Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 47 (2483) 3 декабря 2004 г.

ЗАЧЕМ НГУ ПЕРЕХОДИТЬ В СО РАН?

Из доклада ректора НГУ чл.-корр. РАН Н. Диканского.

Иллюстрация

9 января 1958 года вышло постановление Совета Министров СССР (№ 31) об организации Новосибирского государственного университета. Приказом по министерству высшего образования от 19 мая 1959 г. за университетом было закреплено право работать по индивидуальным планам. С 1980 года НГУ получил статус базового вуза по оптимизации форм взаимодействия высшей школы и СО АН СССР, направленных на развитие научных исследований и совершенствование системы подготовки специалистов для науки.

Главные принципы, на которых выстраивалась образовательная система НГУ, были позаимствованы в МФТИ. На начальном этапе подготовки специалистов в НГУ была использована так называемая «система физтеха». Однако, уже начиная с 1962 г. эта система была дополнена сначала олимпиадной системой отбора абитуриентов, а впоследствии физико-математической школой-интернатом. В НГУ спектр преподаваемых наук значительно шире, чем в МФТИ, поэтому «система физтеха «плюс» была распространена на другие науки: химические, физико-математические, биологические, геологические, гуманитарные и пр. Количество школьников, охватываемых этой системой, превышает 35 000 человек ежегодно.

В настоящее время система НГУ — СО РАН, по-видимому, самая совершенная по подготовке специалистов для науки и высоких технологий в России. Она включает в себя олимпиадный отбор, довузовскую подготовку (школа-интернат ФМШ, высший колледж информатики), а также заочные школы по математике, физике, химии, биологии, экономике, гуманитарным наукам и пр. Ранее эффективно работала система переподготовки учителей, которые активно участвовали в подготовке школьников — победителей олимпиад. Однако из-за нехватки средств в 90-х годах система переподготовки прекратила свое существование.

Фундаментальность образования и постоянная модернизация курсов поддерживается научными сотрудниками РАН — штатными преподавателями университета и совместителями. Как правило, они являются руководителями практики и дипломных работ, но у студентов есть возможность выбрать себе научного руководителя среди 4 000 сотрудников Новосибирского научного центра.

Академгородок, являясь кампусом НГУ, обеспечивает тесное взаимодействие академических институтов, а так же реализацию междисциплинарных проектов научных сотрудников и студентов.

Колоссальное преимущество НГУ — «штучная» подготовка специалистов, или малые группы подготовки. Сейчас соотношение преподавателей и студентов в НГУ составляет 1 к 10, но университет всячески стремится приблизиться по данному показателю к системе некоторых столичных вузов, где это соотношение составляет 1 к 4. За счет вложения внебюджетных средств этот показатель в НГУ достигает соотношения 1 преподаватель на 6 студентов. Получается, что «платные» студенты частично оплачивают высокое качество подготовки студентов, обучающихся на бюджетной основе.

На всех этапах обучения — от ФМШ до аспирантуры — у молодежи развивается независимость мышления, прививается творческий подход и инновационная культура. Подготовка исследователей ведется по 67 специальностям. НГУ и СО РАН — единый организм: из 111 кафедр более 80 базируются в институтах РАН и несколько кафедр размещено в Медакадемии.

Выпускники НГУ составляют более 40% от числа всех научных сотрудников СО РАН, а в ННЦ этот показатель значительно выше. Более 4 тысяч защитили кандидатские диссертации, свыше тысячи стали докторами наук, среди окончивших НГУ — более 100 лауреатов Ленинских и Государственных премий, премий Совета Министров СССР и РСФСР, президентских премий в области науки и образования и т.д. В Российскую академию наук избран 41 выпускник НГУ. Университет обеспечивает кадрами не только СО РАН, но и СО РАМН, ГНЦ «Вектор», СО РАСХН.

Несмотря на тесную интеграцию с научными учреждениями, университет имеет и свою собственную научно-исследовательскую базу. На различных кафедрах выполняется более 250 научно-исследовательских интеграционных работ; в бюджетных, российских и международных проектах работают вместе студенты, профессора и члены Академии.

Финансирование научно-исследовательской работы НГУ осуществляется из различных источников, в том числе и из Федерального агентства по образованию, и нужно предусмотреть меры, чтобы в связи с переходом в СО РАН не потерять эту часть финансирования.

С 1997 г. проведение олимпиад и конференций для школьников и студентов, учебные практики и экспедиции, довузовская подготовка, издание учебников и монографий, публикации статей и тезисов, создание учебно-научных центров и центров коллективного пользования финансировались министерством в рамках программы «Интеграция». Возникает вопрос не прекратится ли поступление этих средств в связи с переходом НГУ в РАН?

НГУ де-факто является частью СО РАН. Зачем же тогда НГУ переходит в СО РАН? Главные причины — недостаточное финансирование, которое тормозит развитие университета, и нехватка учебных площадей. По международным стандартам НГУ является уникальным вузом, который готовит высококвалифицированных исследователей для науки и высоких технологий. Для Федерального агентства по образованию НГУ — один из 350 вузов, да еще и не столичный. Есть надежда, что СО РАН, который кровно заинтересован в результатах деятельности НГУ, приложит больше усилий в решении финансовых и других проблем.

Создание на базе ННЦ территории инновационного развития предполагает увеличение количества студентов в университете (в том числе, по линии магистратуры, аспирантуры, а также охваченных поствузовской подготовкой и переподготовкой). Но учебные корпуса университета уже сейчас перегружены. НГУ нужен главный корпус, нужны дополнительные учебные площади. Для того чтобы начать строительство, нужно будет объединить усилия университета и СО РАН, города и области, чтобы привлечь финансовые средства из федерального бюджета. Есть надежда, что с помощью СО РАН будет решена проблема оснащения НГУ приборами и оборудованием. Единая инфраструктура сэкономит средства, которые выплачиваются университетом за аренду помещений в институтах СО РАН.

В связи с переходом НГУ в СО РАН предстоит решить многие вопросы, касающиеся регулирования отношений НГУ и СО РАН, НГУ и Минобрнауки. Университет по-прежнему будет государственным вузом и будет подчиняться закону об образовании и, соответственно, службе по надзору Минобрнауки.

Включение НГУ в РАН повлечет необходимость изменения уставов РАН, СО РАН и НГУ. Очевидно, что необходимо создать Объединенный ученый совет СО РАН по образованию с включением в него ректоров ведущих вузов Сибирского федерального округа. Потребуется соответствующая инфраструктура для расширения спектра специалистов в целях сохранения и развития ведущих научных школ, кадрового пополнения СО РАН, обеспечения инновационного развития. На базе НГУ целесообразно создать центр магистерской подготовки и объединенную (с СО РАН) аспирантуру. Еще одно направление развития — организация бизнес-инкубаторов при университете, центров коллективного пользования (таких, как центр, созданный академиком В. Болдыревым).

НГУ должен продолжать работать не только на ННЦ, но и на другие центры СО РАН, поэтому необходимо создавать точки присутствия НГУ в научных центрах в форме филиалов ФМШ, ЗФМШ, а также филиалов кафедр НГУ, которых нет в этих центрах. Прежде стоит определить место НГУ в структуре СО РАН, продумать, каким образом будет происходить наше дальнейшее взаимодействие. Для НГУ, конечно, очень важна академическая автономия. Многие научные направления НГУ и Сибирского отделения не совпадают, например, в области медицины. НГУ может и должен готовить специалистов для Медакадемии и для Россельхозакадемии. В этом смысле он будет интегрирующим для сибирских отделений всех трех академий.

НГУ получит новое официальное название — Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Новосибирской государственный университет РАН — Научно-образовательный центр СО РАН.

Комментарий ак. Н. Добрецова:

В докладе ректора НГУ  Н. Диканского было поднято много важных вопросов. Добавлю только два комментария. Все-таки программа «Интеграция» не ликвидирована. Она будет подпрограммой более общей программы, единой для всего Министерства образования и науки. По сумме она не уменьшена, даже немного увеличена, но приоритеты там перераспределяются, и нам нужно продумывать свои приоритеты по этой программе. В частности, мы можем и должны просить увеличения средств для работы со школьниками, для создания филиалов ФМШ. Другой приоритет — это развитие материальной базы НГУ, обновление оборудования. Здесь мы можем больше использовать канал Сибирского отделения, в связи с ожидаемым увеличением финансирования.

Строительство нового корпуса может рассматриваться только как совместная иницииатива в рамках программы развития Сибирского научно-производственного комплекса, концепция которой согласована.

стр. 5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+313+1