланса инноваций посредством совместного процесса планирования, проблемно-ориентированного трансфера технологий и совместных научных усилий.

— Достижения соответствующего процента участия частного сектора в региональных научных и инновационных кластерах/центрах передовых исследований.

— Формирования специальных инновационных партнерств, которые выходят за пределы традиционных моделей сотрудничества, таких как лицензирование и исследования по контракту. Партнеры обязуются стремиться к реализации долгосрочных совместных целей в области инноваций и вносить соответствующий вклад в сотрудничество, одновременно с этим поддерживая собственные организации. Научные организации и в дальнейшем будут:

— Усиливать подготовку и поддержку своих сотрудников в отношении компаний по передаче технологий (дочерних компаний).

— Повышать уровень своих организаций, занимающихся трасфером технологий.

Государство играет важную роль во взаимодействии науки и частного сектора. Его деятельность должна базироваться на понимании того, что государство не обладает ни компетентностью частных компаний в области рынка, ни компетентностью научных организаций в области исследований, и не может заменить их. Поэтому оно должно выступать в качестве посредника, оказывающего содействие образованию инновационных партнерств посредством материального стимулирования, поддерживающего существующие инициативы и работающего над совершенствованием юридических рамочных условий. Научные организации ожидают, что федеральные и местные органы власти:

— Будут и далее развивать модели, успешные в прошлом (например, Конкурс Федерального министерства образования и науки по биорегионам), и пересмотрят «режим борьбы за экономию» в области финансирования проектов.

— Будут поощрять увеличение ассигнований промышленности на исследования и реализацию изобретений, созданных в Германии, в этой стране, путем проведения соответствующей политики и введения специальных налоговых ставок, благоприятствующих науке и технологиям.

— Продолжат программу содействия передаче технологий научными учреждениями, которой оказывалась большая экономическая поддержка в Восточной Германии, и окажут содействие организациям, которые хотят внести вклад в передачу технологий путем выделения инвестиций в течение определенного срока.

— Будут совершенствовать юридические рамочные условия в области обмена кадрами между наукой и промышленностью.

7. Смелость действовать — смелость сделать
образование и науку приоритетным направлением для финансирования

Научные организации готовы работать над описанными выше проблемами и реализовать свои предложения. У них есть смелость действовать и принимать меры для повышения эффективности науки, тем самым способствуя ускорению инновационного процесса. Прорыв в сфере инноваций станет возможен только в результате установления четких политических приоритетов, благоприятствующих науке и образованию, и существенного увеличения финансирования. Научные организации всецело поддерживают цель, вновь сформулированную федеральным правительством совместно с европейскими партнерами, а именно, повышение процента инвестиций в науку и технологии с 2,5% до 3% (как минимум) валового внутреннего продукта в 2010 г. Это составит ежегодный прирост 8-10%, начиная с 2005 г. Только сделав науку и образование приоритетным направлением государственного финансирования, можно решить данные проблемы, и только тогда станет возможен успешный прорыв в области инноваций.

Перевод В. Тереховой.

стр. 5-6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?9+291+1