Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 1 (2487) 14 января 2005 г.

СИБИРСКИЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАК ПЕРВЫЙ ШАГ СОЗДАНИЯ
ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ
ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
В НОВОСИБИРСКОМ АКАДЕМГОРОДКЕ

Выступление академика Н. Добрецова на совещании по вопросам развития информационных технологий.

На Сибирское отделение Академии наук с момента его создания в 1957 году было возложено две главные миссии: развитие широкого фронта фундаментальных исследований по важнейшим научным проблемам; научное содействие решению проблем развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока, включая создание минерально-сырьевой базы (нефть, газ, алмазы, где вклад ученых СО АН был решающим).

В преддверии 50-летия создания Сибирского отделения АН можно сказать, что с обеими миссиями Отделение успешно справилось.

Иллюстрация

Вместе с тем, мы понимаем, что наша страна не может быть сырьевым придатком развитых государств, и ясно осознаем задачи, поставленные Президентом Российской Федерации  В. Путиным: перевод экономики на инновационный путь развития и удвоение на этой основе ВВП страны к 2010 году.

Инновационная политика была впервые обсуждена на Совете по науке и высоким технологиям при Президенте РФ в связи с обсуждением проблем наукоградов. Тогда же — 2 года назад было озвучено предложение по созданию особых экономических зон. К сожалению, это предложение до сих пор не реализовано. Представленный сегодня МЭРТ РФ проект Федерального закона незначительно отличается от предшествующих предложений и не очень понятно, почему было потеряно столько времени, тем более что этот закон не требует значительных затрат государственного бюджета. Сибирское отделение РАН решительно поддерживает этот закон и считает, что его необходимо принять в первом квартале 2005 года, учитывая, что со второго квартала начинается формирование Государственного бюджета 2006 года, а в 2005 надо уже создать Сибирский ИТ-центр, так что времени не остается.

Иллюстрация

По поручению В. Путина, при активном участии ученых СО РАН была разработана «Стратегия экономического развития Сибири», принятая Правительством РФ 7 июня 2002 года. Для реализации «Стратегии…» по инициативе Президента РАН академика Ю. Осипова и тогдашнего Полпреда Президента РФ в Сибирском федеральном округе Л. Драчевского, в соответствии с поручениями Президента РФ  В. Путина, межведомственной комиссией при Минобрнауки РФ подготовлен и направлен в Правительство РФ проект Концепции Программы, обеспечивающей инновационное развитие Сибирского научно-производственного комплекса. Согласно Концепции система программных мероприятий включает три основных направления: развитие фундаментальной науки и образования; реализация крупных инновационных проектов национального масштаба; создание элементов региональной инновационной инфраструктуры.

Я коснусь только второго и третьего направлений (т.е. создания ОЭЗ на территории Сибири).

Сибирское отделение РАН имеет опыт реализации крупных государственных проектов. Так, Объединенный институт катализа СО РАН в 2002 году выиграл в Минпромнауки РФ грант на реализацию мегапроекта «Разработка и промышленное освоение катализаторов и каталитических технологий нового поколения для производства моторных топлив», участниками которого являются 5 институтов РАН, 6 вузов, 7 проектных организаций и 8 производственных компаний. При бюджетных вложениях в этот мегапроект в 350 млн рублей, уже к 2004 году реализовано дополнительной продукции более чем на 1,5 млрд рублей. Ожидаемые общие результаты проекта к моменту его окончания в 2006 году составят порядка 5 млрд рублей.

Пример с проектом по катализаторам показывает, что по тем направлениям, где мы имеем неоспоримое преимущество в мире, можно применять тактику «перегонять не догоняя». Ряд институтов СО РАН уже сегодня выполнил большой объем работы по разработке наукоемких технологий и выпуску продукции. Крупнейшие из 300 законченных разработок СО РАН могут быть реализованы в рамках государственных мегапроектов, начиная с 2005-2006 годов. Среди них — новые узлы автомобиля ВАЗ, изготавливаемые в рамках действующей межотраслевой программы «Силовая электроника»; участок лазерной резки металлов на НЗХК, изготовленный и запущенный Институтом теоретической и прикладной механики СО РАН. Такой же работает в ОАО «ЭлСиб».

Другие разработки, включающие электронно-лучевые, импульсные, био- и фармацевтические технологии, новые прогрессивные материалы могут быть реализованы в рамках предполагаемых технико-внедренческих и промышленно-производственных зон, создаваемых в Новосибирске и других крупных городах Сибири. Учитывая имеющийся задел, мы и здесь можем добиться быстрого успеха при необходимой государственной поддержке. Пока же мы регулярно слышим от Минфина РФ, что инновационная деятельность — это не дело Академии наук. А чье это дело? Кто кроме РАН может быть реальной инновационной силой?

Ускорить процесс должна имеющаяся договоренность с Китайской академией наук и региональными правительствами провинций о создании совместных технопарков в Китае в гг. Шеньян и Чанчунь и в России — в гг. Новосибирск и Иркутск для производства наукоемкой продукции гражданского назначения. Во-первых, через Китай мы выходим на громадный рынок Юго-Восточной Азии, с которым у Китая многосторонние связи; во-вторых, китайцы готовы инвестировать совместное производство в России. Сотрудничество с Китаем естественно должно развиваться с учетом национальных интересов и безопасности России.

Первым этапом реализации инновационной программы уже в 2005 г. должно быть создание Сибирского центра информационных технологий в рамках пилотного проекта о технопарках и центрах в сфере информационных технологий, доложенных министром Л. Рейманом.

Развитие ИТ-индустрии вошло в качестве одного из приоритетных направлений в принятую Правительством РФ «Стратегию экономического развития Сибири». Движение России (и Сибири в частности) в направлении мирового лидерства в области информационных технологий и программного обеспечения обосновывается такими факторами, как:

— значительный опыт работы со сложными и крупномасштабными проектами (в том числе, создание ТЭК Сибири);

— высокий научный и образовательный потенциал;

— накопленный опыт интеграции научного сообщества (СО РАН), вузов и производственных структур (в том числе ИТ-компаний);

— наличие признанных на мировом уровне специалистов, неадекватно оплачиваемых на Родине, особенно в Сибири, и вместе с тем, высокая производительность и качество труда, способность создавать высокоинтеллектуальные ИТ-продукты.

Новосибирск вместе с Москвой и Санкт-Петербургом входит в число основных центров программирования в России. В Новосибирске к настоящему моменту успешно работают более 200 средних и малых ИТ-компаний, действующих во всех сегментах ИТ-рынка. Более 40 из них объединились в некоммерческие партнерства «Сибакадемсофт» в Академгородке и «Информация и технологии» в г. Новосибирске. Только в указанных двух объединениях работают более двух с половиной тысяч ИТ-специалистов. Компании «Сибакадемсофта» при численности 1500 человек произвели в 2004 году программного продукта более чем на 50 млн долларов США. В 7 вузах Новосибирска готовят ИТ-специалистов по 22 специальностям с ежегодным выпуском 1500-1700 человек.

Новосибирск, особенно Академгородок, имеет ряд преимуществ по сравнению с другими известными центрами. Здесь традиционно действуют мощные научные школы, обеспечивающие теоретическую базу ИТ-технологий и их применения в различных областях науки и экономики. Во главе этих школ стояли и стоят всемирно известные ученые, среди которых Нобелевский лауреат в области математической экономики ак. Л. Канторович, его ученики ак. А. Аганбегян и В.Кулешов, математические школы академиков А. Мальцева и Ю.Ершова, С. Соболева и С.Годунова и др. В этой области успешно работают 6 специализированных и 17 других институтов Сибирского отделения РАН.

На базе Новосибирского госуниверситета более 45 лет действует система непрерывного образования с математическим уклоном, включающая: ежегодные Всесибирские школьные олимпиады — физико-математическую школу (сегодня — СУНЦ) — Высший колледж информатики — НГУ — магистратуру и аспирантуру в НГУ и институтах СО РАН. При НГУ успешно действуют также специализированные центры дополнительного образования, такие, как Международный центр молекулярного дизайна. Институты СО РАН тесно интегрированы не только с НГУ, но и с другими вузами, как г. Новосибирска, так и региона в целом и связаны с ними единой развитой телекоммуникационной инфраструктурой. На базе НГУ необходимо развернуть подготовку госслужащих и научно-управляющих (менеджерских) кадров в области новых наукоемких технологий.

Специфической особенностью создаваемого Сибирского ИТ-центра является возможность создания сложных, высокоинтеллектуальных продуктов на основе уникальных алгоритмов и высокого уровня математики.

Основной целью создания Сибирского ИТ-центра является формирование системообразующей инфраструктуры для развития производства ИТ-продукции и ИТ-услуг Сибири в составе высокотехнологичной территории, существенное увеличение на этой основе экспорта ИТ-продукции из России.

Предметная деятельность Сибирского ИТ-центра планируется по следующим направлениям:

— инициативное производство собственного высокоинтеллектуального продукта;

— контрактное (заказное, оффшорное) программирование;

— аутсорсинг или выполнение субконтрактных работ по заказу генерального подрядчика или фирмы производителя и т.д.;

— консалтинг, системная интеграция и техническая поддержка ИТ-продуктов;

— производство компьютерного оборудования и сервисные услуги по его обслуживанию;

— организация и поддержка постоянно действующей выставки ИТ-техники и ИТ-продуктов отечественных и зарубежных компаний;

— организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации ИТ-специалистов.

В процессе создания в 2005 году Сибирского ИТ-центра и далее предполагается решение следующих основных задач:

— Отработка механизмов эффективного взаимодействия ИТ-компаний Сибири с вузами округа, институтами СО РАН, органами власти всех уровней, с учетом профпереориентации для новых условий.

— Создание к концу 2006 года, с учетом принятия закона об ОЭЗ, двух производственных высокотехнологических площадок (в Академгородке и Новосибирске) с производственными площадями и технологической инфраструктурой, позволяющей обеспечить механизмы роста малых и средних компаний, заложить предпосылки для возникновения и успешной деятельности крупных конкурентоспособных ИТ-компании.

— Развитие консалтингового и маркетингового сервиса, эффективной системы представительств в регионах России и за рубежом (для экспертной составляющей).

— Развитие финансово-инвестиционных «институтов» ИТ-отрасли и других высокотехнологичных отраслей.

— Формирование государственной поддержки обеспечения надлежащего качества жизни для высококвалифицированных специалистов ИТ-отрасли.

Сибирский ИТ-центр может быть создан либо как федеральное государственное учреждение, при котором планируется управляющая компания по реализации всего проекта, либо как ОАО с государственным блокирующим пакетом акций. При этом, в качестве управляющей компании или представителя государства должно выступить, по моему мнению, Сибирское отделение РАН или один из его специализированных институтов.

Комплекс мероприятий по созданию Сибирского ИТ-центра предусматривает подготовительный период (первая половина 2005 г., включая принятие закона об ОЭЗ и подготовку проектно-сметной документации) и два этапа по реализации, соответственно — в 2005-2006 гг. и в 2007-2010 гг. На первом этапе 2005-2006 гг. предусматривается создание ИТ-центра и завершение формирования в 2006 году двух площадок в Академгородке и г. Новосибирске с формированием коллектива специалистов численностью до 5000 человек и решением первоочередных социальных вопросов. На втором этапе (в период 2007-2010 гг.) предусматривается расширение Сибирского ИТ-центра до 15-20 тысяч специалистов с адекватным развитием производственно-технологической и социальной инфраструктуры и создание региональных филиалов (отделений) ИТ-центра в Томске, Красноярске, Иркутске, Омске, Барнауле и других городах Сибири.

Коротко о двух производственных площадках в Новосибирске:

— Первая и главная площадка в Академгородке, включающая производственно-офисный корпус (бизнес-центр) на 10-15 тыс.кв. метров, интеллектуализированную гостиницу на 500-700 мест, конгресс-центр и площадку для парковки автомобилей (100-150 единиц). Для реализации этой части проекта выделен земельный участок 1-1,5 га между НГУ и границей Академгородка. При отводе земли учтена перспектива развития площадки на втором этапе еще на 10-15 тыс.кв. метров, прежде всего за счет самих ИТ-компаний. При создании территорий предусмотрено строительство объектов инженерной инфраструктуры в двух участках — вокруг НГУ (западнее ул. Пирогова) и вдоль проспекта Коптюга.

— Вторая площадка в г. Новосибирске включает производственно-офисный корпус (бизнес-инкубатор, бизнес-центр) на 10-15 тыс.кв. метров, конгресс-центр и место для парковки автомобилей (100-150 единиц) вокруг ГПНТБ СО РАН и вблизи СибГУТИ и химико-технологического колледжа им. Д. И. Менделеева.

Вновь привлекаемым к участию в проекте организациям вначале (на срок до пяти лет) планируется предоставлять имеющиеся площади на льготных условиях. Постоянные производственные площади должны строиться на площадках за счет инвестиционных компаний и собственных средств ИТ-компаний — участников проекта. Решением жилищной проблемы молодых ИТ-специалистов, является приоритетное выделение под строительство площадок вокруг НГУ, что проработано с администрацией, в частности, как и продолжение ипотечной программы строительства жилья совместно с Администрацией области.

Наряду с технико-внедренческой зоной, включающей ИТ-центр и подзону НИИ, в соответствии с Концепцией программы развития Сибирского НПК, планируется создание более крупной научно-производственной зоны высоких технологий.

Объем средств, необходимых для реализации проекта создания Сибирского ИТ-центра в Новосибирске и в указанных выше регионах на двух этапах реализации, в текущих ценах оценивается в 6,3 млрд рублей, в том числе необходимое бюджетное финансирование — 2,6 млрд рублей.

Внебюджетное финансирование в рамках проекта будет осущест-вляться за счет собственных и привлеченных средств участников проекта, кредитов банков и ипотечных агентств, средств иных заинтересованных инвесторов.

Бюджетное финансирование проекта может осуществляться за счет специальных федеральных средств или по ФЦП «Электронная Россия», а также из бюджетов Новосибирской области, СО РАН и средств г.Новосибирска. Возможна поддержка проекта создания Сибирского ИТ-центра государственными внебюджетными фондами, в частности «Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».

С целью стимулирования перехода российских предпринимателей и компаний-разработчиков ИТ-продуктов на официально декларируемые сделки, было бы желательным на законодательном уровне для ИТ-компаний поднять порог для перехода на упрощенную схему налогообложения до 150 млн. рублей. Важным вопросом является использование интеллектуальной собственности. Мы полностью согласны с Президентом, что решение этого вопроса явно затянулось.

Ожидаемые результаты по программе развития Сибирского научно-производственного комплекса: на первом этапе (до 2007 г.) можно получить дополнительной продукции до 1,5 млрд долларов США только в г. Новосибирске, и до 4,5-5,0 млрд долларов США до 2010 года в целом по Сибири. Чтобы обеспечить 20-25% роста ВВП за счет наукоемкой продукции, нужно организовать 5-10 таких зон и комплексов.

В том числе по Сибирскому ИТ-центру с учетом возможной годовой выработки 25-30 тысяч долларов США в год в расчете на одного ИТ-специалиста, объем собственных работ в Сибирском ИТ-центре может составить 120-150 млн долларов США к концу первого этапа (2006 г.) и до 500 млн долларов США в год к концу второго этапа (2010 г.). С учетом работ организаций — контрагентов и отдельных предпринимателей при сложившемся соотношении собственных работ и работ, выполняемых по кооперации, общий объем выработки в год может быть увеличен на 20-25 % от указанных цифр.

Почему на фоне большой и амбициозной Программы инновационной поддержки Сибирского научно-производственного комплекса мы выступаем за то, чтобы проект создания Сибирского ИТ-центра был реализован в первую очередь? Это нужно и можно сделать потому, что создана теоретическая база (в институтах СО РАН); в мире широко известен брэнд «СО РАН»; есть большой «задел» разработок и развитая телекоммуникационная инфраструктура; имеется положительный опыт интеграции ИТ-специалистов в различные области науки и сферы бизнеса; требуются относительно небольшие капвложения; легко наращиваются мощности, в том числе за счет других региональных научных центров.

Вместе с тем, наряду с этим «первым шагом» при соответствующей государственной поддержке, Сибирское отделение РАН готово взять на себя ответственность, в том числе персональную, за скорейшее выполнение всей программы инновационного развития Сибирского научно-производственного комплекса, ибо понимаем, что мы опаздываем, и время работает против нас.

Фото  В. Новикова

стр. 3

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?4+317+1