ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Республика Тыва самая молодая из суверенных республик в
составе Российской Федерации свое 60-летие она отмечает в 2004
году.
В. Лебедев, д.г.-.м.н, директор ТувИКОПР СО РАН
Разнообразие и ценность полезных ископаемых, крупные промышленные
запасы топливно-энергетического сырья, других природных ресурсов
позволяют сопоставлять Туву по потенциальным возможностям с
регионами-донорами Российской Федерации.
Несмотря на богатейшие природные ресурсы суммарной оценочной
стоимостью превышающей 4500 млрд долларов, а также меры по
совершенствованию структуры народно-хозяйственного комплекса,
предпринимаемые Правительством Республики Тыва,
социально-экономическое положение республики остается сложным. В
период реформирования не удалось преодолеть ее отставание от
среднего уровня развития других регионов России и высокую
зависимость от федеральных дотаций. Это обусловлено крайне низким
стартовым уровнем экономики Тувы, неразвитостью транспортных
коммуникаций, деформированной структурой хозяйства,
экстремальными природно-климатическими условиями. Существенное
негативное влияние на состояние экономики Тувы оказали ухудшение
межрегиональных связей и спад производства во всех отраслях
агропромышленного комплекса, вызванный несбалансированной
региональной экономической политикой.
Республика в территориальном разделении труда представлена, в
основном, сырьевыми отраслями и находится на первой пионерной
стадии развития и формирования хозяйственного комплекса региона.
Используемый национальный доход республики превышает
произведенный в 1,5 раза. Это свидетельствует о пассивном
экономическом балансе обмена продукцией с другими регионами
страны.
Социальная инфраструктура Республики Тыва нуждается в интенсивном
развитии. Показатели уровня жизни населения республики отстают от
средних по России. Весьма существенен разрыв в части потребления
некоторых продуктов питания (фрукты, овощи и др.). Значительны
различия в обеспечении населения жильем, учреждениями просвещения
и здравоохранения, культуры. Крайне низок уровень благоустройства
жилого фонда, особенно, в сельской местности. По обеспеченности
жилой площадью на одного проживающего в республике сохраняется
тенденция отставания от Российской Федерации. Более половины школ
республики размещается в помещениях, которые не соответствуют
современным требованиям учебного процесса. Лишь 43%
лечебно-профилактических учреждений обеспечены центральным
отоплением, 36% водопроводом, 22% горячим водоснабжением,
31% канализацией. Неудовлетворительна материально-техническая
оснащенность учреждений науки и культуры, высших учебных
заведений.
Для экономики Тувы наиболее узким местом является недостаточное
количество квалифицированных специалистов промышленной
ориентации. Результаты анкетирования и аттестации кадров в
системе профессионально-технического, среднего специального и
высшего образования республики свидетельствуют о низком уровне
теоретической и практической подготовки значительной их части.
Одной из главных причин этого является слабая подготовка учащихся
в школах, что вызвано в первую очередь отставанием их
материально-технического оснащения (особенно сельских школ) и
недостаточной обеспеченностью преподавателями высокой
квалификации. Решение проблемы подготовки специалистов и
повышения их квалификации требует радикальных перемен в отношении
федеральных исполнительных органов к системе народного
образования с изменением принципов его финансового обеспечения.
Минимально необходимые финансовые ресурсы на создание нормативных
условий учебного процесса в школах Республики оцениваются в 2,5
млрд долларов.
16 марта 2003 года Правительством Республики Тыва принята
Региональная целевая программа «Социально-экономическое развитие
Республики Тыва до 2010 года» (РЦП-2010), разработанная
Международным фондом развития регионов (Москва) при участии
ТувИКОПР СО РАН (Кызыл) и КНИИГиМС (Красноярск). Она включает:
структурную перестройку экономики республики с целью резкого
повышения объемов производства конкурентоспособной продукции;
наращивание экспортных возможностей республики; решение проблем
занятости населения; создание благоприятных условий для
привлечения в экономику республики капиталов российских и
зарубежных фирм.
Реализация этой программы, цена которой более 38 млрд руб. с
инвестиционной долей на освоение минеральных месторождений в 67%,
позволит уже к 2010 году снизить объем федеральных субвенций на
70-75% за счет освоения ресурсных потенциалов и приоритетного
развития топливно-энергетического, горно-металлургического,
агрохимического комплексов и стройиндустрии.
Ресурсный потенциал топливно-энергетического комплекса в
Республике представлен крупными запасами коксующихся и
энергетических каменных углей Улуг-Хемского и Чааданского
бассейнов. Из 20,2 млрд т прогнозных ресурсов 84% это
коксующиеся угли марок «Ж» (61%) и «ГЖ» (23%) общей ценностью не
менее 720 млрд долларов, что свидетельствует о возможности
организовать промышленную добычу высокосортного угля для
производства металлургического кокса, углеродных материалов,
моторных топлив, биогуматов, полимеров и других ценных товарных
продуктов на сумму от 200 млн до 2-3 млрд долларов в год.
Потенциальные энергетические потребности Республики могут быть
удовлетворены за счет гидроэнергетических ресурсов горных рек, а
также нетрадиционных для Тувы видов энергии солнечной и
ветровой.
Ресурсный потенциал горно-металлургического комплекса,
формирование которого рекомендуется осуществить на базе ГОКа
«Тувакобальт», представлен собственными промышленными запасами
комплексных серебро-золото-висмут-медно-никель-кобальтовых
арсенидных руд. Имеются все необходимые предпосылки для создания
высокорентабельного гидрометаллургического производства по
выпуску кобальтовых солей, Cu-Ni-Co порошков, а также глубокой
переработки гравитационных концентратов Тарданского
золоторудного, Улуг-Танзекского тантал-ниобиевого,
Терлигхаинского ртутного, Тастыгского литиевого,
Кызыл-Таштыгского свинцово-цинкового и других месторождений
дефицитных видов минерального сырья с выпуском товарных продуктов
суммарной ценностью не менее 740 млн долларов в год.
Ресурсный потенциал агрохимического комплекса характеризуется
наличием многочисленных, но недостаточно изученных месторождений
агрорудного сырья (Каменное цеолитов, Эрзинское фосфоритов,
Тоджинские торфа и др). В связи с засушливостью климата и
низким качеством почв остро стоит проблема улучшения их
плодородия за счет мелиорации и удобрения земель. Внедрение
интенсивных методов мясного и молочного производства и
птицеводства также нуждается в использовании минеральных кормовых
добавок, минимальные среднегодовые потребности в которых
оцениваются в 5 млн долларов. Республика в состоянии обеспечить
себя необходимым количеством природных удобрений (цеолитов,
фосфоритов, торфа, извести, биогуматов и др.) с перспективой их
применения для улучшения плодородия почв, для подкормки домашних
животных и птиц, очистки бытовых и промышленных стоков.
Ресурсный потенциал стройиндустрии на основе освоения местного
минерального сырья в состоянии обеспечить выпуск: 115-120 тыс.т
высокосортного асбестового волокна суммарной ценностью 6 млн
долларов в год. При дальнейшем развитии комплекса стройиндустрии
и внедрении уже разработанных экологически безопасных
высокоэффективных новейших технологий по переработке отходов
асбестообогащения с производством чистых и сверхчистых оксидов
кремния и магния, пеноасбеста и других теплоизоляционных
материалов из несортовой асбест-массы, а также стекла, цемента,
керамических изделий, облицовочных материалов и пигментов
возможен выпуск товарной продукции стоимостью 240 млн долларов в
год.
Механизм реализации мероприятий по укреплению промышленного
потенциала Республики Тыва предусматривает создание предпосылок и
определение приоритетов в поэтапном реформировании
народно-хозяйственного комплекса. Прикладные научные исследования
и разработки должны быть нацелены: на создание гибких наукоемких
производств по глубокой переработке природных ресурсов; на
использование современных информационных технологий и
информационно-управляющих систем; на оценку степени
антропогенного прессинга на природную среду; на создание правовой
базы экономической деятельности в регионе, в первую очередь принятия
Закона об особом режиме природопользования на территории
Республики Тыва.
На первом этапе структурного реформирования до 2005 года
приоритет отдается аграрно-промышленному сектору, при условии
рационального использования аратских традиций и навыков при
внедрении интенсивных технологий животноводства. Особое внимание
уделяется отраслям, перерабатывающим местное сельскохозяйственное
сырье, в том числе поставляемое из Монголии. Учитывается то, что
численность занятых в сельском хозяйстве вырастет к 2005 г. до
33300 человек, из которых более 60% это молодежь в возрасте до
30 лет. Удельный вес легкой промышленности в структуре народного
хозяйства Тувы возрастет с 4,7% (1999 г.) до 14,9% в 2005 г. Это
создаст предпосылки создания новой отрасли, ориентированной на
удовлетворение рыночного спроса в товарах народного потребления.
Получит свое развитие пищевая отрасль, ее долю необходимо
увеличить в 1,5 раза. Кроме того, прогнозируется динамичное
развитие строительных мощностей для реализации программ сельского
строительства.
Горнодобывающая отрасль на первом этапе ориентирована на освоение
малотоннажных месторождений дефицитных видов полезных ископаемых
и коксующихся углей, а также расширение смежных и обслуживающих
производств и отраслей. Приоритетным направлением должны стать
научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по
созданию технологий «ноу-хау» и соответствующей аппаратуры для
глубокой комплексной переработки минерального сырья и техногенных
отходов горнопромышленного комплекса.
Особую роль на первом этапе укрепления и развития экономики Тувы
может сыграть реализация предложения Научно-инженерного центра
«Цеосит» ИК СО РАН о строительстве завода по производству
углеродных адсорбентов различной емкости, высокооктановых марок
неэтилированного бензина и авиационного керосина из коксующихся и
энергетических углей Улуг-Хемского бассейна. При капитальных
вложениях 120 млн долларов в течение трех лет возможна
организация производства с выпуском товарной продукции в
количестве: 80 тыс.т бензина марок А-92 95 и 20 тыс. т
авиационного топлива ТТ30; 25 тыс.т пропан-бутановой смеси;
21 тыс.т диоксида углерода; 319 млн квт.-час. электроэнергии;
882 тыс. Гкал теплофикационной воды. В результате строительства
такого завода в г.Кызыле, где имеется развитая инфраструктура и
действующий Каа-Хемский угольный разрез, затраты на строительство
и ввод завода в эксплуатацию могут окупиться за 3 года, а кроме
обеспечения потребностей республики в бензине будут решены
следующие проблемы:
Стабильное развитие угольной отрасли и превращение ее в
рентабельную с доведением мощности разреза Каа-Хемский
до 950 тыс.т/год с одновременной утилизацией некондиционных углей источника
пожаров в отвалах и загрязнения окружающей среды.
Перекрытие 70% потребностей Республики Тыва в электроэнергии.
Обеспечение 70% потребностей г. Кызыла в теплоносителях без
строительства дополнительной ТЭЦ и при одновременном снижении
загрязнения воздушного бассейна столицы Тувы продуктами неполного
сгорания углей (сажа, формальдегиды и пр.).
Перевод экологически неблагополучных котельных, части
общественного транспорта и частных домов, расположенных в
центральных районах г. Кызыла, на газ и, как результат,
значительное уменьшение уровня загрязнения окружающей среды
продуктами недожога каменного угля.
Снижение уровня загрязнения воздушного бассейна выбросами
свинца автомобильным транспортом от сжигания этилированного
бензина.
Достижение существенного увеличения налоговых поступлений в
бюджет и значительное снижение уровня федеральной зависимости
Республики Тыва.
На втором этапе экономика республики будет укрепляться как за
счет вовлечения в промышленное освоение крупномасштабных
месторождений полезных ископаемых, так и за счет интенсификации
сельскохозяйственного производства, дальнейшего развития
индустрии туризма.
стр. 9
|