Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2019

Сайт разработан и поддерживается
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Новости | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам
 
в оглавлениеN 14 (2500) 15 апреля 2005 г.

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАНОТЕХНОЛОГИЙ

А. Асеев, член-корр. РАН

Круглый стол на тему «Проблемы законодательного регулирования и государственной политики по развитию нанотехнологий в Российской Федерации» был проведен 31 марта 2005 г. Комитетом Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. Инициатором проведения круглого стола явился Нобелевский лауреат академик Ж. Алферов, по инициативе которого в октябре 2004 г. состоялось также обсуждение проблем развития нанотехнологий в России на заседании Межфракционного депутатского объединения «Наука и высокие технологии» в Государственной Думе.

Основные доклады на круглом столе были сделаны членами-корреспондентами РАН  А. Асеевым (ИФП СО РАН) и Н.Леденцовым (ФТИ им. А. Ф. Иоффе РАН). Отмечено, что нанотехнологии и наноматериалы оказывают революционизирующее воздействие на развитие информационных и телекоммуникационных технологий, биотехнологий, средств безопасности и борьбы с терроризмом и многие другие аспекты деятельности человечества. Их влияние окажется решающим при развитии науки, техники и мировой экономики в ХХI веке. По прогнозам мировой рынок нанотехнологий и наноматериалов достигнет 1 трлн. долларов США к 2015 году. Развитыми странами приняты национальные программы развития нанотехнологий в качестве высших государственных приоритетов, общий объем финансирования научно-исследовательских работ в этой области приближается к 9 млрд. долларов, а число зарегистрированных патентов приближается к 90 тысячам. На многочисленных примерах докладчики показали высокий уровень научно-исследовательских работ по развитию нанотехнологий и наноматериалов в научных учреждениях России, главным образом, в институтах Российской академии наук. В то же время, Россия не имеет Федеральной программы работ в области нанотехнологий и наноиндустрии, а усилия отдельных ведомств разрознены и плохо координированы. Отсутствие весомой государственной поддержки фундаментальной науки и несовершенство законодательной базы поддержки науки и высоких технологий тормозит привлечение венчурного капитала и развитие технопарков. Н. Леденцов подробно рассказал о своем личном опыте создания фирмы по производству оптоэлектронных приборов на базе разработок ФТИ РАН в технопарке г. Дортмунд, Германия (ИФП СО РАН также имеет положительный опыт взаимодействия с фирмой, занятой развитием электронно-лучевых систем нанолитографии в составе данного технопарка).

В процессе обсуждения выступили академики В. Шевченко (директор Института химии силикатов РАН), А. Арчаков (директор Института биомедицинской химии РАМН), проф. М. Фейгельман (зам. директора Института теоретической физики РАН), представители Росатома и Минобрнауки РФ.

Председатель Комитета Совета Федерации  В. Шудегов и академик Ж. Алферов сформулировали основные рекомендации участников круглого стола Федеральному собранию, Правительству и министерствам РФ, в числе которых:

— разработка концепции государственной поддержки приоритетного развития нанотехнологий в России с финансовой поддержкой из средств Стабилизационного фонда;

— целевое финансирование работ по развитию нанотехнологий из федерального бюджета, начиная с 2006 г.;

— изменение налогового и таможенного кодексов РФ с освобождением организаций, занятых в индустрии нанотехнологий от налогов на имущество, земельного налога, налога на прибыль в части, направляемой на приобретение оборудования и приборов и др.;

— организация центров коллективного пользования по развитию нанотехнологий, исследованию наночастиц, наноструктур и нанокомпозитов с приданием им статуса федеральных (в числе предлагаемых центров указана Сибирская ассоциация центров коллективного пользования);

— целевая подготовка специалистов в области нанотехнологий; подготовка нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционные отношения в сфере наноиндустрии;

— расширение возможностей международного сотрудничества на уровне научных и производственных структур, занятых в сфере нанотехнологий.

стр. 2

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?12+328+1