Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 31-32 (2467-2468) 13 августа 2004 г.

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Рекомендации расширенного заседания Президиума СО РАН, приуроченного к проведению конференции «Эколого-экономические проблемы регионального развития» в рамках III Байкальского экономического форума.

Иллюстрация

Президиум СО РАН рассмотрел широкий круг проблем регионального развития на примере Байкальского региона — территории с особым режимом природопользования. Озеро Байкал — Участок мирового природного наследия, для него установлены особые требования к охране, изучению, хозяйственному освоению озера и прилегающих территорий. Итогом обсуждения являются согласованные подходы к научному обоснованию решения задач природоохранной деятельности вместе с реализацией важнейших проектов развития производительных сил Байкальского региона, а также рекомендации федеральным и региональным органам власти по принятию хозяйственных решений и разработке необходимого правового обеспечения.

1. Стратегия и качество экономического роста для территорий с особым режимом природопользования (на примере Прибайкалья).

1.1. Институтам СО РАН продолжить разработку научных основ повышения конкурентоспособности Сибирских регионов с учетом влияния таких факторов, как высокая стоимость транспортных перевозок, высокая зависимость от конъюнктуры мировых цен на продукцию, неразвитость инфраструктуры в северных регионах и др. Продолжить работу с администрациями субъектов РФ в СФО по формированию «прорывных» проектов развития территорий или «точек роста», обеспечивающих решение задач, поставленных в Послании Президента страны по удвоению ВВП РФ.

1.2. Президиумам научных центров СО РАН, расположенных в гг.Томске, Тюмени, Красноярске, Кемерове, Иркутске, Улан-Удэ, организовать разработку предложений по внесению дополнений в Стратегию развития Сибири, прежде всего в части механизмов её реализации. При этом обратить особое внимание на разработку механизмов обеспечения роста инвестиций, необходимых для развития производства на новой технологической основе.

1.3. Байкальскому институту природопользования СО РАН, Отделу региональных экономических и социальных проблем при Президиуме ИНЦ СО РАН продолжить разработку методики оценки и механизмов компенсации дополнительных издержек хозяйственной деятельности на территориях с особым режимом природопользования, основывающихся на «проектном» подходе решения проблем. Продолжить консультации с Министерством экономического развития и торговли РФ по практическому применению разработок.

1.4. Институтам СО РАН включиться в обсуждение (разработку) научно обоснованной концепции системы межбюджетных отношений в России, учитывающей специфику регионов Сибири и стимулирующей ее финансово-экономическое развитие.

1.5. Поддержать предложения о проведении в 2005 году Всероссийской конференции по развитию производительных сил Сибири.

2. Перспективы создания нового нефтегазового комплекса в Прибайкалье (проблемы формирования транспортных систем и вопросы экологии).

2.1. Институтам СО РАН (ИГНГ ОИГГМ СО РАН, ИЭОПП СО РАН, ИГ СО РАН, ИСЭМ СО РАН, ИЗК СО РАН) считать одним из приоритетных направлений исследований вопросы стратегического развития Восточного нефтегазового комплекса России. В этих работах особое место уделять формированию новых крупных центров нефтяной и газовой промышленности в Восточной Сибири, организации поставок нефти, газа и продуктов их переработки на российский рынок и рынки стран АТР. В рамках исследований предусмотреть:

— разработку проектов создания единых транспортных коридоров для нефти, газа, конденсата;

— проведение комплексного анализа и эколого-экономической оценки всех предлагаемых схем транспортировки нефти и газа в Прибайкальском регионе (проекты Газпрома, Юкоса и др.), а также железнодорожный транспорт;

— обеспечение приоритетности поставок сырья российским потребителям, в том числе действующим и планируемым нефтеперерабатывающим и нефтехимическим предприятиям региона;

— разработку альтернативных каналов выхода на внешний рынок при организации экспортных поставок.

2.2. Президиум считает важной задачей обеспечение участия Сибирского отделения РАН в государственной экспертизе всех проектов прокладки нефте- и газопроводов в Байкальском регионе, для чего подготовить обращение в Правительство РФ по этому вопросу.

3. Транспортная система Сибири: экономическая эффективность, стратегия развития и проблемы управления.

Создание эффективной транспортной сети — жизненно важный вопрос для Сибири. Управление развитием транспортной системой включает создание сети логистических транспортно-распределительных центров, лицензирование, сертификацию, налоговую и тарифную политику, правовую защиту всех участников транспортно-экспедиционной деятельности, стандартизацию и другие проблемы с учетом не только социально-экономических, но и геополитических целей развития России.

Институтам СО РАН (ИЭОПП СО РАН, ИСЭМ СО РАН, ИДСТУ СО РАН) продолжить исследования по следующим направлениям:

— совершенствование государственного регулирования с учетом долгосрочных национальных интересов (так называемых «внеэкономических» факторов) в транспортной политике, в том числе в отношении Сибири и других регионов перспективного освоения;

— переход на качественно новый уровень организации управления функционированием транспорта, в том числе на основе логистических технологий и сети транспортно-логистических центров;

— интеллектуализация транспортной системы, применение информационных и других современных технологий.

4. О состоянии экосистемы озера Байкал.

4.1. Загрязнение оз. Байкал в настоящее время имеет локальный характер и, в основном, приурочено к отдельным крупным источникам промышленных выбросов, приустьевым участкам рек, заливов, неорганизованным выбросам прибрежных населенных пунктов, сбросам неочищенных хозяйственно-бытовых стоков с судов. Это подтверждено многочисленными данными, полученными в последние годы российскими и зарубежными учеными.

По результатам международных исследований и исследований Лимнологического института СО РАН, проводимых в течение последних 10 лет по всей акватории оз. Байкал, установлено, что концентрации главных ионов, микроэлементов в пелагиали на разных глубинах в трех котловинах озера одинаковы. Подтверждением этому служит и огромный массив данных с использованием океанического зонда по определению электропроводности. Показано, что весь диапазон минерализации байкальской воды составляет в пелагиали от 94,3 до 95,5 мг/л, при этом, по вертикали разброс не превышает 0,5-0,7 мг/л. Вода Байкала насыщена кислородом от поверхности до дна, что говорит о ее высоком качестве и наличии эффективного «окислительного механизма» очистки вод Байкала.

Река Селенга, химический сток которой составляет более 60% от всех рек, впадающих в Байкал, является естественным биофильтром, где на границе река — озеро в авандельте происходят процессы самоочищения и трансформации речных вод в озерные, обуславливающие стабильность состава вод открытого Байкала.

Имеющиеся в Лимнологическом институте СО РАН ряды наблюдений за биотой Байкала не выявили существенных изменений населяющих Байкал популяций за время, прошедшее с начала промышленной революции. Регулярный мониторинг фито- и зоопланктона не дает информации, которая требовала бы принятия неотложных практических решений. Несмотря на это, необходимо продолжить мониторинг, так как эти организмы являются чувствительными индикаторами загрязнения среды обитания, а также изменений климата.

4.2. Президиум отмечает большой вклад институтов Иркутского и Бурятского научных центров, особенно Лимнологического института СО РАН, в формирование новой системы знаний о Байкале, основанной на применении современного оборудования, методов и участии широкого круга ученых из разных стран мира в рамках Байкальского международного центра экологических исследований. Итогом этих усилий стал рост числа научных публикаций о Байкале, зарегистрированных в международной базе данных, от 15 до более 100 в год между 1989 и 2003 гг. Можно считать твердо установленным, что широко обсуждавшееся ранее представление о необратимом тотальном антропогенном загрязнении Байкала базировалось на неточных данных.

4.3. Президиум отмечает недостаточную обеспеченность единства гидро-химических измерений, проводимых российскими лабораториями разных ведомств, и поддерживает предложение о создании и использовании для интеркалибрации стандарта природной пресной воды на основе глубинной воды из озера Байкал.

4.4. Президиум считает важнейшими текущими проблемами охраны Байкала:

— строительство муниципальных сооружений для очистки бытовых сточных вод г. Байкальска;

— скорейшее создание береговой системы сбора фекальных вод с судов, работающих на озере Байкал;

— создание системы наблюдений и контроля за санитарно-эпидемиологическим состоянием качества воды озера вблизи прибрежных населенных пунктов. На состояние загрязненности поверхностного слоя воды Байкала в теплое время указывает такие показатели как кишечная палочка и другие условно-патогенные микроорганизмы, которые являются чужеродными элементами в озере;

— проведение институтами СО РАН в составе ИНЦ (ЛИН, ИрИХ, ИГХ, ИГ СО РАН совместно с организациями-партнерами) работы по оценке неоднородности состава воды оз. Байкал и влияния изменений в поверхностном слое на состояние экосистемы озера;

— организация мониторинга в воде озера и его биоте, наблюдение за токсическими органическими соединениями, особенно за хлорорганическими (ПХБ, суммой ДДТ, и др.) Эти соединения трудно разлагаемые, способны накапливаться и передаваться по пищевой цепи. Международными исследованиями подтверждено присутствие этих соединений в воде Байкала и накопление в различных биологических объектах озера (рыбы, нерпа). Необходимо вести постоянный контроль за токсическими органическими соединениями как в самом озере, так и других средах Байкальской природной территории;

— продолжение исследований в дельте р. Селенги вопросов биотрансформации загрязнений и динамики этого процесса в зависимости от колебаний уровня озера.

4.5. Президиум считает необходимым просить Правительство РФ изыскать возможности финансирования решения перечисленных неотложных задач (пп.4.3.; 4.4.).

4.6. По проблеме регулирования уровня озера Байкал Президиум считает необходимым направить в Правительство РФ аналитическую записку, подготовленную временным коллективом СО РАН. Установлено, что с начала эксплуатации Иркутской ГЭС в 1959 г. не удалось выявить каких-либо неблагоприятных последствий искусственного повышения и сработки уровня на биологические компоненты экосистемы Байкала, в том числе на популяцию омуля. Вместе с тем решение Правительства о более жестком регулировании уровня Байкала в пределах 1 метра экологически недостаточно обосновано, оно может привести к существенным экономическим потерям.

Президиум СО РАН считает целесообразным разработать силами ОАО «Иркутскэнерго» с участием институтов СО РАН «Правил использования водных ресурсов озера Байкал и Ангарского каскада водохранилищ», согласовать с субъектами Федерации минимальный (455,54 м) и максимальный (457,00 м) уровни воды в Байкале и утвердить эти Правила в МПР или Правительстве РФ. При подготовке Правил учесть дополнительную информацию, полученную рабочей группой СО РАН (рук. д.г.н. Ю. И. Винокуров). Поручить Научному совету СО РАН по проблемам озера Байкал продолжить работы по физико-химическому и математическому моделированию изменения состояния дельты р. Селенги в связи с колебаниями уровня Байкала.

5. Интеграция институтов СО РАН и вузов в сфере подготовки кадров высшей квалификации и в инновационной деятельности.

5.1. Расширять и укреплять сложившиеся направления сотрудничества институтов СО РАН с вузами в сфере подготовки кадров и инновационной деятельности (совместные кафедры, учебно-научные центры, интеграционные научно-исследовательские и инновационные проекты, студенческие практики и стажировки и др.).

5.2. ИНЦ СО РАН рассмотреть вопрос о создании в Иркутской области Ассоциации академических институтов СО РАН, вузов и отраслевых институтов с целью развития интеграции в сферах научных исследований, инновационной деятельности и подготовки кадров.

5.3. Всемерно наращивать инновационный потенциал институтов и научных центров СО РАН, активно сотрудничать с администрациями субъектов РФ по созданию и реализации региональной инновационной политики. Принять участие в организации и деятельности инновационных фондов, а также других объектов инновационной инфраструктуры региона: технопарков, малых предприятий по внедрению наукоемкой продукции, центров трансфера технологий и др.

5.4. Организовать совместными усилиями институтов СО РАН и вузов в крупных регионах на базе одного-двух университетов подготовку специалистов-инженеров в области инновационной деятельности.

5.5. Президиум считает важной инновацией СО РАН реализацию промышленного производства глубинной байкальской питьевой воды и рекомендует региональным и федеральным властным структурам создать необходимые условия для расширения этого производства до 50 млн литров в год.

6. Правовые аспекты охраны Байкала и устойчивого развития Байкальского региона.

Нормативно-правовая база охраны озера Байкал и хозяйственного освоения прибайкальской территории сегодня плохо работает; система нормативно-правовых актов по Байкалу недостаточна, зачастую противоречива и очень неустойчива. Следует методично работать по созданию положений, других подзаконных актов, в том числе с привлечением депутатов ГД РФ от прибайкальских регионов. Президиум отмечает необходимость серьезной корректировки нормативно-правовой базы охраны Байкала в свете новых данных о состоянии экосистемы озера, отмены ряда необоснованных запретов для того, чтобы обеспечить устойчивое развитие производительных сил Байкальского региона при строгом соблюдении требований закона РФ «Об охране озера Байкал» и обязательств, вытекающих из статуса озера как Участка мирового природного наследия.

6.1. Президиум СО РАН подтверждает свою точку зрения о необходимости создания Байкальской комиссии или другого органа, наделенного правами решения вопросов координации природоохранной деятельности на Прибайкальской территории на уровне субъектов федерации, различных федеральных и региональных ведомств.

6.2. В целях комплексного решения вопросов зонирования, охраны, освоения Байкальской природной территории, обратиться в Правительство РФ о необходимости пересмотра перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Постановлением 643 (утверждено в 2001 году), как противоречащего жизненным интересам коренного населения и препятствующего задачам развития территории на основе новых экологобезопасных технологий.

6.3. Президиум считает необходимым подготовить поправки к рассматриваемому Госдумой РФ федеральному закону № 583384 «О внесении изменений в законодательные акты…» в части научно-технической политики и природопользования и направить их в Госдуму и Правительство РФ.

Председатель Отделения
академик Н. Добрецов.
24 июня 2004 г.
г. Иркутск.

стр. 4

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?3+301+1