Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 3 (2289) 19 января 2001 г.

ВЛАСТЬ И ПРЕССА: КОНТУРЫ
РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

Дмитрий Киселев.

Недавно административный комитет при губернаторе Иркуткой области одобрил законопроект "Об областной государственной поддержке средств массовой информации Иркутской области". Основные моменты этого документа мы попросили прокомментировать председателя комитета по информационной политике аппарата губернатора Владимира МАЗУРОВА.

- Прежде чем говорить непосредственно о законопроекте, хочу сказать вот о чем. Сейчас в рамках Сибирского федерального округа, в который входит и наша область, идет формирование единого информационного пространства. Администрации области не может в этом процессе занимать позицию стороннего наблюдателя. Наша политика в сфере массовой информации основывается на том, что власть ответственна, во-первых, за состояние и развитие средств массовой информации в области; во-вторых, за обеспечение жителей Приангарья полной и достоверной информацией. Этим мы, прежде всего и руководствовались, когда весной по поручению Бориса Говорина приступили к работе над проектом закона.

- Кто, если не секрет, участвовал в этой работе?

- В рабочую группу, помимо работников нашего комитета, других структурных подразделений администрации области, вошли представители Законодательного Собрания, областной журналистской организации, руководители городских и районных средств массовой информации, территориального управления Минпечати России, ученые, юристы.

- Владимир Иванович, что вкладывается в понятие "государственная поддержка"?

- Суть областной государственной поддержки - в создании благоприятных условий для производства и распространения средств массовой информации. В нашем законопроекте это главным образом - выделение редакциям денег (субсидий и субвенций) из областного бюджета.

- В проекте закона записано, что поддержка будет оказываться только одному печатному и одному электронному СМИ от каждого района (города). Почему?

- Наш законопроект разработан на основании федеральных законов "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации" и "Об экономической поддержке районных (городских) газет". Учитывая тенденции укрепления вертикали власти и создания единого правового пространства в России, основные положения проекта формировались в соответствии с нормами указанного федерального законодательства. Пункт 1 статьи 4 федерального закона "Об экономической поддержке районных (городских) газет" предусматривает, что в федеральный реестр может быть включена только одна районная (городская) газета из числа издающихся на территории района (города) при соблюдении ряда условий. В связи с этим в нашем проекте были определены условия и введено количественное ограничение в отношении СМИ, которые могут быть включены в областной реестр.

- О каких условиях идет речь?

- Для организаций теле-, радиовещания - это наибольшая периодичность выхода в эфир, распространение вещания на большей территории района (города). Для газет в качестве критериев, избранных федеральным законодателем для включения в реестр, предложены: наибольший тираж, поддержка читателей и распространение тиража на большей территории района. Эти критерии воспроизведены и в нашем законопроекте, за исключением поддержки читателей, поскольку данный критерий, по мнению юристов, не формализован и при его применении на практике могут возникнуть сложности с определением такой поддержки, способами выражения и оценки.

- А правда, что при равенстве тиражей преимущество получит та газета, которая, скажем так, ближе к власти?

- Такой вариант рассматривался рабочей группой. Дело в том, что в соответствии с федеральным законом "Об экономической поддержке районных (городских) газет" одним из обязательных условий включения газеты в федеральный реестр является наличие у нее в качестве одного из учредителей органа местного самоуправления. Но в итоге мы решили закрепить за всеми СМИ - и государственными, и частными - равные возможности. С этим, кстати, согласились и члены пленума областной организации Союза журналистов России.

- Кто будет формировать областной реестр, делать отбор претендентов на бюджетные деньги?

- Этим займется областная комиссия по средствам массовой информации. Она сформирована в полном соответствии с требованиями федерального законодательства. Отбор претендентов на включение в реестр будет проходить на конкурсной основе, открыто, гласно.

- Если средство массовой информации попадает в областной реестр, значит, вы его берете на полное бюджетное финансирование?

- Такого себе не может позволить не только бюджет Иркутской области, но и бюджет любого другого субъекта федерации. Мы ведем речь лишь о поддержке. О частичной компенсации самых обременительных расходов редакций (например, по оплате услуг полиграфических предприятий и передающих центров, услуг федеральной почтовой связи, расходов на приобретение газетной бумаги), о выделении средств на приобретение современного оборудования. Это должно стать довеском к тому, что СМИ заработают сами. При грамотном использовании "дополнительных" денег редакции, на мой взгляд, смогут обеспечить себе задел для дальнейшего развития. Ведь, заметьте, мы не собираемся поддерживать заведомо слабые, не пользующиеся симпатией у читателя, зрителя, радиослушателя средства массовой информации. Мы намерены поддерживать тех, кто в движении, в поиске. Думаю, что жители области разделят такой подход.

- Но если губернатор вышел с инициативой государственной поддержки СМИ, значит, СМИ должны как бы отработать губернатору эту поддержку?

- Отработать не губернатору, а населению нашей области. Власть не собирается посягать на свободу СМИ. Ни губернатор, ни администрация области не вправе, согласно законопроекту, вмешиваться в деятельность редакций при распределении бюджетных денег, не вправе диктовать средствам массовой информации, что писать и что показывать по телевидению. Но мы уверены в настоятельной необходимости "подтянуть" местную прессу до уровня ведущих областных изданий: по внешнему виду, по качеству публикаций, по уровню профессиональной подготовки кадров. Губернатор заинтересован в том, чтобы в Приангарье были крепкие СМИ, которые бы высокопрофессионально, объективно, полно информировали население о происходящих в области процессах.

стр. 

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?15+32+1