Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 1 (2487) 14 января 2005 г.

ЧЛЕНЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИИ О ЗАДАЧАХ 2005 ГОДА

Министр образования и науки
Российской Федерации А. Фурсенко

В сфере образования в новом году Министерство намерено проводить дальнейшую работу по выполнению решений, которые широко обсуждались в обществе и получили одобрение Правительства. В числе основных задач — повышение доступности образования, удовлетворение кадровых потребностей экономики, усиление инвестиционной привлекательности системы образования. Общее образование будет ориентировано на выравнивание стартовых возможностей детей и индивидуализацию образовательных программ. Предусматривается начало обучения в системе дошкольного образования с 6-летнего возраста. 4-5-летняя начальная школа мягко адаптирует ребенка к школе. В 9 классе школьник выберет собственный образовательный профиль и в 10-11 классах пройдет профильное обучение. Нагрузка на школьников снизится. Изменения в Базисном учебном плане будут сопровождаться увеличением стоимости педагогического часа.

Существенный общественный резонанс получил эксперимент по введению Единого государственного экзамена, призванного внести системность в оценку качества знаний и повысить доступность качественного высшего образования. Идея ЕГЭ состоит в совмещении итоговой аттестации школьников — и вступительных испытаний абитуриентов. Но важно, что ЕГЭ не исключает ни традиционной формы итоговой аттестации, ни иных вариантов поступления в вузы. В 2004 году эксперимент по введению ЕГЭ в 65 регионах был обеспечен созданием информационной инфраструктуры на федеральном и региональном уровнях, подготовкой специалистов, предоставлением абитуриентам возможности заочного участия во вступительном конкурсе (без выезда к месту расположения вуза). Это позволяет в 2005 году расширить рамки эксперимента: усилить нормативную базу, скорректировать контрольно-измерительные материалы в соответствии с новыми государственными образовательными стандартами, развивать компьютерные формы проведения ЕГЭ, шире привлекать общественных наблюдателей для повышения доверия к результатам экзамена и т.д.

Подготовка в учреждениях начального и среднего технического образования преобразуется в набор модульных курсов — подготовке специалистов в НПО/СПО будет уделяться повышенное внимание в связи с растущими запросами рынка труда. Обучение в вузах разделяется на два уровня: бакалавриат и магистратуру (или специалитет), но из этой системы допускаются разумные исключения (например, при подготовке медиков, архитекторов, по ряду инженерных специальностей). Круг организаций, имеющих право оказывать образовательные услуги, расширится — как и участие работодателей в определении аспектов образовательного процесса, касающихся подготовки квалифицированных специалистов. Общеобразовательные учреждения закончат переход на нормативное подушевое финансирование. Продолжится разработка таких механизмов финансирования, как образовательные кредиты, государственные возвратные субсидии, бюджетные финансовые обязательства и другие. В 2005 году будет представлен на рассмотрение проект Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации. В январе пройдет Всероссийская научно-практическая конференция «Ювенальная юстиция. Правовой и образовательный аспект». Готовятся Всероссийское совещание по реализации программы обеспечения жильем молодых семей, а также конкурсы «Учитель года», «Лидер в образовании», «Лучшие школы России».

В сфере науки и инноваций Министерство нацелено на формирование конкурентоспособной системы генерации, распространения и использования знаний. Для этого будут выстраиваться механизмы реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и Перечня критических технологий. Национальная инновационная система призвана стимулировать коммерциализацию и внедрение в производство научных разработок. Ее формирование обосновывают Основные направления политики РФ в области развития национальной инновационной системы на период до 2010 года. Очень важное направление — законодательная защита интеллектуальной собственности, в том числе пресечение распространения контрафактной продукции. Не меньше внимания будет уделено выполнению новой редакции ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-06. В результате планируется увеличить производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции на 3 млрд. руб. и на 1 млрд. руб. выпуск экспортных высокотехнологичных товаров. Для коммерциализации технологий предусматривается привлечение 4,7 млрд. руб. из внебюджетных источников. Прогнозируется образование порядка 40 новых высокотехнологичных организаций и создание около 4000 рабочих мест для высоквалифицированных работников. 200-250 проектов ведущих научных школ России получат поддержку со средним объемом финансирования до 1,5 млн. рублей. Размеры двухлетних грантов для кандидатов наук планируется увеличить до 150 тыс.руб., для докторов — до 200 тысяч.

В 2005 году будет заложена система надзора и контроля за правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета. Продолжится работа над законодательством в сфере лицензирования, охраны интеллектуальной собственности и регламентации использования товарных знаков. В сфере международных контактов мы сосредоточимся на вопросах двустороннего научно-технического сотрудничества с ведущими государствами мира и на реализации Болонской декларации, положения которой ориентированы на создание европейского пространства высшего образования.


Министр природных ресурсов
Российской Федерации  Ю. Трутнев

В 2005 году самое, наверное, главное — принять и ввести в действие новый закон «О недрах». В дополнение к проекту еще потребуется разработать целую систему нормативных актов, а также внести изменения в смежные законы и кодексы, чтобы эффективно ввести его в действие. Можно с уверенностью говорить, что законопроект «О недрах» серьезно изменит всю систему недропользования в России.

Точно так же необходимо будет подготовиться тщательно к принятию новых Лесного и Водного кодексов.

Есть еще один блок, который в законодательном плане в России практически не проработан. Я говорю об экологии. Мы много говорим об экологических проблемах, однако никаких реальных рычагов влияния на эту область у государства нет. Поэтому в МПР России принято решение приступить к выработке первых законодательных инициатив в этой чрезвычайно острой сфере, с тем, чтобы впоследствии свести все необходимые законы, например, в единый Экологический кодекс.

Первым шагом должна стать разработка системы, побуждающей основных загрязнителей — промышленные предприятия — платить не штрафы, а вкладывать деньги в модернизацию производства с учетом экологических требований. Ужесточение экологического законодательства в большинстве развитых стран приводило именно к модернизационному эффекту, к внедрению энергосберегающих и чистых технологий. Но так как этот вопрос задевает вообще всю российскую промышленность, мы постараемся подойти к этому очень предметно и тщательно. Думаю, что уже во втором квартале ряд законодательных инициатив будет представлен на рассмотрение кабинета министров.

В лесном комплексе, если судить по цифрам, 2004 год можно назвать неплохим. Объемы заготовки древесины возросли на 6 млн. кубометров, также вырос объем производства и в деревообрабатывающем комплексе: 112,9 % в производстве фанеры, 113,3 % — плиты ДСП, 107% — ДВП, 103% по целлюлозе. В целом лесной доход в 2004 году вырос на 2 млрд. руб.

Однако та доля, которую лесной комплекс занимает в экономике Российской Федерации — чуть более 2,3% ВВП, слишком незначительна. Ее нужно и можно увеличивать. И, прежде всего, за счет повышения доходности лесопользования, за счет развития инфраструктуры, за счет строительства новых перерабатывающих мощностей.

В 2005 году мы планируем создать лесную биржу, что повысит открытость лесного рынка, повысит конкуренцию среди лесопользователей. Будут разработаны пилотные проекты комплексного лесопользования в ряде субъектов Российской Федерации, направленные на выявление экономически доступных и пользующихся спросом лесных ресурсов. Надеюсь, что в результате появятся проекты, подобные тому, что в 2004 году начали реализовываться в Костромской области. Там совместно с частными, в том числе и зарубежными, инвесторами мы привлекаем средства в строительство комбинатов по производству древесных плит и пиломатериалов общей стоимостью 300 млн. евро.

Для повышения привлекательности лесных ресурсов будет утвержден совместный с Министерством транспорта и субъектами Федерации план по строительству лесных дорог, что поможет нам вовлечь в оборот новые ресурсы.

Естественно, будет продолжена борьба с незаконными рубками — здесь еще готовых рецептов нет, надо вносить изменения в многочисленные законодательные акты, в том числе и в Уголовный кодекс (сейчас, например, воровство леса не является правонарушением), работать в тесном контакте с прокуратурой, МВД, таможенной службой. Одним из этапов этой работы должен стать охват системой космического мониторинга лесной территории Российской Федерации на площади 50 млн. га.

Что касается вопросов стимулирования глубокой переработки древесины в России, то здесь необходим комплекс мер. Надо научиться использовать и тот рычаг воздействия на зарубежных переработчиков, который у нас есть — это, собственно, российские лесные ресурсы. Мы понимаем, что другой сырьевой базы для работы комбинатов в Финляндии или Китае, например, нет. Значит, мы можем принять определенные меры и настоятельно попросить их возводить свои комбинаты не в 100 метрах от границы с Россией, а на нашей территории.

В водном секторе у нас также достаточно много проблем. Но я рассчитываю на то, что 2005 год станет прорывом в этом секторе экономики, потому что весь водный налог будет вкладываться в водохозяйственные объекты. Ведь, по сути дела, последние 10 лет в те же гидротехнические сооружения деньги практически не инвестировались.

Так, в 2005 году мы завершим работы по реконструкции и строительству шести водохранилищ общим объемом свыше 216 млн кубометров. Для обеспечения качества водных ресурсов будет установлено свыше 5 тыс. км водоохранных зон — в два раза больше, чем в 2004 году. В целях обеспечения безопасности гидротехнических сооружений будет произведен капитальный ремонт 72 объектов. Для предупреждения наводнений и паводков будет построено свыше 3 тыс. км берегозащитных сооружений — в 6 раз больше, чем в 2004 году. Кроме того, Федеральное агентство водных ресурсов планирует осуществить расчистку 3,6 тыс. км русел рек.

Это колоссальная работа, которая не проводилась в Российской Федерации на протяжении десятилетия.

В то же время, наряду с решением инфраструктурных проблем, необходимо наконец-то всерьез подумать и об экономике водопользования в нашей стране. К сожалению, вода пока не является товаром, хотя благодаря водным ресурсам вырабатывается электроэнергия, функционирует речной транспорт, работает сельское хозяйство, вовлекаются в оборот подземные воды, в том числе, и для питьевых целей. Изменение подхода к воде как к платному и ценному ресурсу — это задача на 2005 год, решать которую мы начнем, скорее всего, с рассмотрения вопроса о водной ренте для гидроэлектроэнергетики.

Теперь о недропользовании — здесь перед нами стоят как сугубо отраслевые, так и системные задачи.

Среди системных проблем выделил бы необходимость демонополизации добывающей отрасли. У нас по большинству видов полезных ископаемых в стране работает одна-две-три компании, которые неплохо обеспечены запасами, поэтому даже не пытаются вкладывать деньги в геологоразведку. Не секрет также, что страна, по сути дела, поделена на зоны влияния между крупнейшими нефтяными компаниями — в результате государство недополучает средства от проведения аукционов. Эту проблему мы будем решать совместно с Федеральной антимонопольной службой.

Другой серьезнейший вопрос — дифференциация налоговой шкалы для недропользователей в зависимости от истощенности месторождений. Создана рабочая группа Минфина, Минэкономразвития и МПР России, которая должна именно в 2005 году вынести консолидированные предложения на этот счет. Эти меры, если они будут увязаны с воспроизводством минерально-сырьевой базы, могут подтолкнуть геологоразведку.

Еще одна проблема, которую мы, по сути дела, уже начали решать — вовлечение в оборот и разведка территорий, имеющих для России стратегической значение. Это, в частности, Восточная Сибирь — по ней готовится отдельная программа лицензирования, которая согласуется, в том числе и со строительством Восточного нефтепровода. Это, естественно, и шельф, о котором мы много говорим, но в отличие от зарубежных стран, мало продвинулись в его освоении. Надеюсь, часть вопросов по шельфу снимет разработанная в МПР России «Единая государственная стратегия изучения и освоения нефтегазоносного потенциала континентального шельфа Российской Федерации», которую, как мы надеемся, Правительство примет в 2005 году.

Есть еще ряд конкретных задач. Так, в 2005 году мы намерены практически в два раза увеличить число объектов, выставляемых для геологического изучения. На эти работы из средств федерального бюджета по нефти и газу будет выделено 4,6 млрд. руб., в результате чего мы планируем прирастить ресурсы углеводородов в объеме 4,2 млрд. тонн условного топлива, в том числе на суше — 2 млрд. тонн.

В то же время прирост ценности недр за счет освоения твердых полезных ископаемых, по нашим оценкам, составит 700 млрд. руб. От всех государственных ассигнований на воспроизводство минерально-сырьевой базы на поиск благородных металлов и алмазов будет направлено 22% средств, на черные, цветные и редкие металлы — 9,2%, на уран — 6%, на неметаллы — 2,22% и на уголь — 1,2%.


Министр информационных технологий и связи
Российской Федерации  Л. Рейман

1. В рамках реализации «Концепции развития рынка информационных технологий в Российской Федерации» Мининформсвязи России в 2005 году планирует: внести Предложения в Межведомственную комиссию по защитным мерам во внешней торговле о снижении таможенных пошлин на ввоз компьютерной техники и комплектующих; внести предложения об изменениях и дополнениях в Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеэкономической деятельности для упрощения процедуры временного ввоза для инновационной техники, технологий и опытных образцов, не получивших сертификата соответствия; принять участие в разработке акта Правительства РФ «Об отмене требований о получении для экспорта ИТ-продуктов справок об отсутствии в них информации и технологий, представляющих государственную тайну».

Кроме того, Мининформсвязи России готовит проект изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации «О включении услуг по разработке программного обеспечения в перечень услуг, которые могут осуществляться на экспорт» и «Об определении порядка доказательства факта экспорта программного обеспечения», что приведет к увеличению o6ъема экспорта и его диверсификации. Развитие отрасли ИКТ будет способствовать повышению производительности труда во всех областях экономики, лучшему использованию человеческих и материальных ресурсов, что внесет заметный вклад в решение задачи удвоения ВВП. Высокий уровень развития ИКТ станет важнейшим фактором качественного улучшения систем образования и здравоохранения, реализации проектов адресной социальной поддержки населения, повышения обороноспособности страны, обеспечения безопасности на самом современном уровне. Министерство готовит в Правительство РФ предложения о создании специализированных ИТ-парков. В России есть положительные примеры. В Черноголовке ИТ-парк уже работает, и его обороты достигли нескольких миллионов долларов в год. Подготовлена основа для создания ИТ-парка в г. Дубна.

Таким образом Московская область стала пилотным полигоном для отработки согласованных действий федеральных, региональных и местных властей в сфере решения социально-экономических задач на основе развития информационных технологий, науки и образования. Сейчас обсуждается вопрос введения специального экономического режима для технопарков, который будет реальной помощью для стабильного и поддерживаемого государством бурно развивающегося сектора ИТ.

2. В рамках реализации «Концепции использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти на период до 2010 года» министерство планирует разработать проекты по созданию, развитию и обеспечению функционирования государственных информационных систем, ресурсов и технологий, которые будут представлены на заседаниях координационных и совещательных органов в сфере информационных технологий. Также министерство примет участие в разработке некоторых актов Правительства РФ <...>, направленных на формирование эффективной системы предоставления государственных услуг на основе использования информационных технологий, что приведет к развитию информационно-технологической инфраструктуры федеральных органов государственной власти.

3. В 2005 году планируется рассмотреть на заседании Правительства РФ «Концепцию региональной информатизации до 2010 года». Министерство постоянно взаимодействует с регионами в рамках федеральных целевых программ и региональных инициатив по развитию и внедрению ИКТ в субъектах РФ. В частности, ведется совместная работа с субъектами РФ по реализации проектов в рамках федеральной целевой пpoграммы «Электронная Россия 2002-2010 годы.» <...>

(Публикация с сокращениями)


Министр промышленности и энергетики
Российской Федерации  В. Христенко

В процессе подготовки ряда предложений, направленных в Правительство Российской Федерации в течение 2004 года, Минпромэнерго России определило цели, которые необходимо достичь в 2005 году и в среднесрочной перспективе до 2007 года. К ним относятся: обеспечение высоких темпов роста производства конкурентоспособной промышленной продукции; развитие научно-технологического и производственного потенциала оборонной промышленности.

При этом главным подходом в определении целей и задач Министерства на 2005 год стал принцип перехода от управления бюджетными затратами к управлению результатами. <...>

Для того, чтобы запустить в 2005 году реальное развитие конкурентоспособных проектов в тех или иных областях, необходимо использовать системные инструменты. Безусловно, средства, которые идут в Стабилизационный фонд, тратить нельзя. Но понятно, что помимо макроэкономической (прежде всего, финансовой) необходима еще и другая стабилизация — стабилизация исполнения обязательств государства (заявленных, в том числе, в рамках государственно-частного партнерства). Задача состоит в том, чтобы обеспечить удовлетворительное бюджетное финансирование наших приоритетов.

Возможно, в 2005 году стоит подумать о том, что помимо Стабфонда должен заработать своего рода Фонд Развития, средства которого могут быть направлены на реализацию стратегически важных проектов, способных оказать системное влияние на развитие нашей экономики.

Особое значение имеют инфраструктурные проекты. Развитие инфраструктур — прямая ответственность государства. Это то, без чего при самом благоприятном состоянии инвестиционного и налогового климата невозможно развитие. Никакое новое производство не появится, если вы не сможете подключиться к общим источникам электроэнергии, газа и т.д.

Для обеспечения экономического роста необходимо стимулировать и развитие проектов в области высоких технологий. Министерством разработаны важнейшие программные документы, определяющие стратегию развития авиапромышленности России на 10-летний период и далее, на годы вперед. Россия должна остаться на мировом авиационном рынке в качестве ведущей авиадержавы. Задача 2005 года в авиастроении — создание Объединенной авиастроительной компании. Реализация новых проектов (в том числе в региональном самолетостроении) позволит российской гражданской авиапромышленности осуществить настоящий экономический прорыв, который будет сопровождаться ростом НИОКР и технологическим развитием в смежных областях.

Среди приоритетных направлений в промышленности и ОПК — судостроение. За 10 месяцев текущего года в судостроительной промышленности достигнут значительный рост объемов производства: выпуск продукции военного назначения увеличен более чем на 140%, гражданской продукции — на 119%. Считаю, что для закрепления успеха в судостроении необходима концентрация усилий государства, нацеленных на создание в отрасли устойчивых структур с понятной и разумной степенью интеграции.

Уверен, что в среднесрочном периоде как авиапромышленность, так и судостроение станут в авангарде инновационного развития российской экономики, причем важнейшей составляющей успеха станет увеличение объема работ, способствующих развитию национальной технологической базы, критических технологий и оборонного заказа.

В этот же ряд перспективных проектов я бы поставил и активно развивающийся российский автопром, который всё увереннее занимает своё место в структуре реальной экономики (хотя подходы к развитию данной отрасли требуют дополнительной проработки).

Принцип создания мультипликативного эффекта положен в основу разработанного Минпромэнерго и одобренного Правительством Комплекса мер по развитию металлургической промышленности на период до 2010 г. и соответствующего Плана мероприятий на 2004-2006 гг. Эти два стратегических документа предполагают активное участие государства в работе отрасли. Оно подразумевает работу по господдержке экспорта металлопроката, тарифное и таможенное регулирование, поддержку фундаментальных научных исследований.

Важным фактором, обеспечивающим рост промышленного производства, является реформа технического регулирования. Цель этой реформы — снизить административное давление на бизнес, сохранив и обеспечив при этом безопасность продукции для потребителя. <...>

Главная задача в процессе формирования Единого экономического пространства — продолжение переговоров с партнерами из Белоруссии, Казахстана и Украины по согласованию принципиальных положений первоочередных документов, затрагивающих самые различные аспекты интеграции — свободу передвижения товаров, рабочей силы, капитала, услуг. Успех этой масштабной работы в немалой степени зависит от того, как мы ее организуем у себя в ведомствах. <...>

Следующий год станет решающим для продвижения реформы электроэнергетики. Мы планируем завершить основные структурные преобразования в отрасли, с тем, чтобы заработали новые субъекты в генерации — ОГК и ТГК. Чуть больше года потребуется для подготовки нормативной базы и формирования системы двухсторонних прямых договоров на поставку электроэнергии. Мы наметили достаточно большой список вопросов (в их числе проблема перекрёстного субсидирования), на которые должны найти ответы вместе с участниками рынка.

В 2005 году Минпромэнерго завершит подготовку проектов двух программ освоения новых регионов добычи углеводородного сырья — Программы создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки и газоснабжения с учетом возможного экспорта газа в Китай и другие страны АТР, а также Программы комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья Северо-Западного региона России на период до 2020 года. Эти важнейшие стратегические документы позволят расширить ресурсную базу российского ТЭКа и способствуют решению проблемы воспроизводства ресурсов. Таким образом, они создают базу для поддержания энергетической безопасности России, а также стабильного пополнения бюджета. Не менее важны региональные и общеэкономические эффекты от будущей реализации этих программ: повышение инвестиционной привлекательности российского ТЭКа и смежных с ним отраслей, развитие транспортной и социальной инфраструктуры, а также создание новых рабочих мест. <...>

(Публикуется с сокращениями)


Министр экономического развития и торговли
Российской Федерации  Г. Греф

В уходящем году, по нашим оценкам, ВВП вырос на 6,9% по сравнению с соответствующим периодом 2003 года, а инфляция составит 11,6% — это выше наших первоначальных прогнозов, но несколько лучше показателей прошлого года.

В 2005 году остаются приоритетными задачи, решение которых было начато в предыдущие годы. Это развитие финансовой системы страны, реструктуризация естественных монополий, совершенствование земельного законодательства, реформирование судебной системы и правоохранительных органов. Будет продолжена планомерная работа по переводу вооруженных сил на контрактные принципы формирования. Особо следует отметить блок социальных вопросов, важнейшими из которых являются реформирование системы образования и здравоохранения.

Актуальным является продолжение пенсионной реформы.<...>

Сегодня около 12 млн. семей нуждаются в улучшении жилищных условий, и поэтому необходимо развивать ипотеку. Но для того, чтобы ипотека стала массовой, нужна государственная поддержка. Мы поставили задачу к 2008 году выйти на выдачу 1 млн. ипотечных кредитов в год. Принята и с 1 февраля 2005 года будет формироваться новая накопительно-ипотечная система обеспечения жильем военнослужащих.

Хотелось бы обозначить два вопроса, которые я считаю на сегодняшний день самыми важными, и в направлении которых нами будет проводиться серьезная работа.

Первый — продолжение административной реформы. Во многом от успешной реализации этой реформы зависит успех и большинства других. В феврале 2005 года вступит в силу Федеральный закон «О государственной гражданской службе», что создает хорошую основу для внедрения основных принципов административной реформы в деятельность каждого органа исполнительной власти, каждого чиновника.

Другим важнейшим вопросом следует назвать реформу правоохранительных органов и судебной системы. Очевидно, что система правоприменения стала камнем преткновения, преграждающим путь к реализации почти всех остальных инициатив. Первый шаг уже сделан — состоялись обсуждения по формированию индикаторов оценки эффективности деятельности правоохранительных органов. В апреле 2005 года будет введена в эксплуатацию полнофункциональная версия Правоохранительного портала. 2005 год будет определяющим в области реформы недро- и природопользования, продолжится работа по совершенствованию законодательства в этой сфере. Подготовлены проекты новых редакций Лесного и Водного кодексов, которые сейчас проходят стадию юридического согласования в Правительстве Российской Федерации. Уже образованы федеральные органы исполнительной власти по управлению водными и лесными ресурсами. В последующие годы будет организован кадастровый учет природоресурсных объектов на всей территории страны.

Также будет продолжена работа над законодательством о реструктуризации бюджетного сектора, о реализации механизмов государственно-частного партнерства, в частности над законом «О концессионных соглашениях». Планируется принятие концепции реформы корпоративного законодательства и поправок в ряд законопроектов в этой важнейшей сфере. Начнет функционировать система бюджетирования по результату.

В целом, мы будем продолжать формирование инфраструктуры, которая позволит обеспечить долгосрочный потенциал динамичного роста экономики страны.


Министр финансов Российской Федерации
А. Кудрин отвечает на вопросы о Стабилизационном фонде

— Для чего нужен стабфонд?

— Во-первых, для того, чтобы создать запас прочности на случай резкого снижения цен на нефть. Во-вторых, чтобы не ослабить нашу экономику избыточным предложением валюты при высокой цене за баррель. Нужен стабфонд и для того, чтобы заморозить излишки рублевой массы от нефтяных сверхдоходов, не допустить чрезмерного укрепления рубля и роста инфляции, а значит обеспечить стабильность курсовой политики — это одно из решающих условий развития экономики.

— Каков механизм работы фонда?

— В начале 2004 года Правительство перечислило на счет стабфонда первые 106,3 млрд. рублей — финансовый резерв за прошлый год. Счета стабфонда ведутся отдельно от бюджетных и находятся в Центробанке. На них ежемесячно поступают определенные виды налогов от «дополнительных» доходов нефтяников — то есть тех, что получены при цене нефти выше 20 долларов за баррель. Кроме того, ежегодно, в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным, зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года.

В случае снижения цены на нефть ниже базовой накопленные средства могут использоваться для покрытия дефицита бюджета. В случае, если цены на нефть будут и в дальнейшем оставаться на высоком уровне, средства стабфонда могут быть вложены в ценные бумаги стран, имеющих самый высокий рейтинг рейтинговых агентств «ААА» со средней доходностью 3-4% в год. А это значит, что данные вложения будут высоколиквидными, с наивысшей степенью защиты.

— Часто приходится слышать, что средства из стабфонда, превышающие 500 млрд., можно было бы направить на социальные программы.

— Это ошибочная позиция. Надо отдавать себе отчет, что высокие нефтяные цены — это выигрыш в лотерею: сегодня есть, завтра — нет. Серьезные проблемы, например, та же борьба с бедностью, решаются стабильными успехами экономики. А вбросить одномоментные доходы в экономику, означает разогнать инфляцию до угрожающего уровня. Поэтому чрезвычайно важно уберечь «неприкосновенный запас» и не пустить его на текущее финансирование непроцентных расходов.

— А мероприятия по досрочной выплате внешнего долга? Эти планы тоже вызывают разные оценки…

— Что касается финансирования оплаты госдолга, то подобные мероприятия законом о стабфонде предусмотрены, но осуществляться могут лишь тогда, когда объем его средств превысит 500 млрд. рублей. Эту сумму мы уже накопили. В наступившем, 2005 году, Россия может досрочно выплатить около $10 млрд. внешнего долга, из них 6 млрд. — Германии, в случае если такое решение будет одобрено и странами кредиторами, и Правительством РФ. Переговоры по этому вопросу ведутся сейчас в рамках Парижского клуба. В случае успешного осуществления досрочного погашения внешнего долга мы только за счет сокращения процентных платежей сэкономим миллиарды долларов.

— Размещение средств стабфонда в зарубежные бумаги вызвало немало резких замечаний. Мы, мол, кредитуем экономики успешных стран и имеем с этого гроши…

— Хочу напомнить — стабфонд не есть коммерческий проект, и мы не стремимся к немедленному получению высокой прибыли, рискуя самим фондом. Принимая решение, мы ставили совершенно иные задачи, руководствовались иными требованиями. Во-первых, для нас было важно, чтобы бумаги сами по себе обладали высокой степенью надежности. Второе, не менее принципиальное требование — возможность по первому требованию обменять их на «живые» деньги, если у нас возникнет такая необходимость. Таких бумаг немного, доход по ним невысок, но стабилен.

Ну не отказываемся же мы от покупки импортных товаров, что напрямую является вложением средств в экономику других государств, в том числе и в бюджетные расходы, т.к. стоимость данных товаров уже включает в себя налоговую составляющую этих стран.

— Можно ли сказать, что вы полностью отрицаете возможность вложения средств стабфонда в российскую экономику?

— Такие утверждения — неоправданное упрощение. Мы ни в коем случае не отрицаем необходимость дополнительного финансирования инфраструктурных проектов, за которые отвечает государство и которые не имеют окупаемости ни в годовом, ни даже в пятилетнем периоде, но зато в целом влияют на улучшение экономической ситуации в перспективе. Например, в строительство дорог или аэропортов. Но важно помнить, что значительное увеличение непроцентных расходов существенно увеличит инфляцию. Смысл того, что мы предлагаем, в первую очередь в том, чтобы определиться, что важнее на данном этапе: выплатить внешний долг и сэкономить на процентных платежах или продолжать платить проценты, но увеличить вложения в дополнительные проекты, повышая тем самым инфляцию. Минфин предлагает следующий компромисс — $2 млрд. при высоких ценах на нефть ежегодно будем вкладывать в инфраструктуру, а остальную часть стабфонда, превышающую неснижаемый объем, направлять на погашение и сокращение госдолга.

— Итак, стабфонду уже год. Можно ли сделать вывод о том, что он выполняет возложенные на него задачи?

— Безусловно. Стабилизационный фонд по-настоящему заработал. Уже сейчас можно с уверенностью утверждать, что при снижении цен на нефть ниже 15 долларов за баррель, Россия сможет в течение двух лет исполнять все бюджетные обязательства, обеспечить макроэкономическую стабильность и снижение инфляции, а также сохранить рост экономики. За это время Правительство РФ сможет принять все необходимые меры, которые впоследствии позволят экономике страны развиваться стабильно. В этом и есть главная роль «стабилизатора».

По материалам Пресс-службы
Правительства РФ

стр. 10-11

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+317+1