Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 50 (2486) 24 декабря 2004 г.

ОБРАЗОВАНИЕ — В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

В ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ

На заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г. был рассмотрен вопрос «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации».

Правительство Российской Федерации приняло к сведению доклад Министра образования и науки Российской Федерации по данному вопросу.

На заседании в основном были одобрены следующие приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на среднесрочную перспективу:

— повышение качества и доступности образования, имея в виду, в частности, разработку и введение в действие нового поколения государственных образовательных стандартов, внедрение системы управления качеством образования, оказание адресной социальной поддержки обучающимся, создание прозрачной системы конкурсного приема и расширение сети подготовительных отделений в вузах;

— развитие системы непрерывного профессионального образования в первую очередь за счет интеграции образовательных учреждений профессионального образования разного уровня, объединения образования и научной деятельности, развития вузовской науки и крупных образовательных научных центров;

— формирование эффективного рынка образовательных услуг в соответствии с потребностями экономики в квалифицированных кадрах, осуществление мониторинга рынка труда;

— повышение инвестиционной привлекательности сферы образования, в том числе создание благоприятных правовых и экономических условий для частного и корпоративного инвестирования в образование, усиление влияния институтов гражданского общества на управление в области образования;

— переход на принципы подушевого финансирования при реализации образовательных программ.

Минобрнауки России с участием заинтересованных органов исполнительной власти, научных и общественных организаций поручено доработать с учетом состоявшегося обсуждения указанные приоритетные направления и до 15 февраля 2005 г. представить их в Правительство Российской Федерации с соответствующим комплексом мероприятий по их реализации.

Правительство Российской Федерации поручило Минобрнауки России совместно с Минэкономразвития России, Минфином России, Минздравсоцразвития России с участием других заинтересованных органов исполнительной власти подготовить и представить проекты следующих федеральных законов:

— до 1 июня 2005 г. — о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части регламентации деятельности образовательных учреждений;

— до 1 ноября 2005 г. — о внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу введения государственных субсидий в системе образования; о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», касающиеся организации итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;

— до 1 июня 2006 г. — о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части изменения типологии образовательных учреждений и уточнения понятия и структуры государственного образовательного стандарта.

Минобрнауки России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти необходимо проработать вопрос о совершенствовании системы оценки качества образования и внести в III квартале 2006 г. соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации поручило Минобрнауки России, Минздравсоцразвития России, Минфину России рассмотреть вопрос об основных принципах оплаты труда в сфере образования, в том числе работников общеобразовательных учреждений. Соответствующие предложения должны быть представлены в Правительство Российской Федерации до 1 марта 2005 г.

Также Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минфину России поручено подготовить и до 1 марта 2005 г. представить в Правительство Российской Федерации предложения об изменении принципов финансирования научных исследований в высшей школе. Правительство Российской Федерации поручило Минобрнауки России, Минфину России, Минэкономразвития России с участием заинтересованных органов исполнительной власти подготовить предложения о ресурсном обеспечении системы образования за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Предложения должны быть внесены в Правительство Российской Федерации до 25 марта 2005 г.

Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Минфину России с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти при разработке проекта федеральной целевой программы развития образования на период 2006-2010 годы необходимо учесть приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Правительство Российской Федерации поручило Минобрнауки России совместно с заинтересованными органами исполнительной власти рассмотреть поднятый на заседании вопрос об уточнении сроков передачи в ведение Рособразования образовательных учреждений, находящихся в ведении соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Необходимые предложения должны быть внесены в Правительство Российской Федерации 21 марта 2005 г.

Пресс-служба Правительства РФ


ИТОГИ ПАРЛАМЕНТСКИХ СЛУШАНИЙ

9 декабря Комитет по образованию и науке провел парламентские слушания на тему «Модернизация науки и образования как фактор инновационного развития экономики: проблемы законодательного регулирования».

В дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители Министерства образования и науки, органов власти субъектов Федерации, организаций образования и науки. Открыл слушания заместитель Председателя Госдумы Георгий Боос.

Председатель Комитета по образованию и науке Николай Булаев сообщил, что пакет законопроектов по модернизации образования будет определяющим в работе Комитета. Публичность обсуждения таких «резонансных» вопросов позволит избежать «неосторожных, не взвешенных решений», которых образование и наука могут не выдержать. «Наши действия должны быть адекватны ожиданиям образовательного сообщества, граждан и возможностям государства», — подчеркнул он.

В ходе слушаний отмечалось, что процесс модернизации образования должен отвечать стратегической государственной задаче - формированию научно-ориентированной экономики, основанной на знаниях, как одного из условий обеспечения качественного экономического роста.

Заместитель министра образования и науки Андрей Свинаренко в числе первоочередных задач назвал непрерывность образования, повышение его доступности и качества, обеспечение инвестиционной привлекательности системы образования.

Чтобы поднять качество образования, по его словам, необходимо поддержать систему дошкольного раннего развития детей, снизить недельную нагрузку учащихся, легализовать услуги дополнительного образования, а также перейти к отраслевой системе оплаты труда, что позволит увеличить зарплату учителей с опережением к росту бюджетного финансирования. Школьникам предлагается дать возможность учиться «по индивидуальным образовательным траекториям», то есть, как пояснил заместитель министра, «от жесткой регламентации содержания учебных предметов и часов действующего стандарта необходимо постепенно переходить к требованию компетенции выпускников». Важным является приход в школу новых технологий обучения. Одновременно планируется создать национальную инфраструктуру контроля качества для прозрачной и объективной оценки знаний, ввести два уровня в сфере высшего образования, сформировать сеть современных передовых университетов.

Реализовать все перечисленные задачи при едином механизме сметного финансирования невозможно. В связи с этим предполагается ввести нормативно-подушевое финансирование, при котором действует принцип: деньги следуют за учащимся; систему кредитования; субсидии на целевую подготовку специалистов, которые позволят обеспечить кадрами приоритетные для государства сферы деятельности; механизм проектного финансирования развития образовательных учреждений.

Что касается приватизации в системе образования, то пока говорить об этом преждевременно, заверил заместитель министра.

Вице-президент РАН Валерий Козлов поднял проблему делегирования академиям наук, имеющим государственный статус, права на владение и распоряжение выделенным им федеральном имуществом. Он также предложил разработать и принять закон о статусе научного работника.Подобные законы действуют в ряде стран.

Ректор МГУ имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий высказался за сохранение качества образования и против введения в России платного обучения. Он предложил законодателям вернуться к созданию единого кодекса об образовании и указал на необходимость должного финансирования отрасли. Без необходимых ресурсов модернизировать образование, повысить его качество не удастся.

По словам ректора Государственного института высшей школы экономики Ярослава Кузьминова, чтобы избежать вырождения системы образования, необходимо улучшить материальное положение преподавателей и учителей. За необходимость повышения зарплаты работников образования высказалась и заместитель председателя Комитета Валентина Иванова.

Первый заместитель председателя Комитета Олег Смолин, положительно оценив установку на непрерывное образование и идею льготного приема в вузы бывших воинов-контрактников, высказался против сокращения обязательных (бесплатных) часов обучения в школах, введения Единого государственного экзамена, изменения организационно-правовых форм образовательных учреждений (автономные учреждения и государственные автономные некоммерческие организации), введения дополнительного экзамена при переводе на вторую ступень высшего образования.

По итогам слушаний Комитет по образованию и науке подготовит рекомендации органам государственной власти.

АКДИ Экономика и жизнь
akdi@akdi.ru


ГДЕ РЕСУРСЫ ДЛЯ НОВОГО КУРСА?

Правительство одобрило приоритеты развития образования. Открывая заседание правительства, премьер-министр Михаил Фрадков обозначил основные направления грядущей реформы: обеспечение доступности образования для всех слоев населения, повышение его качества, ресурсная обеспеченность отрасли. По его словам, в 2004 году расходы на образование могут составить 4,9% ВВП — это больше, чем в 2000-м (когда было 2,8%), но все же недостаточно. Поэтому необходимо привлечение внебюджетных источников — например, бизнеса, который, вкладывая средства в образование, в идеале должен и определять, чему и как учить.

Более конкретно о приоритетных направлениях развития системы образования на ближайшие годы рассказал правительству министр образования и науки Андрей Фурсенко. К 2006 году в России должна быть сформирована система дополнительного профобразования, включающая сеть негосударственных организаций. К ее созданию планируется привлечь работодателей: от них ждут не только прогноза потребности в кадрах, но и предложений по стандартам обучения. Еще одна ближайшая цель министерства — переход от сметного к подушевому финансированию образования, по принципу «деньги следуют за школьником (студентом)». В 2005 году планируется широкомасштабный эксперимент по введению ГИФО, который до сих пор ограничивался 6 вузами и результатом которого стал вывод о необходимости серьезных изменений системы ГИФО. Но окончательное решение предстоит принять через два-три года, за которые нужно найти ответ на главный вопрос: как возместить разницу между величиной ГИФО и реальной стоимостью обучения? Будет развиваться система образовательных кредитов. При этом бюджетные места в вузах сохранятся.

Реформа предполагает также изменение статуса вузов. Лучшим будет дан статус «национальных», и, по мнению экспертов, их будет не больше 100 (напомним, всего в России государственных вузов гражданского направления, по данным Минобрнауки, около 570). Эти вузы в первую очередь получат бюджетные средства.

На заседании правительства был также поставлен вопрос о возможности сохранения и возвращения в ведение конкретных отраслей экономики учебных заведений, выпускники которых действительно идут работать на предприятия своей, а не «чужой» отрасли.

2008 году планируют повсеместно перейти к двухуровневой системе высшего профобразования «бакалавр — магистр». Единый государственный экзамен (ЕГЭ) как система проверки знаний выпускников школы будет совершенствоваться, но не останется единственно возможным испытанием для абитуриентов. Количество регионов, сдающих ЕГЭ, будет расти.

Реформа коснется и школы. Появится «предшкольная» ступень образования — с пяти лет. В основной школе снизится недельная нагрузка на учащихся, старшеклассникам предоставят право выбора предметов. Основной минимум предметов школьники будут изучать бесплатно, все остальное — по выбору, в рамках дополнительных занятий и за отдельную плату, что позволит повысить доходы учителей.

Предлагаемые нововведения вызвали полемику. Ректор МГУ Виктор Садовничий заявил, что решение о переходе на «двухуровневость» просто убьет нашу систему профобразования. И вообще было бы правильнее называть ее многоуровневой, учитывая, что есть еще следующие ступени — кандидата и доктора наук, от которых отказываться мы ни в коем случае не должны.

Представители вузовского сообщества и деловых кругов главной причиной неудовлетворительного состояния сферы образования называли недостаточное бюджетное финансирование. Именно поэтому, считает глава «Деловой России» Борис Титов, в вузах падает квалификация преподавателей, свертываются научные исследования, а около половины выпускников не находят себе работы по специальности, в то время как предприятиям приходится самим заниматься переподготовкой кадров.

Ректор Государственного университета — Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, призвав министров к политическому решению, назвал конкретную сумму, необходимую для подъема качества образования в стране. Для этого, по его расчетам, к 2010 году потребуется до 4 миллиардов долларов: два — на развитие науки в университетах, еще два — на развитие самих университетов.

В целом, правительство основные направления развития образования одобрило, хотя в адрес реформы было высказано немало критических замечаний.

Закрывая дискуссию, премьер Михаил Фрадков поинтересовался у ректора МГУ Виктора Садовничего, сможет ли он «своими силами, без привлечения административного ресурса выявить неэффективные вузы с неквалифицированным преподавательским составом». Виктор Антонович ответил, что для этого необходимо выработать жесткие критерии, которым должны соответствовать национальные университеты. Но и без административного ресурса не обойтись: госгарантиями надо обеспечить только дипломы национальных университетов. Остальные вузы могут выдавать сертификаты.

Сразу после окончания заседания правительства Виктор Садовничий провел пресс-конференцию. Рассказав о том, как обсуждали реформу на заседании правительства и о своем видении ситуации, он напомнил, что в России было предпринято около 30 попыток реформирования образования. И практически все они оказались неудачными, кроме реформы 1804 года. Тогда, по его словам, реформа удалась благодаря тому, что образовательным учреждениям были предоставлены автономия и ресурсы.

Наталия Булгакова,
«Поиск»

стр. 5

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+316+1