Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 39 (2475) 1 октября 2004 г.

МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ПО ИНТЕРНЕТ-ОБРАЗОВАНИЮ

О словацком городе Кошице я впервые прочитала в электронных новостях в начале 2004 года: было объявлено, что именно там пройдет очередная Международная конференция по интернет-образованию. Ее проводит хорошо известная в нашей стране организация IEARN — «Международное образование и ресурсы компьютерной сети» (www.iearn.org). Ежегодно выбирается новая страна: в 2002 году конференция проходила в Москве, в 2003 году — в Японии. И вот — Словакия. Было заранее объявлено о том, что все педагоги, активно участвующие в проектах, могут подать работы на конкурс, попытать свое счастье в получении стипендии IEARN, то есть гранта на поездку. Я отослала эссе и требуемые данные о себе, ссылки на проекты. Весной пришло сообщение о том, что грант я получила.

Нина Коптюг,
преподаватель английского языка школы-лицея № 130,
новосибирский Академгородок

В оставшиеся до конференции месяцы мы обсуждали с оргкомитетом и с партнерами по проектам, какие мастерские я могла бы провести сама, а какие — совместно с другими педагогами. Я заявила мастерскую «ИКТ и интернет-ресурсы для педагогов». Кроме того мне предложили вести мастерские по четырем большим проектам, в которых наша школа-лицей № 130 участвует уже несколько лет, а также выступить на пленарном заседании. Подумав, я согласилась. Нагрузка получилась большая, но хотелось побольше рассказать о России, о Сибири, показать презентации по проектам.

Иллюстрация
Автор статьи Нина Коптюг и директор IEARN Эдвин Грэгерт.

Итак, 11 июля 2004 года, открытие конференции. С традиционным приветствием к собравшимся обратился Питер Копен, инициатор создания IEARN. Именно г-н Копен в 1987 году проявил инициативу об обмене посланиями по электронной почте между 12 школами США и 12 школами России и с помощью органов народного образования двух стран воплотил её в жизнь.

На 1 Международной конференции IEARN в 1993 году были представители всего пяти стран, а сейчас в международных проектах, проводимых IEARN через интернет, участвуют почти все страны мира. Г-н Копен рассказал нам об истории организации, предложил вспомнить самые замечательные моменты, связанные с проектной деятельностью, и поделиться своими мыслями с присутствующими.

Д-р Джеймс Мартин (США) выступил с большой лекцией о глобальных проблемах, стоящих сегодня перед человечеством, в том числе о загрязнении окружающей среды, о разрыве между бедными и богатыми странами, о терроризме, о побочных эффектах, связанных с развитием науки и техники. Несмотря на множество отрицательных примеров д-р Мартин сделал вывод: молодежь сумеет справиться со всеми проблемами, если будет действовать сообща, независимо от расы, религии, языка, географического положения своих стран.

Пожалуй, одним из самых впечатляющих моментов первого дня работы конференции стал парад национальных костюмов. По просьбе оргкомитета многие участники привезли национальные наряды и вышли в них на сцену, так что получилось красочное действо.

Вторая половина дня была целиком отведена под секционные заседания, или мастерские. Всего за пять дней было проведено 123 мастерских — workshops. Заметно было, что конференция далеко не первая, собравшиеся знают, о чем идет речь, да и друг с другом знакомы если не реально, то виртуально. Вся работа легко структурировалась. Было много опытных педагогов, ведущих секции, но также много людей приехало из стран, где интернет-проектами занимаются год-два или только хотят наладить подобную деятельность. Все мастерские я бы условно поделила на три направления: интеграция информационно-компьютерных технологий в учебный процесс, современные проблемы, интернет-проекты.

Интеграция ИКТ в учебный процесс

Если пару лет назад таких мастерских было немного, то в этом году выбор был очень велик. Я сходила на выступление специалистов из Египта, послушала, как они налаживают работу по проектам, каким образом используют новейшие технологии в процессе обучения и тестирования, какие видят перспективы. Кстати, делегация Египта была одной из самых больших, 26 человек. Для сравнения: из США приехали 76 человек, с Тайваня — 32, из России — 23 участника. Многие страны были представлены одним-двумя делегатами.

Традиционно сотрудники IEARN проводят несколько мастерских для тех, кто желает принимать участие в проектной деятельности, но пока не знает, как в нее включиться. Слушателям показывают интернет-форумы, объясняют, как происходит обмен мнениями, выдают имя пользователя и пароль, подписывают на электронные новости.

На мою мастерскую «ИКТ в образовании» собралось довольно много желающих узнать, как обстоят дела в России, какие ресурсы я лично считаю очень хорошими, удобными и какие из них полностью бесплатны, а какие предполагают символическую плату. Мне помогло то, что уже много лет я постоянно пишу об использовании ИКТ в образовании, печатаюсь в «Учительской газете», в газете «Наука в Сибири», в сети и за рубежом. Рассказала, как публикации в прессе помогают не только популяризировать идею использования ИКТ в образовании, но и находить единомышленников. Особенный интерес вызвало упоминание о том, что у нас в стране проводятся различные педагогические конкурсы, пришлось подробнее остановиться на теме, я показала свои материалы по Всероссийскому методическому конкурсу «Сто друзей», в котором заняла первое место. Кстати, полученный за публикацию призовой работы гонорар помог мне покрыть неизбежные расходы на поездку, что тоже заинтересовало участников мастерской. Я посоветовала не стесняться, посылать свои работы на различные конкурсы как у себя в стране, так и на международные.

Современные проблемы

Несколько мастерских были обозначены назывными предложениями. «Руки прочь!» — преподавание основ гражданского законодательства в начальной школе. «Загрязнение окружающей среды» — как бороться с мусором. «Покончим с малярией» — проблемы Ботсваны. «Что мы знаем о СПИДе, о ВИЧ, как с ними бороться» — 15 европейских школ. «Покончим с наркотиками» — все страны. Заметно, что проблемные мастерские не делают различия между странами и континентами, старшеклассники участвуют в них наравне со взрослыми. Наркомания, СПИД, подростковая преступность и подростковая беременность являются реальностью не только для стран третьего мира, но и развитых стран Европы, Америки. На конференции говорилось о том, какую огромную роль уже играет и может сыграть всемирная сеть, новейшие технологии в образовании как со знаком плюс, так и со знаком минус. Роль взрослых педагогов здесь понятна и не требует разъяснений, мы должны помочь молодежи справиться с трудностями, избежать опасностей.

Проектные мастерские

Все упоминаемые здесь проекты, адреса и правила участия находятся на основном сайте IEARN (www.iearn.org).

И все же основная цель IEARN — совместная работа над проектами, обмен информацией, использование ИКТ на занятиях, интеграция ИКТ и проектной деятельности в обычную школьную программу. «Мы способны изменить мир» — один из постоянных лозунгов организации «Международное образование и ресурсы компьютерной сети».

Смотрю в программу, понедельник, день первый. Веду мастерскую «Мы заботимся о мире» с Кристи Реннебом Франц из США. К нашему удивлению, среди гостей оказался и г-н Копен, пояснил, что хочет посмотреть и послушать, как мы работаем с детьми в начальной школе, чем наш простенький проект помогает детям. Кристи привезла множество рисунков, а я — презентацию. Показала созданный в школе-лицее № 130 в 1998 году сайт. Дети рисуют, что хотят, передавая свое видение мира, свое понимание идеи проекта. Каждый выражает свои мысли и чувства в меру способностей и возможностей. Под рисунком — краткий текст, обычно на двух языках, на родном и английском. Малыши любят рассматривать работы, помещенные на сайте, оставляют отзывы в Гостевой книге, но они обожают пересылать и получать реальные рисунки по почте. Пусть это не так быстро, как интернет, зато есть возможность неторопливо ознакомиться с работами сверстников в классе, обсудить все с учительницей, сделать выставку в своей школе. Я показала самые яркие, самые красивые рисунки через проектор, на большом экране они смотрелись просто замечательно.

Бегом в другой кабинет. «Круги обучения», ведет Барри Крамер (США). Мы с ним вели мастерскую два года назад в Москве. Этот проект для детей постарше. Координаторы составляют расписание, присылают учителям формы, помогают соединиться школам, заинтересованным в той или иной тематике. В течение полугода школьники обмениваются посланиями, например, о родных местах, о своих интересах, о будущей профессии. Пишут письма по электронной почте, создают свой собственный сайт, когда могут, печатают книжечку.

О взаимосвязи школьных предметов говорил Чарльз Брустер (Великобритания) на секции под названием «Наука — окружающая среда — математика и ИКТ в преподавании». Вообще, математика и информатика доминируют среди дисциплин, традиционно связанных с ИКТ, хотя первое место все же занимают иностранные языки. Правда, как и у нас, многие преподаватели иностранных языков сетовали на то, что в школах сегодня по-прежнему считают: компьютер - инструмент для уроков информатики, а не для уроков гуманитарного цикла. Многим педагогам приходится вести проектную деятельность как внеклассную работу, поэтому в кулуарах мы подолгу обсуждали, кому и как удается вводить ИКТ в программу, делать новейшие технические средства частью обычного урока.

Вторник. Веду мастерскую «Наука в мире». Показываю сайт, рассказываю, как сделать уроки исследования частью учебного плана, раздаю листовки, предоставленные организацией «Наука в мире», которая базируется в Великобритании (www.scienceacross.org). История о том, как мои старшеклассники сделали исследование о переменах климата, подобрали в русском языке выражения, связанные с климатом и погодой, перевели их на английский язык, сделали собственный сайт, отослали работу на международный конкурс и вошли в пятерку победителей, вызывает живейший интерес. Начинаем вместе считать, сколько же предметов было задействовано: русский, литература, английский, география, история, экология, информатика, математика… Коллеги интересуются, были ли среди ребят «отказники», то есть те, кто не захотел участвовать в проекте. Нет, таких не было. Предлагаемые темы близки всем педагогам и школьникам, методика проведения проекта достаточно проста, взаимный обмен сведениями очень полезен. Например, читая, что пишут ребята из Сенегала, мы узнали, что среднегодовая температура у них 23-25 градусов. А у нас в Сибири? Попутно далеко не впервые развеиваю миф о том, что в Сибири круглый год зима.

Следующую мастерскую ведем вместе с Вирджинией Кинг (Австралия). Вирджиния — бессменный руководитель проекта «Lewin». Это слово читается «люин», на языке австралийских аборигенов означает «послание». Школьники пишут стихи, рассказы, монологи, диалоги. Проект предоставляет полную свободу выражения, с одним ограничением: думай, какое послание ты хочешь передать миру. Координаторы проекта регулярно получают грант на публикацию книги, которую затем рассылают по всему свету.

Среда. День экскурсий и общения. Кто-то поехал в Татры, кто-то в пещеры, кто-то смотреть развалины древнего замка. Многие пошли гулять по городу, он оказался сказочно красивым, дома 17-19 веков, в голове сразу всплывает фраза «пряничный домик». Главная улица отдана пешеходам, тихо, спокойно, чисто. Между театром и католическим собором — музыкальный фонтан, вечером цветомузыка, люди бродят вокруг или сидят на скамейках, наслаждаясь теплым вечером. Вечером общаемся с группой из Уэльса: четыре учителя и четверо ребят. Рассказывают, что старшеклассники впервые выехали за пределы своего родного городка, им все интересно, держатся рядом, от взрослых не отходят. По-английски говорят очень напевно, удивляются, когда я это отмечаю — оказывается, в Великобритании им говорят то же самое. Говорят по-уэльски, я пытаюсь воспроизвести, но гортанные звуки не получаются. Учительница Майр Льюис рассказывает про свой колледж, где учатся только старшеклассники, про традиции Уэльса, а также о том, какую презентацию будут делать ее ученики. Оказывается, старшеклассники делают проект по экологии, мы тут же договариваемся о сотрудничестве и обмене информацией. Стоит двинуться с места, встречаем своих коллег, все гуляют. Обсуждаем планы на завтра, сверяем расписание по программе, кто куда может прийти, кого что интересует.

Четверг. Это мой самый насыщенный день: утром выступаю на пленарном заседании, к концу дня в течение двух часов веду мастерскую для педагогов. В промежутках бегаю на другие секции.

Очень интересную презентацию делает журнал «Нэшнл джиогрэфик». Я подписана на электронный вариант журнала, но послушать «вживую», конечно, интересно. Зайдите на его сайт, там выложена масса учебных программ, предлагаются конкурсы, проекты.

На следующей мастерской Вильям Дагган (США) рассказывает о том, как создается цифровое видео, снимает происходящее на конференции, а на закрытии показывает нам готовый продукт, то есть фильм о нас. Многие не видели, что их снимают, так что в зале возникает оживление, смех. Мистер Дагган готов сотрудничать с IEARN, учить детей, как создавать цифровое видео, объяснять азы работы в СМИ.

Пятница. Веду две проектные мастерские. «Законы жизни» — давно знакомый и любимый проект, но я впервые веду заседание сама. Рассказываю о проекте. В 1987 году фонд сэра Джона Темплтона организовал конкурс сочинений в США, учредил призы для школьников. С появлением и развитием IEARN проект вырос, в нем участвуют более 30 стран. В течение учебного года школьники помещают свои эссе, стихи, размышления на сайте, пишут, как они понимают выражение «Законы жизни», в чем состоят жизненные ценности. Здесь важно то, что допускаются любые идеи, лишь бы они были выражены в духе взаимопонимания и уважения. В конце учебного года работы публикуются в книге, деньги на которую также отпускает фонд Темплтона. В текущем году грант на публикацию получила Украина, Наташа Чередниченко раздала книгу участникам, рассказала, как велась работа. Важной частью проекта является написание отзыва. Никто никого не обязывает, но учитель-руководитель поощряет детей: тебя заинтересовала работа сверстника из другой страны, ты почувствовал в душе отклик - напиши, помести на сайте. Так формируются навыки межкультурного общения, стимулируется желание побольше узнать друг о друге.

«Местная история» — также проект, имеющий многолетнюю историю. Став глобальным координатором, при поддержке областного Центра информационных технологий я создала сайт, где учащиеся помещают свои работы, читают труды сверстников, откликаются на них, задают вопросы.

* * *

Все 123 секции, конечно, не опишешь. Те, кого заинтересовала эта информация, могут написать мне, я всегда отвечаю.

В заключение хочется отметить большую работу, проделанную организаторами конференции, всеми взрослыми участниками для того, чтобы состоялся параллельно проводившийся Саммит молодежи. Каждый день приехавших на конференцию школьников собирали вместе заниматься делом. Ребята подружились за неделю, подготовили прекрасное представление, которое показали на закрытии. В течение всего учебного года в интересах будущей конференции работала команда словацких учителей, студентов и школьников во главе с Катариной и Джейсоном Гербер.

Конференция IEARN-2004 явно удалась.

http://www.sch130.nsc.ru
е-mail: koptyug@sch130.nsc.ru

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?17+305+1