Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 5 (2491) 4 февраля 2005 г.

ЛОДКИ ТАВОЛГАНА

Будучи в экспедиции в Искитимском районе, на берегу тихой речки Уень я увидел совершенную по обтекаемости лодку-долбленку. Оказывается, у местного населения по-прежнему пользуются спросом лодки, традиция изготовления которых уходит в эпоху Средневековья.

А. Бородовский, к.и.н., с.н.с.,
Институт археологии и этнографии СО РАН

Иллюстрация
Лодки, используемые в повседневной жизни селянами Приобья.

На территории Новосибирского Приобья, судя по русским письменным и картографическим источникам конца XVII — начала XVIII в., существовали земли с историческими названиями — Телеутская межа и Таволган. В XVII столетии Телеутская межа на правом берегу р. Оби проходила по р. Иня, а территория до р. Бердь называлась Таволганом.

В настоящее время исторический топоним Таволган сохранился только в Искитимском районе в названии урочища Малый Таволган. Оно расположено в междуречье рек Малый и Большой Елбаш — правых притоков р. Берди.

Содержательная сторона названия Таволган не однозначна. В картографических материалах С. Ремезова XVIII столетия встречается упоминание о Таволгане «еловом». В XX веке Таволганом или Таволгой назывались березово-осиновые насаждения или вязолистное, травянистое растение (лабазник), которые образуют заросли по болотистым и заливным лугам, вырубкам и опушкам.

Иллюстрация

В начале XVIII столетия Таволган, несмотря на интенсивное освоение русским населением Верхнего Приобья, продолжает оставаться территорией для сезонных отхожих промыслов русского и аборигенного населения. В отписке томского воеводы Григория Петрово-Соколова от декабря 1708 г. говорится, что «томчане русские люди, чатские татаровя и белые выезжие калмыки в летнее и осеннее время в урочищах Таволганских лесов и по рекам Ине и Берди для звериного, хмелевого и лодочного промысла и для жерновов бывают в промыслу по 500 человек и более».

Технология изготовления долбленых лодок известна с эпохи неолита, ей, по меньшей мере, 8-6 тысяч лет. В целом ряде сел (Чаус, Умна, Красный Яр) Обского левобережья на границе Колыванского района Новосибирской области и Кожевниковского района Томской области (Батурино, Чилино, Базой) до сих пор можно встретить такие транспортные средства.

Расспросив местных жителей, удалось выяснить, что эти лодки изготавливает на продажу житель соседней татарской деревни Юрт-Акбалык по прозвищу «Робинзон». Около 30 лодок-долбленок насчитал я в деревне, они хранились внутри хозяйственных дворов, на улицах, у заборов, при входе в усадьбу, на берегу р. Уени. Говорят, раньше практически каждый житель с. Юрт-Акбалык был способен изготовить такую лодку. В настоящее время в селе осталось несколько мастеров, которые делают их для себя и на продажу. Среди них: Рафик Мавлютов, 1938 г.р., Юрий Галимзат, 1954 г.р., Галимзан Газизов, 1937 г.р. и его 26-летний внук, 50-летний Гумар Мавлютов, Александр Ибрагимов, 1985 г.р., который с 15-ти лет помогал отчиму в изготовлении лодок.

Иллюстрация

Р. Мавлютов, сделавший в последнее время две лодки, рассказал, что на создание каждой уходит около недели, включая выбор дерева, его транспортировку и сам процесс изготовления. В широкой Обской пойме на берегах р. Уень в теплое время выбирается ветла, ствол которой составляет обхват руки взрослого человека, и высотой не менее 4,5 м. Дерево должно быть плотное, однородное, без сучков, внутренних трещин и кольцевого расслаивания. Несколько фрагментов таких заготовок лежали возле дома Мавлютова, рядом с уже готовыми лодками. Для контроля толщины бортов лодки при первоначальном выдалбливании полости в заготовке высверливается ряд отверстий, в которые забиваются чопики. На дне лодки выбираются крепления для шпангоутов. Размеры и изгиб шпангоутов зависят от местоположения детали в лодке. В центральной части размеры больше, а изгиб меньше; ближе к носу лодки их размеры уменьшаются, а изгиб увеличивается. Разведение бортов лодки после окончания выдалбливания производится горячей водой. Глубина лодки в готовом состоянии — 30-40 см, ширина в центральной части до 93 см. В носовой части устанавливается металлический штифт для транспортировочной и крепежной цепи. По сравнению с хантыйскими «осиновками» и «кедровками» лодки-долбленки из с. Юрт-Акбалык более широкие, поскольку в условиях открытой обской поймы нет необходимости в узких лодках, с которыми удобно передвигаться с реки на реку в лесных районах.

За последние 300 лет лодочный промысел хотя и сохранился в северной части Верхнего Приобья, но несколько изменил географию распространения. По воспоминаниям старожилов, в первой половине прошлого века лодки-долбленки изготавливались еще и в селе Усть-Алеус Ордынского района. В конце века этот промысел сохранился только в одной татарской деревне Юрт-Акбалык.

Фото автора.

стр. 8

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?13+320+1