Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 1 (2487) 14 января 2005 г.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ В. ПУТИНА
НА СОВЕЩАНИИ ПО ВОПРОСАМ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Новосибирский Академгородок, 11 января 2005 года.

Нам предстоит рассмотреть вопрос о пилотном проекте создания технопарков в сфере информационных технологий.

Иллюстрация

Сегодня бизнес, связанный с информационными технологиями — один из самых динамичных и высокодоходных секторов мировой экономики, а сами информационные технологии — это мощный рычаг обновления и повышения конкурентоспособности национальных производств, развития инновационной деятельности. Их вклад в ВВП ведущих стран мира неуклонно растет.

Наши позиции здесь пока все еще скромные: менее одного процента мирового рынка. Отечественным компаниям — с их ограниченными ресурсами — пока трудно конкурировать не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

Иллюстрация

При этом у нас есть и кадровый потенциал, и весомый научный задел в этой области. Уверен, что при эффективном и грамотном использовании этих возможностей страна может добиться серьезного прорыва в информационной сфере. Мы просто не должны упустить такой шанс, тем более что ряд государств достигли в этой сфере успеха, имея не такие сильные стартовые позиции.

Полагаю, что формирование современной инфраструктуры информационного сектора экономики может стать крупным национальным проектом. Его реализация потребует эффективного партнерства и совместной ответственности науки, бизнеса, государства, соответствующих правовых и организационных механизмов.

Хотел бы в связи с этим отметить несколько принципиальных моментов.

Первое. Нужно ясно понимать, что создаваемые технопарки в сфере информационных технологий — это в полной мере рыночные проекты. Они должны быть рыночными проектами. Их работа должна строиться на принципах конкурентоспособности, эффективности, прибыльности, а производимый здесь продукт — ориентироваться на конкретного заказчика. В этой связи важен четкий прогноз долгосрочных тенденций и потребностей отечественной и мировой экономики. Вот это все «во-первых» — это, наверно, самое главное. Даже не так важны преференции, о которых мы будем наверняка сегодня говорить в этих зонах, в этой области в целом. Но востребованность этого вида услуг, этого вида продукции — крайне важный фактор.

Второе. Мы должны внимательно проанализировать как зарубежную, так и отечественную практику создания научно-производственных комплексов, технопарков, особых экономических зон. У нас есть свой интересный и успешный опыт. Достаточно назвать новосибирский Академгородок, в котором мы находимся. Здесь еще несколько десятилетий тому назад отрабатывались модели интеграции образования, науки и производства в едином территориальном комплексе. Более того, уже десятки научно-технологических центров в сфере информационного бизнеса эффективно работают на рынке. Я помню, еще в прошлый мой приезд вы мне об этом рассказывали. Да и под Москвой у нас неплохо функционируют некоторые вещи. Здесь присутствуют те, кто в практическом плане занимается этим видом деятельности. Надеюсь, они сегодня тоже выскажутся.

Третье. Важно определить современные инструменты государственной поддержки центров информационных технологий, стимулирования и продвижения экспорта высокотехнологичных товаров и услуг. При этом речь может идти не только об особых экономических, налоговых или таможенных режимах. Хотел бы сегодня услышать ваше мнение, ваши предложения по системе взаимодействия и по мерам государственной поддержки в этом секторе.

Четвертое. Деятельность создаваемых технопарков и других элементов инновационной инфраструктуры должна опираться на адекватное законодательство. Полагаю, что готовящийся федеральный закон об особых экономических зонах должен учитывать и специфику бизнеса в сфере информационных технологий.

Нужно до конца упорядочить оборот интеллектуальной собственности. Научные коллективы и разработчики должны быть заинтересованы передавать свой продукт в производство. Передавать не только на основе «серых» схем, а на базе прозрачных, цивилизованных и выгодных всем правил.

Все, что связано с защитой интеллектуальной собственности, — это важнейший элемент и с точки зрения укрепления законодательной базы, и с точки зрения реализации защиты прав интеллектуальной собственности на практике.

Пятое. Формирование инфраструктуры информационного бизнеса должно идти в тесной увязке с модернизацией профессионального образования. Массовое производство потребует большого числа подготовленных высококвалифицированных кадров, кадров, способных решать конкретные технические, узко специализированные задачи. При этом нам важно сохранить такие конкурентные преимущества нашего образования, как фундаментальность, традиции отечественной школы подготовки инженеров.

Шестое. Создание таких технопарков и центров имеет не только большое экономическое, но и социальное значение. Это новые, высокооплачиваемые и престижные рабочие места. Они ориентированы в значительной мере на молодежь: студентов, аспирантов, молодых специалистов. Для них это возможность добиваться успеха и реализовывать свои способности именно здесь, дома, в России, в среде своей культуры, в среде своего языка. И, кроме того, у нас появляются дополнительные возможности для привлечения специалистов из других государств, прежде всего из стран Содружества независимых государств.

И, наконец, последнее. Убежден, что опыт реализации этого проекта мы также должны использовать для выработки общих, комплексных подходов к формированию современной инновационной инфраструктуры — инфраструктуры, которая должна обеспечивать трансформацию знаний в реальный капитал, работающий на экономику и социальную сферу страны.

Все, что было мною сказано, только в самом общем виде говорит о масштабности и важности проблемы, которую мы будем сегодня рассматривать. На этом закончу. Давайте перейдем непосредственно к обсуждению темы.

Заключительное слово
на совещании по вопросам развития информационных технологий

В.ПУТИН: Думаю, пора заканчивать. Ясно совершенно, очевидно для всех, что одной из главных задач в сфере экономики является диверсификация. В этом смысле, конечно, важнейшим направлением является поддержка и создание условий для развития информационных технологий, вообще высоких технологий в широком смысле этого слова. Все то, о чем мы сегодня говорили, представляет интерес для решения этой задачи.

Понятно также и то, что нам нужно в целом в стране создавать благоприятные условия, на чем достаточно справедливо настаивают наши коллеги из Министерства финансов. И в то же время не допустить при решении этой задачи ухудшения ситуации для соответствующих секторов, в том числе уже действующих сегодня наших высокотехнологичных предприятий. Из того, что мы сегодня обсуждали, видно, что все наши усилия как бы направлены на то, чтобы создавать новые элементы этой инфраструктуры: научной, технологичной и производственной.

Когда мы еще в Москве дискутировали на этот счет, исходили из того, что если мы говорим о создании каких-то специальных зон, то исходим из тех идей, которые изложены в проекте законодательного акта, предложенного или предлагаемого Министерством экономического развития и торговли. Мне очень бы хотелось, чтобы сегодняшняя дискуссия и результаты этой дискуссии были учтены разработчиками с учетом тех озабоченностей, которые высказывались, в том числе и представителями фискальных организаций, что является чрезвычайно важным.

И, конечно, разбираясь последовательно и наводя порядок достаточно жестко в сфере налогового администрирования в добывающих отраслях экономики, мы не должны создать ничего, что мешало бы развитию самой экономики в перерабатывающих отраслях и прежде всего сферы высоких технологий. Такой благоприятный административный режим с ограничением возможностей деятельности проверяющих организаций. Ограничением не для того, чтобы государство устранилось от контроля, а ограничение с целью создания нормальных стабильных условий работы для бизнеса в сфере высоких технологий, чтобы не нервировали людей и каждую неделю не приходили с проверками санитарной или пожарной службы. При этом еще раз хочу подчеркнуть, это не значит, что там не должно быть никакого контроля.

Речь идет о создании особого административного режима, особого режима налогообложения с понижением налоговой нагрузки в целом. Не буду сейчас говорить о деталях — на прибыль, на единый социальный налог. Для этих технологий прежде всего имеет значение единый социальный налог. Попросил бы соответствующие министерства и ведомства, Минфин определиться как можно быстрее, какая это будет планка. С тем чтобы нам не допустить какого-либо ущерба для людей, работающих в этой сфере с точки зрения обеспечения их пенсионных прав. Когда мы говорим о едином социальном налоге, мы имеем в виду, что необходимые отчисления для людей в накопительную часть пенсии, в общую часть пенсии должны быть сделаны. Вопрос в том, кто это будет делать: либо сам работник, либо государство сделает за него за счет перераспределения нагрузки и других налогов. И если уж мы говорим о возможности и согласовываем ставку ЕСН 14 процентов, то тогда я согласен с Грефом в том, что регрессивная шкала должна быть сохранена, та, которая действует для той системы исчисления цен, которая к этому году должна быть применена.

Мы говорим об особых таможенных условиях и о софинансировании всех этих программ, в том числе со стороны государства. И, конечно, очень важно создать стабильные условия работы в этих секторах на достаточно длительный период времени, с тем чтобы государство не имело возможности ухудшить правовую либо экономическую ситуацию участников этого процесса и тех, кто будет зарегистрирован в этих зонах в качестве резидента. Вот основные направления нашей деятельности на ближайшее время.

Конечно, нужно будет поработать с руководителями регионов, в которых предполагается развитие этих зон, потому что от губернаторов, от президентов республик в составе Российской Федерации, конечно, тоже очень много будет зависеть. Нужно, чтобы это не было навязано сверху, а чтобы было поддержано местными законодательными органами и губернаторами. Без этого фактически ничего сделать будет невозможно.

И самое главное и самое последнее (обращаясь к Г.Грефу): когда окончательно будут согласованы все эти проблемные вопросы, недорешенные, и когда вы внесете этот законопроект?

Г.ГРЕФ: Владимир Владимирович, вообще я считаю, что если мы в первом полугодии…

В.ПУТИН: Нет-нет, конкретно, месяц можете назвать?

Г.ГРЕФ: До первого марта, я считаю, что мы должны внести его в Думу.

В.ПУТИН: Все, договорились. До первого марта вносим закон.

На снимках нашего фотокорреспондента В. Новикова —
выход к прессе по окончании совещания.

стр. 2

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?3+317+1