Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 50 (2486) 24 декабря 2004 г.

СТУДЕНТЫ СТАНУТ УЧЕНЕЕ, А УЧЕНЫЕ — МОЛОЖЕ

16 декабря на коллегии Минобрнауки РФ обсуждался вопрос об интеграции образовательной и научной деятельности. Открывая коллегию, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко отметил, что тесное взаимодействие науки и образования является одним из главных инструментов улучшения образовательной системы и усиления конкурентных позиций фундаментальной науки. Обращаясь к членам и участникам коллегии, А. Фурсенко напомнил, что коллегия — рабочий орган для всестороннего обсуждения поставленных проблем с возможностью внесения корректирующих уточнений в позицию министерства.

Докладчиком по этому вопросу выступил директор Департамента по государственной политике в сфере науки, инноваций и интеллектуальной собственности Дмитрий Ливанов. Переход ведущих стран к этапу формирования инновационного общества, по мнению докладчика, превращает инвестиции в интеллектуальный и человеческий капитал, в эффективный канал расходования средств. Между тем, основой воспроизводства интеллектуального капитала являются научные и образовательные структуры, которые и служат объектами инвестиций. Однако в России наука и образование исторически оказались институционально разделены, а действенной правовой базы для их интеграции не создано.

Д. Ливанов сформулировал основные проблемы российской научно-образовательной сферы. Среди них: 1) распыление ограниченных бюджетных ресурсов между множественными субъектами науки и образования; 2) внешняя и внутренняя утечка кадров, получивших качественное образование, но столкнувшихся с низкой оплатой труда; 3) вместе с тем, из-за отсутствия необходимой научной базы, выпускники многих вузов неконкурентоспособны на рынке труда; 4) на мировых рынках престиж российского научно-образовательного сектора не растет, поскольку его включенность в глобальную экономику ситуативна.

По мнению Д. Ливанова, научно-образовательная сфера сохраняет конкурентные преимущества. Это, во-первых, общий образовательный уровень населения; во-вторых, весомая фундаментальная составляющая в естественнонаучном и техническом образовании, и, в-третьих, развитая сеть университетов, академических и отраслевых институтов, других государственных организаций, имеющих серьезные заделы в областях, которые определяют развитие мировой экономики. Но эти преимущества не могут быть реализованы. Более того, опасность деградации нарастает. Интеграцию программ и институтов, причем на разных уровнях образовательной и научной систем, докладчик полагает «основным механизмом преодоления негативных тенденций».

Поставлены задачи концентрации бюджетных ресурсов в передовых научно-образовательных центрах и исследовательских университетах; создания инфраструктуры интеграции; развития кадрового потенциала, в том числе за счет модернизации системы подготовки исследователей высшей квалификации; продвижения российского научно-образовательного сектора в глобальной экономике. Для их решения предусматривается увеличение бюджетного финансирования и четкое распределение средств по приоритетным направлениям. Инициированы изменения и дополнения в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Мероприятия ФЦП «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы» включены в состав ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002-2006 годы». Этот маневр позволит существенно расширить финансирование интеграционных мероприятий. В 2005 году общая сумма средств, направленных на эти цели, в ФЦНТП составит 455 млн руб. Еще 120 млн руб. поступит в рамках ведомственной программы Рособразования «Развитие научного потенциала высшей школы». Это даст более чем трехкратный рост финансирования по сравнению с 2004 годом.

Д. Ливанов назвал конкретные целевые индикаторы предложенной системы мероприятий. Во внутренних затратах на исследования и разработки удельный вес высшего образования вырастет к 2010 году на 15 проц. Контингент исследователей, занятых в российских научных организациях, омолодится: в 2010 году удельный вес принятых на работу выпускников вузов среди них составит 8 проц, а лиц моложе 39 лет — 35 проц. Вообще же в расходах федерального бюджета на гражданскую науку доля программ и проектов интеграции уже к 2007 году должна вырасти до 5 проц.

Комментируя дискуссию, в которой приняли участие ректоры крупнейших российских университетов и отраслевых вузов, А. Фурсенко пояснил, что Министерство исходит из критериев качества научных и образовательных учреждений, а предлагаемые меры подразумевают, прежде всего, расширение круга возможностей, доступных субъектам науки и образования. Об этом сообщает пресс-служба Минобрнауки РФ.

www.newseducation.ru

стр. 9

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?18+316+1