Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 31-32 (2467-2468) 13 августа 2004 г.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

Республика Тыва — самая молодая из суверенных республик в составе Российской Федерации — свое 60-летие она отмечает в 2004 году.

В. Лебедев,
д.г.-.м.н, директор ТувИКОПР СО РАН

Иллюстрация

Разнообразие и ценность полезных ископаемых, крупные промышленные запасы топливно-энергетического сырья, других природных ресурсов позволяют сопоставлять Туву по потенциальным возможностям с регионами-донорами Российской Федерации.

Несмотря на богатейшие природные ресурсы суммарной оценочной стоимостью превышающей 4500 млрд долларов, а также меры по совершенствованию структуры народно-хозяйственного комплекса, предпринимаемые Правительством Республики Тыва, социально-экономическое положение республики остается сложным. В период реформирования не удалось преодолеть ее отставание от среднего уровня развития других регионов России и высокую зависимость от федеральных дотаций. Это обусловлено крайне низким стартовым уровнем экономики Тувы, неразвитостью транспортных коммуникаций, деформированной структурой хозяйства, экстремальными природно-климатическими условиями. Существенное негативное влияние на состояние экономики Тувы оказали ухудшение межрегиональных связей и спад производства во всех отраслях агропромышленного комплекса, вызванный несбалансированной региональной экономической политикой.

Республика в территориальном разделении труда представлена, в основном, сырьевыми отраслями и находится на первой — пионерной стадии развития и формирования хозяйственного комплекса региона. Используемый национальный доход республики превышает произведенный в 1,5 раза. Это свидетельствует о пассивном экономическом балансе обмена продукцией с другими регионами страны.

Социальная инфраструктура Республики Тыва нуждается в интенсивном развитии. Показатели уровня жизни населения республики отстают от средних по России. Весьма существенен разрыв в части потребления некоторых продуктов питания (фрукты, овощи и др.). Значительны различия в обеспечении населения жильем, учреждениями просвещения и здравоохранения, культуры. Крайне низок уровень благоустройства жилого фонда, особенно, в сельской местности. По обеспеченности жилой площадью на одного проживающего в республике сохраняется тенденция отставания от Российской Федерации. Более половины школ республики размещается в помещениях, которые не соответствуют современным требованиям учебного процесса. Лишь 43% лечебно-профилактических учреждений обеспечены центральным отоплением, 36% — водопроводом, 22% — горячим водоснабжением, 31% — канализацией. Неудовлетворительна материально-техническая оснащенность учреждений науки и культуры, высших учебных заведений.

Для экономики Тувы наиболее узким местом является недостаточное количество квалифицированных специалистов промышленной ориентации. Результаты анкетирования и аттестации кадров в системе профессионально-технического, среднего специального и высшего образования республики свидетельствуют о низком уровне теоретической и практической подготовки значительной их части. Одной из главных причин этого является слабая подготовка учащихся в школах, что вызвано в первую очередь отставанием их материально-технического оснащения (особенно сельских школ) и недостаточной обеспеченностью преподавателями высокой квалификации. Решение проблемы подготовки специалистов и повышения их квалификации требует радикальных перемен в отношении федеральных исполнительных органов к системе народного образования с изменением принципов его финансового обеспечения. Минимально необходимые финансовые ресурсы на создание нормативных условий учебного процесса в школах Республики оцениваются в 2,5 млрд долларов.

16 марта 2003 года Правительством Республики Тыва принята Региональная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Тыва до 2010 года» (РЦП-2010), разработанная Международным фондом развития регионов (Москва) при участии ТувИКОПР СО РАН (Кызыл) и КНИИГиМС (Красноярск). Она включает: структурную перестройку экономики республики с целью резкого повышения объемов производства конкурентоспособной продукции; наращивание экспортных возможностей республики; решение проблем занятости населения; создание благоприятных условий для привлечения в экономику республики капиталов российских и зарубежных фирм.

Реализация этой программы, цена которой — более 38 млрд руб. с инвестиционной долей на освоение минеральных месторождений в 67%, позволит уже к 2010 году снизить объем федеральных субвенций на 70-75% за счет освоения ресурсных потенциалов и приоритетного развития топливно-энергетического, горно-металлургического, агрохимического комплексов и стройиндустрии.

Ресурсный потенциал топливно-энергетического комплекса в Республике представлен крупными запасами коксующихся и энергетических каменных углей Улуг-Хемского и Чааданского бассейнов. Из 20,2 млрд т прогнозных ресурсов 84% — это коксующиеся угли марок «Ж» (61%) и «ГЖ» (23%) общей ценностью не менее 720 млрд долларов, что свидетельствует о возможности организовать промышленную добычу высокосортного угля для производства металлургического кокса, углеродных материалов, моторных топлив, биогуматов, полимеров и других ценных товарных продуктов на сумму от 200 млн до 2-3 млрд долларов в год.

Потенциальные энергетические потребности Республики могут быть удовлетворены за счет гидроэнергетических ресурсов горных рек, а также нетрадиционных для Тувы видов энергии — солнечной и ветровой.

Ресурсный потенциал горно-металлургического комплекса, формирование которого рекомендуется осуществить на базе ГОКа «Тувакобальт», представлен собственными промышленными запасами комплексных серебро-золото-висмут-медно-никель-кобальтовых арсенидных руд. Имеются все необходимые предпосылки для создания высокорентабельного гидрометаллургического производства по выпуску кобальтовых солей, Cu-Ni-Co порошков, а также глубокой переработки гравитационных концентратов Тарданского золоторудного, Улуг-Танзекского тантал-ниобиевого, Терлигхаинского ртутного, Тастыгского литиевого, Кызыл-Таштыгского свинцово-цинкового и других месторождений дефицитных видов минерального сырья с выпуском товарных продуктов суммарной ценностью не менее 740 млн долларов в год.

Ресурсный потенциал агрохимического комплекса характеризуется наличием многочисленных, но недостаточно изученных месторождений агрорудного сырья (Каменное — цеолитов, Эрзинское — фосфоритов, Тоджинские — торфа и др). В связи с засушливостью климата и низким качеством почв остро стоит проблема улучшения их плодородия за счет мелиорации и удобрения земель. Внедрение интенсивных методов мясного и молочного производства и птицеводства также нуждается в использовании минеральных кормовых добавок, минимальные среднегодовые потребности в которых оцениваются в 5 млн долларов. Республика в состоянии обеспечить себя необходимым количеством природных удобрений (цеолитов, фосфоритов, торфа, извести, биогуматов и др.) с перспективой их применения для улучшения плодородия почв, для подкормки домашних животных и птиц, очистки бытовых и промышленных стоков.

Ресурсный потенциал стройиндустрии на основе освоения местного минерального сырья в состоянии обеспечить выпуск: 115-120 тыс.т высокосортного асбестового волокна суммарной ценностью 6 млн долларов в год. При дальнейшем развитии комплекса стройиндустрии и внедрении уже разработанных экологически безопасных высокоэффективных новейших технологий по переработке отходов асбестообогащения с производством чистых и сверхчистых оксидов кремния и магния, пеноасбеста и других теплоизоляционных материалов из несортовой асбест-массы, а также стекла, цемента, керамических изделий, облицовочных материалов и пигментов возможен выпуск товарной продукции стоимостью 240 млн долларов в год.

Механизм реализации мероприятий по укреплению промышленного потенциала Республики Тыва предусматривает создание предпосылок и определение приоритетов в поэтапном реформировании народно-хозяйственного комплекса. Прикладные научные исследования и разработки должны быть нацелены: на создание гибких наукоемких производств по глубокой переработке природных ресурсов; на использование современных информационных технологий и информационно-управляющих систем; на оценку степени антропогенного прессинга на природную среду; на создание правовой базы экономической деятельности в регионе, в первую очередь — принятия Закона об особом режиме природопользования на территории Республики Тыва.

На первом этапе структурного реформирования до 2005 года приоритет отдается аграрно-промышленному сектору, при условии рационального использования аратских традиций и навыков при внедрении интенсивных технологий животноводства. Особое внимание уделяется отраслям, перерабатывающим местное сельскохозяйственное сырье, в том числе поставляемое из Монголии. Учитывается то, что численность занятых в сельском хозяйстве вырастет к 2005 г. до 33300 человек, из которых более 60% — это молодежь в возрасте до 30 лет. Удельный вес легкой промышленности в структуре народного хозяйства Тувы возрастет с 4,7% (1999 г.) до 14,9% в 2005 г. Это создаст предпосылки создания новой отрасли, ориентированной на удовлетворение рыночного спроса в товарах народного потребления. Получит свое развитие пищевая отрасль, ее долю необходимо увеличить в 1,5 раза. Кроме того, прогнозируется динамичное развитие строительных мощностей для реализации программ сельского строительства.

Горнодобывающая отрасль на первом этапе ориентирована на освоение малотоннажных месторождений дефицитных видов полезных ископаемых и коксующихся углей, а также расширение смежных и обслуживающих производств и отраслей. Приоритетным направлением должны стать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по созданию технологий «ноу-хау» и соответствующей аппаратуры для глубокой комплексной переработки минерального сырья и техногенных отходов горнопромышленного комплекса.

Особую роль на первом этапе укрепления и развития экономики Тувы может сыграть реализация предложения Научно-инженерного центра «Цеосит» ИК СО РАН о строительстве завода по производству углеродных адсорбентов различной емкости, высокооктановых марок неэтилированного бензина и авиационного керосина из коксующихся и энергетических углей Улуг-Хемского бассейна. При капитальных вложениях 120 млн долларов в течение трех лет возможна организация производства с выпуском товарной продукции в количестве: 80 тыс.т бензина марок А-92 — 95 и 20 тыс. т авиационного топлива ТТ30; 25 тыс.т пропан-бутановой смеси; 21 тыс.т диоксида углерода; 319 млн квт.-час. электроэнергии; 882 тыс. Гкал теплофикационной воды. В результате строительства такого завода в г.Кызыле, где имеется развитая инфраструктура и действующий Каа-Хемский угольный разрез, затраты на строительство и ввод завода в эксплуатацию могут окупиться за 3 года, а кроме обеспечения потребностей республики в бензине будут решены следующие проблемы:

— Стабильное развитие угольной отрасли и превращение ее в рентабельную с доведением мощности разреза Каа-Хемский до 950 тыс.т/год с одновременной утилизацией некондиционных углей — источника пожаров в отвалах и загрязнения окружающей среды.

— Перекрытие 70% потребностей Республики Тыва в электроэнергии.

— Обеспечение 70% потребностей г. Кызыла в теплоносителях без строительства дополнительной ТЭЦ и при одновременном снижении загрязнения воздушного бассейна столицы Тувы продуктами неполного сгорания углей (сажа, формальдегиды и пр.).

— Перевод экологически неблагополучных котельных, части общественного транспорта и частных домов, расположенных в центральных районах г. Кызыла, на газ и, как результат,  — значительное уменьшение уровня загрязнения окружающей среды продуктами недожога каменного угля.

— Снижение уровня загрязнения воздушного бассейна выбросами свинца автомобильным транспортом от сжигания этилированного бензина.

— Достижение существенного увеличения налоговых поступлений в бюджет и значительное снижение уровня федеральной зависимости Республики Тыва.

На втором этапе экономика республики будет укрепляться как за счет вовлечения в промышленное освоение крупномасштабных месторождений полезных ископаемых, так и за счет интенсификации сельскохозяйственного производства, дальнейшего развития индустрии туризма.

стр. 9

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+301+1