Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 50 (2486) 24 декабря 2004 г.

О ПРОБЛЕМАХ ИНТЕГРАЦИИ И РАЗВИТИЯ НАУКИ
И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СИБИРИ

Постановление Общего собрания Сибирского отделения Российской академии наук от 10.12.2004 г.

Заслушав и обсудив доклад председателя Сибирского отделения РАН академика Н. Л. Добрецова «Приоритеты науки и высшей школы Сибири в контексте организации и реализации национальной программы развития Сибирского научно-производственного комплекса», совместные выступления председателей президиумов научных центров СО РАН, заместителей глав администраций субъектов Федерации и ректоров сибирских вузов, Общее собрание Сибирского отделения Российской академии наук констатирует.

На сегодня в Сибири имеется серьезный научный и образовательный потенциал, представленный в основном научными центрами и институтами СО РАН, СО РАСХН и СО РАМН, ведущими вузами и научно-техническими комплексами закрытых административно-территориальных образований. Научные, конструкторско-технологические организации и крупнейшие вузы располагают значительными материальными и кадровыми ресурсами, мощным научно-техническим потенциалом, уникальной опытно-экспериментальной базой. Они способны выполнять полный цикл исследований с опытной отработкой технологий, созданием малых серий приборов и оборудования, наработкой новых веществ и материалов. Имеющийся технологический задел позволяет реализовывать различные формы сотрудничества с промышленными предприятиями и крупными компаниями и развивать собственное производство.

В Сибири сформированы основы интегрированной системы подготовки кадров высшей квалификации, действующей на базе взаимодействия академических институтов с Новосибирским государственным университетом, а также с классическими и техническими университетами в гг. Иркутске, Красноярске, Новосибирске, Омске, Томске и др.

Вместе с тем, существующая нормативно-правовая база не позволяет в полной мере использовать научно-технический и образовательный потенциал в интересах решения поставленной Президентом РФ  В. В. Путиным задачи удвоения валового национального продукта страны и инновационного развития Сибирского региона, играющего исключительно важную роль в социально-экономическом развитии страны.

Общее собрание СО РАН считает, что крупномасштабные задачи перевода экономики на инновационный путь развития и дальнейшего развития научно-образовательного и производственного комплекса Сибирского региона необходимо решать комплексно, используя для этого программно-целевые методы в рамках программы государственного уровня, и приветствует поручения Президента РФ  В. Путина (№ Пр-1358 от 12.08.2004 г.) и Председателя Правительства  М. Фрадкова (№ МФ-П7-4743 от 19.08.2004 г.) о формировании национальной программы, обеспечивающей инновационное развитие Сибирского научно-производственного комплекса.

Общее собрание Сибирского отделения Российской академии наук постановляет:

1. Одобрить доложенные ак. Н. Добрецовым основные положения Концепции развития Сибирского научно-производственного комплекса. Поручить Президиуму СО РАН (ак. Н. Добрецов) продолжить работу в правительственных органах Российской Федерации по доработке Концепции и формированию на ее основе соответствующей программы.

2. Принять к сведению информацию о работе по подготовке кадров высшей квалификации для науки, высшей школы и сферы бизнеса на основе интеграции академической и вузовской науки в регионах Сибири. Рекомендовать президиумам научных центров СО РАН, руководству ведущих вузов с участием администраций субъектов Федерации:

— разработать меры по дальнейшему развитию сложившихся форм интеграции НИИ и вузов в виде совместных кафедр и лабораторий, учебно-научных центров; а также интеграционных научных исследований, семинаров, конференций, грантовой политики, издательской деятельности, совместных работ со школьниками, включая олимпиады и физико-математические школы; созданию новых форм интеграции — совместные НИИ, крупные международные научно-образовательные центры, лаборатории, оснащенные новейшим оборудованием, выполняющие функции центров коллективного пользования, и международные исследовательские центры, культивируя последние на базе крупных вузов и НИИ; совместные, в том числе производственные, структуры для реализации инновационных проектов;

— рассмотреть вопрос об организации научно-образовательно-производственных структур для подготовки и переподготовки необходимых специалистов высшей квалификации с их ориентацией на прогрессивные технологии производства на крупных предприятиях регионов Сибири;

— подготовить предложения по совместному участию в предлагаемых проектах программы развития Сибирского научно-производственного комплекса, а также в других действующих федеральных целевых программах;

— расширять сферу образовательных услуг, предоставляемых институтами СО РАН и вузами путем согласованной политики формирования направлений подготовки высококвалифицированных специалистов, обмена преподавательскими кадрами по востребованным направлениям, подготовки совместных учебников и обмена лучшими учебниками и учебными пособиями, а также более активного привлечения крупных ученых к работе ГАК;

— создавать ассоциации центров коллективного пользования уникальными научными приборами и дорогостоящим оборудованием в регионах Сибири.

3. Считать целесообразным создание при СО РАН и НГУ регионального центра для организации магистерской подготовки студентов, склонных к научной работе, рекомендованных вузами России, стран СНГ и дальнего зарубежья.

4. Рекомендовать институтам СО РАН принимать активное участие в реализации приоритетных региональных программ, подготовке кадров для инновационной деятельности, усилив совместно с вузами внимание к образовательным программам по дисциплинам, направленным на развитие навыков проектной и инженерной деятельности, умения ставить и решать инновационные задачи. Просить администрации субъектов Федерации на территории Сибири определить основные направления сотрудничества с Сибирским отделением РАН, предусматривающие создание механизмов кадрового и финансового обеспечения интеграции науки, образования и производства по ключевым направлениям социально-экономического развития регионов.

5. Бюро Президиума СО РАН по Новосибирскому научному центру (ак. Г. Кулипанов), президиумам Иркутского (ак. М. Кузьмин), Красноярского (ак. В. Шабанов) и Томского (ак. С. Коровин) научных центров СО РАН совместно с администрациями субъектов Федерации, ведущими вузами региона, фирмами наукоемкого бизнеса до 1 марта 2005 года подготовить предложения по развитию соответствующих научных центров СО РАН как обособленных территорий с созданием на них структур и условий для научной, образовательной, консалтинговой, предпринимательской и инновационной деятельности.

6. Одобрить целенаправленную политику Президиума СО РАН по подготовке и закреплению молодых научных кадров, предусматривающую увеличение приема в аспирантуру, создание специальных стипендиальных фондов, конкурсов проектов молодых ученых, поиск и развитие подходов к решению жилищной проблемы молодых семей.

Поручить Президиуму СО РАН (чл.-к. РАН  В. Фомин) подготовить предложения по строительству жилья для аспирантов, молодых научных сотрудников и преподавателей институтов СО РАН и вузов совместными усилиями вузов и научных центров СО РАН.

7. Президиуму СО РАН рассмотреть вопрос о создании Объединенного совета по образованию с включением в его состав ректоров ведущих вузов Сибирского федерального округа и других округов, на территории которых расположены НИИ СО РАН.

8. Просить Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе А. Квашнина и Межрегиональную ассоциацию «Сибирское соглашение»:

— выступить с инициативой по совершенствованию законодательной базы, способствующей интегрирующим процессам между вузами и академическими НИИ, в том числе в части налогообложения имущества и земель, разрешения на подготовку магистрантов академическими НИИ и др.;

— выйти с законодательной инициативой по разработке действенной системы образовательного кредитования, направленной на закрепление молодых специалистов в стране.

Председатель Отделения
академик Н. Добрецов
Главный ученый секретарь Отделения
чл.-к. РАН  В. Фомин

стр. 2

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?6+316+1