Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 31-32 (2467-2468) 13 августа 2004 г.

ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКИХ
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ
ЧЕРЕЗ ПРОФИЛЬНОЕ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ
ОБУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Л. Талышева,
директор Православной Гимназии

«Мы призваны воссоздать забытое, напомнить об уцелевшем и призвать к его сохранению, воздать должное тем, кто в меру сил и возможностей в соответствии с духом времени творил благие дела во имя любви к людям. Они оставили нам памятники человеколюбия, доброты и милосердия. Наша задача о них помнить и их сохранить. От этой неразнимаемой цепи созидания и воспитания чувств в самых простых и необходимых человеческих делах зависит высокая нравственность и грядущих поколений»


(П.Ф. Власов «Обитель милосердия»).

Российская система образования находится в состоянии реформирования. Одной из важнейших сторон школьной реформы является введение профильного обучения в старшем звене средней школы. Учащиеся старших классов и выпускники средних школ, гимназий и лицеев, в соответствии со своими пожеланиями и планами на обучение в высшей школе или на работу по избранной профессии, уже в стенах школы должны получить возможность обучения по какому-либо профилю.

Иллюстрация
Занятия по оказанию экстренной медицинской помощи проводит врач-реаниматолог НИИПК к.м.н. Олег Струнин.

В настоящее время в условиях модернизации школы остро стоит проблема социальной адаптации и нравственного воспитания учащихся. Заканчивая школу, старшеклассники часто оказываются совершенно не приспособленными к самостоятельной жизни, не имеют социальной ответственности, зачастую не в состоянии увидеть даже у близкого им человека нужду, трудности и потому не готовы прийти на помощь попавшему в беду. У старшеклассников развиваются пороки алкоголизма, наркомании, жестокого обращения со своими сверстниками и непочтительного отношения к старшему поколению.

Понятие милосердия и милосердного отношения к окружающим людям, к сожалению, почти утрачено в нашем обществе, и мы нуждаемся в возрождении социально-благотворительных традиций. Только духовно-нравственный человек, имеющий нормальные понятия о здоровье, о семье, о своей личной ответственности в обществе, может создать крепкую семью и плодотворно трудиться на благо Отечества.

Среди различных направлений профильного обучения важное место занимает социальное направление. В 2003 году Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского Академгородка г.Новосибирска (учреждена в 1992 г.) получила статус областной экспериментальной площадки за организацию курсов «Основы медицинских знаний», а создание этих курсов стало экспериментальным освоением нового направления профильного обучения в школе — медико-социального.

Иллюстрация
Практическое занятие по сестринскому делу.

Курсы по начальной медицинской подготовке, проводимые с учетом лучших российских медико-образовательных и социально-благотворительных традиций, помогают не только приобрести начальные медицинские знания, но также способствуют духовно-нравственному становлению учащейся молодежи и ее социальному созреванию.

Занятия на этих курсах проводятся ведущими специалистами-медиками клиник Советского района, среди них — заведующие отделениями клиник, врачи высшей квалификации, кандидаты медицинских наук, а также высококвалифицированные медицинские сестры. Помимо теоретических занятий и лекций по духовным основам милосердия, школьники проходят медицинскую практику в больницах Академгородка.

Курсы «Основы медицинских знаний» проводятся благодаря сотрудничеству Управления образования администрации Советского района, Новосибирского муниципального медицинского колледжа и четырех клиник Академгородка (ЦКБ СО РАН, МСЧ № 168, ИКЭМ, НИИПК им. Е. Н. Мешалкина). Важное значение для функционирования курсов имеет социально-благотворительный опыт Сестричества милосердия во имя княгини Елисаветы, где всегда могут проходить практику волонтеры.

Иллюстрация
Экзамен по основам медицинских знаний успешно сдан!

Сестричества милосердия существуют в России с середины XIX века, когда сестры милосердия стали оказывать помощь раненым воинам на поле битвы и в лазаретах. Наиболее известным было Сестричество в г. Москве при Марфо-Мариинской обители, созданное великой княгиней Елизаветой Федоровной Романовой. С начала 90-х годов прошлого века вновь при православных приходах России стали воссоздаваться Сестричества милосердия, призванные помогать одиноким больным и престарелым людям.

Православное Сестричество во имя княгини Елисаветы основано при Приходе Всех Святых в земле Российской просиявших в 1993 г. в связи с настоятельной необходимостью помощи тяжело больным одиноким людям на дому. Более десяти лет сестры милосердия безвозмездно помогают своим подопечным, оказывая им духовную, социальную и медицинскую помощь.

В 2002-2003 учебном году более 150 старшеклассников из 12-ти школ Советского района смогли приобщиться к социальному служению. Курсы в 2003 г. завершились экзаменом и торжественным вручением в Администрации Советского района соответствующих удостоверений Новосибирского муниципального медицинского колледжа. С 2003 года курсы переведены на двухгодичную программу, и по новой программе в 2003-2004 учебном году на курсах обучалось 230 старшеклассников из 15 школ нашего района.

Учреждая курсы по основам медицинских знаний для учащихся школ Советского района, мы пытались решить следующие задачи: защита здорового образа жизни среди учащихся нашего района, воспитание здорового поколения, воспитание у школьников милосердного отношения к родственникам, больным и престарелым людям, обучение подростков основам ухода и оказания начальной медицинской помощи близким, обучение принципам оказания неотложной помощи в экстремальных ситуациях, поднятие престижа социальной работы и социальных работников, социальная адаптация самих учащихся.

Курсы по основам медицинских знаний для старшеклассников органично вписываются в концепцию «Социального форума» — конкурса проектных инициатив, проводимого партией «Единая Россия» с целью содействия развитию гражданского общества и активности населения. Эти курсы могут стать примером эффективного решения многих социальных проблем в нашем обществе.

По словам академика Д. Лихачева, «нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства» (Д. Лихачев «Русская культура». — М.: «Искусство», 2000, с. 155).

стр. 11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+301+1