Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 22-23 (2458-2459) 11 июня 2004 г.

О РАБОТЕ ПРЕЗИДИУМА РАН
И ВЫПОЛНЕНИИ РЕШЕНИЙ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ РАН
ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД

Из доклада главного ученого секретаря Президиума РАН академика В. Костюка на Общем собрании РАН в Москве 18 мая 2004 года.

Иллюстрация

Участникам Общего собрания РАН были розданы информационные материалы, касающиеся работы Президиума за отчетный период, поэтому докладчик привел лишь самые принципиальные моменты и цифры.

Вначале была кратко охарактеризована организационная работа Президиума, проведшего 36 заседаний и сессию Общего собрания совместно с РАМН. Президиумом утверждены осоновные направления фундаментальных исследований. Ряд документов Академия подготовила по заданию Правительства РФ и просьбам ведомств.

Реструктуризация

Вопрос совершенствования сети научных учреждений РАН неоднократно ставился перед академией на различных уровнях и, в первую очередь, со стороны Минфина. Президиум категорически возражал против того, чтобы решение этой проблемы сводилось к простому сокращению числа научных учреждений.

Наша позиция заключается в том, что организационная структура академии должна адекватным образом отвечать не только требованиям новой экономической ситуации в стране, но и новым вызовам развития современной науки. Структура научных учреждений РАН должна быть такой, чтобы Россия не утратила свои позиции в мировой фундаментальной науке. Именно поэтому академия настаивала на том, чтобы ученым было предоставлено право самим разобраться в этом вопросе. Кстати, это уставное право РАН.

Сегодня мы можем подвести некоторые итоги работы Комиссии по совершенствованию структуры институтов Российской академии наук, одобренные Президиумом РАН.

Иллюстрация

На основании проведенной инвентаризации институтов академии, а также поступивших в президиум предложений отделений РАН, региональных отделений и научных центров за прошедший период была прекращена деятельность 45 научных учреждений как юридических лиц. В процессе этой работы был реорганизован ряд крупных академических институтов и на их основе создано несколько новых институтов, тематика исследований и организационная форма которых в большей степени отвечает потребностям современного развития науки. Некоторые институты были объединены. В текущем году планируется реорганизация федеральных государственных унитарных предприятий. В РАН их — 77.

Главное в этой работе не только то, что нам удалось сократить примерно на 10% число бюджетополучателей. Главное заключается в последовательном решении проблемы оптимизации нашей структуры, позволяющей, с одной стороны, сконцентрировать научные кадры на наиболее важных фундаментальных проблемах, а с другой — повысить эффективность использования финансовых и материальных ресурсов академии.

Полагаем, что Комиссия по совершенствованию структуры институтов РАН должна быть постоянно действующей и строить свою работу на основе тесного взаимодействия с Советом директоров институтов и систематического анализа складывающейся ситуации.

Кадры

На 1 января 2004 г. общая численность работающих в научных организациях РАН составила более 115 тысяч человек, в т.ч. около 55 тысяч — научные работники. Общая численность сотрудников всей академии за минувший год уменьшилась на 1100 человек. При этом число научных работников практически не изменилось. В то же время на постоянную работу в академию было принято почти 3000 специалистов, в том числе 217 докторов наук, 719 кандидатов наук. Отрадно отметить, что научные организации РАН приняли на постоянную работу около 900 молодых специалистов, окончивших вузы в 2003 году.

На начало 2004 г. в числе научных сотрудников было около 9,7 тысячи докторов наук и свыше 26 тысяч кандидатов наук. Средний возраст докторов наук составил около 60 лет, кандидатов наук — 49 лет.

В свое время Общим собранием РАН была установлена численность членов академии в количестве 1250 человек. Эта норма была согласована с Правительством Российской Федерации.

На 1 января текущего года численность членов академии составила 1236 человек, в том числе — 505 действительных членов (академиков) и 731 член-корреспондент РАН. Из этого числа 132 академика и 243 члена-корреспондента РАН работают вне системы научных организаций РАН. Средний возраст академиков составил 71 год, членов-корреспондентов — 65 лет.

Следует отметить, что в последнее время удается приостановить опасную тенденцию старения кадров академии. Заметим, что средний возраст вновь избранных академиков составил 64 года, а членов-корреспондентов — 54 года. Этому способствовала практика избрания членов-корреспондентов с ограничением возраста. Так, средний возраст 50 человек этой категории составляет 46 лет. За отчетный год около 160 сотрудников Академии отмечены государственными наградами и почетными званиями России.

Работа с молодежью

В этой работе особое место принадлежит аспирантуре и стажировкам молодежи в ведущих научных центрах страны. Численность аспирантов в научных организациях РАН на 1 января 2004 г. выросла на 4% и составила 8159 человек. Возрос прием в аспирантуру и докторантуру.

Сегодня можно отметить некоторое улучшение в деятельности аспирантуры и докторантуры. Вместе с тем, по нашему мнению, в работе с молодежью мы еще недостаточно используем возможности аспирантуры РАН и института соискательства. Более половины (65%) докторов наук академии не участвуют в подготовке кадров молодежи. Менее 30% членов академии имеют аспирантов. Здесь мы располагаем просто огромным резервом.

В истекший год большое внимание научной и научно-педагогической общественностью страны было уделено обсуждению проблемы интеграции науки и образования, привлечению в науку молодежи.

Координационной основой взаимодействия фундаментальной науки с образовательным процессом высшей школы у нас в стране является Федеральная целевая программа «Интеграция высшего образования и науки России на 2002-2006 годы». В федеральном бюджете на 2003 г. на реализацию программы было выделено (как и в 2002 г.) около 220 млн рублей, в том числе Академии наук — как одному из государственных заказчиков — 5 млн руб.

Отметим, что в 2003 г. Президиум РАН в 1,5 раза увеличил средства, выделяемые на финансирование программы «Поддержка молодых ученых». В институтах РАН действуют 360 базовых кафедр и филиалов кафедр вузов страны. Участие ведущих ученых РАН в учебно-образовательном процессе не только повышает качество подготовки молодых специалистов, но и во многом способствует привлечению молодежи в большую и серьезную науку.

Несомненно, этому будет содействовать и принятое президентом на заседании Совета по науке и высоким технологиям решение о существенном увеличении грантов для молодых ученых. Соответствующее поручение дано Правительству Российской Федерации.

Финансирование

За прошедший год финансовое положение учреждений Российской академии наук заметно стабилизировалось и укрепилось. Общий объем финансирования деятельности РАН по всем источникам составил 28,6 млрд руб.

Стабильное финансирование деятельности академии в 2003 г. позволило несколько улучшить ситуацию с оплатой труда сотрудников академии. Кроме того, со второго квартала были втрое увеличены размеры доплат за ученые степени кандидата и доктора наук.

Среднегодовая месячная заработная плата в научных учреждениях РАН составила: по центральной части — 5755 руб., по ДВО РАН — 4300 руб., по СО РАН — 5154 руб., по УрО РАН — 5323 руб. Это, к сожалению, ниже средней зарплаты по экономике в целом (5752 руб.).

Более того, во многих научных учреждениях РАН средняя заработная плата все еще не превышает 3,5 тысячи руб. Как правило, это институты, «живущие» в основном за счет базового финансирования.

Наши надежды на улучшение оплаты труда работников академии связаны с переходом на отраслевую систему оплаты труда с одновременным значительным увеличением фонда заработной платы в бюджетной сфере.

Кроме базового бюджетного финансирования научными учреждениями Академии наук были использованы внебюджетные средства из других источников от видов деятельности, разрешенных уставами учреждений. Общая сумма внебюджетных поступлений возросла почти на 50% и составила 11,7 млрд руб.

Перспективы бюджетного финансирования РАН в 2005 году. Месяц назад правительство одобрило Концепцию реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах. Предусмотренные концепцией принципы и направления реформирования поддерживаются Академией наук.

Ряд из этих направлений уже реализуется в практике работы академии. Так, план финансирования академии сегодня состоит из двух частей — финансирования научных организаций по так называемой базе и программной части, распределяемой на конкурсной основе. При этом доля программной части в бюджете академии за последние три года увеличилась и составляет примерно 10%.

Основные положения концепции были уже использованы и при разработке бюджетной заявки РАН на 2005 год. В бюджетном процессе теперь существенно меняется вся структура бюджетной классификации. В связи с этим, а также в связи с реорганизацией федеральных органов исполнительной власти многие вопросы формирования бюджета будущего года на сегодняшний день окончательно не решены.

Тем не менее уже сегодня можно сказать, что общая структура плана финансирования РАН в 2005 г. сохранится.

Завершая тему перспектив финансирования деятельности РАН, следует особо проинформировать участников Общего собрания о ряде тревожных моментов, которые вызывают серьезную обеспокоенность у членов Президиума академии.

Первое. Судя по обсуждаемым документам, в структуре федерального бюджета не будет раздела «Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу». При этом Минфин России предлагает исключить из Федерального закона «О науке…» положение о финансировании гражданской науки в объеме 4% от расходной части бюджета. Вновь реанимируются вопросы о лишении академий, имеющих государственный статус, права являться главными распорядителями бюджетных ассигнований и использовать арендные платежи в качестве дополнительного бюджетного финансирования.

Второе. В июне 2003 г. Госдума приняла федеральный закон, которым внесены изменения в налоговую систему страны. Согласно данному закону, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации академий наук, имеющих государственный статус, теперь не должны освобождаться от обложения налогом на имущество. По оценке Минпромнауки России и РАН, введение для научных организаций налога на имущество только в государственном секторе науки повлечет за собой увеличение затрат по фискальным платежам на 4,3 млрд руб. Эти затраты составят около 10% от расходов на науку.

Только благодаря активной позиции Президиума РАН, поддержанной научной общественностью и членами Совета Федерации, Закон о налоге на имущество был возвращен в Государственную Думу и принят в редакции, учитывающей интересы науки. Для организаций академии введен мораторий на два года. Точно так же в прошлом году мы отстояли позицию по статусу главного распорядителя бюджетных ассигнований.

Инновации

9 декабря на заседании президиума состоялось подписание Комплексной программы поисковых, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по водородной энергетике и топливным элементам между Российской академией наук и акционерным обществом «Горно-металлургическая компания «Норильский никель». Стоимость работ по этой программе на три ближайших года составит около 1 млрд руб. ежегодно. Академия наук сконцентрировала на этом направлении исследований работу около 50 институтов. Научные коллективы, участвующие в НИОКР по водородной энергетике, насчитывают порядка 2-3 тысяч сотрудников.

Другой пример. Институты РАН выиграли конкурс и стали головными исполнителями по трем из 12 так называемых важнейших инновационных проектов государственного значения (мегапроектов), финансируемых Минпромнауки России. Общая стоимость этих проектов составляет около 2,3 млрд руб., в т.ч. на 2003 г. около 360 млн руб.

Созданный ранее Координационный совет по инновационной деятельности и Инновационное агентство РАН являются основными элементами инновационной инфраструктуры президиума. Кроме того, в минувшем году академией совместно с Минобразования России в шести федеральных округах были созданы на конкурсной основе центры трансферта технологий, в том числе три — на базе организаций РАН.

По нашему мнению, сегодня проблема состоит в необходимости сохранить баланс между главной уставной задачей академии — проведением фундаментальных исследований — и инновационной деятельностью, а также правильно определить место РАН в решении задачи по формированию в стране национальной инновационной системы.

Международные связи

В настоящее время Академия наук имеет более 100 соглашений о научном сотрудничестве и обмене учеными с академиями наук и научными организациями 59 стран, участвует в осуществлении межправительственных соглашений, является членом 58 международных организаций, активно работает в других межгосударственных комиссиях и комитетах. Кроме того, в 2003 г. институтами РАН подписано более 250 протоколов о сотрудничестве с зарубежными партнерами.

На основе действующих договоров, соглашений и протоколов о научном сотрудничестве РАН осуществляла связи со всеми национальными академиями бывших союзных республик СССР. Продолжалась работа по укреплению сотрудничества со странами СНГ. Руководство Президиума РАН, ведущие российские ученые приняли участие в юбилейных мероприятиях национальных академий наук Армении, Белоруссии, Украины.

В 2003 г. проведены очередные выборы иностранных членов РАН. В академию избраны 45 выдающихся зарубежных ученых, из которых 11 — лауреаты Нобелевской премии.

Фото В. Новикова.

стр. 4

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+296+1