ЗАЧЕМ НГУ ПЕРЕХОДИТЬ В СО РАН?
Из доклада ректора НГУ чл.-корр. РАН Н. Диканского.
9 января 1958 года вышло постановление Совета Министров СССР
(№ 31) об организации Новосибирского государственного университета.
Приказом по министерству высшего образования от 19 мая 1959 г. за
университетом было закреплено право работать по индивидуальным
планам. С 1980 года НГУ получил статус базового вуза по
оптимизации форм взаимодействия высшей школы и СО АН СССР,
направленных на развитие научных исследований и совершенствование
системы подготовки специалистов для науки.
Главные принципы, на которых выстраивалась образовательная
система НГУ, были позаимствованы в МФТИ. На начальном этапе
подготовки специалистов в НГУ была использована так называемая
«система физтеха». Однако, уже начиная с 1962 г. эта система была
дополнена сначала олимпиадной системой отбора абитуриентов, а
впоследствии физико-математической школой-интернатом. В НГУ
спектр преподаваемых наук значительно шире, чем в МФТИ, поэтому
«система физтеха «плюс» была распространена на другие науки:
химические, физико-математические, биологические, геологические,
гуманитарные и пр. Количество школьников, охватываемых этой
системой, превышает 35 000 человек ежегодно.
В настоящее время система НГУ СО РАН, по-видимому, самая
совершенная по подготовке специалистов для науки и высоких
технологий в России. Она включает в себя олимпиадный отбор,
довузовскую подготовку (школа-интернат ФМШ, высший колледж
информатики), а также заочные школы по математике, физике, химии,
биологии, экономике, гуманитарным наукам и пр. Ранее эффективно
работала система переподготовки учителей, которые активно
участвовали в подготовке школьников победителей олимпиад.
Однако из-за нехватки средств в 90-х годах система переподготовки
прекратила свое существование.
Фундаментальность образования и постоянная модернизация курсов
поддерживается научными сотрудниками РАН штатными
преподавателями университета и совместителями. Как правило, они
являются руководителями практики и дипломных работ, но у
студентов есть возможность выбрать себе научного руководителя
среди 4 000 сотрудников Новосибирского научного центра.
Академгородок, являясь кампусом НГУ, обеспечивает тесное
взаимодействие академических институтов, а так же реализацию
междисциплинарных проектов научных сотрудников и студентов.
Колоссальное преимущество НГУ «штучная» подготовка
специалистов, или малые группы подготовки. Сейчас соотношение
преподавателей и студентов в НГУ составляет 1 к 10, но
университет всячески стремится приблизиться по данному показателю
к системе некоторых столичных вузов, где это соотношение
составляет 1 к 4. За счет вложения внебюджетных средств этот
показатель в НГУ достигает соотношения 1 преподаватель на 6
студентов. Получается, что «платные» студенты частично оплачивают
высокое качество подготовки студентов, обучающихся на бюджетной
основе.
На всех этапах обучения от ФМШ до аспирантуры у молодежи
развивается независимость мышления, прививается творческий подход
и инновационная культура. Подготовка исследователей ведется по 67
специальностям. НГУ и СО РАН единый организм: из 111 кафедр
более 80 базируются в институтах РАН и несколько кафедр размещено
в Медакадемии.
Выпускники НГУ составляют более 40% от числа всех научных
сотрудников СО РАН, а в ННЦ этот показатель значительно выше.
Более 4 тысяч защитили кандидатские диссертации, свыше тысячи
стали докторами наук, среди окончивших НГУ более 100 лауреатов
Ленинских и Государственных премий, премий Совета Министров СССР
и РСФСР, президентских премий в области науки и образования и
т.д. В Российскую академию наук избран 41 выпускник НГУ.
Университет обеспечивает кадрами не только СО РАН, но и СО РАМН,
ГНЦ «Вектор», СО РАСХН.
Несмотря на тесную интеграцию с научными учреждениями,
университет имеет и свою собственную научно-исследовательскую
базу. На различных кафедрах выполняется более 250
научно-исследовательских интеграционных работ; в бюджетных,
российских и международных проектах работают вместе студенты,
профессора и члены Академии.
Финансирование научно-исследовательской работы НГУ осуществляется
из различных источников, в том числе и из Федерального агентства
по образованию, и нужно предусмотреть меры, чтобы в связи с
переходом в СО РАН не потерять эту часть финансирования.
С 1997 г. проведение олимпиад и конференций для школьников и
студентов, учебные практики и экспедиции, довузовская подготовка,
издание учебников и монографий, публикации статей и тезисов,
создание учебно-научных центров и центров коллективного
пользования финансировались министерством в рамках программы
«Интеграция». Возникает вопрос не прекратится ли поступление этих
средств в связи с переходом НГУ в РАН?
НГУ де-факто является частью СО РАН. Зачем же тогда НГУ переходит
в СО РАН? Главные причины недостаточное финансирование,
которое тормозит развитие университета, и нехватка учебных
площадей. По международным стандартам НГУ является уникальным
вузом, который готовит высококвалифицированных исследователей для
науки и высоких технологий. Для Федерального агентства по
образованию НГУ один из 350 вузов, да еще и не столичный. Есть
надежда, что СО РАН, который кровно заинтересован в результатах
деятельности НГУ, приложит больше усилий в решении финансовых и
других проблем.
Создание на базе ННЦ территории инновационного развития
предполагает увеличение количества студентов в университете (в
том числе, по линии магистратуры, аспирантуры, а также охваченных
поствузовской подготовкой и переподготовкой). Но учебные корпуса
университета уже сейчас перегружены. НГУ нужен главный корпус,
нужны дополнительные учебные площади. Для того чтобы начать
строительство, нужно будет объединить усилия университета и СО
РАН, города и области, чтобы привлечь финансовые средства из
федерального бюджета. Есть надежда, что с помощью СО РАН будет
решена проблема оснащения НГУ приборами и оборудованием. Единая
инфраструктура сэкономит средства, которые выплачиваются
университетом за аренду помещений в институтах СО РАН.
В связи с переходом НГУ в СО РАН предстоит решить многие вопросы,
касающиеся регулирования отношений НГУ и СО РАН, НГУ и
Минобрнауки. Университет по-прежнему будет государственным вузом
и будет подчиняться закону об образовании и, соответственно,
службе по надзору Минобрнауки.
Включение НГУ в РАН повлечет необходимость изменения уставов РАН,
СО РАН и НГУ. Очевидно, что необходимо создать Объединенный
ученый совет СО РАН по образованию с включением в него ректоров
ведущих вузов Сибирского федерального округа. Потребуется
соответствующая инфраструктура для расширения спектра
специалистов в целях сохранения и развития ведущих научных школ,
кадрового пополнения СО РАН, обеспечения инновационного развития.
На базе НГУ целесообразно создать центр магистерской подготовки и
объединенную (с СО РАН) аспирантуру. Еще одно направление
развития организация бизнес-инкубаторов при университете,
центров коллективного пользования (таких, как центр, созданный
академиком В. Болдыревым).
НГУ должен продолжать работать не только на ННЦ, но и на другие
центры СО РАН, поэтому необходимо создавать точки присутствия НГУ
в научных центрах в форме филиалов ФМШ, ЗФМШ, а также филиалов
кафедр НГУ, которых нет в этих центрах. Прежде стоит определить
место НГУ в структуре СО РАН, продумать, каким образом будет
происходить наше дальнейшее взаимодействие. Для НГУ, конечно,
очень важна академическая автономия. Многие научные направления
НГУ и Сибирского отделения не совпадают, например, в области
медицины. НГУ может и должен готовить специалистов для
Медакадемии и для Россельхозакадемии. В этом смысле он будет
интегрирующим для сибирских отделений всех трех академий.
НГУ получит новое официальное название Государственное
образовательное учреждение высшего профессионального образования
Новосибирской государственный
университет РАН Научно-образовательный центр СО РАН.
Комментарий ак. Н. Добрецова:
В докладе ректора НГУ Н. Диканского было поднято много важных
вопросов. Добавлю только два комментария. Все-таки программа
«Интеграция» не ликвидирована. Она будет подпрограммой более
общей программы, единой для всего Министерства образования и
науки. По сумме она не уменьшена, даже немного увеличена, но
приоритеты там перераспределяются, и нам нужно продумывать свои
приоритеты по этой программе. В частности, мы можем и должны
просить увеличения средств для работы со школьниками, для
создания филиалов ФМШ. Другой приоритет это развитие
материальной базы НГУ, обновление оборудования. Здесь мы можем
больше использовать канал Сибирского отделения, в связи с
ожидаемым увеличением финансирования.
Строительство нового корпуса может рассматриваться только как
совместная иницииатива в рамках программы развития Сибирского
научно-производственного комплекса, концепция которой
согласована.
стр. 5
|