Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 10-11 (2496-2497) 18 марта 2005 г.

ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Материалы к заседанию Правительства РФ 10 марта 2005 года по вопросу «О проекте федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».

Пресс-служба Правительства РФ

Иллюстрация

Основная идея проекта федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» заключается в создании благоприятных условий для развития экономического и научного потенциала страны, привлечения инвестиций в ее экономику посредством создания и функционирования особых экономических зон.

Под особой экономической зоной предлагается понимать определяемую постановлением Правительства Российской Федерации часть государственной и таможенной территории Российской Федерации, на которой действует особый режим ведения предпринимательской деятельности.

Согласно проекту федерального закона на территории Российской Федерации планируется создание двух типов ОЭЗ: промышленно-производственных и технико-внедренческих.

При создании ОЭЗ должен соблюдаться принцип ограниченности их территории. Ограниченность территории ОЭЗ обусловливается, во-первых, необходимостью значительной концентрации затрат на обустройство инфраструктуры зоны и прилегающих к ней территорий, во-вторых, чрезмерно большие размеры территорий ОЭЗ привели бы к снижению концентрации инвестиционных, трудовых и иных ресурсов.

По указанным причинам законопроектом предусматривается создание промышленно-производственных зон на территории с площадью не более 10 кв. км, технико-внедренческих — на территории с площадью не более 2 кв. км.

ОЭЗ создаются на двадцать лет, срок существования ОЭЗ продлению не подлежит.

На территории ОЭЗ не допускается добыча и переработка полезных ископаемых, ломопереработка, производство и переработка продукции черной и цветной металлургии (за исключением производства особо чистых металлов и сплавов, соединений и изделий из них, материалов для электроники), производство и переработка подакцизных товаров (за исключением автомобилей легковых и мотоциклов).

При создании ОЭЗ Правительство Российской Федерации вправе определять виды деятельности, разрешенные на территории ОЭЗ.

Одним из условий эффективного функционирования ОЭЗ является единство государственной политики в сфере развития ОЭЗ, а создание и развитие ОЭЗ — задачей федерального значения, поэтому органом, уполномоченным принимать решения о создании ОЭЗ, является Правительство Российской Федерации.

Субъект Российской Федерации совместно с муниципальными образованиями, на территории которых предполагается создание ОЭЗ, подает в Правительство Российской Федерации заявку о создании ОЭЗ по установленной форме. Решение о создании ОЭЗ оформляется постановлением Правительства Российской Федерации.

Для обеспечения единства управления ОЭЗ на всей территории Российской Федерации законопроект предусматривает следующую конструкцию управления ОЭЗ: разработка и реализация единой государственной политики в отношении создания и функционирования ОЭЗ возлагается на специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а полномочия по управлению конкретными ОЭЗ реализуются территориальными органами уполномоченного федерального органа исполнительной власти по управлению ОЭЗ.

Проектом федерального закона вводится новая категория налогоплательщиков — резиденты ОЭЗ.

Резидент ОЭЗ — индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена ОЭЗ, и заключившие с Территориальным органом соглашение о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных проектом федерального закона.

Индивидуальный предприниматель и коммерческая организация признаются резидентами ОЭЗ с момента внесения соответствующей записи в реестр резидентов ОЭЗ.

Неотъемлемым условием получения лицом статуса резидента промышленно-производственной ОЭЗ является обязанность лица осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее десяти миллионам евро (не включая нематериальные активы) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления в Территориальный орган заявки на заключение соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. При этом резидент ОЭЗ обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее одному миллиону евро (не включая нематериальные активы) по курсу Центрального банка Российской Федерации на день представления данной заявки в Территориальный орган, в течение года с момента заключения указанного соглашения.

Лишение лица статуса резидента ОЭЗ допускается только в судебном порядке в предусмотренных законопроектом случаях и влечет прекращение соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

Резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и обособленные подразделения вне территории ОЭЗ.

На территории ОЭЗ предпринимательскую деятельность могут осуществлять как резиденты ОЭЗ, так и лица, не являющиеся таковыми.

При этом резиденты ОЭЗ вправе осуществлять на территории ОЭЗ только промышленно-производственную (производство и переработка товаров и их последующая реализация) или технико-внедренческую (создание научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление и испытание опытных партий, а также создание программ для ЭВМ и баз данных) деятельность.

Лица, не являющиеся резидентами ОЭЗ, могут осуществлять на территории ОЭЗ предпринимательскую деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Для стимулирования инвестиционной активности резидентов ОЭЗ проект федерального закона предусматривает нормы, устанавливающие порядок предоставления таможенных преференций, особенности административного режима, режима землепользования.

Специальный административный режим в отношении резидентов ОЭЗ, устанавливаемый законопроектом, предусматривает осуществление контрольных мероприятий органами государственного контроля в отношении резидентов ОЭЗ, за исключением таможенного и налогового контроля, исключительно в виде плановых комплексных проверок, при проведении их не чаще одного раза в три года в течение срока, не превышающего двух недель, а налоговый и таможенный контроль на территории ОЭЗ — в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Нормы законопроекта, касающиеся налогообложения резидентов ОЭЗ, носят отсылочный характер. Особенности налогообложения резидентов ОЭЗ будут закреплены непосредственно в Налоговом кодексе Российской Федерации.

В законопроект включены нормы прямого действия, устанавливающие таможенный режим свободной таможенной зоны, согласно которому иностранные товары размещаются и используются в пределах территории ОЭЗ без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

Товары помещаются резидентами ОЭЗ под таможенный режим свободной таможенной зоны в целях ведения ими промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

При вывозе иностранных и российских товаров (продуктов их переработки), помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, с территории ОЭЗ на остальную часть территории Российской Федерации таможенными органами взимаются подлежащие уплате таможенные пошлины и налоги в соответствии с законодательством Российской Федерации. При вывозе указанных выше товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации ввозные таможенные пошлины, налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта.

В соответствии с проектом федерального закона земельные участки, расположенные в границах ОЭЗ, предоставляются во владение и пользование только на основании договора аренды.

Резиденты ОЭЗ — собственники созданных ими объектов недвижимости имеют право выкупа расположенных под указанными объектами земельных участков в пределах территории ОЭЗ в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Создание в ряде регионов Российской Федерации ОЭЗ ускорит интеграцию России в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах Российской Федерации.

В свете федеральной региональной политики следствием создания и функционирования ОЭЗ будут являться стимулирование развития соответствующих регионов и решение проблем выравнивания уровня их экономического развития.

Последовательное осуществление в Российской Федерации единой государственной политики в сфере создания и функционирования ОЭЗ будет способствовать улучшению в стране инвестиционного климата.

стр. 10

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?10+325+1