Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 1 (2287) 5 января 2001 г.

НАУКА В ДВАДЦАТЬ ПЕРВОМ ВЕКЕ.
НОВАЯ МИССИЯ

Государственной публичной научно-технической библиотекой СО РАН получен объемистый том материалов всемирной конференции по науке "Наука в XXI веке. Новая миссия". На 600 страницах опубликованы на английском языке тезисы более чем 200 докладов.

Данное издание содержит доклады конференции "Мировая конференция по науке. Наука в двадцать первом веке. Новая миссия", которая проходила в Будапеште в июне 1999 г. Эта конференция -- отклик на дилемму: как выясняется, общественная поддержка науки колеблется, и тем не менее все более возрастает необходимость научных исследований и технологических разработок для решения самых неотложных проблем, стоящих перед человечеством. Такая ситуация требует новой миссии -- нового социального соглашения -- по которому ученые ручаются нести ответственность за эти потребности, а правительства -- за поддержку исследований.

Время покажет, оказались ли успешными усилия конференции по установлению более тесных связей между научным сообществом и всем обществом. Лучшее понимание потребностей и ожиданий каждого должно привести в следующем десятилетии к большому количеству конкретных инициатив. Организаторы надеются, что среди них будет ориентирование науки на устойчивое развитие человека и более грамотное регулирование окружающей среды. Они также надеются на увеличение финансирования научного образования и общественных исследований.

Ключевые доклады были посвящены следующим темам: наука в 21 веке, роль науки в удовлетворении основных потребностей человечества, ученый как гражданин мира, наука и гуманитарные ценности.

В докладе "Наука в 21 веке" отмечается, что: 1) плодами науки и технологии не принесли пользы большинству человечества Третьего мира. Асимметрия в распределении богатства, безопасности и комфорта в последние годы только усилилась; 2) в результате человеческой деятельности постоянно возрастает вредное воздействие на природу; 3) новые информационные и коммуникационные технологии, несмотря на их огромный потенциал для распространения культуры и образования, вносят новые риски, которые влияют не только на фундаментальные права человека (например, частная жизнь), но также на безопасность торговли и даже национальную безопасность перед лицом растущего потенциала для войны: кибернетической войны. В докладе говорится о необходимости сотрудничества ученых Севера и Юга, описываются различные проекты, способствующие взаимодействию ученых из развитых и развивающихся стран, в том числе по обучению.

Во втором докладе "Роль науки в удовлетворении основных потребностей человечества" перечисляются основные потребности человечества, проблемы с питьевой водой, диспропорции в доступе к новым технологиям (97% хостов интернета -- в развитых странах, где проживает лишь 19% всего населения Земли; быстрое распространение патентованной науки, т.е. соблюдение прав на интеллектуальную собственность, ведет к появлению технологического апартеида и т.д.), серьезные экологические проблемы. Приближающихся век называют веком знаний, веком инноваций, но есть отставание в получении образования в развивающихся странах. Подчеркивается, что существует научное, технологическое и социальное неравенство. Автор рассуждает о том, как преодолеть бедность, прежде всего поняв ее причины, как экономические, так и родовые (бедность женщин, женщины в науке и технологии, наука и технология для женщин). Еще один раздел доклада посвящен роли науки (в т.ч. биотехнологии) в решении питьевой и продовольственной проблемы. Автор говорит о трех происходящих сейчас революциях, которые оказывают фундаментальное влияние на сельское хозяйство и промышленность. Это генная, экотехнологическая и информационно-технологическая революции. В заключении автор говорит. Что 20 век завершается с огромным запасом научных открытий и технологических инноваций. Этот запас способен адекватно помочь всем нациям, обеспечить каждому взрослому человеку здоровую и продуктивную жизнь, а каждому вновь родившемуся ребенку -- счастливое будущее. Следовательно, следует лишь "упрекать" политические, социальные системы и системы духовных ценностей в том, что число детей, мужчин и женщин, живущих сегодня в бедности, превышает общее число населения нашей планеты, которое было в начале века. Неустойчивые образы жизни и деградирующая бедность сосуществуют везде. Это -- величайший провал в путях развития и стратегиях, принятых в этом веке. Может ли эта конференция заложить основу для появления новой политической, социальной и научной миссии, чтобы положить конец распространившейся нищете и лишениям из-за неравных возможностей во имя лучшего общего настоящего и будущего для всех? По мнению автора, мы можем, если каждый из почти 2 миллиардов людей, наслаждающихся сегодня здоровой и продуктивной жизнью, последует совету Махатма Ганди как руководящему принципу: "Вспомни лицо самого бедного и самого слабого человека, которого ты видел, и спроси себя, будут ли действия, которые ты предпринимаешь, полезны ему...". Иными словами, громадная сила науки и технологии может принести пользу человечеству, если только вы знаете, как соединить ее с гуманизмом.

В докладе по проблеме "Ученый как гражданин мира" говорится, что это -- проблема взаимоотношений науки и общества, что возрастает необходимость в людях, которые бы служили неким интерфейсом с одной стороны между новыми знаниями, с другой -- основными национальными и интернациональными общественными потребностями, и "работали" бы как информационные каналы в обоих направлениях. Эти люди должны нести ответственность и за научное сообщество и за общество. Говорится об интернационализации науки.

В докладе о науке и гуманитарных ценностях рассуждается об ученых и этических вопросах, о том, должен ли он думать о социальных и экологических последствиях своей работы.

* * *

Все доклады на конференции были поделены на несколько форумов, в которых были пленарные доклады и секционные.

Форум 1. Наука: успехи, неудачи и вызовы

На пленарном заседании прозвучали доклады по разделам: природа науки, универсальное значение фундаментальной науки, научный подход к комплексным системам, международное сотрудничество в науке, реформирование научных дисциплин.

В докладах раздела "Природа науки" были раскрыты следующие характеристики науки: систематичность (как наука описывает, объясняет, устанавливает цепочки знаний, распространяет знания), недостатки (специализация и фрагментарность, преувеличение возможностей).

В разделе "Универсальное значение фундаментальной науки" приводятся интересные количественные данные о новых продуктах и процессах, появившихся в результате научных исследований.

Раздел "Научный подход к комплексным системам" посвящен специфическим техническим аспектам нашего зарождающегося понимания сложности.

В разделе "Международное сотрудничество в науке" кратко излагается история международной науки и роль будущих лидеров

Раздел "Реформирование научных дисциплин" посвящен проблемам, связанным с глобальным разрушением окружающей среды и необходимостью получения новых знаний из соответствующих научных областей.

* * *

В рамках первого форума секции работали по следующим направлениям: природа науки, универсальное значение фундаментальной науки, роль науки в удовлетворении потребностей человечества, научный подход к комплексным системам, наука без границ, распространение научных знаний, научное образование, наука и окружающая среда, биологическая революция и ее воздействие на здоровье; наука, сельское хозяйство и производственная безопасность; наука и энергия, наука и новые материалы.

Форум 2. "Наука и общество"

В первом из шести пленарных докладов "Восприятие обществом связи между научными исследованиями и социальным прогрессом" автор констатирует, что доверие ученым и научным учреждениям снижается. Нет единства в экспертных оценках по важнейшим проблемам ни среди ученых, ни между учеными и общественностью. Нет уверенности, что может быть достигнут консенсус научной экспертизы. Общественность не в состоянии и не хочет различать экспертные суждения. Она уже сама берет себе право выносить приговор. Растет общественный скептицизм. Автор считает, что только конструктивный и непрекращающийся диалог между наукой и обществом может поддержать партнерские отношения, необходимо возобновить этот диалог.

В докладе "Наука для развития" раскрываются созидательные (строительные) возможности науки, ее потенциал для обеспечения безопасности, социально-экономического развития и сокращения бедности, что можно сделать для преодоления растущего разрыва между наукой Севера и Юга, излагается точка зрения на восприятие науки на Севере и Юге.

В докладе "Наука как институт: расстановка приоритетов в новом социально-экономическом контексте" излагаются следующие аспекты этой темы: наука и ученые, открытие и секретность, институциональный провал в науке и экономике, институциональный ответ на изменение политики (управление общими ресурсами, структурная настройка), технологическое развитие и окружающая среда.

Доклад "Наука: проблема полов" выделяются некоторые характеристики науки и технологии, напрямую связанные с полом человека.

Доклад "Новый социальный контракт для науки" сфокусирован автором на следующих моментах: мир, в котором мы живем и делаем науку, резко изменился. Он показывает эти специфические изменения на изменениях в окружающей среде и мировом океане. Он также предлагает новые соглашения, чтобы четко направить усилия науки на важные проблемы, требующие первоочередного решения. Он считает, что новый социальный контракт должен отражать понимание, что жизнеобеспечивающие системы на планете очень хрупки и их следует лучше понимать и управлять. Все страны -- развитые и развивающиеся -- только выиграют от получения качественной информации о том, как изменяется окружающая среда.

В докладе "Наука для будущих поколений" говорится об ответственности современного поколения (о необходимости понять законы и принципы современной науки и прогнозировать будущее развитие науки, создать здоровую социальную атмосферу для развития науки, особенно в развивающихся странах, передать научные знания, дух и этику будущим поколениям), о роли молодежи в научном развитии, о роли науки в устойчивом развитии, о сотрудничестве между учеными и лицами, принимающими решения, при оценке риска и управлении, о научном предвидении, мотивах инновационного мышления.

* * *

Тематические заседания секций этого форума были посвящены следующим проблемам: восприятие науки обществом: между принятием и отрицанием; наука для развития; расстановка приоритетов в новом социально-экономическом контексте; основные аспекты равенства полов в науке и технике; новый социальный контракт для науки; наука, промышленность и знание как общественное достояние; новые механизмы финансирования науки; научная экспертиза и принятие решений в обществе; объединение усилий для построения устойчивого мира; наука как демократическая структура: социальная перспектива; распространение и популяризация науки; наука и другие системы знания.

Форум 3. "К новым обязательствам"

Его несколько докладов были посвящены международному форуму молодых ученых, международной консультации неправительственных организаций и новым обязательствам науки.


стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+30+1