Печатная версия
Архив / Поиск

Archives
Archives
Archiv

Редакция
и контакты

К 50-летию СО РАН
Фотогалерея
Приложения
Научные СМИ
Портал СО РАН

© «Наука в Сибири», 2024

Сайт разработан
Институтом вычислительных
технологий СО РАН

При перепечатке материалов
или использованиии
опубликованной
в «НВС» информации
ссылка на газету обязательна

Наука в Сибири Выходит с 4 июля 1961 г.
On-line версия: www.sbras.info | Архив c 1961 по текущий год (в формате pdf), упорядоченный по годам см. здесь
 
в оглавлениеN 15 (2501) 22 апреля 2005 г.

КАК ВНЕДРЯЮТСЯ ИННОВАЦИИ

(из опыта новосибирского фонда)

Исследовательский фонд предпринимательства «Бизнес Лаборатория» ведет свою деятельность в области коммерциализации инноваций вот уже 2 года. Есть определенные результаты. Мы привлекли инвестиции для 4 проектов, реализация которых начата. Два из них выводят на российский рынок не имеющий аналогов продукт.

Хотелось бы поделиться своим опытом и рассказать об одном из 4-х проектов.

Описание состояния проекта на момент поступления в «Бизнес Лабораторию»

Работа над проектом «Ропат» (полное название — создание производства сваебойных гидромолотов под маркой «Ропат») началась в сентябре 2003 года. Автор разработки и руководитель проекта — Кувшинов Виктор Александрович.

Почему мы выбрали «Ропат» из 40 имевшихся на тот момент в нашей базе данных проектов? Разработка уже была защищена российскими и зарубежными патентами, существовала действующая команда исполнителей и менеджеров во главе с В. Кувшиновым, которая произвела и испытывала 8 молотов, была готова конструкторская документация, заключены договоры поставки. С технической точки зрения продукт не имеет аналогов на российском рынке сваебойной техники, а по сравнению с зарубежными аналогами выигрывает в цене в 2-3 раза, а по ресурсу выработки — в 2 раза (например, первый произведенный гидромолот работает без ремонта 7 лет!).

Использование гидромолотов уменьшает затраты на возведение фундаментов вдвое, позволяет вести «точечную» застройку в густонаселенных районах вследствие низкого вибрационного воздействия на грунт. «Ропат» обладает рядом других не менее важных преимуществ: способностью преодолевать очень высокое предельное сопротивление грунта до 140 тонн, не разрушая головы сваи, работать в любых климатических условиях без неполадок, выбивать стальные сваи из грунта.

Одним словом, с точки зрения рынка, «Ропат» — конкурентоспособный продукт, способный занять 10% рынка сваебойной техники.

Проблемы проекта

Несмотря на высокую степень готовности проекта эксперты «Бизнес-Лаборатории» столкнулись с рядом проблем при выборе стратегии развития проекта. Основная из них состояла в том, что для разработчика было нежелательным размещение заказов на изготовление на сторонних заводах и первоначально расчеты по проекту производились с учетом организации собственного производства на арендуемых площадях.

Выбор стратегии

Было разработано 6 вариантов развития проекта:

1. Собственное производство с последующей сдачей произведенного оборудования в аренду;

2. Собственное производство с последующей продажей оборудования в лизинг;

3. Собственное производство и продажа;

4. Производство на аутсорсинге и сдача оборудования в аренду;

5. Производство на аутсорсинге и продажа оборудования через собственную лизинговую компанию;

6. Производство на аутсорсинге и организация сбытовой сети;

7. Производство на аутсорсинге — размещение заказа на производство на сторонних предприятиях.

Выбор сделали в пользу варианта 2, включающего создание собственного производства, создание или привлечение лизинговой компании и реализация продукции на отечественном рынке, выход на зарубежные рынки (гидромолоты «Ропат» запатентованы в Китае, Европе и США). Объем инвестиций по этому варианту развития составил 1,4 млн долл. сроком окупаемости 1,5 года.

Как нашли инвестора

Работа «Бизнес Лаборатории» по поиску инвестора длилась 4 месяца — с сентября 2003 г. по январь 2004 г. и состояла из множества мероприятий. Для начала проект был размещен в Российской сети трансфера технологий и на сайте «Бизнес Лаборатории». После проведения маркетинговых исследований, экономических расчетов и создания инвестиционного меморандума проект был представлен на презентации на Сибирской ярмарки во время проведения выставки «Стройсиб». Мы осуществили две прямые рекламные рассылки: крупнейшим производственным предприятиям Новосибирска и участникам выставки «Стройсиб». Публикации в журнале «Идеи для бизнеса» помогли выявить интерес у строительных организаций. Но основным инструментом привлечения заинтересованных лиц были все же презентации (3 публичных и 9 индивидуальных). На одной из них присутствовал представитель группы промышленных новосибирских компаний, высказавший свой интерес к проекту.

Переговоры

Так, в январе 2004г. после проведения ряда постпрезентационных мероприятий начались переговоры и то, что мы называем согласованием интересов сторон. На самом деле менялась стратегия реализации проекта, и нам необходимо было найти компромиссное решение, выгодное, прежде всего, для проекта. Через 6 месяцев работа вышла на финишный этап. Разработчик и инвестор заключили лицензионное соглашение, по которому инвестор производит и продает оборудование, разработчик осуществляет техническое сопровождение и получает паушальный платеж и роялти после продажи каждого молота.

Состояние на сегодня

В сентябре 2004 г. начато серийное производство гидромолотов в Новосибирске.

Следует отметить, что мы не прекращаем работу с проектом после начала его реализации. Проект сохраняется в базе данных «Бизнес Лаборатории» и других открытых информационных источниках с целью привлечения дополнительных инвестиций, партнеров и потребителей.

Е. Чепкина,
сотрудник ИФП «Бизнес Лаборатория»
office@investlab.ru

Иллюстрация

стр. 6

в оглавление

Версия для печати  
(постоянный адрес статьи) 

http://www.sbras.ru/HBC/hbc.phtml?8+329+1