Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 1 (2487) 14 января 2005 г.

ПРЕТЕНДУЙТЕ НА УСПЕХ!

На совещании в Санкт-Петербурге, где собрались проректоры по науке сотен вузов страны, выступал Александр Клименко, заместитель руководителя Федерального агентства по науке и инновациям (Роснаука). Как работа агентства связана с Министерством образования и науки Российской Федерации? Каким образом в 2005 году будут финансироваться научные исследования и опытно-конструкторские работы из госбюджета через Роснауку? На эти и другие вопросы соб. корр. «Поиска» отвечает А. Клименко:

— Новое для слуха имя Роснаука — сокращенное наименование Федерального агентства по науке и инновациям, находящегося в ведении министерства. На мой взгляд, агентство — интеллектуальный привод реализации всего того, что разрабатывает Министерство образования и науки. Чем конкретно Роснауке суждено заниматься? Положение об агентстве включает 18 функций, которые оно должно выполнять. Но прежде всего, и это записано в Положении под первым номером, Роснаука занимается организацией и проведением конкурсов для размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, которые финансируются из федерального бюджета.

Конкурсами нам пришлось заниматься уже в этом году. В наследство от упраздненного Минпромнауки РФ Роснауке досталось проведение восьми конкурсов, в шести из них приняли участие вузы. Как показала практика, доля вузов-победителей от общего числа организаций, выигравших конкурсы, примерно соответствует доли вузов от общего числа участников конкурса. Если принять во внимание открытость конкурсов, участвовать в которых могли любые научные организации вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности, то результаты для вузовской науки можно признать весьма достойными. Единственным исключением оказался конкурс важнейших инновационных проектов государственного значения, где вузов не оказалось среди организаций-победителей. Однако лотов в этом конкурсе было всего три, и статистика в таких случаях, как известно, не работает. Более того, если внимательно посмотреть проекты, занявшие первые места, то вузы можно обнаружить в числе соисполнителей этих крупных проектов. Первый опыт конкурсов Роснауки лишний раз подтверждает очевидную истину: необходимым условием победы в конкурсе является участие в нем. Ученым высшей школы нужно не стесняться готовить и подавать заявки, тем более что участвуют они теперь в конкурсах, организуемым родным ведомством, — сегодня большая часть государственных вузов собрана в том же министерстве, которое отвечает не только за образование, но и за развитие науки и инноваций в стране. Так что никаких предпочтений каким-то группам организаций, занимающихся научными исследованиями, не будет. Все находятся в равных условиях.

Вернемся к наступающему 2005 году. Роснаука фигурирует в качестве госзаказчика по нескольким федеральным целевым программам. Но по объемам финансирования ни одна из них не сравнима с программой «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники» на 2002-2006 гг. Средства, выделяемые на ее финансирование из федерального бюджета в 2005 году, составляют 7 миллиардов 128 миллионов рублей. Конечно, мне могут напомнить о том, что в бюджете 2005 года на гражданскую науку выделяется 56 миллиардов рублей. Где остальные? Отвечу: 80 процентов средств на исследования и ОКР расходятся по другим ведомствам. Роснауке и Рособразованию выделено чуть больше 10 миллиардов рублей. Это означает одно: нужно внимательно следить за тем, как развиваются события в других ведомствах. Там деньги на науку тоже будут распределяться, в основном, на конкурсной основе. И в этих состязаниях, где приз — средства на научные исследования, вузам можно и должно участвовать без боязни потеснить коллег.

Теперь чуть подробнее о ФЦНТП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям». Программа в нынешней редакции утверждена в октябре уходящего 2004 года. Государственный заказчик-координатор — Минобрнауки России, два подведомственных ему агентства — Роснаука и Рособразование — выполняют роль госзаказчиков. Программа состоит из 3 основных блоков: генерации знаний (12 мероприятий), разработки технологий (10 мероприятий), коммерциализации технологий (7 мероприятий). Да, в программе теперь блоки выстроены как инновационная цепочка — от генерации знаний (фундаментальные исследования) до коммерческого наукоемкого продукта. Программа будет точно соответствовать своему названию. В прежней схеме не было четкого ориентира на приоритетные направления науки и техники. В новой программе будут финансироваться только те исследования, которые отвечают поставленным задачам. Направлений выделено семь. Наших — по гражданским исследованиям — шесть, их нам и предстоит финансировать.

Приоритеты сформулированы достаточно широко — информационно-телекоммуникационные системы, индустрия наносистем и материалы, живые системы, рациональное природопользование, энергетика и энергосбережение, безопасность и противодействие терроризму. Почему именно эти? Усилиями экспертов проводилась огромная работа по обновлению Перечня критических технологий. Этим занимались не чиновники министерства, не чиновники Роснауки, а эксперты, представляющие научное сообщество. И перечень вскоре будет утвержден.

Важно, что среди мероприятий много знакомых, фигурировавших ранее в хорошо всем известной программе «Интеграция», в Минпромнауки в качестве самостоятельных внепрограммных приоритетов (например, развитие приборной базы, центры коллективного пользования и др.). Пользуясь случаем, хотелось бы развеять одно заблуждение, связанное с тем, что ФЦП «Интеграция» прекратила свое существование как самостоятельная программа. Приходится слышать высказывания, что этот шаг чуть ли не подрыв наметившихся, в том числе и благодаря этой программе, положительных тенденций в развитии интеграционных процессов науки и образования. Но, смею вас уверить, это не так. Готов привести конкретные цифры. В 2004 году общее финансирование программы «Интеграция» составило 193 миллиона рублей. Если взять нынешнюю редакцию программы по приоритетным направлениям и сложить цифры, которые сопровождают мероприятия, ранее относившиеся к программе «Интеграция», вы получите сумму в 2,5 раза большую: свыше 450 миллионов рублей. А если к этим интеграционным мероприятиям добавить те, что предусмотрены для поддержки кадрового резерва в науке, то итоговая цифра превысит миллиард. Деньги предназначены прежде всего для высшей школы, где сегодня ведется подготовка будущих исследователей. Поэтому считаю, что упрекать кого-то в пренебрежении проблемой интеграции науки и образования несправедливо.

Объединение в рамках одной программы ранее независимых направлений финансирования исследовательских, инновационных и инфраструктурных проектов не является чисто механическим. Все они должны работать на единую цель. Особое внимание будет уделено так называемым комплексным проектам. Раньше конкурсы объявлялись по каждому программному мероприятию: разработка технологий, развитие приборной базы… Сейчас поставлена задача создать крупные проекты с реальным выходом, которые могут финансироваться за счет разных программных мероприятий. Есть желание создать новую технологию? Имеете право использовать средства, предусмотренные программным мероприятиям 2.2 «Проведение опытно-конструкторских, технологических и экспериментальных разработок по приоритетным направлениям развития научно-технической сферы». Для оформления этой технологии необходимо уточнить детали процесса, который в этой новой технологии используется? На это могут пойти средства, что выделены на мероприятия 1.2 «Проблемно-ориентированные поисковые исследования фундаментального характера». Для реализации этого проекта требуются современные приборы — закупите их, получив деньги из мероприятия 1.7 «Развитие приборной базы научных организаций и вузов в целях опережающего развития материальной базы научных исследований». Надо привлечь для исполнения проекта аспирантов или студентов, задействовать молодых кандидатов наук? Найдите нужную сумму в соответствующем программном мероприятии. Мы считаем, что такая комплексность позволит сфокусировать средства именно на объявленных приоритетах.

Наиболее важным звеном в системе управления программой является Научно-координационный совет, который возглавляет министр. В совет входят представители научного сообщества, наукоемкого бизнеса и, как положено, чиновный люд. Научно-координационный совет формирует рабочие группы по каждому из приоритетов и еще одну — по вопросам инфраструктуры программы. Именно рабочие группы готовят для совета предложения о тематике предстоящих конкурсов по программе. Ученые высшей школы, на мой взгляд, представлены в рабочих группах НКС полно и достойно. Отслеживалось и то, чтобы регионы были представлены во всех рабочих группах.

Первый конкурс объявлен в начале декабря по приоритетному направлению «Живые системы». Далее в декабре-январе пройдет объявление основных конкурсов. Программа объемная, поэтому, полагаю, полная ясность наступит к лету.

Подробнее прочесть о программе, составе Научно-координационного совета, положение о нем, познакомиться с документами, регламентирующими всю эту работу, желающие могут на сайте Роснауки: http://fasi.gov.ru.

Елизавета Понарина, «Поиск»

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?11+317+1