Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 30 (2466) 30 июля 2004 г.

ИРКУТСКИЕ ИСТОРИИ В НОВГОРОДСКОМ НЕБЕ —
ВЕРСИЯ ДИЛЕТАНТА

Иркутск был известен стране и миру, ассоциировался в сознании людей главным образом с именем Байкала. Однако, в последние годы город стал не менее известен, как место «самолетопада». Только в центре Иркутска расположены два крупных аэродрома с трассами над городом, а в сотне километров — крупнейший стратегический военный аэродром. Мне представляется чудом, которым люди обязаны пилотам лайнеров, что из трех крупнейших авиакатастроф последнего десятилетия в двух случаях летчики увели самолеты от города, а третьем, по моему убеждению, как очевидца, сумели минимизировать ущерб, выбрав за последние секунды жизни самое «пустое» место в плотно населенном районе Иркутска.

Поэтому иркутян не могут не интересовать события, связанные с падением стратегического бомбардировщика ТУ-22 М3 в районе Новгорода при заходе на посадку во время ночных учений 9 июля с.г.

Меня очень удивило, что в многочисленных публикациях («Российская газета», «Известия», «Коммерсант» и др, ), сообщениях радио и телевидения о версиях катастрофы и причинах гибели всего экипажа, абсолютно отсутствуют сведения о том, что нес на борту стратегический бомбардировщик — наводящий ужас на Запад «Бэкфайер». Кроме косвенных указаний не было ничего, во всяком случае, неизвестно автору. Как мне представляется, одними из существенных задач и целей подобных учений, особенно в условиях нынешних ограничений тренировочных полетов (международные соглашения, дефицит финансов, топлива и т.д.), является психологический тренинг экипажа в условиях полетов с ядерным оружием на борту. Но об этом ни слова.

Я думаю, что экипаж бомбардировщика — герои, до последнего уводившие падающую машину от людей. Системы безопасности ядерного оружия таковы, что ядерный взрыв при разрушении оружия практически исключен. Однако разброс радиоактивных материалов на значительную территорию вследствие неизбежного взрыва и пожара крайне опасен и широко известен в мире печальными последствиями пожара и взрыва американского бомбардировщика Б-52 над испанским местечком Паломарес при дозаправке его топливом в воздухе, на высоте 9300 м. Тогда, в 1966 г., были утеряны и разрушены 4 водородные бомбы, одна из которых упала в Средиземное море и впоследствии извлечена с глубины около 900 м. Не считая грандиозного международного скандала, потери престижа, американцам, по тогдашним ценам, операции по дезактивации местности, компенсациям населению, поиску и подъему эатонувшей бомбы обошлись примерно в 15 млн. долларов.

Здесь — молчание, напоминающее мне первые месяцы после Чернобыля (где я работал) и ситуацию с атомоходом «Курск». Героизм экипажа бомбардировщика (очевидный хотя бы по результату их действий и соображениям презумпции невиновности погибших) забудется, как и на «Курске» не будет братской могилы. Возможно, во время какой-нибудь из очередных депутатских кампаний для популизма кто-нибудь вспомнит о возможной или действительной угрозе, но разве от этого легче? Вероятные уроки для будущего — решить судьбу стратегических военных баз, располагающихся ныне в густонаселенных регионах России и ближнего зарубежья.

Ю. Куснер, профессор,
главный научный сотрудник Института
геохимии СО РАН;
факс (8-3952) 33-46-20.
г.Иркутск.

стр. 7

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?14+300+1