Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 49 (2485) 17 декабря 2004 г.

ПРИОРИТЕТЫ НАУКИ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ СИБИРИ
в контексте формирования и реализации
Национальной программы развития
Сибирского научно-производственного комплекса

Доклад председателя СО РАН академика Н. Добрецова на Общем собрании Сибирского отделения РАН 10 декабря 2004 г.

Иллюстрация

В основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий до 2010 года и дальнейшую перспективу сформулирована стратегия инновационного развития России и поставлена задача развития национальной инновационной системы.

Формирование национальной инновационной системы происходит на основе избранных приоритетов и объединения научно-технического и инновационного потенциала регионов России. Такая деятельность в субъектах Российской Федерации имеет первостепенное значение для перехода экономики России на инновационный путь развития, хотя законодательная основа такой деятельности в субъектах Федерации в последнее время ослаблена.

Сибирский регион играет исключительную роль в развитии экономики России, прежде всего в топливно-энергетическом, лесном, транспортном комплексах. Вместе с тем масштабы территории и природно-климатические условия Сибири обуславливают высокую капиталоемкость любого развиваемого на территории производства. Помимо сырьевых направлений, рентабельными здесь могут быть только высокотехнологичные наукоемкие производства, как подчеркнуто в Стратегии экономического развития Сибири. Базой такого производства могут стать наукоемкие предприятия, в том числе оборонно-промышленного комплекса, опирающиеся на науку, в том числе при создании новых видов вооружений и военной техники, составляющих основу национальной безопасности страны.

Сложившийся на сегодня сибирский научный потенциал неравномерно распределен на территории региона и представлен, в основном, научными центрами и институтами СО РАН, ведущими вузами Сибири и научно-техническими организациями закрытых административно-территориальных образований.

Научные институты СО РАН и ряд крупных отраслевых и вузовских организаций Сибирского региона способны выполнять полный цикл исследований с опытной отработкой технологий, осуществлять серийный (малые и средние серии) выпуск приборов, оборудования, новых материалов, демонстрируемых в Выставочном центре СО РАН.

Проблема в том, что существующая нормативно-правовая база не в полной мере обеспечивает использование научно-технического потенциала для активизации инновационной деятельности в регионе. Вместе с тем, оживление рынка отечественного производителя в последние годы позволяет реализовывать различные формы сотрудничества с российскими предприятиями и совместно с ними создавать как отечественные производственные компании, так и совместные с зарубежными фирмами.

Неотъемлемой частью сибирской науки является Новосибирский государственный университет, ставший основой системы подготовки кадров высшей квалификации для исследовательских организаций, многих предприятий, управленческих структур, вузов и бизнеса региона. Положительный опыт подготовки кадров высшей квалификации, совместный с вузами, накоплен также в научных центрах Томска, Красноярска, Иркутска и других городов Сибири. Среди выпускников этих центров — сотни ученых с мировым именем, академиков и членов-корреспондентов РАН, тысячи докторов и кандидатов наук.

В сибирском регионе сформированы тесные связи между наукой, образованием и производством. Достаточно вспомнить многолетнюю совместную деятельность научных организаций, вузов и предприятий региона по комплексной региональной программе «Сибирь» и проведение в ее рамках всесоюзных, а затем всероссийских конференций по развитию производительных сил Сибири. Многие из рекомендаций этих конференций затем попадали в государственные планы и были успешно реализованы.

Многие годы успешно действуют международные исследовательские центры по важнейшим направлениям, в которых сибирская наука занимает передовые позиции в мире. Задолго до Федеральной программы «Интеграция» был накоплен положительный опыт деятельности региональных научно-образовательных комплексов, созданных в 1991 г. в соответствии с распоряжением Президента РСФСР в гг. Омске, Красноярске и Барнауле.

В последние годы (уже в рамках Федеральной целевой программы по интеграции науки и высшего образования) созданы и работают сотни совместных кафедр в вузах и исследовательских институтах, десятки научно-образовательных центров и совместных лабораторий по приоритетным направлениям науки, центры коллективного пользования дорогостоящим оборудованием, совместные экспериментальные и полевые станции и полигоны, научно-технические парки, студенческие бизнес-инкубаторы и многое другое. Я думаю, сегодня эти совместные структуры будут упомянуты не один раз в выступлениях представителей регионов. Их нужно всячески поддерживать и развивать, модифицируя с учетом современных мировых тенденций и с ориентацией на самый высокий мировой уровень. Учитывая, что мы находимся в Сибири, другого уровня мы себе позволить не можем.

Развитие научно-образовательных центров возможно и необходимо в двух направлениях: междисциплинарные научно-образовательные центры и инновационные научно-образовательно-производственные комплексы.

Примером первого направления может являться международный научно-образовательный центр «Молекулярный дизайн и экологически безопасные технологии» при Новосибирском госуниверситете, руководимый ак. В. Болдыревым. Это междисциплинарный центр, в котором взаимодействуют 4 факультета, 21 кафедра и 11 институтов. В этом центре современные методики исследований гармонично сочетаются с высоким уровнем образования в приоритетных областях химии, биологии и геологии. Показательно, что в этом относительно «молодом» центре сегодня обучаются не только российские студенты и аспиранты, но также из СНГ и даже развитых стран, а также проходят переподготовку учителя школ. Обучение здесь является активным, то есть происходит в процессе исследований и «деловых игр». Это также центр коллективного пользования, в котором дорогое оборудование используется для междисциплинарных научных исследований.

Пример научно-образовательно-производственного (инновационного) центра — Томский межведомственный научно-образовательный центр, включающий студенческий бизнес-инкубатор. Годичный оборот центра по реализации новых наукоемких технологий превышают несколько млрд рублей.

* * *

Такова общая ситуация. Но сейчас наступил момент, когда наше сотрудничество может выйти на новый виток развития. Известно, что приближается юбилей — 50-летие со дня создания Сибирского отделения Российской академии наук. Исходя из этого, вначале губернатор Новосибирской области В. Толоконский, а затем Президент РАН  Ю. Осипов и полномочный представитель Президента РФ в Сибирском федеральном округе Л. Драчевский обратились к Президенту Российской Федерации  В. Путину с предложением подготовить и реализовать национальную программу развития Сибирского научного комплекса до 2020 года, основываясь на положительном опыте работы Сибирского отделения РАН и имеющихся там наработок в инновационной сфере.

Предложения получили поддержку В. Путина, который дал соответствующие поручения Правительству РФ. В сентябре этого года Министерство образования и науки РФ и ряд других министерств и ведомств Российской федерации получили резолюцию премьера М. Фрадкова — совместно с РАН разработать и внести в Правительство РФ проект концепции программы, обеспечивающей инновационное развитие Сибирского научно-производственного комплекса.

Сегодня такая концепция разработана, согласована и представлена министром образования и науки РФ А. Фурсенко в Правительство РФ. На основе последней резолюции вице-премьера А. Жукова потребовалась некоторая доработка концепции до февраля 2005 г. Реализация программы планируется в 3 этапа — 2005-2006 гг.; 2007-2008 гг.; 2009-2010 гг., в основном в течение 5 лет (2006-2010 гг.)

Предполагается, что система мероприятий программы будет включать три основных направления:

1. Развитие фундаментальной науки и образования.

2. Реализация крупных инновационных проектов национального масштаба.

3. Развитие элементов региональной инновационной инфраструктуры.

Развитие фундаментальной науки и образования

По первому направлению реализации программы предусматривается:

— развитие ориентированных фундаментальных и прикладных исследований, имеющих первоочередное значение для развития науки, технологий и техники;

— модернизация экспериментальной базы науки и образования — государственная поддержка и развитие крупных исследовательских установок национального масштаба, создание на их базе центров коллективного пользования;

— развитие международных исследовательских центров на базе институтов СО РАН и вузов Сибири, имеющих высокий международный рейтинг и предусматривающих создание условий для работы в этих центрах ведущих ученых, в том числе зарубежных;

— развитие интегрированных научно-образовательных структур, с учетом имеющегося опыта работы региональных научно-образовательных комплексов, созданных на территории Сибири;

— государственная поддержка и развитие системы непрерывного университетского образования, широкое распространение положительного опыта подготовки кадров Новосибирским государственным университетом: всесибирские олимпиады, подготовка специалистов в системе физико-математическая школа — колледж информатики — университет — магистратура и аспирантура в академических институтах СО РАН, в частности, планируется создание филиалов физматшколы в ряде научных центров СО РАН и, возможно, филиалов НГУ; расширение переподготовки кадров на базе ведущих вузов Сибири с адресной ориентацией на науку и промышленность;

— целенаправленная политика привлечения и закрепления в сфере исследований и разработок молодых научных кадров, предусматривающая увеличение приема в аспирантуру, увеличение стипендиальных фондов, конкурсы проектов молодых ученых, комплексные подходы к решению жилищной проблемы молодых семей и ряд других мероприятий;

— создание условий для творческого роста молодых ученых, в том числе в рамках системы подготовки и переподготовки специалистов в области инновационной деятельности (студенческие бизнес-инкубаторы, малые предприятия, создаваемые группами выпускников вузов и т.д.).

Реализация крупных инновационных проектов
национального масштаба

По этому направлению предусматривается реализация крупных проектов национального масштаба в интересах инновационного развития Сибирского научно-производственного комплекса на базе разработок институтов СО РАН, вузов, научно-исследовательских институтов и организаций оборонно-промышленного комплекса, находящихся в регионе, среди них:

— технологии силовой электроники (сотрудничество с Федеральным агентством по атомной энергии) и развитие уже существующей программы «Силовая электроника Сибири» (СО РАН, администрация Новосибирской области, Росатом);

— катализаторы и каталитические технологии нового поколения для нефтехимии (совместно с нефтяными компаниями в рамках развития мегапроекта «Разработка и промышленное освоение катализаторов и каталитических технологий нового поколения для производства моторных топлив»), водородной энергетики и топливных элементов (совместно с ОАО «Норильский никель»);

— электронно-лучевые и лазерные технологии для промышленных предприятий, телекоммуникаций и здравоохранения, в том числе лазерные комплексы для резки и сварки металлов (совместно с сибирскими предприятиями, компанией «Сибирь» и др.);

— современные информационные продукты и технологии (совместно с софтовыми компаниями);

— биотехнологии для медицины и сельского хозяйства: производство принципиально новых медицинских препаратов и диагностикумов, разработка генетически измененных сельскохозяйственных культур;

— производство новых материалов, прежде всего технических кристаллов, композитов;

— углубленная переработка ископаемого и возобновляемого сырья;

— интеллектуальные высокоточные системы вооружения и средства борьбы с терроризмом.

Для большинства предложенных проектов есть существенный задел и положительный опыт. На каждый проект планируются сотни миллионов бюджетных средств, еще больше — вложения инвесторов и высокие нормативы эффективности.

Создание элементов региональной
инновационной инфраструктуры

С привлечением ресурсов государственно-корпоративного партнерства надо создать развитую инфраструктуру регионального сегмента национальной инновационной системы. Основой сегмента могут служить территории со сложившимся высоким уровнем развития интеллектуального и производственного потенциала, прежде всего академгородки — в Новосибирском, Томском, Красноярском и Иркутском научных центрах СО РАН. На этой базе могут быть отработаны механизмы инновационного взаимодействия академических институтов и вузов с высоко-технологическими предприятиями.

В рамках этого направления необходимо предусмотреть:

— тиражирование положительно зарекомендовавших себя объектов инфраструктуры — центров трансфера технологий, инновационно-технологических центров, технопарков, студенческих бизнес-инкубаторов и других элементов инфраструктуры, обеспечивающих вовлечение в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и быстрое продвижение инноваций от исследований к коммерциализации и выпуску промышленной продукции;

— поддержку территориальных образований с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала, в том числе наукоградов и ЗАО (Кольцово, Северск и др.), создание на их базе территориальных и отраслевых высокотехнологичных кластеров и зон инновационного развития с целью ускоренной разработки, производства и выведения на рынок высокотехнологичной конкурентоспособной продукции;

— развитие системы региональных венчурных фондов с целью привлечения внебюджетных ресурсов для реализации высокорентабельных инновационных проектов, организацию системы их страхования;

— развитие системы международных инновационных центров и совместных предприятий с зарубежными партнерами, в том числе в рамках соглашения с Китайской академией наук;

— развитие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной областях, в том числе в сфере малого инновационного предпринимательства.

Реализация этого направления связана с разработкой и принятием нормативных и законодательных актов, с проведением экспериментов и осуществлением ряда пилотных проектов.

Оценивая возможности реализации намеченной программы, следует отметить, что сегодня институты Сибирского отделения РАН предлагают к широкому использованию более 350 разработок. Их перечень с краткими аннотациями и коммерческими предложениями опубликован в виде специального сборника и размещен на сайте СО РАН в сети интернет. Наиболее крупные из разработок, которые могут оказывать влияние на ряд отраслей хозяйства Сибири в рамках нашей программы, предполагается реализовать совместно с производственными фирмами в течение 3-5 лет в виде вышеназванных мегапроектов. Более частные решения под силу малым предприятиям, развитие которых предполагается на территориях зон инновационного развития. Значительное число разработок могут предложить сибирские вузы и государственные научные центры.

Интеграция СО РАН и вузов

Возвращаясь к первому направлению программы, которое может стать основным «полем» интеграции научных и вузовских организаций, хочу остановиться подробнее на составляющих этого направления. Направления интеграции могут охватывать широкий спектр ориентированных фундаментальных и прикладных исследований, инновационную деятельность, экспертные и консалтинговые услуги и образовательную деятельность.

Опыт работы СО РАН и анализ мировых тенденций показывают, что такие прорывы достигаются на «стыках» наук, когда для решения проблемы объединены усилия ученых разных специальностей.

В этом плане сегодня наиболее актуальны:

— создание интенсивных источников излучения для их применения в различных областях науки, новых технологиях, охране окружающей среды и медицине (проект «Лазер на свободных электронах»);

— разработка физико-химических основ создания фотонно-кристаллических структур и способов управления их свойствами (проект «Фотонные кристаллы»);

— теоретические и экспериментальные исследования физики процессов формирования наносистем и использования их для управления структурой конструкционных, в том числе композиционных и керамических материалов, а также свойствами покрытий (проект «Наносистемы и наноматериалы»);

— теоретические и экспериментальные исследования термодинамики и внутренней аэродинамики для создания эффективных двигателей летательных аппаратов следующего поколения (проект «Аэродинамика и новые двигатели»);

— создание теории и технологий параллельных вычислений для широкого класса научных и производственных задач (проект «Параллельные вычисления»);

— исследование термических и каталитических превращений углеводородов и иных органических соединений с целью разработки методов и технологий оптимального использования и глубокой переработки ископаемого и возобновляемого сырья, в том числе биоотходов (проект «Каталитические технологии»);

— исследование элементарных физико-химических процессов в целях синтеза и дизайна нанодисперсных систем и специальных материалов (проект «Молекулярный синтез и дизайн»);

— исследования в области тонкого органического синтеза на основе синтонов различного происхождения с целью разработки принципиально новых лекарственных и биологически активных веществ и технологий их производства (проект «Органический синтез и новые лекарственные вещества»);

— структурно-функциональная организация геномов человека, животных и растений. Создание геномных и клеточных технологий для медицины и агропромышленного комплекса и разработка систем биобезопасности (проект «Генные технологии»);

— прикладная экология: исследование устойчивости природных экосистем и факторов их нестабильности (проект «Прикладная экология»);

— исследование современных геодинамических полей в верхней оболочке Земли и на ее поверхности, с целью повышения достоверности прогноза и развития методов предупреждения природных и техногенных катастроф (проект «Прогноз динамических катастроф»);

— происхождение жизни на Земле и проблемы накопления древних бактериальных углеводородов, расширяющих перспективы докембрийских нефтей (проект «Эволюция биосферы и древние углеводородные скопления»);

— региональная безопасность: взаимодействие народов, культур, религий в Сибири (исторический опыт, современное состояние и перспективы) (проект «Региональная безопасность»);

— Сибирь как фактор экономического и социального развития России (проект «Сибирь и развитие России»).

Названо 14 направлений и вероятных проектов, но могут быть предложены еще 3-5 проектов, или названные проекты разбиты на 2-3 проекта.

По всем таким направлениям институты СО РАН должны занимать лидирующие позиции в нашей стране, а их работы широко известны в мире. Их выполнение даст серьезный вклад в большинство критических технологий, утверждаемых правительством. Вузы могут принять участие в перечисленных проектах или предложить ряд своих, в которых примут участие институты СО РАН.

Десятилетний опыт СО РАН по успешной реализации интеграционных проектов показал, что с учетом вложений собственных средств институтов каждый проект может быть успешно выполнен при дополнительном финансировании порядка 3-5 миллионов рублей в год. Всего может быть предложено до 30 проектов ориентированных фундаментальных и прикладных исследований, связанных с критическими технологиями. На их выполнение потребуется дополнительно около 150 миллионов рублей в год.

Широким полем для интеграции академической науки и вузов может быть консалтинговая и инновационная деятельность. Здесь нам может помочь государственный Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника). В письме, которое СО РАН получило накануне Общего собрания, Иван Михайлович Бортник предлагает организовать работу институтов СО РАН и университетов Сибири по представлению заявок на начальные стадии инновационных проектов в рамках новой программы СТАРТ-5.

Реализация планов развития сибирского научно-производственного комплекса во многом упирается в отсутствие необходимых кадров, владеющих современными методами наукоемкого производства. В Сибири имеется успешный опыт создания в начале 90-х годов в соответствии с распоряжениями Президента РСФСР от 1991 г. региональных научно-образовательных комплексов в городах Барнауле, Красноярске, Омске. Наиболее успешно работал РНОК в Красноярске, где по решению совместного совета на базе созданного краевой администрацией фонда были реализованы по конкурсу многие проекты, имеющие важное научное и прикладное значение.

В новых условиях такие интеграционные комплексы могут быть преобразованы в специализированные научно-образовательно-производственные комплексы (НОПК) с включением в их состав, помимо академических предприятий и вузов, ведущих предприятий региона, центров трансфера технологии, бизнес-инкубаторов и других инновационных структур. Юридической формой таких интеграционных образований может быть определено некоммерческое партнерство, но они могут работать и без образования юридического лица.

Основной задачей НОПК станет вузовская и послевузовская подготовка и переподготовка кадров специалистов, отвечающих международному уровню. Поэтому каждый НОПК должен обладать современной экспериментальной и производственной базой.

Финансовая поддержка деятельности НОПК может осуществляться в основном из средств заинтересованных в кадрах предприятий и из других региональных источников. Поддержка федерального центра может состоять в создании небольшого начального фонда жилья гостиничного типа или общежитий для приезжающих иногородних студентов и специалистов, стоимостью до 50 млн рублей на каждый НОПК.

Так в г.Омске может быть создан НОПК в области нефтепереработки и нефтехимии. В его состав могут войти Институт проблем переработки углеводородов СО РАН, Омский госуниверситет, Омский технический университет, а также ОАО «Сибнефть-ОНПЗ», ОАО «Технический углерод», ОАО «Омский каучук» и ОАО «Омскшина».

На первом этапе планируется также создать НОПК в Красноярске в области глубокой переработки ископаемого и возобновляемого сырья Сибири с участием институтов Красноярского научного центра СО РАН, Красноярского госуниверситета и ряда технических вузов города, а также ФГЦП «Горно-химический комбинат», ОАО ГНК «Норильский никель», Красноярского завода цветных металлов и других предприятий края.

Я уже говорил о действующих НОПК в Новосибирске и Томске. Могут быть созданы также НОПК в Кемерове (уголь и углехимия, биомедицинские технологии), в Якутске (техника и технологии в северном исполнении), Тюмени (нефть, геокриология), Иркутске, Улан-Удэ, Барнауле. Всего на поддержку НОПК требуется не менее 100 млн рублей в год.

Международные научные центры и ЦКП

Важным фактором подготовки кадров высшей квалификации является участие студентов и молодых российских ученых в работе 16-ти международных научных центров (МНЦ), созданных в Сибири в соответствии с постановлением Совета Министров СССР № 525 от 26 мая 1990 года «О развитии Сибирского отделения Академии наук СССР на период до 2000 года» на базе институтов СО РАН, занимающих передовые позиции в мировой науке. Международные научные центры были созданы с целью привлечения ведущих зарубежных ученых к работе на имеющихся установках национального масштаба (ускорители элементарных частиц, солнечный радиотелескоп и др.), для исследования уникальных природных объектов (оз. Байкал, бореальные леса Сибири, вечная мерзлота и т.п.) или для совершенствования новых технологий (исследование и испытание катализаторов, методы томографии и др.). Положительным в деятельности международных научных центров для российских ученых является: приток к исследованиям в России лучших зарубежных ученых (обладателей или участников грантов), возможность использования привозимых в Россию современных приборов и методик, совместное получение международных грантов, стажировка молодых научных сотрудников и обучение студентов в рамках совместных проектов и на современном оборудовании, расширение возможностей публикаций в ведущих зарубежных журналах, привлечение дополнительных финансовых ресурсов.

Более 10 лет работы МНЦ показали эффективность этой формы сотрудничества. Необходима правовая поддержка их деятельности, в первую очередь таможенные льготы для временного ввоза оборудования и адекватная финансовая поддержка исследований российской стороны порядка 150 миллионов рублей в год (поддержка летних школ, полевых исследований, строительство арендного жилья для приезжающих на длительный срок зарубежных ученых), то есть около 10 млн рублей в год на каждый МНЦ.

Часть из таких центров уже функционируют как ЦКП или перерастает в центры коллективного пользования (например, Сибирский центр синхротронного излучения, в котором созданы 10 экспериментальных станций разного назначения, Байкальский международный центр экологических исследований, Алтайский международный центр гуманитарных и биосферных исследований, Международный центр по исследованию и испытанию катализаторов и др.).

Развитие науки и подготовка кадров для освоения прорывных технологий возможны только при регулярном обновлении научных приборов и оборудования. Известно, что современные научные приборы «морально» устаревают за 7-10 лет. По расчетам экспертов — для полного обновления аналитических приборов и оборудования в 86 институтах СО РАН необходимо порядка 200 миллионов долларов США.

С целью экономии средств, интенсификации использования приборов и обеспечения доступа к современной приборной базе сторонних исследователей в СО РАН создана распределенная сеть центров коллективного пользования во всех городах, где расположены научные центры СО РАН. С учетом работы ЦКП требуемая сумма может быть уменьшена до 100 млн US $ или 12-15 млн US $ в год. С 2003 года в СО РАН начата такая программа системного обновления приборной базы, однако, бюджетных и внебюджетных средств Отделения не хватает для выхода на вышеуказанный цикл обновления. Развитие существующих и создание новых ЦКП необходимо ориентировать на работу совместно с вузами. Для их поддержки требуется дополнительного бюджетного финансирования порядка 6 млн US $ (180 млн руб.) в год и около 3 млн US $ (90 млн руб.) в год для вузов.

В СО РАН созданы и функционируют 22 комплекса исследовательских установок национального масштаба. Среди них комплекс аэродинамических труб и газодинамических установок ИТПМ СО РАН, ускорительно-накопительные комплексы ИЯФ СО РАН и мощный лазер на свободных электронах ИЯФ и ИХКГ СО РАН, установки ИСЗФ и ИКФИА СО РАН (сибирский солнечный радиотелескоп, установка регистрации широких атмосферных ливней и т.д.), расположенные от п. Тикси на Севере до монгольской границы на юге, Суперкомпьютерный центр ННЦ СО РАН и другие. Их балансовая стоимость к 2002 г. составляла около 15 млрд рублей, а годовая стоимость содержания и эксплуатации — порядка 100 млн рублей.

Минобрнауки РФ оказывает некоторую финансовую помощь по содержанию уникальных научных установок, часть средств удается получать за счет работы на них зарубежных ученых, однако полностью отсутствуют средства для капитального ремонта и обновления комплектующих. Для поддержания всех установок в рабочем состоянии необходимо дополнительно как минимум 100 миллионов рублей в год, то есть в целом для обновления приборного парка и научного оборудования требуется дополнительно около 250 миллионов рублей в год и 100 млн. рублей для вузов.

Развитие НГУ и академических вузов

При организации в 1957 году Сибирского отделения АН СССР в его основу были заложены не обычные для Академии наук того времени три равноправных принципа, составившие так называемый «треугольник Лаврентьева». Коротко это звучало так: «наука», «внедрение», «кадры». До сих пор эти направления в работе Отделения являются главными, что помогло ему пережить трудное время перестройки и органично «вписаться» в новую рыночную экономику.

Новосибирский государственный университет был создан практически одновременно с Сибирским отделением АН СССР. Он стал основой системы подготовки кадров не только для науки, но и для многих предприятий, управленческих структур и бизнеса региона. НГУ создавался с учетом передового отечественного опыта (Московский физико-технический институт), где обучение с первых курсов велось с участием сотрудников и на базе научного оборудования академических институтов. НГУ стал не только самым доступным университетом в стране, но и с первых дней поднялся на уровень ведущих в государстве по уровню подготовки специалистов. Позднее на основе филиалов НГУ были созданы университеты в гг. Красноярске и Улан-Удэ. При этом система непрерывного образования в СО РАН была достроена снизу — физико-математической школой (теперь Специализированный учебно-научный центр — СУНЦ), высшим колледжем информатики, основой комплектования которых стала система всесибирских олимпиад, что позволило привлекать для обучения в НГУ наиболее талантливых ребят из глубинных районов Сибири, и сверху — магистратурой, аспирантурой и докторантурой в НГУ, институтах СО РАН. Прошедшие 45 лет показали эффективность этой интеграционной системы подготовки кадров. Такой небольшой университет как НГУ (4500 студентов), сформировал около 40% кадров СО РАН, обеспечивает высокопрофессиональными специалистами вузы (в частности, по математике) и предприятия различных сфер бизнеса Сибири. Из 873 молодых специалистов, принятых в институты РАН в 2003 году, около 300, т.е. 34%, составляют выпускники НГУ.

Для очередного витка развития науки и образования в сибирском регионе требуется осуществление ряда целенаправленных мероприятий:

1) совершенствование системы непрерывного университетского образования;

2) широкое распространение положительного опыта подготовки кадров на базе непрерывной системы образования в НГУ и других ведущих университетах Сибири;

3) увеличение магистратуры и аспирантуры в НГУ, ведущих вузах и (или) академических институтах; необходимо к 2010 г. довести число аспирантов в СО РАН и сопряженных университетах до 10 тысяч;

4) выделение целенаправленных средств на развитие материально-технической базы университетов, прежде всего НГУ. Речь идет о строительстве главного корпуса НГУ, общежития для аспирантов НГУ-СО РАН, а также общежития для учащихся физико-математической школы при НГУ. Примерная стоимость данного проекта составляет 1-1,5 млрд руб. т.е. по 200-300 млн рублей в год в течение 5 лет. Расширение этого положительного опыта предусматривает создание филиалов ФМШ НГУ в Иркутском, Омском и Бурятском научных центрах и расширение междисциплинарного сотрудничества с классическими университетами (ИГУ, ОмГУ, БГУ). На эти цели потребуется дополнительно около 30 млн рублей.

В настоящее время особенно остро перед государством стоит проблема привлечения и закрепления молодежи в сфере науки и образования. Успешное решение ее в сибирском регионе требует, во-первых, юридического оформления и финансового обеспечения проточной системы аспирантуры СО РАН, во-вторых, — целевой финансовой поддержки действующей системы молодежных научных конкурсов и олимпиад, в-третьих, строительства домов для молодых ученых на основе успешно апробированной системы адресного кредитования.

Кредитование молодых ученых при покупке (или строительстве) жилья осуществлено в Новосибирском научном центре совместно с Администрацией Новосибирской области. При этом 95% кредитных ставок оплачивают Президиум СО РАН, Администрация области и институты. За последние 2 года такие кредиты получили 178 человек, из них 72 для получения дешевого жилья (мене 6 тыс. рублей за 1 кв. м) в молодежном доме в г. Бердске.

Заслуживает также внимания путь, по которому пошли в Иркутском научном центре. Там молодежь получила квартиры в порядке «цепочек», в начале которых стояло инновационное строительство, оплаченное институтами и ведущими специалистами. За счет этого — молодые ученые и их семьи получили новые квартиры.

Реализация программы развития сибирского научно-производственного комплекса может предоставить нам и другие возможности, и, в частности, совместное с вузами строительство и эксплуатация общежитий для студентов и «малосемейных» домов для магистрантов, аспирантов и молодых научных специалистов.

Финансовое обеспечение всей программы развития Сибирского НПК предполагается из многих источников. Это средства федерального бюджета, включая централизованные капитальные вложения; средства федеральных органов исполнительной власти, выделяемых на выполнение мероприятий в рамках других программ, реализуемых в регионе; средства бюджетов субъектов Российской Федерации, средства местных бюджетов и внебюджетные источники, включая собственные средства предприятий, в том числе заинтересованных компаний; зарубежных инвестиций и других источников. При этом доля внебюджетного финансирования должна составлять значительную часть от общего объема средств финансирования программы.

Общий объем финансирования программы ориентировочно оценивается в 25-30 млрд рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета в объеме не менее 2 млрд рублей в год на 5 лет (параметры уточнятся при разработке проекта программы и ее программных мероприятий).

Ожидаемыми результатами программы будут обеспечение ускоренного перевода промышленности Сибирского региона на новый технологический уровень, за счет чего увеличится объем производства и экспорта высокотехнологичной и наукоемкой продукции на базе созданных условий для освоения новых технологий. Прогнозируется увеличение производства наукоемкой продукции к 2010 году до 1 млрд долларов только в ННЦ, и столько же может быть получено в других научных центрах СО РАН.

Мы надеемся, что предлагаемая программа послужит также новому витку развития в Сибири фундаментальной науки и образования.

Вместе с тем, я не могу не сказать о тех трудностях, с которыми в последнее время сталкивается не только Сибирское отделение, но и Российская академия наук в целом. Прежде всего, это принятые поправки к налоговому законодательству в части налога на имущество и землю. Проекты этих поправок исключали какие-либо льготы для науки. Чрезвычайными усилиями руководства Академии удалось добиться некоторых послаблений на стадии рассмотрения законов в Совете Федерации. Налогом не будут облагаться в течение двух лет имущество РАН, используемое для научных исследований, а также — земли, занимаемые зданиями и сооружениями, предназначенными для научно-исследовательской деятельности. Обещанная полная компенсация этих налогов, как и следовало ожидать, сопровождается большими трудностями. Только в 2004 году по налогу на имущество налоговые инспекции предъявили СО РАН иск более чем на 70 млн. рублей, из которых 50 млн. будут компенсированы только в следующем году.

Руководство РАН ищет пути выхода из создавшегося положения. Ясно, что по налогу на землю в наиболее трудном положение могут оказаться региональные отделения РАН, имеющие в своем составе крупные территориальные образования — Академгородки, а также ботсады, экспериментальные хозяйства, обсерватории и др. Исходя из новой ситуации, мы должны со всей серьезностью вновь рассмотреть весь перечень принадлежащего СО РАН имущества и земель и освободиться от всего лишнего. Мы должны плотно поработать в этом направлении с органами власти Федерации, субъектов Федерации и муниципалитетов, найти там понимание и помощь в вопросах, представляющих угрозу не только для развития, но и для самого существования научно-образовательного комплекса в Сибири. Нам нужно принять срочные меры по более эффективному управлению имуществом. Страна и Сибирь, наука и общество находятся на распутье: либо будет осуществлено эффективное развитие научно-образовательного комплекса, либо преобладают отрицательные мотивы, ведущие к разрушению.

В этих трудных условиях исключительно важны единство научного сообщества, активная работа на всех уровнях, закрепление и развитие положительного опыта. И я сохраняю осторожный оптимизм: пробьемся!

стр. 2-3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?3+315+1