Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 20-21 (2456-2457) 28 мая 2004 г.

ЧТО ДЕНЬ ГРЯДУЩИЙ НАМ ГОТОВИТ?

В Москве (в здании Президиума РАН) прошла конференция «Исследовательские университеты». В сообщении, разосланном в начале этого года, было обозначено, что данная конференция будет проведена совместными усилиями Минобразования России, Российской академии наук и американского Фонда гражданских исследований и развития (CRDF). Планировалось, что в ее работе примут участие, соответственно, министр, президент РАН и посол США в России. Однако, в связи с очередной перестройкой правительственных структур и упразднением Минобразования, с российской стороны в работе принимали участие несколько другие представители: недавно назначенный Министр образования и науки А. Фурсенко, вице-президент РАН В. Козлов, бывший зам. министра образования М. Стриханов. Американская сторона, как и намечалось, была представлена послом США в России Александром Вершбоу, президентом CRDF Герсоном Шером, а также группой экспертов. Что касается участников конференции с российской стороны, то в качестве экспертов выступали ректоры и профессора наиболее авторитетных университетов России.

Андрей Аржанников,
профессор, декан физического факультета НГУ

Цель проводимого мероприятия состояла в том, чтобы выработать основные принципы и критерии, по которым в сети высшего образования Российской Федерации должна быть создана новая структура, состоящая из небольшого числа выделенных вузов страны, которые призваны осуществлять подготовку специалистов высшей квалификации для проведения исследований в фундаментальных и прикладных областях науки. Причем эта подготовка должна осуществляться непосредственно в ходе такого рода исследований на базе ведущих учреждений Российской академии наук, других академий, а также отраслевых исследовательских институтов. В некотором смысле, такой процесс выделения ведущих вузов России должен дополнить, так называемый «болонский процесс», в рамках которого уровень подготовки выпускников вузов страны должен стать таким, чтобы удовлетворять требованиям, предъявляемым к большинству выпускников в европейских странах.

Пленарным заседаниям конференции предшествовала полуторадневная работа тематических рабочих групп по следующим 6-и темам: «Инфраструктура университета», «Управление исследованиями», «Привлечение средств», «Финансирование», «Взаимодействие с промышленными предприятиями», «Взаимодействие с национальными лабораториями и академическими институтами». Как видно из этого перечня, основная часть обсуждений в рабочих группах была сосредоточена на вопросах организации в университетах таких научных исследований, которые представляют интерес для фундаментальной науки и промышленности, а также на проблеме поиска финансового обеспечения этой деятельности.

Иллюстрация
В перерыве между заседаниями пресса атаковала министра образования и науки А.Фурсенко

Открывая пленарное заседание, министр А. Фурсенко сформулировал свое видение схемы, по которой следует осуществлять развитие высшей школы в России. Вначале необходимо построить научно-обоснованный прогноз развития страны, затем, исходя из него, сформулировать цели, стоящие перед высшей школой, и только после этого выстраивать всю систему мер по реформированию и развитию вузов на далекую перспективу. В этом отношении, можно сказать, что работа конференции «Исследовательские университеты» представляла важную часть второго этапа данной схемы.

В свою очередь, посол США в Российской Федерации Александр Вершбоу в выступлении основное внимание сосредоточил на законодательных основах межгосударственного сотрудничества в области высшего образования, а также на необходимости совершенствования законов, направленных на стимулирование финансовой поддержки высшей школы со стороны различных фондов и частного капитала.

Вице-президент РАН академик В. Козлов отметил, что по-настоящему фундаментальные исследования ведутся именно в тех классических университетах, базовые кафедры которых расположены в институтах РАН. По этой причине при составлении списка исследовательских университетов, требующих особого подхода в управлении и финансировании, следует, прежде всего, учитывать этот ключевой момент. Университеты, включенные в такой список, будут призваны осуществлять подготовку молодых научных кадров для РАН в ходе исследований, проводимых совместно с институтами РАН, и тем самым обеспечат преемственность поколений в фундаментальной науке. Предполагается, что эти исследования должны носить комплексный междисциплинарный характер и осуществляться на стыках естественнонаучных направлений. Особая роль отводится университетам в тех исследованиях, когда объект изучается совместными усилиями, например, биологов, химиков и физиков с использованием современных математических методов. Для таких вузов не приемлема схема набора для обучения на первый курс по единому государственному экзамену (ЕГЭ) или стандартным тестам, а требуется целый комплекс мер по поиску и отбору талантливой молодежи: проведение олимпиад для школьников, создание специализированных физико-математических и естественнонаучных средних школ, особый подход в проведении приемных экзаменов.

Ректор МГУ академик В. Садовничий, как представитель одного из вузов, отвечающих отмеченным требованиям к исследовательскому университету, поставил ряд вопросов и высказал несколько предложений в развитие темы конференции. Среди них: необходимость совершенствования законодательства по интеллектуальной собственности, разработка законодательно-правовой базы для взаимодействия вузов с РАН, промышленными предприятиями и ГНЦ (государственными научными центрами), создание в России ассоциаций университетов, учреждений и предприятий по тематике направления исследований (например, по ядерной физике), обращение к мировому сообществу об организации всемирной ассоциации исследовательских университетов.

Можно считать, что в ходе обсуждений и дискуссий участники конференции сочли возможным согласиться со следующей схемой выделения исследовательских университетов, которая предложена ранее организованной министерством комиссией по теме «Принципы формирования категорий ведущих вузов». Десять-двадцать самых «продвинутых» в фундаментальных исследованиях государственных университетов могут составить группу вузов, имеющих особый статус по способу организации управления и финансирования и носящих условное название «Ведущий университет России». В свою очередь, исследования прикладного характера, имеющие конкретную направленность, должны осуществляться в так называемых «инновационных университетах», которые должны быть сформированы на базе технических университетов, т.е. бывших политехнических и отраслевых образовательных институтов. По мнению комиссии, число таких ведущих технических университетов по заданным направлениям исследований оценивается на уровне 60-80 государственных вузов. Как видим, данные цифры составляют небольшую часть от полного числа государственных вузов, которых — около шестисот, и, тем более, малый процент от полного числа вузов, аккредитованных в Российской Федерации. Такая система разделения вузов по статусам позволит государственному руководству сосредоточить средства госбюджета на поддержке и развитии именно той части образования, которая непосредственно обеспечивает фундаментальным и прикладным научным исследованиям достижения высшего мирового уровня.

стр. 10

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?22+292+1